Олимпийские игры в древности

Разработка урока-игры по истории Древнего мира. 5-й класс

Дискобол. Мирон. Римская копия. Около 450 г. до н.э.

Дискобол

Мирон. Римская копия.
Около 450 г. до н.э.

Цели.  Помочь учащимся повторить и обобщить знания об очень важном в истории человечества событии — Олимпийских играх; развивать умения по практическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы.
Подготовительный этап
Учителю необходимо подготовить большую мишень со следующими числами: 1, 2, 3, 4, 5, 10, 12 (можно использовать доску для игры в дартс, наклеив свои цифры), дротики, «лавровые венки».
Перед уроком на двери класса вывешивается плакат:
«В 5-А классе состоится необычное состязание!
Ристалище тех, кто историю любит!
Главным оружием знание будет.
Победа сильнейшему — вот награда!
Вас ждет ОЛИМПИАДА!!!»

ХОД УРОКА

I. Мотивационная беседа

Учитель.  Олимпийские игры — одно из самых ценных культурных достижений человечества. Непреходящее значение игр подтверждается возобновлением их проведения в конце XIX в. по инициативе французского общественного деятеля барона Пьера де Кубертена. Нам предстоит повторить материал о том, как проходили Олимпиады в древности. Но прежде послушайте нашу гостью.
Ребята приветствуют «богиню Клио».
Богиня Клио:
Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,
Слово привета свое я обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки!
Пусть же дарует великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза истории — Клио —
Вас приглашает. Начинайте!
Свое пятиборье!

II. Ход игры

Класс разбивается на 3 команды, можно поделиться по рядам.

1-е состязание. «Говорящие числа»
Для проведения игры необходима мишень и дротики. Участники (по два от каждой команды) по очереди метают дротики. Ученики должны объяснить, как числа, в которые попали дротики, связаны с Олимпиадой в Древней Греции.
1 —  За один месяц атлеты должны прибыть в Олимпию, в первый день приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно; бег — первый вид соревнований.
2 —  Второй вид соревнований — прыжки в длину.
3 —  Три дня длились соревнования, третий вид соревнований — метание копья.
4 —  Один раз в четыре года проводится Олимпиада; четвертый вид — метание диска; по четыре лошади участвовали в гонках колесниц.
5 —  Пять дней длилась Олимпиада; пятиборье (бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба).
10 —   Десять месяцев шла подготовка к Играм.
12 —  B гонках на ипподроме колесницы должны были двенадцать раз обогнуть стадион.

2-е состязание. «Наши Гомеры»
Учащимся предлагается за определенное время (5—7 минут) сочинить четверостишие об Олимпиаде в Древней Греции (желательно сохранить пафосный стиль в стихосложении). Вот, например, что получилось у нашей ученицы:

В честь древних греческих богов
Начался праздник бегунов.
Спортсмены очень рады:
Опять — Олимпиада!
На стадию бегут атлеты,
Надеясь на победу,
И побеждают первые —
Быстрые, умелые.
Награждают их венком из лавра —
Красивая награда!
Для олимпионика венок —
Лучшая отрада.

Аня Щербакова,
5-А класс

3-е состязание. «Лучший оратор»
Трое учеников (по одному от каждой команды) должны рассказать об Олимпийских играх, при этом каждый говорит одно предложение: один начинает, второй и третий продолжают. Выигрывает тот, чье предложение будет последним, в то время как другие уже не смогут ничего добавить.

4-е состязание. «Быстрые, умелые!»
Командам по очереди (или вместе) задаются вопросы викторины:
1. Кому были посвящены Олимпийские игры? (Зевсу.)
2. В каком году впервые состоялись древние Олимпийские игры? (В 776 г. до н.э.)
3. Как называли победителя Олимпийских игр? (Олимпионик.)
4. Как называли участника состязаний? (Атлет.)
5. Где устраивались гонки колесниц? (На ипподроме.)
6. Какое наказание ждало атлетов за фальстарт? (Удар хлыстом.)
7. Где располагались места для зрителей? (На склонах горы и холмах.)
8. Кто мог участвовать в гонках колесниц и почему? (В основном богатые греки, так как лошади стоили очень дорого.)
9. Назовите знаменитого атлета, которого никто не мог сдвинуть с облитого маслом диска. (Милон.)
10. Кто из атлетов мог удержать одной рукой колесницу, запряженную четверкой лошадей? (Полидам.)
11. Знаменитый бегун и кулачный боец. (Феаген.)
12. Какие награды ждали олимпиоников? (Оливковый венок, льготы на всю жизнь, изваяние статуи в бронзе.)
13. На сколько стадий необходимо было бежать по условиям простого бега? (На одну.)
14. Чему равна одна стадия? (192 м.)
15. Кто объявлялся победителем конных скачек? (Владелец лошади.)
16. Кто изваял статую кулачного бойца? (Аполлоний.)
17. Как называлось сочетание кулачного боя и борьбы? (Панкратион.)
18. Как называлось пятиборье? (Пентатион.)
19. Как назывались грузы для прыжков в длину? (Галтеры, 1,5 кг.)
20. Кто изваял статую божества в Древней Олимпии? (Фидий.)

5-е состязание. «Кто они?»
Из предложенного списка имен ученики пишут в левую колонку исторических лиц, а в правую — вымышленных героев, давая пояснения.

Полидам — знаменитый атлет; (и.л.)
Ника — богиня победы, почитаемая участниками состязаний; (в.г.)
Зевс — учредитель Олимпийских игр; (в.г.)
Милон — знаменитый атлет; (и.л.)
Фидий — автор статуи Зевса Олимпийского; (и.л.)
Крон — бог, отец Зевса; (в.г.)
Аполлоний — автор статуи кулачного бойца; (и.л.)
Гефест — бог-кузнец, выковавший ворота Олимпии; (в.г.)
Феаген — знаменитый бегун; (и.л.)
Рея — богиня, жена Крона, мать Зевса; (в.г.)

III. Подведение итогов урока

Победители награждаются «лавровыми венками».
Ученики оценивают свою работу на уроке по 10-балльной шкале, отвечая на вопросы:
— Как я работал(а) на уроке?
— Как я усвоил(а) материал?

ЛИТЕРАТУРА

Борцова Л.П. Игры на уроке истории. М.: Владос, 2001. С. 81.
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 кл.
М.: Просвещение, 1999. С. 153—157.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983. С. 76—77.
Лебедева И.М. Организация и проведение исторических Олимпиад в 5—9 кл. М.: Просвещение, 1990. С. 17—20.
Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 252.

Л.Л. КОРЯГИНА,
учитель истории,
с. Большеустьикинское,
Башкортостан

TopList