Народный защитник или злодей?

Пугачев – историческая личность и литературный герой
в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели урока. Путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста («Капитанская дочка» А.С. Пушкина) определить отношение к Пугачеву как исторической личности и художественному образу; через восприятие художественного образа Пугачева прийти к осознанию идеи повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Задачи. Развивать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением; развивать логическое мышление; прививать интерес к изучению истории и литературы; воспитывать гуманность и милосердие.
Оборудование. Два портрета Пугачева неизвестных авторов; иллюстрации к повести «Капитанская дочка»; исторические материалы (Указ Пугачева от 31 июля 1774 г.); индивидуальные рабочие таблицы; учебник «История Отечества» Б.А. Рыбакова и хрестоматии по истории России; тексты повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (Хрестоматия для 8-го класса / Сост. Г.И. Беленький, 1997); фрагмент из художественного фильма А. Прошкина «Русский бунт».

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

Учитель литературы. Сегодня у нас необычный урок — истории и литературы.
Тема его: «Пугачев — историческая личность и Пугачев — литературный герой в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”». На уроке мы будем использовать исторические материалы для характеристики одного из главных героев повести «Капитанская дочка», а именно Емельяна Пугачева, который, подняв восстание, всколыхнул Россию от Урала до Заволжья. Эта личность всегда особенно интересовала и историков, и государственных деятелей, и писателей, и художников.
Учитель истории. Что представляет собой эпоха, в которую жил Пугачев? Емельян Пугачев жил в эпоху так называемого золотого XVIII века Екатерины II. Это был век блестящих побед русской армии, век расцвета культуры и укрепления абсолютизма, век государственных переворотов. Россия делала значительные шаги в своем общественном и экономическом развитии, и чем большие изменения происходили, тем острее вставал вопрос о крепостном праве.

II. Творческая часть

Эпиграф к уроку из повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» написан на доске.
Ну, барин, беда: буран!
    ...невесть и так куда заехали:
             дороги нет, и мгла кругом.

Учитель истории. Как решался крестьянский вопрос во второй половине XVIII в.?
Сообщение ученика. B 1762 г. Россию потряс новый государственный переворот. На престол под именем Екатерины II взошла дочь принца Ангальт-Цербстского София Фредерика Августа, жена Петра III. Она продолжила продворянскую политику. Екатерина начала щедро одаривать из государственной казны своих подданных — тех, кто помог ей стать императрицей, а когда деньги кончились, в ход пошли крестьянские души. Указ первого года правления Екатерины II — «Жалованная грамота дворянству» — предоставил дворянам полную свободу от военной и гражданской службы, тем самым открыв им широкую перспективу для занятия хозяйственной деятельностью. Дальнейшие указы власти: о запрете крестьянам жаловаться на помещика, о праве ссылать крепостных в Сибирь и отправлять на каторжные работы — окончательно низвели крестьян на положение рабов. Крепостных продавали, обменивали на скот, проигрывали в карты. Истязания, которым их подвергали, были безмерны по жестокости. Произвол помещиков достиг крайних пределов, а крестьянство, доведенное до отчаяния, оказывало сопротивление, которое в большинстве случаев носило стихийный характер.
Учитель истории. Вторая половина XVIII в. — это время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из самых ярких страниц в истории России является выступление крестьян под руководством Емельяна Пугачева. «Мятеж, начатый горстию непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению начальства и поколебавший государство от Сибири до Москвы», — так писал об этом восстании А.С. Пушкин. Историки именуют события 1773–1774 гг. пугачевщиной.
Учитель литературы. Взгляд на предводителя крестьянского восстания противоречив: одни видели в нем смельчака, бросившего вызов Екатерине II (указывает на портрет Пугачева, написанный на портрете Екатерины II); другие видели умного, проницательного человека (портрет Пугачева неизвестного художника).
Какие эпитеты в народных песнях показывают отношение народа к Пугачеву?
Ученики. «Добрый молодец», «красно солнышко», «народный заступник», «буйная головушка»...
Учитель. Посмотрите на портреты художников, изобразивших Пугачева: на одной он — умный, проницательный, повидавший много лиха; другой — написан на портрете Екатерины II (это тоже своеобразный вызов Пугачева).
А теперь давайте посмотрим отрывок из фильма Александра Прошкина «Русский бунт». (Просмотр отрывка из фильма.) Каким вы увидели в этом фильме Пугачева?
Ученики. Разбойником, злодеем.
Учитель. Посмотрим на Пугачева глазами Пушкина, который, изображая пугачевское восстание в повести «Капитанская дочка», пытался не только понять и объяснить мотивы его поступков, но и указать путь, по которому надо идти, чтобы выбраться из «бурана» истории (указать на эпиграф), из этой «мглы», среди которой «дороги нет». И в этом нам помогут знания по истории и литературе.
Сообщение ученика. Донской казак Емельян Пугачев — тот, чье имя присутствует в истории России XVIII в., — был участником Семилетней, а затем Русско-турецкой войн. Смелый и предприимчивый, не склонный к оседлой жизни и земледельческой работе, он с ранних лет обнаружил черты лидера, стремление выделиться среди прочих казаков. Так, он хвастался саблей, якобы подаренной ему Петром I. Он выдавал себя за богатого купца, несколько раз бежал из-под стражи и, наконец, весной 1773 г. на Яике объявил себя чудом спасшимся императором Петром III. Умный, находчивый, смелый, Пугачев воплощал в себе типичнейшие черты русского казака. Он обратился к яицким казакам, и те потребовали доказательств избранности Пугачева. Источник сообщает: «Караваев говорил ему, Емельке: “Ты-де называешь себя государем, а у государей-де бывают на теле царские знаки”, то Емелька ... разодрав у рубашки ворот, сказал: “На вот, коли вы не верите, што я государь, так смотрите”. Оные казаки, посмотря те знаки, сказали: “Ну теперь верим и за государя тебя признаем”».
Учитель истории. Почему же казаки поверили Пугачеву? Ведь праведным в глазах народа выглядел тот монарх, который был, во-первых, законным, во-вторых, справедливым, в-третьих, благочестивым.
Ученики. Он был представителем народа.
Учитель литературы. При помощи каких литературных приемов Пушкин показывает близость Пугачева к народу?
1. Эпиграфы к главам о Пугачеве — народные песни (зачитать только начало эпиграфа).
(Хрестоматия, гл. 2, c. 43; гл. 6, с. 67; гл. 7, с. 75.)
2. Речь Пугачева просторечная, присутствуют народные выражения, пословицы, поговорки, бранные слова.
(Хрестоматия. «Был тулуп ... заложил вечор у целовальника», с. 47; «чего греха таить», c. 47; «не твоя печаль», c. 49; «одурел от радости», с. 79; «унять старую ведьму», с. 79; «небо с овчинку показалось», с. 84; «узнал старого хрыча», c. 84; «казнить так казнить, миловать так миловать», с. 85.)
3. Внешность Пугачева.
— «в постели лежит мужик с черной бородой», с. 46;
— «лицо имело выражение довольно простое», c. 47;
— «волоса обстрижены в кружок», с. 47;
— «оборванный армяк и татарские шаровары», с. 47;
— «на нем ... красивый казацкий кафтан», c. 78;
— «подпирая черную бороду своим широким кулаком», с. 81.
Учитель истории. Мы начинаем работу с Указом Пугачева от 31 июля 1774 г.
На столах у учащихся лежит Указ Е. Пугачева от 31 июля 1774 г., рабочие таблицы.
Учитель. Как называет себя Пугачев в Указе?
Ученики. Император.
Учитель. О каком качестве это говорит?
Ученики. О дерзости.
(Запись в таблицу.)
Учитель литературы. Как велит себя называть в повести Пугачев?
Ученики. Государь Петр Федорович. В разговоре с Гриневым: «Дай срок ... как пойду на Москву» (Хрестоматия, гл. 8, с. 102) — тоже проявляет дерзость.
Учитель истории. Что обещает Пугачев народу? (Чтение выдержек из манифеста, записать в таблицу.)
— отмену крепостного права;
— отмену налогов, рекрутских наборов;
— дарует крестьянам землю, лесные угодья, соляные озера и т.д.
Учитель истории. О каких чертах характера это говорит?
Ученики. Широта души, щедрость.
Учитель литературы. Как эти качества показаны в повести? (Хрестоматия, гл. 8, с. 84, 85.)
— «так ли тебя пожалую, когда получу свое государство»;
— «я тебя пожалую в фельдъегери и князья»;
— «казнить так казнить — миловать так миловать»;
— «возьми свою красавицу; вези ее куда хочешь».
Учитель истории. Каковы планы Пугачева?
— захват престола в России;
– даровать свободу поддержавшим его крестьянам;
— наказать дворян;
— насладиться роскошью царской жизни.
О какой черте характера это говорит?
Ученики. Честолюбие, властолюбие. (Записать в таблицу.)
Учитель литературы. Какие слова Пугачева говорят о его честолюбии? (Хрестоматия, гл. 8, с. 102.)
— «прусский король мог бы со мной потягаться?»;
— «я воюю хоть куда ... сорок енералов убиты ... четыре армии взяты в полон»;
— «Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»;
— «лучше раз напиться живой крови» (иносказание: напиться живой кровью — значит поцарствовать, пожить на широкую ногу).
Учитель истории. Как Пугачев воплощает свои планы в жизнь?
— он собирает войско на Руси, к нему приходят обездоленные;
— у него хорошая армия, вооружение;
— проводит ряд удачных военных операций.
О каких чертах характера Пугачева это говорит?
Ученики. Талантливый военачальник. (Записать в таблицу.)
Учитель литературы. А как показывает Пушкин жестокость, можно сказать, зверство Пугачева?
Ученики. По приказу Пугачева были казнены капитан Миронов, его жена Василиса Егоровна, Иван Игнатьич, офицеры Нижнеозерской крепости.
Речь Пугачева наполнена угрозами:
а) «Унять старую ведьму!» (гл. 8, с. 79)
б) «... с тебя живого велю кожу содрать» (гл. 8, с. 87)
в) О Швабрине: «Я его повешу!» (с. 98)
Портретная характеристика: «звериный взгляд», «огненные глаза» (Хрестоматия, с. 86, 87, 98, 105).
Учитель истории. Говорится ли в данном Указе о милосердии?
Ученики. Да, «милосердием всех награждаю».
Учитель. К кому Пугачев проявляет милосердие?
Ученики. К тем, кто его поддержал, — к крестьянам и казакам.
Учитель литературы. Какие приемы и средства использует Пушкин, чтобы показать милосердие Пугачева?
1) показывает его поступки:
а) вывел к жилью Гринева и Савельича, дал овчинный тулуп и полтину денег;
б) освободил Машу и принял самое живое участие в ее судьбе.
2) речевая характеристика: «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Он узнает ... каково обижать народ ... казнить так казнить, жаловать так жаловать» (с. 98).
Учитель истории. Как можно одним словом охарактеризовать Пугачева после исследования исторических документов?
Ученики. Злодей.
Учитель литературы. Однозначен ли взгляд Пушкина на Пугачева?
Ученики. Злодей, но и милосердный человек.
Учитель истории. Отступил ли Пушкин, изображая Пугачева, от исторической правды?
Ученики. Все, что можно увидеть в Указе, Пушкин подтверждает. Но автор изображает Пугачева и милосердным.
Учитель литературы. Каким приемом пользуется Пушкин для изображения милосердия Пугачева?
Ученики. Художественным вымыслом.
Учитель. Какие сцены, по вашему мнению, вымышлены?
Ученики. Встреча с Гриневым во время бурана; Пугачев получает в подарок заячий тулуп; встречи и беседы с Гриневым; освобождение Маши.
Учитель. Именно в этих сценах мы видим милосердие Пугачева по отношению к Гриневу, к Маше.
А что явилось толчком для проявления его милосердия?
Ученики. Гринев дарит Пугачеву заячий тулуп.
Учитель истории. Чьи интересы выражали Указы и действия Пугачева?
Ученики. Народа. А тех, кто отказывался повиноваться ему, Пугачев жестоко преследовал.
Учитель истории. Можно ли было избежать восстания?
Ученики. Да, если бы Екатерина проявила милосердие к народу.
Учитель. А как она могла это сделать?
Ученики. Дать крестьянам свободу.
Учитель литературы. Указал ли Пушкин путь, по которому следует идти, чтобы выбраться из «бурана» истории?
Ученики. Правительство должно быть милосердным к народу, заботиться о нем, дать ему все необходимое для жизни.
Учитель истории. Были ли в истории люди, похожие на Пугачева?
Ученики. Болотников, Разин.
Учитель. Чем закончились их восстания?
Ученики. Жестоким подавлением, ухудшением жизни народа.
Учитель литературы. Как это показывает Пушкин?
Ученики. «...мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками. Состояние края было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (Хрестоматия, гл. 13, c. 111).

III. Подведение итогов

Учитель литературы. Сопоставляя исторические материалы с текстом повести, мы увидели, что Пушкин не только не отступил от исторической правды, но, пользуясь художественным вымыслом, сделал образ Пугачева живым. Это не только беспощадный и жестокий злодей, но и человек, которому можно доверить жизнь возлюбленной, которого можно пожалеть и за «грешную душу» которого «вечно молить Бога».
В повести открывается душа русского народа, заблудившегося в «буране» истории и жестоко ответившего на казни — убийствами, на насилие помещиков — насилием, на обнищание — грабежом. Эта душа взбунтовавшегося народа страшна, как буран, когда «дороги нет, и мгла кругом».
Учитель истории. История, основываясь на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать уроки.
Учитель литературы. А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку. Об этом писали многие русские писатели, произведения которых мы будем изучать.

 

РАБОЧАЯ ТАБЛИЦА
Черты характера Указ Пугачева от
31 июля 1774 г.
Повесть А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»
     

Указ Пугачева

Божию милостию, мы Петр III, император и самодержец всероссийский: и протчая.
Объявляется во всенародное известие.
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короны и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями, лесными угодьями и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев.
... Повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами.
По истреблении которых противников и злодеев дворян, всякий может восчувствовать тишину и спокойную жизнь.
Дан июля 31 дня 1774 г.

 

Т. НЕХОРОШЕВА,
учитель литературы
Н. ДОРОЖКИНА,
учитель истории

Интегрированный урок по литературе и истории
в 8-м классе

TopList