Недавно побывал я на конференции «Старые и новые образы в современных учебниках истории», организованной немецким Фондом Фридриха Наумана. Спасибо этому Фонду за то, что он дает возможность обозреть ландшафт исторического образования многих стран — Восточной Европы и бывших республик СССР.
Поневоле задумаешься: в своем ли уме находятся некоторые авторы школьных учебников, если они могут утверждать, например, такое: «С первых дней своего существования это молодое государство (Русь. — А.С.) проявило свои имперские амбиции, рассматривая всю территорию Золотой Орды как свою собственную». Или: «Подкупами, заговорами, сговорами чужаки (т.е. русские. — А.С.) стремились внести раздор… Это, в конце концов, привело к жестокой братоубийственной войне…» Я намеренно не указываю, откуда взяты цитаты. В том-то и ужас, что почти везде, во всех странах СНГ школьные учебники буквально переполнены идеологическими штампами, фразами, оборотами речи, сеющими недоверие, неприязнь, а то и откровенную ненависть к «старшему брату» — России. Справедливости ради замечу, что и российские учебники истории далеки в этом смысле от совершенства. Из всего сказанного и прочитанного можно сделать вывод: история остается не просто служанкой, а рабой государственной политики той или иной страны, выполняя идеологический заказ и обслуживая интересы политических элит, находящихся в данное время у власти.
Но можно ли смириться с этим? Слушая доклады участников конференции, я обратил внимание: никто из них не уделил внимание учителю. Как учителя истории доносят всю эту идеологическую мешанину, изложенную в учебниках, до своих учеников? Неужели они не понимают всю вредоносность такой пропаганды? Ни за что не поверю! Я убежден, что учитель может, отложив в сторону такие учебники, рассказать детям правду. Правду о непростых, часто трагических отношениях между нашими народами. Правду, которая исцеляет, а не сеет семена ненависти и вражды. Впрочем, может быть, я неисправимый идеалист?

Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор

TopList