материалы к уроку

Леонид КАЦВА

Аграрная политика в царствование
Александра Второго

Помещичье хозяйство.
Оскудение дворянства

Во второй половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В городах в начале 1860-х гг. жили лишь 6,1 млн человек, т. е. 8% населения. Основной отраслью экономики по-прежнему оставалось сельское хозяйство.
Согласно поземельной переписи 1877 г., в России насчитывалось 281 млн десятин удобной для сельского хозяйства земли. Из них 50 млн принадлежало казне, 102 млн — частным владельцам, а 139 млн десятин занимали крестьянские наделы и земли казачества.
Крестьянская реформа поставила помещичье хозяйство в совершенно новые условия. При крепостном праве помещики Нечерноземья, получая с крестьян денежный оброк, зачастую вообще не имели собственной запашки. В черноземных губерниях барские поля обрабатывали крестьяне со своими лошадьми и орудиями.
Чтобы вести хозяйство после отмены крепостного права, нужно было купить скот, инвентарь, нанять батраков. Большинству помещиков, несмотря на получение выкупных платежей, такие расходы оказывались не под силу. К тому же из выкупных платежей удерживались суммы, которые помещики задолжали Дворянскому банку еще при крепостном праве.
Наконец, у дворян, как правило, не было опыта ведения хозяйства. Чтобы изыскать средства для развития имения, помещики продавали угодья. Но чаще дворяне просто проживали доходы от продажи земли.
Часть земли помещики сдавали в аренду крестьянам. У последних же (особенно в первые пореформенные годы) часто не было достаточно денег на арендную плату. Зато имели они избыток рабочих рук и немало скота: потому как до реформы крестьяне обрабатывали не только свои наделы, но и барскую землю.
Так возникла отработочная система: мужик получал необходимую ему территорию, и барин обеспечивал свое хозяйство рабочей силой.
Тем не менее настоящей выгоды от подобных барско-крестьянских отношений было мало. Помещики, пользуясь тем, что крестьянам вечно не хватало покосов и пастбищ, сдавали землю в аренду на очень тяжелых условиях. Еще больше угнетала крестьян необходимость отрабатывать за отрезки.

Из книги А.Н.Энгельгардта
«Из деревни 12 писем»

Отрезок, существенно необходимый крестьянам, поступив в чужое владение, стеснил крестьян уже по одному своему положению, так как он обыкновенно охватывает их землю узкой полосой и прилегает ко всем трем полям, а потому, куда скотина ни выскочит, непременно попадет на принадлежащую пану землю... У нас повсеместно за отрезки крестьяне обрабатывают помещикам землю — работают круги, то есть на своих лошадях, со своими орудиями, производят, как при крепостном праве, полную обработку во всех трех полях. Оцениваются эти отрезки — часто, в сущности, ничего не стоящие,— не по качеству земли, а лишь по тому, насколько они необходимы крестьянам, насколько они их затесняют, насколько возможно выжать с крестьян за эти отрезки. Добро бы еще эти отрезки сдавались крестьянам за арендную плату деньгами, а то нет — непременно под работу.
...Оттого-то мы и слышим такого рода восхваления имений: «У него отличное имение, отрезки тянутся узкой полосой и обхватывают семь деревень; ему за отрезки всю землю обрабатывают».

Вопрос. Как вы считаете: такой способ использования рабочей силы является капиталистическим, крепостническим или полукрепостническим?

Большинству крестьян немного оставалось собственного хлеба до нового урожая. Приходилось изыскивать в долг зерно или деньги у соседних помещиков, обязываясь отработкой. Зимней крестьянской работы (пилка дров, перевозка товаров и т.п.) в барских хозяйствах было мало. Волей-неволей мужику приходилось наниматься на летнюю работу.

Из записок орловского помещика

Нанимаются крестьяне обыкновенно с осени и берут все деньги вперед, почти за год. Но «у зимы рот велик», говорит пословица. Бывает, что бедный крестьянин, нанявшись у одного землевладельца, среди зимы отправляется к другому, нанимается у него, потом нанимается к третьему. Когда придет время работать, его вызывают сразу к трем лицам. Он является к одному, сработает половину работы, потом бросает — к другому, у другого тоже только начнет работать и побежит к третьему и, в конце концов, бросает всех и бежит убирать свой несчастный хлебишко, который к этому времени уже наполовину осыпался.

По существу, это был кабальный наем. Зимой и весной, — когда спрос на рабочие руки был невысок, а крестьянам угрожал голод, — труд стоил дешево, а хлеб дорого. Пользуясь таким огорчительным для крестьян зимне-весенним положением, помещики платили своим работникам в 2—2,5 раза ниже, чем при вольном найме летом.
Казалось бы, такие низкие расходы на оплату труда делали отработочную систему исключительно выгодной для помещиков. Но крестьяне при этом трудились небрежно, качество обработки земли оставалось низким, урожаи падали. Малые затраты оборачивались и ничтожными доходами, и даже убытками.
Более того, крестьяне зажиточные на работы в помещичьем хозяйстве почти не нанимались, а беднота для подобных подвигов не годилась.

Из письма
членов Дворянского общества
взаимного кредита

Большинство наших хозяйств рассчитано на существование у крестьян необходимых для обработки земли орудий и рабочего скота, и этот расчет оказывается именно теперь несостоятельным, так как число безлошадных крестьян, возраставшее из года в год, в последнее время быстро увеличилось... Приходится переустраивать хозяйство на капиталистический лад, заводить живой и мертвый инвентарь, иметь готовый оборотный капитал и т.д.

Вопрос. В чем же заключается «переустройство хозяйства на капиталистический лад»?

В 1880-х гг. основные работы в барском хозяйстве (вспашку, боронование, сев) выполняли, как правило, батраки. В имениях они использовали железные плуги и бороны, сеялки, жатки, конные и паровые молотилки. Окрестных крестьян нанимали на время уборочной страды, когда важной становилась работа быстрая. Но и в этих случаях люди чаще трудились не за угодья, а за денежную поденную плату.
Таким образом, помещичье хозяйство приобретало предпринимательские черты. Но эти изменения были очень неравномерны по районам страны. Решительнее всех остальных переходили на капиталистический путь помещики Прибалтики, где крестьяне были безземельными, и плодородного Юго-Западного края (Правобережной Украины), где наделы крестьян были очень малы, а близость черноморских портов позволяла выгодно сбывать хлеб.
В центральных же районах помещики дольше сохраняли отработки, а то и полностью сдавали землю в аренду крестьянам, прекращая заботиться о собственном сельском хозяйстве и ограничиваясь продажей леса.
Уже в 1860-х гг. помещики стали закладывать имения в коммерческих банках.

Залог помещичьих
имений
Заложено земли
(млн дес.)
Долги владельцев
(млн руб.)
1870 г. 2,1 92,0
1880 г. 12,5 448,0

Помещики, особенно мелкие и средние, начали распродавать землю. За 1861—1879 гг. дворянское землевладение сократилось на 9%: с 87 млн десятин до 79 млн. Господскую землю покупали купцы, мещане, зажиточные крестьяне.
Традиционное русское барство постепенно исчезало: дворяне большей частью жили в городах, служили офицерами и чиновниками, становились юристами, врачами, литераторами, учеными, инженерами, вкладывали средства в акции промышленных и торговых компаний. Хозяйство в имении вел, как правило, наемный управляющий. Лишь очень крупные помещики, получали по-настоящему большие доходы от земли.

Вопрос. Чем, на Ваш взгляд, было вызвано «оскудение дворянства»?

Пореформенная деревня.
Разложение крестьянства

По реформе 1861 г. крестьяне получили крайне недостаточные наделы. С ростом населения они еще больше мельчали, ведь теперь помещик уже не добавлял землю на прибылые души.
Малоземелье вынуждало крестьян распахивать леса и луга. Доля пашни среди всех угодий у крестьян была выше, чем у частных владельцев, зато леса, пастбищ и сенокосов им остро не хватало.
Самые маленькие наделы получили крестьяне в Юго-Западном крае и в Центрально-Черноземном районе, самые большие — в Степном Заволжье. В Сибири, где не было помещичьего землевладения и оставалось немало неосвоенной земли, преобладало общинно-захватное землепользование.
Соответственно, распоряжалась землей крестьянская община. Ее члены порой устраивали передел имеющихся в пользовании земель. Каждое поле (озимое, яровое, паровое) разбивалось на участки разного качества, и каждый домохозяин получал свою полосу в том или ином участке.
Известны случаи, когда двухдесятинные наделы состояли из 20 полос шириной в 3—4 аршина и длиной в 120—150 сажен. Чересполосица вынуждала всех крестьян вести одинаковый трехпольный севооборот: по сжатому полю пасли скот. Это препятствовало развитию хозяйства зажиточных крестьян. Постепенно крестьянские полосы, разделенные межами, становились всё эже, что затрудняло земледельческие работы. Крестьянин не был заинтересован в улучшении земли: при следующем переделе участок мог перейти к другому хозяину. Правда, почти в четверти общин переделы после 1861 г. не производились.
Крестьяне страдали и от чрезмерной тяжести податей и выкупных платежей. Так, в Пензенской губернии их платежи составляли 129% дохода от надела, в Новгородской — 144%, в Московской — 205%.
В деревне же существовала круговая порука — за недоимщика платила повинности вся община.

Вопрос. Какая часть деревни более всего тяготилась «круговой порукой?»

Правящие круги России вполне осознавали отрицательное воздействие общины на развитие сельского хозяйства. Так, в 1865 г. редактор помещичьей газеты «Вести» В.Д.Скарятин заявлял: «Одно из двух — или опека, крепостное право, со всеми их дурными, как и хорошими сторонами; или свобода со всеми ее логическими последствиями, т.е. обогащение, самостоятельность для людей способных, трудолюбивых, бережливых, трезвых, наконец, владеющих необходимыми для самостоятельного хозяйства средствами, и — подчиненность, зависимость, батрачество — на долю неспособности, лени, невежества. Середины тут нет!»

Задание. Попробуйте объяснить заявленные выше принципы.

Тем не менее община сохранилась вплоть до 1906 г. Во-первых, она была удобна властям для сбора податей и полицейского надзора за крестьянством. Во-вторых, община сдерживала отток населения в города, а это поддерживало низкие цены на рабочие руки в сельском хозяйстве. В-третьих, правительство опасалось, что уничтожение общины приведет к массовому разорению крестьян и создаст в стране язву пролетарства.

Вопросы.
Каким образом община препятствовала уходу крестьян в города?
Кому была выгодна дешевизна крестьянского труда?
Какие опасения вызывала у властей пролетаризация крестьянства?

Наконец, не представляло своей жизни вне общины и большинство самих селян. Мир сурово контролировал жизнь каждого крестьянина, но и помогал пережить голодное время, отстроиться после пожара, заботился о сиротах, одиноких стариках и калеках. Всем миром строили избу, если мужик отделял сына.
Постепенно расслоение общинников усиливалось. К концу 1870-х гг. крестьянство делилось на несколько категорий:
1) зажиточные — умелые и расчетливые хозяева, сумевшие выбиться из нужды. Они систематически нанимали батраков, обрабатывали не только надельную, но и купленную (или арендованную у соседних помещиков) землю. К началу ХХ в. 20% частновладельческой земли принадлежало крестьянам. Верхушка этого слоя — кулачество, сельская буржуазия (3—5% деревенских жителей) — вела настоящее капиталистическое хозяйство, поставляя на рынок зерно, мясо, молоко, лен, кожи и другие сельскохозяйственные товары;
2) середняки существовали главным образом за счет доходов от надела, но вынуждены были систематически прирабатывать отхожими промыслами;
3) бедняки сохраняли хозяйство, но основу их доходов обеспечивала работа по найму, чаще у помещиков и кулаков;
4) сельские пролетарии не вели своего хозяйства (хотя сохраняли формально надел) и зарабатывали на жизнь батрачеством.
Так в деревне под покровом общины формировались капиталистические отношения. Большинство в деревне составляли середняки и бедняки. Своего хлеба им едва хватало на пропитание, для уплаты податей приходилось искать сторонние заработки.

Из книги Н.Н.Златовратского
«Деревенские будни»

При шестидесятинном наделе, в котором поемный луг, и при десятине леса на душу, во-первых, община должна снимать в аренду участок земли по полторы десятины на душу, и, во-вторых, каждый двор должен отпустить от себя одного-двух работников в зимний отход на сторону: в этом случае он оправит все повинности, недоимок у него не будет, муки хватит до новой, избу покроет тесом, раза два-три в неделю будет пить чай, и кое-что останется на выпивку.
Если во дворе нет лишнего работника, уходящего на заработок, или если сам хозяин не идет в заработок, он, оправив безнедоимочно повинности, никогда не соберется с силами вывести хорошую избу, покрыть ее тесом, будет укутываться соломой, хлеба у него не хватит до весны, чай пить будет не в состоянии, есть станет скверно, даже по мужицкому масштабу, и неизбежно втянется в долги.

Окончательно порвать с землей и уйти в город было трудно не только из-за того печального факта, что община всё-таки сопротивлялась. Устроившись рабочим на фабрику или на шахту, извозчиком, банщиком или половым в трактире, крестьянин чаще всего снимал угол или койку: жить в городе с семьей ему было негде. В деревне мог найти приют работник, не способный более трудиться в городе по старости или увечью.
Малоземелье, чрезмерные платежи, привязанность к наделу, влияние общины, трудности с обустройством в городе приводили к аграрному перенаселению: людей в сельском хозяйстве было занято гораздо больше, чем оно могло прокормить.

Из книги А.Н.Энгельгардта
«Из деревни 12 писем»

С осени, когда еще есть запас ржи, едят вдоволь чистый хлеб. Придет нищий — подают кусочки. Но вот хозяин замечает, что «хлебы коротки». Едят поменьше, не три раза в сутки, а два, а потом один. Прибавляют к хлебу мякины. Есть деньги, осталось что-нибудь от продажи пеньки, за уплатой податей — хозяин покупает хлеба. Нет денег — сбивается как-нибудь, старается достать вперед под работу, призанять... Когда нечего больше есть, дети, старухи, старики надевают сумы и идут в кусочки побираться по соседним деревням. Хозяин между тем хлопочет, ищет работу, достает хлеба. Разжился хозяин хлебом, дети уже не ходят в кусочки, и хозяйка опять подает кусочки другим.
...Нет хлеба — в миру прокормиться можно кое-как до весны. С голоду никто не помирает благодаря этой взаимопомощи кусочками. Худо, когда не только хлеба, но и корму нет для скота. Скот в миру не прокормишь.

Вопрос. Какие меры, с Вашей точки зрения, следовало бы предпринять для того, чтобы принципиально улучшить жизнь крестьян и состояние сельского хозяйства России?

Сельскохозяйственное производство

Развитие земледелия в пореформенный период происходило медленно, что вызывалось малоземельем крестьянства и трудной перестройкой помещичьего хозяйства. В черноземных губерниях, особенно вблизи черноморских портов, посевы зерновых росли. В нечерноземной полосе, куда в связи со строительством железных дорог стал в 1870-х гг. поступать дешевый южный хлеб, они сокращались, уступая место выращиванию льна и других технических культур, а также торговому животноводству.
Более того — в плодородные и малонаселенные степные губернии переселялись малоземельные крестьяне из центра страны, а в промышленных губерниях крестьяне зачастую предпочитали более выгодные неземледельческие заработки. Впрочем, в нечерноземных Прибалтике и Приуралье, где почти не было пережитков крепостничества, посевы зерновых увеличивались. В то же время в Центрально-Черноземном районе, где преобладали отработки, а земля усиленно распахивалась еще при крепостном праве, земледельческое производство в пореформенные годы переживало застой.

Посевы зерновых (млн пуд./год)

  Нечерноземная
полоса
Черноземная
полоса
Всего по России
1850-е гг. 215 297 512
1860-е гг. 206 305 511
1870-е гг. 205 330 535

Задание. Проанализируйте данные таблицы.

Если посевы зерновых по сравнению с дореформенными годами увеличились в 1870-х гг. лишь на 4,4%, то чистые сборы (за вычетом семян) — на 25%, что говорит о росте урожайности. Однако если в черноземной полосе, за исключением Поволжья, где хозяйство велось особенно экстенсивно, сборы хлебов действительно уверенно росли, то в Центрально-промышленном районе неуклонно падали. Зато в Прибалтике и западных губерниях интенсивная система земледелия позволила увеличить сборы хлебов на 27—33%, невзирая на бедные почвы. Современники объясняли низкие урожаи тем, что «земледелие ведется первобытным способом», а «земледельцы возлагают надежды не столько на свой труд и уменье, сколько на естественное плодородие почвы и на благоприятные климатические условия».

Вопрос. Подтверждают ли эту точку зрения данные о производстве зерна в различных районах страны?

Основную массу хлеба производили крестьянские хозяйства. В целом по Европейской России они обеспечивали в 1860—1870-х гг. около 3/4 валового сбора зерна, а в некоторых нечерноземных губерниях — свыше 85%. А на продажу шел в основном хлеб из помещичьих и кулацких хозяйств; большинство бедняков и середняков продавали хлеб лишь при необходимости уплатить подати. Основная часть производимого крестьянами хлеба расходовалась в самой деревне: на семена, продовольствие и на корм скоту.
И крестьяне, и помещики сеяли обычно рожь и овес. Только в Причерноморье и в степных губерниях преобладали посевы пшеницы — главной экспортной культуры. В расчете на человека чистые сборы хлебов повысились за 20 лет лишь на 7% по сравнению с дореформенным временем (с 19 до 20,3 пуда). Сначала хлебный рынок рос медленно, но в 1870-е гг. увеличился уже в 1,5 раза. Товарный хлеб составлял примерно 41% чистого сбора. Остальное расходовалось в самой деревне: на продовольствие и корм скоту. 12% чистого сбора покупали крестьяне потребляющих нечерноземных губерний. Горожане, армия, винокурни потребляли еще 15%. Наконец, 14% чистого сбора шло на экспорт. Вывоз хлеба в 1870-х гг. возрос по сравнению с предыдущим десятилетием почти в 2,5 раза и превысил 230 млн пудов в год. Рост экспорта привел даже к нехватке хлеба на внутреннем рынке: недоставало почти 180 млн пудов. Страдала от этого, в первую очередь, покупающая зерно крестьянская беднота.
В 1860—1870-е гг. сельское хозяйство страны переживало переходный период, постепенно и болезненно приспосабливаясь к условиям рынка.

Вопросы и задания

1. С какими новыми задачами столкнулось помещичье хозяйство в результате отмены крепостного права?
2. Объясните понятие «отработочная система». В чем были ее достоинства и недостатки для помещиков и для крестьян?
3. Какое значение для помещика имели «отрезки»?
4. Какое влияние оказывала на крестьянское хозяйство летняя и зимняя работа на помещика?
5. О чем свидетельствуют рост залога помещичьих имений и сокращение дворянского землевладения?
6. Охарактеризуйте имущественное положение пореформенной деревни.
7. Какое влияние на сельскохозяйственное производство и благосостояние крестьянства оказывала община?
8. Чем было вызвано развитие крестьянских отхожих промыслов? Как они влияли на крестьянское хозяйство?
9. В чем заключались особенности развития сельскохозяйственного производства в пореформенной России?

Промышленность и торговля в пореформенной России.
Влияние крестьянской реформы 1861 года
на промышленность

В первые пореформенные годы ряд отраслей российской промышленности пережил не лучшие времена. Особенно это коснулось уральской металлургии, применявшей посессионный труд. Получив свободу, подневольные рабочие тысячами покидали ненавистные предприятия. Объемы выплавки чугуна на Урале в 1862 г. сократились на 28% по сравнению с 1860 г. и достигли дореформенного уровня лишь к 1870 г.
Тяжело приспосабливались к новым условиям и те отрасли, в которых преобладали помещичьи мануфактуры. Так, многие дворяне-сукноделы, лишившись даровой рабочей силы, предпочли продать или закрыть свои мануфактуры. Через несколько лет их место заняли купцы, мещане, зажиточные крестьяне.

Суконная промышленность

  Количество
предприятий
Численность
рабочих (тыс.)
Объем
производства
(млн руб.)
1860 г. 432 94,7 26,2
1863 г. 365 71,8  
1866 г. 407 73,6 32,9

Задание. Проанализируйте данные таблицы.

В других отраслях, где преобладал наемный труд, спад ощущался слабее, но и там в первые пореформенные годы часть рабочих устремились в родные деревни, желая получить хоть какой-нибудь надел. Правда, отток рабочей силы в деревню продолжался недолго и скоро сменился массовым отходом крестьян на заработок в город. Многие отходники нанимались на фабрики и заводы, постоянно жили в городах, постепенно становясь кадровыми рабочими. Правда, связь с землей они не теряли: там у многих оставались семьи, а родственники — у подавляющего большинства.
К середине 1860-х гг. спад производства был преодолен.

Вопросы.
Что заставляло крестьян искать работу в городах?
Какие препятствия приходилось преодолевать крестьянину, желающему уйти из деревни в город?
Почему для рабочих было важно сохранить связь с деревней?

Крестьянские кустарные промыслы

Важной особенностью промышленного развития пореформенной России стало длительное сосуществование крупного мануфактурного (и даже фабричного) производства с кустарными промыслами. Ремесленники, особенно сельские, обслуживали главным образом бытовые потребности крестьян, которые почти не покупали фабричных товаров, рассчитанных на более состоятельные слои общества. Они шили одежду и обувь, изготовляли сани и телеги, сбрую и подковы, бочки, сельскохозяйственный инструмент, посуду, гвозди, замки и многое другое. Эти изделия стоили дешево из-за крайне низких заработков самих кустарей.
Так или иначе, но крупная промышленность постепенно теснила кустарей, заставляя их менять род деятельности.
Когда текстильные фабрики во Владимирской губернии увеличили производство дешевого ситца, ручное ткачество здесь почти исчезло, зато расширился сапожный промысел.
С другой стороны, в пореформенный период ремесло постепенно утрачивало самостоятельность. Нередко кустарь сбывал свои изделия тому же скупщику, у которого покупал сырье. Разница в цене между сырьем и готовой продукцией фактически превращалась в заработную плату, а сам ремесленник — из мелкого предпринимателя в наемного рабочего рассеянной мануфактуры. Так, в центральных промышленных губерниях ткачи получали пряжу от раздаточных контор, принадлежавших владельцам ткацких фабрик, и работали сдельно: некоторая сумма за аршин ткани.
Даже в 1880-х гг. в Московской губернии свыше 1/4 рабочих хлопчатобумажной промышленности были надомниками.
В некоторых случаях крупное производство само порождало новые крестьянские промыслы: например кустари изготовляли короба и мешки для упаковки фабричных изделий, деревянные детали для ткацких станков, веревки.
Таким образом, ремесло всё более становилось частью общей системы крупнокапиталистического производства.

Легкая и пищевая промышленность

После аграрной реформы важнейшими отраслями российской индустрии оставались легкая и пищевая. Особых успехов добилась сахарная промышленность. Благодаря внедрению машин производительность труда у сахароваров возросла в четыре раза. В середине 1880-х гг. в Европейской России было 11 предприятий, выпускавших продукции более чем на 5 млн в год каждое. Пять из них относились к сахарной промышленности. Производство сахара за 20 пореформенных лет удвоилось и достигло 2 кг в год на душу населения. Во второй половине 1870-х гг. сахарозаводчики (большей частью крупные помещики и пробившиеся в их ряды купцы), продолжая удерживать высокие цены на свою продукцию на внутреннем рынке, начали экспортировать сахар.
Важной отраслью пищевой промышленности оставалось винокурение. Несмотря на поддержку властей, почти все примитивные помещичьи винокурни разорились, уступив место крупным механизированным предприятиям, применявшим паровые машины.
Самая передовая отрасль отечественной легкой промышленности — хлопчатобумажная — в первой половине 1860-х гг. сократила производство из-за нехватки сырья: хлопок Россия закупала в основном у США, а там бушевала гражданская война. С возобновлением поставок спад был преодолен, производство на душу населения в течение 20 лет удвоилось. Если в 1850-е гг. спрос на хлопчатобумажные ткани удовлетворялся едва на
1/3, то к началу 1880-х гг. — на 3/4.
В отрасли, еще в крепостное время начавшей переход от мануфактуры к фабрике, в пореформенные годы продолжались важные изменения. В то время как ручное хлопкоткачество переживало упадок, фабричное производство быстро совершенствовалось. Устаревшие, малоэффективные машины, которые были ввезены из-за границы в 1850-х гг., заменялись новыми, более продвинутыми. В целом по отрасли производительность одного бумагопрядильщика выросла на 52%, ткача — на 80%, ситценабивщика — на 94%.

Хлопчатобумажная промышленность

  1866 г. 1879 г. 1879 г. в  %
к 1866 г.
Число ткачей, работающих вручную (тыс.) 20,3 14,4 70,9
Число фабрик 42 92 219,0
Число фабричных ткачей (тыс.) 20,7 70,9 242,5
Выработка на одного ткача,
работающего вручную
(кусков ткани)
32,6 34,1 104,6
Выработка на одного фабричного ткача
(кусков ткани)
159,8 202,1 126,6

Задание. Проанализируйте данные таблицы.

Тяжелая промышленность

Важнейшей отраслью тяжелой промышленности являлась черная металлургия. Для нее 1860—1870-е годы стали временем перехода от крепостнической к капиталистической организации производства. Основным угольно-металлургическим районом страны оставался Урал. В 1877 г. здесь производилось 65% чугуна, а в 1885 г. — 67% чугуна и 54% железа. Специалисты единодушно отмечали технический застой на уральских заводах. По-прежнему использовался древесный уголь. Его приходилось везти издалека: в горнозаводских районах леса были уже истреблены. Сохранялись устаревшие способы выплавки железа, о применявшихся в Европе бессемеровских и тем более мартеновских печах только мечтали. Средств для серьезной реконструкции катастрофически не хватало. Современники сетовали на то, что владеют предприятиями «наследники заводчиков, получивших в свое время долгосрочные ссуды, которые пошли на покрытие долгов и на личные нужды», что «заводы находятся большей частью в руках не столько заводчиков, сколько помещиков. Владельцы ... для ведения дел не имеют нужных специальных знаний и внутренних стимулов».
Отрицательно сказывалось на производстве отсутствие конкуренции, вызванное поддержкой немногочисленных заводчиков-монополистов со стороны Горного ведомства. Сбыт уральского железа затруднялся отсутствием железнодорожного сообщения с центральной Россией (в 1870-х гг. была построена лишь железная дорога Екатеринбург—Пермь).
В России появился новый угольно-металлургический район — Донецкий. Залежи железной руды и коксующегося угля здесь были открыты еще в первой половине XIX в. Первый чугуноплавильный завод, работающий на каменном угле, был основан английским предпринимателем Юзом в 1869—1871 гг.
В 1870-х гг. металлургическое производство в Донецком бассейне находилось в стадии становления. На съезде машиностроителей в 1875 г. звучало: «При сознаваемой потребности в чугуне, железе и стали, при богатстве естественных средств страны производство железное у нас на Юге подвигается вперед так медленно, что в течение восьми лет возникло только 2 завода, способных производить едва ли более как по 300 тыс. пудов железа каждый».
Рост металлургии на Юге тормозила угледобыча, особенно на мелких крестьянских шахтах. Постепенно крестьяне-угледобытчики попадали в зависимость от перекупщиков, нередко местных помещиков. Даже на крупных шахтах работали только с октября по апрель. Весной рабочие возвращались в деревню на полевые работы. К тому же летом работать в шахтах было очень тяжело из-за духоты. Шахты освещались сальными свечами: ни ламп с предохраняющими устройствами, ни искусственной вентиляции.
Хотя внедрение машин в горной промышленности Юга началось еще в 1860-х гг., решающий перелом в механизации этой отрасли наступил лишь в начале 1880-х гг.
А в 1870-х гг. еще преобладал ручной труд.

Современники о добывающей
промышленности Донбасса

Технические сооружения почти на всех каменноугольных разработках Новороссийского края весьма плохи и на многих принадлежат к самой первобытной системе рудничного дела. Паровая сила употребляется только на некоторых... Большая часть шахт употребляет для подъема угля и отливания воды человеческую силу, и только рудники, претендующие на большую добычу, вводят в дело конные ворота, приводимые в движение одною, двумя и тремя лошадьми.
Общий вид рудничной техники плох до крайности. Металлургической техники почти нет, ибо существующие заводы действовали до сих пор только урывками.

Еще одним препятствием на пути развития промышленности на Юге явился стремительный рост цен на землю.

Из доклада
на Съезде машиностроителей (1875 г.)

Землевладельцы настойчиво хлопочут о том, чтобы исследовать принадлежащую им почву и, если можно, открыть в ней какие-либо подземные богатства и залежи. Ценность земель значительно возвысилась против нормы, существовавшей 7—8 лет тому назад, и весьма нередки примеры, что земли, купленные в 1865 г. по 15 руб. за десятину, ценятся теперь в 75, 100 и даже 125 руб. за ту же десятину благодаря открытым в них рудам, углю и т.п. и соседству с железными дорогами.

Всё это привело к тому, что к 1880 г. выплавка чугуна возросла лишь на 21% по сравнению с 1870 г., что не удовлетворяло потребностей страны. В 1870-х гг. 29% использовавшегося в стране каменного угля, 28% чугуна и 18% железа были импортными. Нередко привозные товары стоили дешевле отечественных. Так, в 1875 г. в Киеве и Петербурге уральское сортовое железо продавалось по 2,7—3,4 рублей за пуд, английское — 1,25—1,4 рублей.
Правительство облегчило поступление на внутренний рынок России импортного чугуна и железа. С 1861 г. металл для машиностроительных заводов и рельсы ввозились в Россию беспошлинно.

Вопросы.
С какой целью российское правительство освободило от пошлин импорт металла?
Почему в 1860—1870-х гг. горнодобывающая промышленность росла медленнее, чем легкая и пищевая?

В начале 1880-х гг. в структуре импорта произошли серьезные изменения. Снизился ввоз железа и стали, увеличился ввоз каменного угля, руды, чугуна (то есть топлива и первичного сырья). Это свидетельствует об успехах тяжелой промышленности России.
Российское машиностроение в 1860—1870-х гг. делало лишь первые, хотя и довольно успешные шаги. В 1867 г. в стране было 100 машиностроительных заведений, но лишь в 52 из них имелись паровые двигатели. Даже к 1880 г. в машиностроении были заняты лишь 5% рабочих крупной промышленности. Паровые двигатели и станки на российских предприятиях были в основном импортными. Крупные машиностроительные заводы специализировались на производстве и ремонте транспортной техники — паровозов, вагонов, судов. За десять лет транспортное машиностроение России добилось большого прогресса.
Тем не менее даже в 1879 г. на российских железных дорогах лишь 37% паровозов были отечественного производства.

Производство паровозов в России

1869 г. 17
1870 г. 38
1871 г. 63
1872 г. 86
1873—1875 (за год) 133
1876—1878 (за год) 249
1879—1880 (за год) 256

Развитие транспортного машиностроения опиралось на поддержку государства. Казна предоставляла заводчикам выгодные заказы, выплачивала поощрительные премии. В то же время уже в 1870-х гг. промышленники возмущались сановниками, полагающими, что «иностранные заводы несравненно лучше наших». Они требовали прекратить импорт паровозов, доказывая, что отечественная промышленность способна полностью удовлетворить потребности страны.
Мелкие и средние предприятия изготовляли в основном сельскохозяйственные машины.

Из доклада
на Съезде машиностроителей (1875 г.)

Если до 1862 г. сельскохозяйственное машиностроение представляло собой весьма слабую, едва заметную отрасль промышленности, то с 1862 и 1863 г. она быстро двинулась гигантскими шагами вперед. Размер производства существовавших механических заведений начал увеличиваться, начали возникать небольшие мастерские для ремонта машин, затем постепенно превратившиеся в заведения для постройки сельскохозяйственных орудий и машин.

Вопросы.
Чем различалось развитие транспортного и сельскохозяйственного машиностроения?
Каковы причины этого различия?

Развитие транспорта

После падения крепостного права развитие транспортной сети стало одной из важнейших задач российского правительства. Без строительства железных дорог нельзя было ни развивать экспорт хлеба, ни быстро перебрасывать войска в случае необходимости. К железнодорожному строительству привлекался частный капитал, которому были предоставлены важные льготы, включая гарантию ежегодной пятипроцентной прибыли. Почти все железные дороги к началу 1870-х гг. были частными.
В 1860-х — начале 1870-х гг. были построены железнодорожные линии Москва—Курск—Киев, Курск—Харьков—Одесса, Москва—Тамбов—Саратов, Москва—Нижний Новгород, Москва—Ярославль—Вологда, Москва—Брест—Киев. Если в 1861 г. протяженность железных дорог в России составляла 1,5 тыс. верст, то к 1871 г. — свыше 11 тыс., к 1876 г. — 17,6 тыс., а к 1880 г. — 22 тыс. верст.
Как видно, во второй половине 1870-х гг. темпы железнодорожного строительства упали почти вдвое.
Развитие железнодорожного сообщения облегчило поставки сырья на предприятия обрабатывающей промышленности, способствовало росту хозяйственной специализации различных районов страны.

Вопрос. Как повлияло развитие железнодорожного транспорта на сельское хозяйство нечерноземной полосы?

Строительство железных дорог ускорило развитие угледобычи, металлургии и металлообработки (рельсопрокатного производства), машиностроения, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности. Железнодорожное строительство дало заработок десяткам тысяч людей, что увеличивало внутренний спрос на промышленные изделия.
Вместе с тем, при строительстве железных дорог было допущено множество злоупотреблений: казна вынуждена была платить огромные суммы в виде гарантий, строительство обходилось очень дорого, зато железнодорожные подрядчики положили в карман огромные суммы. К 1880 г. частные железные дороги были должны казне свыше 1 млрд рублей.

«Учредительская горячка»
и промышленные кризисы

Промышленный подъем конца 1860-х — начала 1870-х гг. предоставил возможность быстро получать большие прибыли. Это вызвало настоящую «учредительскую горячку». Создавались акционерные общества, железнодорожные и пароходные товарищества, коммерческие банки. Если в 1861 г. в России насчитывалось 78 обществ с капиталом 72 млн рублей, то в 1861—1873 гг. было учреждено 357 обществ с капиталом 1,1 млрд рублей. Правда, 63% акционерного капитала принадлежало транспортным компаниям, еще 20% — банкам, а на долю промышленных предприятий приходилось лишь 11%.
В 1860—1870-х гг. быстро развивалось банковское дело. В 1864 г. в Петербурге был создан первый акционерный коммерческий банк. К 1870 г. в России имелось 41 отделение Государственного банка, 29 акционерных банков, 163 городских банка, 15 обществ взаимного кредита, 16 ссудно-сберегательных товариществ. Если в 1860 г. сумма вкладов во всех кредитных учреждениях составляла 1,35 млрд рублей, то в 1870 г. — 2,75 млрд. Сумма предоставленных коммерческих кредитов в 1873 г. достигла 656 млн рублей против 15 млн рублей в 1860 г.
Объем иностранных капиталовложений в российской промышленности был в 1860—1870-х гг. невелик, хотя быстро рос, причем направлялся в основном в железнодорожное строительство.
В 1873—1876 гг. на смену стремительному, нередко спекулятивному росту пришел кризис. Он был вызван несколькими причинами. Вследствие финансовых затруднений казна и банки уменьшили финансирование железнодорожного строительства, что сразу сузило рынок сбыта для тяжелой промышленности. Потеря заработка на железной дороге и общее падение покупательной способности крестьян вследствие неурожая вынудили фабрикантов снизить цены на товары легкой промышленности. Многие банки и предприятия обанкротились.
Во второй половине 1870-х гг. положение улучшилось. Промышленность получила большие заказы в связи с русско-турецкой войной 1877—1878 гг. Неплохие урожаи способствовали росту крестьянского спроса.

Из книги русского экономиста
В.Безобразова
«Народное хозяйство России»

Нижегородская ярмарка 1878 г. разыгралась необыкновенно блистательно во всех отношениях. Сбыт всех товаров был необыкновенно бойкий; все продажи делались за наличные, все уплаты по прежним обязательствам производились с величайшей исправностью. В наличных деньгах было неслыханное изобилие.
...Это возбуждение, какого давно не запомнят в нашей промышленности, необыкновенное усиление производства на всех прежних фабриках и заводах и расширение новых достигли своего апогея в середине 1879 г.
...Хлопчатобумажная промышленность, всего более подвергавшаяся промышленному возбуждению этой эпохи, расширилась на 900 тысяч вновь поставленных в 1879 г. веретен. Это расширение, когда всё количество веретен исчислялось у нас до 31,2 млн, дает понятие о том необыкновенном полете, который приняла вся наша промышленность в эту эпоху, хотя хлопчатобумажное дело превзошло в этом отношении все прочие.

Вопросы.
Почему для характеристики состояния промышленности В.Безобразов избрал именно хлопчатобумажное производство?
Какие последствия должен был иметь такой стремительный подъем производства?

В начале 1880-х гг. последовал очередной кризис, сменившийся длительной депрессией. Новый подъем начался лишь в конце 1880-х гг.

Внутренняя и внешняя торговля

Рост промышленности, городского населения, быстрое строительство железных дорог способствовали расширению внутреннего рынка. В середине 1870-х гг. свыше 40% всех железнодорожных грузов составлял хлеб, но в начале 1880-х его доля снизилась до 26%, поскольку возросли перевозки промышленных изделий: металла, угля, кирпича, цемента. Спрос на эту продукцию в основном предъявляли сами железные дороги. Правда, постепенно увеличивали спрос и растущие металлообрабатывающие и машиностроительные заводы, и городское жилищное строительство.
Отмена крепостного права и развитие предпринимательского хозяйства вызвали быстрый рост внешней торговли. Российский экспорт в 1860—1880 гг. возрос с 340 млн до 500 млн рублей, а импорт — со 160 млн до 620 млн рублей. Основу российского экспорта (более трети стоимости всех вывозимых товаров) составлял хлеб, в основном пшеница. Экспортировались также лес, лен, масло, всевозможные кожи, а также шерсть и сахар.
Импортировались хлопок, металл, машины, уголь и нефть, потом чай и предметы роскоши.
Главными торговыми партнерами России стали страны Европы, особенно Германия и Англия.

Предприниматели

Пореформенный город развивался благодаря подъему промышленности и торговли и притоку ищущего заработка сельского населения. Особенно быстро росли крупные города. Из купцов, мещан и потомков разбогатевших крестьян складывалась русская буржуазия. В крупной торговле преобладало традиционное купечество, хотя встречались и выходцы из деревни. Фабриканты-текстильщики, кожевники, мукомолы происходили в основном из вчерашних крестьян. В тяжелой промышленности немало было остзейских немцев и осевших в России иностранцев. Несмотря на развитие банков и других кредитных учреждений, сохранял важную роль старый ростовщический капитал.

Из книги В.А.Гиляровского
«Москва и москвичи»

В зале трактира, в переднем углу, под большим образом с неугасимой лампадой, целыми днями сидел старик, нечесаный, небритый, чуть не оборванный... К его столику подходят очень приличные, даже богатые, известные Москве люди. Некоторые от него уходят радостные, некоторые — очень огорченные. Это был владелец дома, первогильдейский купец Григорий Николаевич Карташев. Квартира его была рядом, в ней он жил одиноко, спал на голой лежанке, положив под голову что-нибудь из платья. В квартире никогда не натирали полов и не мели. Ночи он проводил в подвалах, около денег, как «скупой рыцарь». Вставал в десять часов утра и аккуратно в одиннадцать шел в трактир. ...Поест — это на хозяйский счет, — а потом чайку спросит за наличные:
— Чайку парочку за шесть копеек да копеечную сигару.
...И заемщик должен себе спросить чаю, тоже пару, за шесть копеек. А если спросит полпорции за тридцать копеек или закажет вина или селянку — разговоры кончены:
— Ишь ты, какой роскошный! Уходи вон, таким транжирам денег не даю. — И выгонит.
Это все знали, и являвшийся к нему богатый купец или барин-делец курил копеечную сигару и пил чай за шесть копеек, затем занимал десятки тысяч под вексель. По мелочам Карташев не любил давать. Он брал огромные проценты, но обращаться в суд избегал, и были случаи, что деньги за должниками пропадали.

Уровень образования большинства предпринимателей и крупных торговцев был низок, их взгляды, унаследованные от крепостнической эпохи, оставались крайне консервативными. Но из среды купечества выдвинулись и другие люди — европейски образованные, культурные, широко занимавшиеся благотворительностью, общественной деятельностью.

Личность в контексте эпохи

Петр Ионович Губонин родился в семье крепостного в Коломенском уезде в 1828 г. Занялся строительными подрядами, разбогател и в 30-летнем возрасте «выкупил на волю». В 60-х гг. он составил многомиллионное состояние на строительстве железных дорог, а затем стал совладельцем нескольких банков и страховых обществ. На его средства в Москве было основано Техническое училище. Большие деньги вкладывал Губонин в устройство технических выставок и в строительство Храма Христа Спасителя. Ему принадлежал Гурзуф, который он превратил в один из лучших крымских курортов. За обширную благотворительность ему были пожалованы дворянство и чин тайного советника. По воспоминаниям современника, Губонин «не захотел быть мещанином во дворянстве: в чине тайного советника он ходил в картузе и сапогах бутылками и надевал звезду на долгополый сюртук».

Городские рабочие

Большинство пришедших в город на заработки трудились по найму. Условия труда были нелегкими. В ремесленных мастерских начинали работать с 5—6 часов утра и трудились с тремя перерывами на чай и обед до 10 часов вечера. Затем, вспоминает И.А.Белоусов, «ужинали и ложились спать на том же катке, на котором работали. Спали вповалку, но у каждого была своя постель — подушка с засаленной, годами не стираной наволочкой, какая-нибудь войлочная подстилка и грязное ситцевое одеяло». Правда, зимой рабочий день был короче — до наступления темноты. На крупных предприятиях рабочий день продолжался, как правило, 12—14 часов, но, случалось, достигал и 18 часов. Заработная плата была очень низкой: в среднем в месяц мужчина зарабатывал 14 рублей, женщина — 10, подросток — 7 рублей. Да и эти суммы хозяева тщательно старались урезать, придумывая многочисленные штрафы. Нередко зарплата выдавалась не деньгами, а купонами фабричной лавки, где товары при худшем качестве стоили дороже.

Современник
о фабрике в Иваново-Вознесенске

Видим еще детей, которые подметают около машин, и частью ползая, вытирают рваной пряжею грязь с шестерен и колес. Все, как взрослые, так и дети, работают стоя в продолжении двенадцати часов в сутки ... и ни на минуту не присядут под опасением штрафа: работают они без обуви, разувшись, и голыми ногами ходят по каменному полу.

На вопрос (обращенный к фабриканту), «что за люди выходят» из малолетних рабочих, автор приведенного описания получил ответ:
— Бог знает, куда они у нас деваются, мы уж как-то их не видим после.
— Как не видите?
— Да так, высыхают они.

Неквалифицированные рабочие работали буквально за гроши. Заработок грузчика в портовой артели не превышал 9—10 рублей в месяц. В нечеловеческих условиях существовали обитатели городского дна — опустившиеся бродяги, обитатели ночлежек, за харчи нанимавшиеся на самую тяжелую работу. Особенно тяжелое положение складывалось в периоды кризисов.

Свидетельства современника
о кризисе начала 1880-х годов

Зимою 1880—1881 гг. рабочие во всех отраслях промышленности были поставлены в самое бедственное положение. В Петербурге крупные заводы, особенно механические, стали распускать рабочих... На огромном заводе Берда, где прежде работало 3—4 тысячи человек, теперь осталось 1000 рабочих, на Александровском заводе вместо 800 осталось 350 рабочих, на остальных механических заводах точно так же произошло значительное уменьшение числа рабочих. Вообще миллионные обороты заводов сократились почти наполовину.
Средней руки фабриканты сократили размер рабочей платы. Крупные фабриканты не хотели открыто последовать их примеру и старались достигнуть уменьшения заработной платы путем увеличения штрафов... Долгое время фабриканты не решались сократить число рабочих... но, наконец, не выдержали... Положение фабричных рабочих было до такой степени тяжело, что, несмотря на затруднительность и даже полную невозможность найти работу на фабриках, которые тяготились слишком большим составом рабочих команд, уже было несколько случаев забастовок... В Костромской губ. зимою 1880—1881 г. фабриканты сократили число рабочих на 1/3. Отчаяние в среде рабочего населения было так велико, что требовалось особое искусство при расчете рабочих, чтобы дело не дошло до беды.

Вопросы и задания

1. В чем заключается влияние крестьянской реформы 1861 г. на развитие российской промышленности?
2. Чем был вызван спад промышленного производства в начале 1860-х гг.?
3. Какую эволюцию пережили в пореформенные годы крестьянские кустарные промыслы? Чем это было вызвано?
4. Охарактеризуйте изменения, происшедшие в 1860—1870-х гг. в легкой промышленности.
5. Назовите и покажите на карте важнейшие промышленные районы пореформенной России. Выявите особенности каждого района.
6. Какую роль играло в развитии российской промышленности (и экономики в целом) железнодорожное строительство?
7. Чем была вызвана смена периодов экономического подъема и кризиса?
8. Какова роль государства в развитии транспорта и тяжелой промышленности? Какие цели преследовала при этом российская власть?
9. Перечислите специфические черты российской буржуазии? Почему они таковы?
10. Охарактеризуйте положение российских рабочих.

TopList