«Понимать — это моя профессия»

Беседа с лауреатом
Всероссийского конкурса
«Учитель года — 2003»,
преподавателем истории
и обществознания
гимназии № 166
Санкт-Петербурга
И.А. Карачевцевым

— Игорь Альбертович, каковы ваши впечатления от конкурса «Учитель года — 2003»?

— Я участвую в таком конкурсе впервые, поэтому сравнивать мне не с чем. В целом конкурс понравился: интересный, насыщенный. Ничего неожиданного для меня не было. Условия были поставлены заранее: мы должны были представить методические материалы и фрагменты своих уроков на видеокассете. Затем давали уроки по предложенной теме московским школьникам. Единственная сложность — тему мы узнавали всего лишь за сутки до урока. Хотя, если педагог опытный, ему ничего не стоит быстро подготовиться. Мне кажется, что на первом этапе я с поставленной задачей справился.
Во втором туре мы участвовали в пресс-конференциях. Члены жюри оценивали, как учитель умеет отвечать на вопросы, понимает ли он, о чем его спрашивают, в курсе ли тех проблем, которые поднимают журналисты. И главное в этом туре — мастер-класс — урок на сцене учебного центра, где зрителями были члены большого жюри во главе с ректором МГУ академиком В. Садовничим и все остальные участники конкурса. Самым сложным оказалось то, что по жеребьевке мне выпало выступать последним в третий день соревнования. Темы уроков — цитаты-изречения, которые нужно было реализовать через свой предмет. Мне досталось высказывание Сенеки: «Люди учатся, обучая». Я дал урок обществознания.
Вообще, на конкурсе было интересно. Я общался с учителями из разных городов России: от Калининграда до Комсомольска-на-Амуре. Главное — я понял, что все мы работаем в одном направлении, друг друга понимаем, наши уроки и наши идеи схожи независимо от того, в каком уголке России мы живем и работаем. Давать уроки московским школьникам тоже было интересно. Не знаю, как другие преподаватели, но я не почувствовал принципиального отличия московских учеников от питерских: они так же любознательны и немного ленивы. Какого-то психологического дискомфорта я не испытывал.

— На ваш взгляд, какова сейчас роль историка в школе и какое место занимает история в общем ландшафте российского образования?

— Мне кажется, что история — главный предмет сегодня. Как учебная дисциплина она интегративна, вбирает в себя все: и политическую, и экономическую историю, и историю культуры. Все гуманитарное знание, которое рассредоточено между различными учебными дисциплинами — литературой, географией, экономикой, вбирает в себя история.
В учебном ландшафте история дает возможность учащимся за деревьями увидеть лес. Каждый предметник изучает свое деревцо, а задача историка или учителя обществознания — обобщить весь этот материал, показать его в историческом развитии. Ученики не в силах сразу понять функцию и роль этой дисциплины. История, обществознание являются попытками поставить новые вопросы и вместе с учениками на уроке искать ответы, хотя это не означает, что мы найдем их, но поиск — интересный процесс.

— Как бы вы могли определить основной смысл деятельности учителя в современном информационном обществе?

Вид памятника Петру Великому при его открытии в 1782 г. С гравюры Мельникова
Вид памятника Петру Великому
при его открытии в 1782 г.

С гравюры Мельникова

— Задача школьного образования в условиях современного мощного информационного потока — развивать интеллект учащихся и учить их работать с информацией. Развитие навыков исследовательской деятельности — это как раз тот опыт, который я представлял на конкурсе в номинации «Учитель-исследователь». Исторический материал огромен, и поэтому не всегда хватает времени продемонстрировать навыки исследовательской деятельности на уроках истории. Поэтому умению работать с информацией, навыкам исследовательской деятельности я стараюсь учить детей на уроках риторики. Ученикам предлагается тема исследования, и на уроках риторики я показываю пути ее реализации — от момента зарождения идеи до того рубежа, когда эта идея выкристаллизовалась и ее нужно защитить в публичном диспуте. Работа по развитию исследовательских умений учащихся помогает им заниматься своими мини-исследованиями не только по истории, но и по другим гуманитарным предметам: поиск информации, работа с источниками, составление библиографии, умение писать, хотя бы на школьном уровне, библиографический обзор изученной литературы или ресурсов Интернета.

— Не считаете ли вы, что учитель — исчезающая профессия нашего общества?

— Учитель в классическом понимании — как духовный наставник, источник знания, может быть, и уходит. В крупных мегаполисах, когда на учащихся обрушивается много информации и из Интернета, и из СМИ, учитель перестает быть единственным носителем знаний. Педагогу нужно перестроиться и направить свои усилия на то, чтобы учить детей работе с информацией. Хотя учитель все-таки не перестает быть духовным наставником. В наше противоречивое время, когда родители не успевают заниматься воспитанием своих детей по причине занятости, учитель должен стать своего рода духовным убежищем для того ребенка, который чувствует себя потерянным в нашем обществе. Потерянным не в том смысле, что он беспризорный и не имеет крова, а потерян в плане нравственных, культурных ориентиров. Современному петербургскому школьнику кажется, что он сориентирован в этой жизни, — он умеет быстро адаптироваться к разным ситуациям, он без внутренних колебаний идет на общение с людьми — это хорошо, это его плюс. Но именно здесь очень много соблазнов — вирусы нетерпимости, экстремизма, желание получать удовольствия только для тела, а не для души — в эти сети, как правило, и попадает современный школьник. Задача учителя — если не остановить, то своим примером, своим словом показать, что есть и иные ценности, кроме сиюминутных и быстротечных. Правда, педагогу это под силу только тогда, когда он выступает не в роли ментора или проповедника, а когда ученик видит, что учитель тоже современный человек, что ничто человеческое ему не чуждо. Учителю неплохо бы знать современную музыку, уметь хорошо пользоваться компьютером, Интернетом, заниматься спортом, например играть в бильярд, но это, конечно, необязательное условие. Главное, чтобы в общении с учениками учитель старался быть на равных. Он не должен бояться показывать того, что не обладает полнотой истины, что чего-то не знает. Преподаватель должен всегда быть готов принять возражение от ученика, терпеливо выслушать его точку зрения. Если учитель не стесняется говорить о том, что когда он учит, то при этом сам учится у своих учеников, тогда есть шанс, что дети его поймут, примут и будут прислушиваться к его мнению.

— Как вы думаете, учитель — это посредник между миром культуры и современным подростком или поставщик образовательных услуг?

— Мне хочется верить, что первое, т.е. это — посредник между миром культуры и учеником, хотя мы с учениками вместе живем в этом мире культуры. Конечно, он и поставщик образовательных услуг, хотя я не хотел бы мириться с тем, что нахожусь в одном ряду с официантом, таксистом, продавцом при всем моем уважении к этим нужным профессиям. Все-таки педагог должен жить в мире культуры и доносить эти ценности до подрастающего поколения.

— Ваш «конек» — интегрированный урок. Как вы смотрите на сочетание в одном предмете сведений, подходов, методических приемов, взятых из других областей, например литературы, географии, религиоведения? Возможно ли и нужно ли, чтобы такой урок вели два предметника, создавая некое «дискуссионное поле»?

Уcпенский храм на Сенной площади в начале XIX в. С офорта И. Иванова. 1814 г.
Уcпенский храм на Сенной площади
в начале XIX в.

С офорта И. Иванова. 1814 г.

— Я выступаю за интеграцию гуманитарных предметов. Я приветствую и то, что отдельные уроки могут вести два учителя. Наши педагоги экспериментируют в этом ключе — мы такие уроки называем бинарными.
Но опыт подсказывает, что ведение урока двумя учителями не всегда равнозначно, все равно кто-то в этой паре будет ведущим, а кто-то ведомым. Деление полномочий порой искусственно, а как эксперимент, как эпизод это допустимо, прежде всего на этапе подготовки урока. Все-таки интегрированный урок должен вести один учитель. У каждого преподавателя свой педагогический почерк, свой стиль общения с учениками. Они начинают сравнивать двух педагогов, и это сравнение не всегда в пользу того или иного учителя, неудобно ставить в неловкое положение своего коллегу или самому ощущать эту неловкость. Я веду интегрированный урок истории и риторики. Можно считать, что я веду и историю, и литературу — ведь нередко приходиться привлекать литературные источники для анализа исторической эпохи. Мы должны давать целостные представления о природе, обществе и человеке, а не фрагментарные знания — для этого и нужна интеграция.

— Как сочетать в одном курсе историю страны с «микроисторией» (историей города, области, села)?

— В Петербурге это легко осуществимо. У нас есть курс всеобщей истории, курс истории России и самостоятельный предмет — история и культура Санкт-Петербурга. Даже если эти предметы ведут разные учителя, то преподаватель истории, конечно же, затрагивает историю нашего города, его культуру. Как можно говорить о блокаде Ленинграда и при этом не рассказать о духовной жизни ленинградцев в эти страшные годы? Мы как бы перекликаемся с учителями, ведущими историю нашего города.

— Играет ли какую-то роль то обстоятельство, что вы петербуржец — житель города, который в полном смысле этого слова погружен в культуру?

— Конечно. Наша гимназия находится в центре города, так что часто урок истории может переходить в урок-экскурсию. Можно, например, выйти на площадь Восстания и там рассказать о событиях Февральской революции 1917 г.
Наши ученики так же, как и учителя, гордятся своим городом, хотя, может быть, меньше о нем знают. Главное, дети, находясь внутри этой культуры, не всегда поднимают голову, чтобы оценить ее богатство. Многим, кто приехал на конкурс «Учитель года», казалось, что за мной тянется шлейф петербургской культуры, обаяния нашего города. Конечно, очень хочется соответствовать этому представлению, но при этом оставаться самим собой.

— Что бы вы пожелали читателям еженедельника «История»?

Вид Михайловского замка со стороны Летнего сада. С гравюры Патерсона. 1801 г.
Вид Михайловского замка
со стороны Летнего сада

С гравюры Патерсона. 1801 г.

— Последнее время стало не хватать учителей истории. Раньше говорили: не хватает учителей английского, литературы, физкультуры, а сейчас наметилась такая тенденция, что и учителей истории стало не хватать. Почему? Да, это — сложная дисциплина, нет устоявшихся, сложившихся концепций, нет единого учебника. Учителя опускают руки: очень трудно жить в эпоху перемен, ведь их заложниками в первую очередь становятся преподаватели истории, вынужденные иногда работать в угоду политической конъюнктуре. Я призываю учителей истории не опускать руки, относиться к этому философски, ведь мы еще преподаватели и обществознания. Все течет, все изменяется, изменяемся и мы, ведь если мы не будем меняться, значит, мы остановимся в развитии и можем стать неинтересными своим ученикам. Поэтому дерзайте, творите, ищите — но вместе с учениками! Я люблю цитировать слова английского писателя Уильяма Голдинга: «Понимать — это моя профессия». Понимание — это кредо учителя истории.

Беседовала
Ольга СУХОПАРОВА,
корреспондент
Межгосударственной
телерадиокомпании «Мир»
(Санкт-петербургский филиал)
— специально для еженедельника «История»

TopList