Живой язык истории

Басовская Н.И.
Цель истории — история:
Сб. статей. — М.: РГГУ, 2002. — 536 с. — (Серия «История и память»).

Главная особенность этой книги в том, что под одним переплетом автор собрала и серьезные научные исследования, адресованные коллегам-специалистам по европейскому Средневековью, и популярные работы, написанные для студентов и школьников, и полемические статьи, посвященные проблемам исторического образования в вузе и школе.
Начнем с последних: в одной из них автор справедливо спрашивает читателя-собеседника: «Что вообще такое — книга для чтения? А учебник тогда — для чего?». Очень своевременный вопрос — можно согласиться, что, к сожалению, лишь немногие школьные (да и вузовские) учебники по истории можно читать как полноценные книги. Конечно, история как наука всегда зависела от чьих-то интересов, но в ХХ в. ее цинизм перешел все границы. Поэтому и возникло парадоксальное с точки зрения здравого смысла противопоставление: учебник — книга для чтения.
Отметим, что в последнем разделе своего труда Басовская пытается преодолеть это противоречие, повествуя об исторических персонажах и событиях живым литературным языком. И лишь потом делает выводы. Это — самый лучший способ заинтересовать историей юного читателя. Кстати, так делал Плутарх, а вслед за ним несколько столетий — учителя истории, опирающиеся на его жизнеописания. В наше время этой традиции следует Гаспаров в его «Занимательной Греции», после которой читать обычный учебник по истории Древнего мира просто невозможно.
Опытный педагог и серьезный ученый, Н. Басовская лучше, чем кто бы то ни было понимает ситуацию: в нескольких статьях своей книги она показывает как медиевистика после знаменитых высказываний Сталина о «пользе» истории, превратилась в советском обществе из увлекательнейшего чтения в предельно скучное проецирование марксистских «законов» на некую абстрактную историческую квазиреальность, в которой ничего, кроме мракобесия и предрассудков, не было и не могло быть. Автор воздает должное героическим усилиям советских медиевистов (представителей науки, которой «нет и быть не должно»), которые не просто выстояли, но и написали замечательные книги и даже воспитали учеников. К ним Наталия Ивановна с гордостью и вполне справедливо причисляет и себя.
Скорее всего, продвинутый учитель найдет время прочесть первый раздел книги, посвященный теоретическим проблемам современной медиевистики и конкретным вопросам средневековой истории Англии и Франции, тем более в нем рассказывается как раз о тех событиях и лицах, которые в наших школьных и вузовских учебниках — «проявления общих закономерностей» и «типичные представители». Но для школьного преподавателя интереснее и, главное, полезнее окажутся очерки, адресованные студентам и школьникам, подробные рассказы об опыте уникального для советской эпохи студенческого кружка по изучению средневековой истории (это просто готовая методичка, да еще высочайшего качества!), уже упоминавшиеся рассуждения педагога и ученого в одном лице (редкое сочетание!) об учебниках, гуманитаризации образования, месте в нем истории.
...Предисловие к своей книге Н. Басовская начинает парадоксальным отрицанием практической пользы истории. Объясняя, впрочем, потом, что она имела в виду — историю нельзя рассматривать только как руководство к действию. Ее надо изучать и обдумывать. Не как Маркс и марксисты, а как, если хотите, Плутарх...

Ю. БОРИСОВ

TopList