Макариевские премии: прошлое и настоящее

18 ноября 2003 г. в Президиуме Российской академии наук прошло вручение Макариевских премий. Их были удостоены историки и филологи, занимающиеся историей России и Православия, а также изучающие московские древности.
Всего было вручено 15 премий по трем номинациям.

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), основатель знаменитых премий

Митрополит
Московский и Коломенский
Макарий (Булгаков),
основатель знаменитых премий

История Макариевских премий уходит в середину XIX в. В 1841 г. будущий митрополит Московский и Коломенский и основатель знаменитых премий Макарий (1816—1882), переходя со студенческой скамьи на кафедру Киевской духовной академии, дал монашеский обет: если Бог благословит его намерение и труды, то все деньги, полученные за свои сочинения, хранить, чтобы на проценты от них «учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий...».
Митрополит Макарий, в миру Михаил Петрович Булгаков, родился 19 (7) сентября 1816 г. в селе Сурково Новооскольского района Курской губернии в семье священника. С отличием окончил Курские духовные училище и семинарию. Потом перешел в Киевскую духовную академию. Принял иночество, затем его рукоположили в иеромонаха. Стал магистром и доктором богословия, а позднее был возведен в сан архимандрита. Из-под его пера вышло множество научных трудов, в числе которых: «Введение в православное богословие», двухтомное «Догматическое богословие», 12-томная «История Русской Церкви».
В 1867 г., когда в распоряжении митрополита Макария оказалась сумма в 120 тыс. рублей, он обратился к обер-прокурору Святейшего Синода графу Д.А. Толстому. Архипастырь просил, чтобы премии (2 полные — по 1500 рублей, и 3 неполные — по 1000 рублей), учрежденные для поощрения лучших сочинений по всем богословским и светским гуманитарным наукам, начали бы присуждаться под его именем «отнюдь не прежде, как со времени моей смерти, однако чтобы вся означенная сумма теперь же была принята от меня в Государственный банк или в Государственное казначейство навсегда».
8 мая 1867 г. были утверждены правила присуждения премий имени Макария (Булгакова) Императорской академией наук по академическим светским наукам. Премии были впервые вручены вскоре после кончины митрополита Макария в 1882 г., и так продолжалось вплоть до Октябрьского переворота, который положил конец многим полезным установлениям и традициям. Самые значительные труды российских ученых в области истории и военного дела, богословия и филологии были отмечены этой премией.
Заботясь о развитии науки и знания в церковной области, митрополит Макарий передал 25 тыс. рублей воспитавшей его Киевской духовной академии на премии за работы в области духовной литературы.
Для повышения уровня преподавания в духовных учебных заведениях им учреждается еще одна — синодальная — премия за лучшие учебные пособия и учебники для духовных школ.
Таким образом, митрополитом Макарием были учреждены четыре премии: академическая (по всем отраслям науки), две синодальные (за учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам) и одна для Киевской духовной академии.
Последнее присуждение премий от имени Академии наук состоялось в 1913 г., от имени Святейшего Синода — в 1917 г. Поместный Собор Русской православной церкви 1917—1918 гг. в своих определениях предусматривал присуждение премий в 1918 г., однако это уже не могло быть осуществлено.
В 1994—1995 гг. по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II совместно с Российской академией наук и Правительством Москвы были воссозданы Фонд по премиям памяти митрополита Макария и Комитет Фонда, которые взяли на себя организацию и подготовку присуждения премий в 1997, в 1999 и в 2001 гг. Как видно, Макариевские премии вручаются один раз в два года.
19 сентября, в день рождения митрополита Макария, Нескучный дворец, построенный в 1756 г. для сына горнозаводчика и мецената Акинфия Демидова, Прокопия, где в настоящее время помещается Президиум Академии наук, необычайно оживлен и переполнен. Ждут приезда высоких соучредителей Макариевских премий — Патриарха Алексия II, мэра Москвы Ю. Лужкова и президента РАН академика Ю. Осипова. Еще несколько минут проходят, в большом зале Президиума раздается колокольный звон, и церемония вручения Макариевских премий начинается… Так было с 1997 г. В этом году премии вручались два месяца спустя. По какой причине случился такой сдвиг, неизвестно. Во всяком случае, устроители церемонии об этом не обмолвились ни словом…
На конкурс 2003 г. свои исследования прислали 103 человека из самых различных уголков России — Тулы и Новосибирска, прихода Варзуга Мурманской области (что недалеко от полярного круга) и Казани, Славянска-на-Кубани и древнего Ярославля, Красноярска и Рославля Смоленской области, Екатеринбурга и Северодвинска. В конкурсе участвовали ученые из Иванова, Воронежа, Владимира, Санкт-Петербурга, Курска, Таганрога, Тольятти, Твери и других городов России. Показательно, что и коллеги из ближнего зарубежья не обошли своим вниманием Макариевский конкурс. Свои научные сочинения прислали исследователи из Киева и Донецка.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступает на церемонии вручения Макариевских премий

Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II выступает на церемонии
вручения Макариевских премий

Премии традиционно присуждаются по трем номинациям: «История Православной Церкви», «История России», «История Москвы». В своем выступлении патриарх Алексий II заявил, что теперь премии будут вручаться и по четвертой номинации — «История православных стран и народов». Премии лауреатам по первой номинации вручал Алексий II, остальные лауреаты премии получили из рук президента РАН Ю. Осипова.
Лауреатом первой премии по «Истории России» стал молодой ученый Игорь Христофоров. Его работа «“Аристократическая” оппозиция Великим реформам (конец 1850-х — середина 1870-х гг.)» посвящена исследованию идеологии и политики консервативного дворянства и так называемой аристократической партии, к которой современники причисляли ряд видных представителей высшего петербургского общества (графа В. Орлова-Давыдова, князя Н.Лобанова-Ростовского, графа А. Бобринского, графов Шуваловых и др.). И. Христофоров реконструировал мельчайшие обстоятельства политической и идейной борьбы, общественной жизни России 1850—1870-х гг.
В номинации «История Москвы» главной награды была удостоена Мария Нащокина за работу «Московский модерн». Ее книга — это фундаментальное исследование, подводящее итог многолетним изысканиям в области истории московской архитектуры Серебряного века. Она необычна тем, что сочетает в себе качества научной монографии, анализирующей развитие европейской и отечественной архитектуры на рубеже XIX—XX вв., а также региональные особенности московских памятников стиля «модерн», с богато иллюстрированным уникальными фотографиями (часть которых выполнена автором) альбомом, который может служить каталогом и путеводителем по 130 памятникам московского «модерна».

Лауреат Макариевской премии Игорь Христофоров
Лауреат
Макариевской премии
Игорь Христофоров

После окончания торжественной церемонии Игорь Христофоров ответил на вопросы вашего корреспондента:
— Игорь Анатольевич, Ваша работа получила высокую оценку. Расскажите, пожалуйста, о ней.
— Мне кажется, мою работу необходимо воспринимать, во-первых, в контексте проблемы изучения взаимоотношений власти и общества как в дореволюционной России, так и в России, современной нам, и, во-вторых, в контексте социальной истории, поскольку речь в ней идет о такой важной проблеме, как крестьянский вопрос. Мне кажется, что 1861 год породил 1905-й, и понять те катаклизмы, которые случились в России в XX в., невозможно, не обращаясь к 1860-м гг., к эпохе Великих реформ: ведь именно тогда были заложены как мины замедленного действия все проблемы, которые вылились потом в национальную катастрофу.
— Как вы считаете, какую роль играют Макариевские премии в развитии отечественной гуманитарной науки?
— Как сказал сегодня президент РАН Ю.С. Осипов, роль Макариевских премий огромна потому, что они снимают не противостояние между Церковью и научным сообществом, которого сейчас нет, но какие-то «цеховые» отличия и «цеховую» замкнутость светских и церковных историков. Мы, светские историки, очень мало знаем на самом деле о церковной историографии, но тоже, уверен, есть большие проблемы в понимании общегражданской истории церковными учеными, и даже мое поверхностное знание церковной исторической литературы позволяет мне говорить, что это — две различные вселенные. И, на мой взгляд, премия в деле объединения этих вселенных играет очень важную роль.

Лауреат Макариевской премии Мария Нащокина
Лауреат
Макариевской премии
Мария Нащокина

На мои вопросы ответила и Мария Нащокина:
— Мария Владимировна, расскажите, пожалуйста, о Вашей работе, о том, какой интерес она могла бы представлять для историков, не занимающихся научной деятельностью, например для учителей истории.
— Я думаю, что моя работа представляет интерес, в общем-то, для всех москвичей. Потому что она посвящена нашей древней столице, и мне хотелось в этой работе сохранить Москву своего детства. Почему детства? Дело в том, что оно пришлось на 1950—1960-е гг., в это время еще сохранялось очень много примет Москвы дореволюционной, того, что сейчас почти полностью или ушло, или было уничтожено. Поэтому, осознав, что я видела в детстве, мне захотелось это сохранить. Этим было вызвано появление книги. Помимо всего прочего, я являюсь специалистом по истории архитектуры XIX — начала ХХ в. и это просто моя научная тема.
— А как бы Вы могли оценить значение Макариевских премий для развития современной исторической науки?

Достойная награда за научные труды. М. Нащокина получает премию из рук президента РАН Ю.Осипова

Достойная награда за научные труды.
М. Нащокина получает премию
из рук президента РАН Ю.Осипова

— Макариевские премии не так давно вручаются, и трудно сказать, какова их реальная роль. Но я знаю, что в этот раз были премированы действительно очень достойные работы.
Вручение Макариевских премий, без сомнения, играет очень важную роль в развитии современной исторической науки. По сути, они стали главной негосударственной наградой России по гуманитарным наукам. Они дают нам возможность ликвидировать границы между светской и церковной историографией. За шесть лет существования вес этих наград возрос, они стали известны за пределами научного мира. Вполне вероятно, что награждение Макариевскими премиями указывает нам сегодня то направление, по которому следует идти современной науке. Я вовсе не хочу сказать, что необходимо слить нашу общегражданскую историю с церковной, однако, отгораживаясь от церковной науки, мы лишаемся, во-первых, трудов целого ряда замечательных ученых, а во-вторых, отказываем в существовании целому научному направлению, традиционно разрабатываемому этими учеными.

Анастасия ГОЛОВАТЕНКО

Фото Евг. Крылова и А. Савельева

TopList