6 февраля в московской подземке произошел теракт, унесший жизни по меньшей мере 39 человек и более 120 лишивший здоровья. Я уж не говорю о тысячах людей, для которых этот день стал самым черным и трагическим днем в их судьбе и в жизни их близких. Похоже, что террор становится обыденным явлением нашей повседневной жизни. Весь вопрос в том, можно ли приспособиться к нему, научиться сосуществовать с ним, как сосуществует инвалид войны с осколком попавшего в его тело снаряда?
Но это и есть самое страшное! Террор как обыденность. Привыкание к тому, к чему по обычной логике невозможно, невообразимо, недостойно привыкать.
Террор – это болезнь хроническая, и значит, ее надо лечить. Упорно, неотступно, изо дня в день задаваясь вопросом: а что я сделал для этого?
Ну действительно, что может учитель истории сделать для борьбы с этим проклятием современной цивилизации, когда мощные властные институты – спецслужбы, полиция, войска, государственные учреждения, международные организации – кажутся бессильными перед ним?
Давайте вспомним кое-какие факты. Античным террористам Гармодию и Аристогитону, убившим царя Гиппарха, современники поставили памятник. А вот слова, написанные чуть позже: «Казаков не жалейте. На них много народной крови, они всегдашние враги рабочих… На драгун и патрули делайте нападения и уничтожайте… Дворникам запрещайте запирать ворота. Это очень важно. Следите за ними,
а если кто не послушает, то в первый раз побейте, а во второй убейте…». Это из большевистской листовки 1905 г. «Буревестник революции» Максим Горький, выходивший погулять в те дни, весело писал: «Публика настроена удивительно! Превосходное настроение! Все как-то сразу привыкли к выстрелам, ранам, трупам».
Вот откуда растет терроризм! Из нашей увлеченности «романтикой революции», из нашего раздражения (может быть, вполне обоснованного) действиями властей, из нашего постоянного нетерпеливого желания устроить лучшую жизнь поскорее и сразу, из презрения и ненависти к «проклятому имперскому прошлому». А теперь честно спросим себя: не овладевало ли нашим сознанием одно из таких настроений? Не замечали ли мы в действующих учебниках истории явное сочувствие революционерам и террористам? Так давайте скажем себе твердо: на наших уроках такого быть не должно!
А наш еженедельник постарается помочь вам в этом.

Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор

TopList