материалы к уроку

Марина БАБУШКИНА

Изучаем историю вместе с

Жизнь современного подростка, разумеется, качественно отличается от той, что была у людей более старшего поколения. Нынешние ученики имеют доступ к большему числу источников информации, среди которых школьные предметы занимают далеко не первые места. Подрастающее поколение существует в быстро изменяющемся, сложном, противоречивом мире, пути развития которого порой непредсказуемы.
Прямо или через средства связи и информации школьники общаются с огромным количеством людей, имеющих разные взгляды и подходы к жизни, зачастую принадлежащих к разным культурным средам. Собственно, как и всегда, культурные и исторические традиции, сформировавшиеся в нашей стране и за ее пределами, оказывают на молодежь мощное влияние.

Как помочь школьнику найти свое место в таком многоликом, перегруженном информацией мире? Как пробудить в растущем человеке интерес к активному жизнетворчеству? Как научить людей бесконфликтно действовать в социуме; как знать, понимать и ценить традиции своего народа и одновременно обладать достаточно гибким мышлением, быть открытым к историческому опыту представителей иных национальностей?
Эти вопросы естественным образом всегда волновали педагогическую общественность нашей (и любой другой) страны. В свою очередь авторы многих учебных курсов по истории сегодня успешно решают подобные задачи.
Правда, преподавателю в его работе недостаточно школьного учебника или пусть даже очень хорошей методической книжки. Дети, естественно, ждут, когда учитель скажет что-нибудь за пределами школьной программы.

В собственной практике я стремлюсь дать пищу для детского ума, пробудить чувство удивления; вызвать удовольствие от открытия нового, желание самому найти это новое в дополнительной литературе.
Любой творческий труд (а он начинается уже за школьной партой) немыслим без постоянного обращения к увесистым словарям. Энциклопедии существуют с древних времен. О них древние египтяне писали: «Эти книги делают людей умными и обучают невежду, помогая ему узнать всё».

На полках библиотек и книжных магазинов можно увидеть десятки энциклопедий для школьников. Как учитель и как мама троих детей я стараюсь иметь информацию о таких изданиях.
Но с 1990-х гг. я все-таки отдала предпочтение любимой всеми в нашей семье «Аванте +». Выполнение домашних заданий и подготовка к урокам стали более интересными, увлекательными и творческими, поскольку эта энциклопедия написана с учетом особенностей детского восприятия и представлений, мышления и запаса знаний. В ней можно найти полноценный дополнительный материал к любой теме, для любого урока, получить достаточно исчерпывающий ответ на тот или иной вопрос.
Составители «Аванты+» нашли верную интонацию в изложении материала. Замечу, что кое-какие из разделов вполне доступны с первого чтения, хотя в них и нет искусственных попыток приспособиться к детскому возрасту.
Иллюстрации, фотоматериалы, которые представлены почти на каждой странице, помогают чтению и пониманию текста. С полной определенностью можно сказать, что «Энциклопедия для детей “Аванта+”» информативна, интересна, увлекательна и, что более важно, современна.
По моему глубокому убеждению, настоящей проверкой высокого качества этого издания стало желание детей читать, обращаться за информацией при подготовке к урокам и просто перелистывать еще и еще раз — ради собственного удовольствия.

Курс по истории России XIX в. всегда считался одним из наиболее значимых в изучении особенностей нашей страны. Именно в XIX в. окончательно вырисовывается география Российской империи, завершается становление абсолютистской государственности; общественное движение проходит ускоренный, но весьма плодотворный путь развития, — вплоть до оформления консервативного, либерального и революционного направлений.
С середины XIX в. изменяется социально-экономический облик страны. Наконец, русская культура становится неотъемлемой частью мировой.

В минувшем учебном году (2002—2003) в восьмых классах я использовала учебник «История России XIX века» (издательство «Дрофа»), который, говоря языком политологов, отличается центристским подходом к основным проблемам нашей истории. Однако даже хороший учебник не есть единственный источник информации. Школьники должны уметь добыть различные сведения, сопоставить их; а вот задача учителя — помочь ученикам в этом непростом занятии, заинтересовать их. Само собой, это не самоцель.

В своей работе я нередко обращалась к пятому тому «Энциклопедии для детей “Аванта+”» — «История России и ее ближайших соседей».
Какую же конкретную помощь оказало мне это издание?
При организации игры «Путешествие в XIX век», проводившейся в рамках недели истории среди восьмых классов, были использованы следующие разделы пятого тома энциклопедии: «Эпоха Александра I», «Россия и наполеоновская Франция», «Войны и дипломатия», «Декабристы», «Россия до эпохи великих реформ», «Эпоха великих реформ».
В игре принимали участие пять восьмых классов и, соответственно, мы придумали пять так называемых станций. Первая называлась «Дней Александровых прекрасное начало». Здесь команды отвечали на вопросы и выполняли предложенные им задания. Вот некоторые из них:
1. О ком из окружения Александра I говорил Наполеон на встрече с русским императором в Эрфурте осенью 1808 г. как о единственной светлой голове России?
2. О ком А.С.Пушкин написал знаменитую убийственную эпиграмму?

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
И царю он — друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести...

3. Дополните схему «Государственное устройство России по плану Сперанского»:

  • Император назначает
  • Министерства и Правительствующий сенат
  • Государственный совет
  • Судебный сенат
  • Дума губернская
  • Управление окружное
  • Суд губернский
  • Суд окружной
  • Управление волостное
  • Дума волостная

(Собственно материал по этой схеме можно найти в «Аванте+» на страницах 249 и 258.)
4. В 1818 г. граф М.С.Воронцов предложил Александру I немедленно приступить к упразднению крепостного права в России. Что именно графу ответил император?

Вторая станция называлась «Героическая» и была посвящена Отечественной войне 1812 г., путешественники-школьники работали уже над иными проблемами:

1. Какой девиз отражал характер и судьбу М.Б.Барклая де Толли и где он был записан?
2. О ком писал А.С.Пушкин: «Когда народной веры глас воззвал к святой твоей седине: “Иди, спасай!“ Ты встал и спас...»?
3. Каким смелым маневром в ходе Бородинского сражения М.И.Кутузов выиграл время, в течение которого приостановились яростные атаки французов?
(Материал взят из энциклопедии на стр. 282.)
4. Во время переговоров французский посланник Лористон жаловался М.И.Кутузову, что против наполеоновской армии ведется война не по правилам. Назовите героев этой неправильной войны.
5. Установите последовательность событий:
а) смерть М.И.Кутузова;
б) сражение под Лейпцигом;
в) вступление русской армии на территорию Польши и Пруссии;
г) Австрия объявила войну Франции;
д) 100 дней и битва при Ватерлоо;
е) Наполеон сослан на о. Эльбу;
ж) Наполеон сослан на о. св.Елены;
з) вступление Пруссии и Швеции в войну против Франции;
и) отречение Наполеона от престола;
к) в Вене созван мирный конгресс;
л) вступление русских войск в Париж.

(В этом пункте был использован раздел «Заграничный поход русской армии».)

На третьей станции («Первенцев свободы») мы, памятуя о разделе «Декабристы» (опять-таки из «Аванты+»), пытались искать всевозможную правду. Далее предлагаю Вашему вниманию примерные вопросы и задания по выбранной выше тематике:

1. Кому из декабристов Николай I сказал: «Я хочу, чтобы судьба ваша была ужасна»?
2. Какие из указанных ниже утверждений содержит «Конституция», а что изложено в «Русской правде»:
а) исполнительная власть принадлежит императору;
б) исполнительная власть принадлежит Думе;
в) всеобщее избирательное право;
г) избирательное право на основе имущественного ценза;
д) установление республики;
е) установление конституционной монархии;
ж) крестьянам должна быть передана половина всех земель;
з) принятие программного документа Учредительным собранием;
и) принятие положений программы Временным революционным правительством;
к) крестьяне получают по две десятины на двор;
л) федеративное государство;
м) единое и неделимое государство;
н) установление диктатуры Временного революционного правительства сроком на десять лет после захвата власти?

3. Какому событию Николай Бестужев посвятил эту песню?

Что ни ветер шумит во сыром бору,
Муравьев идет на кровавый пир...
С ним черниговцы идут грудью

стать,

Сложить голову за Россию мать...

4. Как именно назывался суд над декабристами, учрежденный Манифестом от 1 июня 1826 г.?

5. О ком эти строки?

Опорою гибнущим, слабым, больным
Мы будем в тюрьме ненавистной
И рук не положим, пока не свершим
Обета любви бескорыстной!..

Перед тем как отправиться на пятую станцию с названием «Императорская», путешественники должны были узнать содержание глав о трех русских императорах в «Энциклопедии для детей “Аванта +”». И им не составило труда выполнить задания:

1. Кто из императоров сказал о себе: «Я император, но какой ценой...»
2. Сгруппируйте мероприятия, относящиеся к различным периодам: сначала те события, что произошли в годы правления Александра I, затем — Александра II, и, наконец, — Николая I:
а) реформа суда;
б) отмена крепостного права;
в) расправа с декабристами;
г) создание земств;
д) создание III отделения;
е) создание министерств;
ж) оформление теории официальной народности;
з) принятие Циркуляра о кухаркиных детях;
и) подписание указа о вольных хлебопашцах;
к) военная реформа;
л) открытие дворянского банка;
м) появление свода законов Российской империи;
н) городская реформа;
о) расправа с народниками;
п) создание Министерства государственного имущества.

В общем и целом игра-путешествие была полностью построена на материале, содержащемся в пятом томе энциклопедии, и сей факт позволил восьмиклассникам подробно ознакомиться с несколькими главами.

Тем не менее, «Аванту +» можно использовать и на обычных, плановых, занятиях (школьная лекция и семинар), и для нетрадиционных форм урока.
Так, освещая тему «Отмены крепостного права», я провела лабораторно-практическое занятие и предложила своим ученикам сначала ознакомиться с материалом «Великие реформы» («Энциклопедия для детей», стр. 447—458), а после ответить на вопросы:
1. Что Александр II считал причиной возможной отмены крепостного права?
2. Каким единственным способом, по мнению Александра II, можно было отменить крепостное праве? Почему?

Для проведения игрового занятия «Земское самоуправление в России» учащиеся заранее знакомятся с материалами раздела «Земская реформа» («Энциклопедия для детей», т. 5, стр. 466—471).
Класс разбивается на две группы: уездное (губернское) земское собрание и представители царской администрации. Задача игры: выяснить порядок формирования органов земского самоуправления, их функции и степень влияния на их деятельность царской администрации.
Председатель и члены управы предлагают собранию обсудить ряд вопросов местного значения. Собрание выносит по ним постановления. А собственно вопросы для обсуждения их земством могут быть предусмотрены законом и не входить в компетенцию земств. См. табл.

Входящие в компетенцию земств Не входящие в компетенцию земств

Строительство школы
властных структур

Изменение порядка избрания

Устройство больницы

Введение волостного земства

Приглашение агронома

Направление царю предложения
об изменении структуры органов
государственной власти

Строительство дороги

Обращение к другим земствам создать
общеземскуюорганизацию

Выделение средств малоимущим  

Губернатор же дает заключение по каждому пункту.
В конце игры учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в начале занятия:
1. Как формировались законы земского самоуправления?
2. Каковы их функции?
3. Как губернатор мог влиять на деятельность земства?
В качестве домашнего задания ребятам было предложено написать сочинение на тему «Земство и государство: характер взаимоотношений».
Обобщающий урок по теме «Великие реформы» я провела в форме турнира эрудитов, большую часть вопросов я составила, используя материал энциклопедии, и несколько из них предлагаю на Ваше рассмотрение:
1. Почему крестьянин должен был купить, а помещик продать землю? (Стр. 457.)
2. Какая дата была названа Александровым днем и почему? (Стр. 458)
3. О какой части крестьянской реформы идет речь: «В Российской империи быстро нашли источник компенсации государственных расходов — долготерпеливое русское крестьянство...»?
4. Кому принадлежат слова: «Не тот народ имеет будущность, который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу...»? В чем смысл этого замечания?

Эпоха Великих реформ в России связана не только с именем Александра II, но и с деятельностью ряда выдающихся современников императора, таких как Дмитрий Алексеевич Милютин, М.Т.Лорис-Меликов. Учащиеся прекрасно справляются с подготовкой рефератов, сообщений о деятельности этих персонажей, штудируя всё ту же энциклопедию (раздел «Дмитрий Алексеевич Милютин», стр 471—474).

Таким образом, рассмотрев отдельные темы, мы убедились, насколько полезна в работе учителя «Энциклопедия для детей “Аванта +”», где можно найти не только помощь теоретическую — для себя, но и, смею надеяться, материал для нравственного «волевого воздействия на душу» моих учеников.

Список используемой литературы

Важенин А.Г. История России XIX в. М.: Владос-Пресе, 2001.
История России XIX в. Методическое пособие к учебнику. 8 класс, М.: 2001.
Учебник. История России XIX в. 8 класс. М.: «Дрофа». 1998.
Энциклопедия для детей, т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М.: Аванта +. 2002.


Марина Геннадьевна Бабушкина — учитель истории МОУ средней школы № 110 Канавинского района (г. Нижний Новгород).

TopList