Прочувствовать атмосферу эпохи...

Учебные фильмы на уроках
истории России в 7-м классе

В последние годы все чаще на занятиях в школе используются учебные фильмы. Их успешно применяют на уроках технического, естественного и гуманитарного профилей. Особую роль учебные видеоленты приобретают на уроках истории.
В чем же преимущество этих фильмов перед другими техническими средствами обучения (ТСО)?
При изучении истории учебные фильмы помогают ярко проиллюстрировать и закрепить изученное на уроке, глубоко прочувствовать атмосферу той или иной эпохи, развить воображение у учащихся. И еще, как пишет известный методист Д.И. Полторак, «выразительные средства учебного кино пробуждают у подростков свое отношение к более сложным нравственным категориям – готовность отстаивать свои убеждения, научные принципы». Все это достигается наглядностью, динамизмом учебных видеороликов, их эмоциональной выразительностью. Однако, безусловно, ни один учебный фильм не даст положительного результата без комментария учителя. Иначе урок с применением ТСО превратится в обычное развлечение.
В отечественной методической литературе подробно рассмотрены приемы работы с учебными видеолентами на уроках истории, представлены методы проведения уроков, полностью построенных на работе с фильмом, или же уроков, где фильмы демонстрируются фрагментарно. Общим в этих методах является постановка перед учащимися вопросов, связанных с фильмом, придание уроку проблемного характера. Рассмотрим методику работы с учебными фильмами на примере двух видеолент: «Романовы. Начало династии» и «Император Павел I». Оба фильма могут использоваться на уроках истории России в 7-м классе, что соответствует примерному планированию.

«Романовы. Начало династии»

Paботу с фильмом «Романовы. Начало династии» хорошо проводить на уроке по одноименной теме. При этом можно применить один из двух вариантов работы.

Первый вариант

Царь Михаил Федорович

Царь Михаил Федорович

В классе, где преобладают слабоуспевающие учащиеся, целесообразнее совместить просмотр фрагментов фильма с работой над текстом учебника. В таком случае урок можно отнести к комбинированному типу, так как в нем будут представлены все необходимые звенья: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, разъяснение домашнего задания на следующий урок.
При проверке домашнего задания необходимо учитывать то, что наиболее эффективен плавный переход к новой теме. Если работа ведется по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, то темой предыдущего урока является Смутное время.
В учебном фильме рассказывается о причинах Смутного времени, о негативных последствиях этого исторического периода для экономики и хозяйства России. Таким образом, учитель в дополнение к уже изученному материалу может в начале урока поставить перед учащимися вопросы, на которые они должны письменно ответить после просмотра фрагмента фильма. Вопросы могут быть следующими:

1. Назовите причины Смутного времени.
2. Какие страны участвовали в захвате и разграблении России в период Смутного времени?
3. Кто возглавлял Второе ополчение?
4. Кто такая Марина Мнишек?
5. Кто такой Василий Шуйский?

Шествие по Соборной площади Московского Кремля. Миниатюра из «Книги об избрании и венчании на царство царя и Великого князя Михаила Феодоровича». 1672—1673 гг.

Шествие по Соборной площади
Московского Кремля

Миниатюра из «Книги об избрании и
венчании на царство царя и Великого князя
Михаила Феодоровича».
1672—1673 гг.

Вопросов может быть и больше, а вот ответы на них должны быть предельно краткими. Проверив домашнее задание, учитель переходит к объяснению новой темы. Кратко разъясняются причины, по которым Земский собор 1613 г. выбрал из числа нескольких претендентов на царский трон шестнадцатилетнего Михаила Романова, рассказывается о роли патриарха Филарета в управлении государством, об ослаблении функций Земского собора и Боярской думы. Таким образом учитель раскрывает внутреннюю политику первого царя из династии Романовых.
Имея первичные представления о Михаиле Романове и его политике, учащиеся углубляют свои знания при просмотре оставшихся частей фильма, посвященных истории рода Романовых, его связи с династией Рюриковичей. Ребята видят портреты царя Михаила, его родителей: инокини Марфы и патриарха Филарета.
Перед началом просмотра фрагментов фильма учащимся предлагаются следующие вопросы:

1. Кто был основателем рода Романовых?
2. Каковы родственные связи Романовых с Рюриковичами?
3. Кто такая инокиня Марфа?
4. Какую роль она играла в управлении Россией?
5. Кто такой Филарет? При каких обстоятельствах он был пострижен в монашество?
6. Что можно сказать о личности царя Михаила? Почему именно его избрали правителем России на Земском соборе 1613 г.?
7. Что можно сказать о внутренней политике царя Михаила Федоровича?

Заключительным этапом урока будет закрепление изученного материала – ответы учащихся на поставленные вопросы.

Второй вариант

В классе с преобладанием хорошо успевающих учеников роль учителя – координирующая.
В начале урока учитель просит учащихся списать с классной доски заранее подготовленные задания и вопросы и предупреждает, что ответы на них должны быть развернутыми:

1. Сравните последствия опричнины и Смутного времени для экономики и хозяйства России.
2. Каким образом к власти пришла династия Романовых?
3. В чем заключалась внутренняя и внешняя политика царя Михаила Романова?

Вопросы необходимо подобрать так, чтобы часть ответов была уже известна учащимся по предыдущему уроку, а часть – из учебного фильма. После просмотра учитель дает 10 минут на выполнение письменной работы. На этом урок заканчивается, а на следующем целесообразно провести обсуждение письменных ответов учащихся для закрепления пройденной темы.

«Император Павел I»

Екатерина II, Павел I и Александр I в медальоне. С редкой гравюры Больдта

Екатерина II,
Павел I и Александр I
в медальоне

С редкой гравюры
Больдта

При изучении истории России в 7-м классе можно также использовать учебный фильм «Император Павел I».
Необходимо отметить, что изучение внешней и внутренней политики Павла I, как правило, не создает особых проблем у учащихся. Но вместе с тем весь материал о Павле I часто сводится лишь к рассказу о его вражде со своей матерью-царицей, о его непредсказуемом характере и т.д. В предлагаемой видеоленте раскрываются психологические мотивы трагедии «русского Гамлета», подробно освещается внутренняя политика императора (ограничение дворянских прав и привилегий, отстранение от власти сподвижников Екатерины II, изменение порядка престолонаследия, некоторое улучшение положения крепостных крестьян), также рассмотрены причины заговора 11 марта 1801 г. Перед учащимися ставятся вопросы, на которые они смогут ответить уже на данном уроке:

1. Как сформировалась личность Павла I?
2. Почему Павел I настроил против себя дворян?
3. Каким было положение крестьян при Павле I?

Проведение уроков с применением учебных картин способствует повышению мотивации у учащихся, что труднее сделать при репродуктивном методе. Это особенно важно в 7-м классе, где, как показывает опыт, мотивация к предмету, к учебной деятельности в целом начинает постепенно снижаться.
Нужно отметить, что чрезмерное увлечение одними учебными фильмами не приведет к положительному результату. Лишь при использовании различных видов ТСО (работе с учебником, дидактическими карточками-заданиями, контурными картами и т.д.) достигается положительный эффект. Еще в 1978 г. известный методист Н.Г. Дайри говорил о том, что «экранная наглядность прекрасна, но она мелькнет и исчезнет. Она не заменяет наглядности стабильной, которую можно рассматривать многократно и заблаговременно». Важно учитывать и общую подготовку класса к таким самостоятельным формам работы, как просмотр и анализ учебного фильма.

Марат САФАРОВ,
учитель истории школы № 1691,
Москва

TopList