Урок педагогической философии

Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2003» Игорь Карачевцев
Лауреат Всероссийского конкурса
«Учитель года России — 2003»
Игорь Карачевцев

С 26 сентября по 5 октября 2003 г. в Москве проходил финал Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2003», который в четырнадцатый раз собрал лучших преподавателей страны и еще раз показал, как богата наша Россия талантливыми, мудрыми, творческими педагогами.
Всего в финале конкурса приняли участие
80 учителей из разных регионов страны, среди которых 18 — историки и обществоведы. Пятеро из них вышли в финал по итогам первого тура и трое стали победителями в номинациях: «Инновационные формы обучения» — Саликов Валерий Юрьевич, учитель истории и общественно-политических дисциплин МОУ средняя школа № 36 города Тамбова.
«Патриотическое и гражданское воспитание» — Шаров Сергей Олегович, учитель истории и обществознания МОУ лицей гуманитарных наук города Саратова.
«Учитель-исследователь» — Карачевцев Игорь Альбертович, учитель истории и обществознания гимназии № 166 города Санкт-Петербурга. Он же стал обладателем «хрустального пеликана» и первым историком — победителем в конкурсе «Учитель года России».

Нелегко пришлось конкурсантам в борьбе за победу. Ведь всего за двадцать минут нужно было дать урок истории. Однако участникам конкурса удалось «остановить мгновение»: не только блеснуть педагогическим мастерством, но и ввести детей в увлекательный мир истории.
Валерий Саликов, используя художественные образы, сумел за двадцать минут уложить в головы детей несколько упрощенную, но весьма изящную схему медленного нарастания международной напряженности на пороге XX в. А помогли ему в этом музыка Рихарда Вагнера и тщательно подобранные цитаты из классиков.
Сергей Шаров провел двадцатиминутный урок граждановедения на тему «Понятие социальных групп». В начале занятия ученикам 11-го класса был показан отрывок из исторической хроники о дореволюционной России. Цель урока заключалась в том, чтобы выяснить значение существующих социальных групп в современном обществе и показать их реальную значимость. С. Шаров дал определение гражданских отношений в российском обществе. Ученики самостоятельно выделили характерные черты пяти социальных групп: вынужденные переселенцы, пикетчики, учителя, европейцы и пенсионеры. Дальше урок развивался в форме диалога. Вопрос учителя: какая из вышеперечисленных групп вызывает у вас негативные чувства? Ответ класса: пикетчики и вынужденные переселенцы. Пикетчики будоражат общество и создают много шума. Однако учитель наводит ребят на мысль, что и они могут стать пикетчиками и отстаивать свои права. А вынужденные переселенцы — это такие же граждане страны, как и мы. И никто из нас не может зарекаться, что когда-то не попадет в их число. Ребята сами пришли к выводу, что если в государстве есть такие социальные группы, как вынужденные переселенцы, значит, в нем не все в порядке и нужно искать пути решения острых социальных проблем.

Игорь Карачевцев по иронии судьбы давал свой двадцатиминутный урок истории последним «Я увидел двадцать блестящих уроков и просто не мог удержаться чтобы не учесть, не позаимствовать несколько удачных находок... Так что моя заслуга лишь в том, что я постарался объединить все лучшее, что сделали другие». Свою же педагогическую философию Игорь Альбертович излагает следующим образом: «Любить своих учеников и свое дело, искать истину, вести постоянный диалог с книгой, друг с другом, с самим собой, а также диалог с миром, его прошлым, настоящим и будущим, воспитывать детей в духе свободы и творчества, приучать их к ответственности за сохранение нашей великой культуры — таковы слагаемые педагогической философии учителя.
И еще — каждый день идти на урок с желанием понять своих учеников и быть понятым ими».

Александр ГОРДИЕВСКИЙ,
Инна БОНДАРЕВА

TopList