итоги конкурса

об итогах Первого международного конкурса

Холокост: память и предупреждение

В конкурсе приняли участие около 400 работ школьников, преподавателей и студентов пяти государств (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Эстония). Россия была представлена работами из двадцати двух регионов, в том числе пяти республик (Башкортостан, Дагестан, Карелия, Марий Эл, Татарстан), трех краев (Красноярский, Приморский, Хабаровский), двенадцати областей (Амурская, Архангельская, Белгородская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Псковская, Ростовская, Смоленская, Тамбовская), Москвы и Петербурга.
Жюри конкурса под председательством сенатора Л.Б.Невзлина, в которое вошли известные педагоги, историки, журналисты (А.Е.Гербер, А.Г.Асмолов, И.А.Альтман, Д.И.Полторак) отметило 25 лучших работ, авторы которых получили дипломы и ценные подарки.
Детские работы отличаются большим разнообразием, личностным отношением к теме, пониманием важности ее для наших дней.
Некоторые сочинения и рефераты свидетельствуют о том, что школьники овладели навыками работы с документами, умеют отбирать наиболее интересные и убедительные из них. Такие умения проявили, например, Антон Петров (школа № 2 поселка Шарыпова, Красноярский край), Мария Бульба (школа № 15 Таганрога), Снежана Караева (гимназия № 1 Мончегорска).
Яркое впечатление оставляют повествования о тех, кто пришел на помощь отверженным, — о тех, кто спасал евреев.

Первый приз жюри присудило ученику Х класса средней школы поселка Ивня Белгородской области Александру Лысенко за работу «Русский характер». Она посвящена подвигу русской женщины П.А.Барановой, которая спасла во время войны двух еврейских девочек. К работе приложены фотографии, письма и другие документы.
Немало работ, в которых школьники обращаются к современности, пытаются проанализировать связь Холокоста с современными проявлениями ксенофобии, национального экстремизма, антисемитизма, терроризма.
Жюри также отметило первым призовым местом и работу ученицы XI класса тамбовской школы № 2 Екатерины Гордеевой«Проблема антисемитизма в средствах массовой информации» (работа публикуется ниже — под иным названием; см. с. 11). Екатерина удачно представила взгляд современной молодежи на роль средств массовой информации в освещении проблем ксенофобии и антисемитизма. Работа написана хорошим языком.

Второе место жюри присудило Полине Щербине — ученице средней школы № 14 Владивостока — за работу «Уроки Холокоста и современная Россия». Школьница пишет, в частности, о том, как современные учебники рассказывают о Холокосте.
Жюри также отметило второй премией работу Веры Журавлевой (ученицы Х класса экономической гимназии г. Кировска, Ленинградская область) за работу «Воспитание национальной толерантности у гимназистов». Работу отличает научность и логичность изложения.
Представительница Украины Анна Митяй (Х класс, школа № 1 г. Богуслава, Киевская область) отмечена второй премией за удачное исследование историко-правового механизма обеспечения права людей на жизнь — сквозь призму Холокоста. Автор опиралась на значительный круг специальной литературы; ей удалось сделать оригинальные наблюдения и выводы.
Третье место жюри присудило ученице Х класса Марии Мухиной (лицей № 87, Нижний Новгород) за работу «Истоки Холокоста», а также Виталию Школьному (Х класс, Белая Церковь, Киевская область) за исследование «Как стать палачом: молодые исполнители зла» и Валерию Кузьмичу (VIII класс, г. Бобруйск) за работу-рассуждение «Память и имя».
Поощрительные призы за оригинальность подходов к теме и практическую значимость результатов исследования присуждены ученице XI класса сосковской школы «Мигдал-Ор» Юлии Лещинской за разработку оригинального сайта по истории Холокоста и ученице X класса Таллинской еврейской школы (Эстония) Лилии Бородкиной за работу «Холокост в истории моей семьи».

На конкурс поступило немало рисунков, авторы которых попытались рассказать об ужасах фашизма и Холокоста изобразительным языком (некоторым юным художникам из Волгодонска всего 9—12 лет). Отметим также короткометражный документальный фильм «Я ненавижу фашизм», отснятый учениками московской Школы самоопределения (№ 734) и видеоматериалы о спектаклях и мемориальных церемониях.

Среди работ учителей наибольший интерес представили методические разработки уроков, программы по воспитанию толерантности, описания методик проведения внеурочных занятий. Хочется выделить две необычные работы. По жанру они приближаются к эссе. Первая из них выполнена С.В.Лагуновой (Архангельская область). Она попыталась отметить ступени, приближающие школьников к пониманию темы; учительнице помогла в этом книга «Передайте об этом детям вашим...». В работе приведены письменные отзывы учеников о проведенных уроках. Отзыв о книге «Передайте об этом детям вашим...» написан и учительницей московской школы О.Е.Степченко.

К сожалению, иногда преподаватели, участвовавшие в конкурсе, не вполне ощущают педагогическую уместность использования материала о Холокосте. Но многим удалось вполне органично включить этот материал в ткань урока. Тут стоит упомянуть разработку занятия «Нации и межнациональные отношения» (учительница Л.Х.Караковская, московская школа № 624). Один из пунктов плана своего урока «Национальный конфликт и пути его преодоления» учительница раскрывает на примере политики нацистского правительства в Германии.
Заслуживает высокой оценки и работа учительницы той же школы Н.В.Беловой «Трагедия Бабьего Яра. История и современность».
...Первый конкурс завершен. Тема, разумеется, не исчерпана. Ниже публикуется Положение о Втором конкурсе.

TopList