рассуждения учителя

Л.И.ЛОЗОВЕНКО*

Обществоведение в школе

Наверное, очень многих учителей волнует вопрос о перспективах обществоведческого образования в школе. Обилие учебных пособий, разнообразие программ породили немало проблем, ибо не все учебники отвечают требованиям базисного учебного плана, образовательным стандартам.
Не секрет, что в некоторых школах обществоведение практически не преподают. Мои ученики посещают курсы подготовки к вступительным экзаменам при институтах и с удивлением узнают от других абитуриентов, что в некоторых школах такого предмета нет. Но ведь в наше время только курс обществоведения раскрывает сложную систему общественных отношений, позволяет детям усвоить элементы мировоззренческой и политической культуры и решить другие подобные задачи!
Перед школой стоит задача дать ребятам знания, необходимые для того, чтобы каждый гражданин мог полноценно жить в обществе. Без обществоведения тут, на мой взгляд, не обойтись.
Мы говорим о личностно ориентированном образовании; а когда же возникает потребность в формировании личности? В V—VII классах изучается курс истории и накапливаются знания о событиях прошлого. Но где и когда возможно поднимать и обсуждать социальные и личностные проблемы, развивать критичность ума, вырабатывать собственное мировоззрение.
Опыт показывает, что в 12—13 лет учащиеся особенно нуждаются в обществоведческом образовании. Подростковый возраст — самый трудный в жизни человека. Это отмечают психологи, педагоги, родители. Очень опасно, если возникает некий вакуум в образовательно-воспитательном процессе. Нетрудно себе представить, чем может быть восполнен этот вакуум. Могу сказать, что уроки, связанные с понятиями морали, нравственности, наиболее остро воспринимаются в VIII—IX классах.

Я решила провести урок «Заповеди Моисея» в IX классе — чтобы раскрыть непреходящее значение выработанных человечеством моральных норм. Многие проблемы были подняты и обсуждены на этом уроке. Я использовала фрагменты видеофильмов «В поисках ковчега», «Братья Карамазовы», «Место встречи изменить нельзя». Ребята спорили, говорили о своих проблемах. С большим удовлетворением они восприняли слова человека, прошедшего войну (из кинофильма «Место встречи изменить нельзя»): «Милосердие спасет мир, наступит эра милосердия».
Дети очень заинтересовались возникшим на уроке разговором.
А в XI классе я давала урок «Сражающееся искусство». Только что мы повторили историю Великой Отечественной войны.
Урок мы начали со стихов К.Симонова «Убей его...» А как же заповедь «не убий?» — или всё же «око за око»?
Ребята приводят примеры страшных злодеяний нацистов. Рассматриваем картину Дейнеки «Оборона Севастополя». Немцы называли наших моряков (морских пехотинцев) «черной смертью» (по цвету форменной одежды). Почему же художник изобразил могучие фигуры моряков в белой форме, а немцев — в черной? Ребята постепенно приходят к выводу, что художник хотел подчеркнуть святость подвига нашего народа.
Потом смотрим видеофильм «Симфония Шостаковича». Большое впечатление на учеников производят кадры, показывающие немецкого солдата на фоне развалин: он руками обхватил голову — в полном отчаянии...
Ребята долго не уходили из класса. А на следующем уроке по литературе учитель продолжил тему о Великой Отечественной войне.
Я часто провожу в VI—XI классах опросы, предлагая ребятам высказать свое мнение о значении курса обществоведения. Вот несколько суждений.
«Обществоведческое образование, как мне кажется, должно помочь войти во взрослую жизнь, разобраться во всем».
«Ну как человек может стать тем, чем должен быть? Для этого нужно познать себя, сформировать взгляды на жизнь, уметь отстаивать свое мнение; обществоведение — основа всего».
«Курс обществоведения нам необходим. В современном тяжелом и жестоком мире нужно сформировать правильное отношение к событиям, учить человека уважать себя и других».
«Когда круг общения становится шире, чем круг семьи, необходимо знать, с какими проблемами придется сталкиваться».
«Я считаю обществоведение важным и интересным предметом. Но все-таки отношение к нему двойственное. Нужно ли запоминать многочисленные имена ученых, философов, их теории. Эта информация не откладывается в памяти».
«Необходимо знать различные точки зрения ученых-философов на историю развития человеческого общества».
«Сначала нужно обсудить общечеловеческие ценности, а потом углубляться в дебри».
«У нас сейчас большое количество предметов, которые мы изучаем один раз в неделю. Порой забываем, о чем говорилось на предыдущем уроке. По моему мнению, нужно больше уделять внимание литературе, истории, обществоведению, экономике. Эти предметы интересны и помогают нашему взрослению, помогают развить речь, понять, что происходит вокруг, как справиться с проблемой».
Да, действительно сейчас вводятся курсы с элементами обществоведческой направленности: экономика, МХК, граждановедение, ОБЖ, москвоведение и другие. И все по часу в неделю. Опыт показывает неэффективность подобного обучения. Лучше подумать об интеграции курсов. При этом должна быть выстроена логическая система преподавания материала с учетом возрастных особенностей восприятия.
В завершение хочется сказать, что в курсе обществоведения должна быть сформирована система знаний, которая отвечала бы потребностям общества в становлении человека и гражданина. Необходимы конкретные знания о социальных нормах и отношениях, об экономических и политических процессах в мире, о духовной культуре. Важно наиболее полно использовать воспитательные возможности курса обществоведения. Учебники и программы должны соответствовать образовательным стандартам.


* Учитель московской школы № 148, Заслуженный учитель РФ

TopList