материалы пропедевтического курса

Марк МАЛЕР

От homo sapiens к studia humanitatis

От редакции. В № 8/2003 публиковались материалы для изучения в рамках пропедевтического курса «От homo sapiens к studia humanitatis». Курс для старшеклассников, разработанный учителем подмосковной гимназии «Жуковка» Марком Петровичем Малером, рассчитан на 16 часов (по одному уроку на каждую тему).
Такая организации работы предполагает, что значительную часть материала школьники усваивают в ходе выполнения домашних заданий. В «Жуковке» гимназисты пользуются пособием, подготовленным М.П.Малером и изданным небольшим тиражом — для школьных нужд. (Публикуемые ниже тексты — это переработанные фрагменты пособия.)
Приемлемы, конечно, и иные варианты работы. Учитель, надо надеяться, сумеет адаптировать материал с учетом особенностей класса и учебного плана. На наш взгляд, для изучения некоторых тем в обычной общеобразовательной (негимназического типа) школе потребуется больше одного урока.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание коллег, что специфика курса
«От homo sapiens к studia humanitatis» (по существу — историко-обществоведческого) вполне оправдывает использование для изучения материала некоторого количества уроков, выделенных на знакомство с социологическими и политологическими проблемами. (Спорного и болезненного вопроса о том, нужен ли в школе такой якобы самостоятельный предмет, как обществознание, мы здесь касаться не будем.)
В дальнейшем мы рассчитываем познакомить читателей и с иными учебно-методическими разработками М.П.Малера.

Рекомендуемая структура курса
"От homo sapiens к studia humanitatis"

Тема урока изучения Время
История и историк Сентябрь
Человек и мир Сентябрь
Социальные общности
История народов мира Сентябрь
Социальные классы Сентябрь
Материальная и духовная культура.
Общественный строй Сентябрь
Цивилизация. Летосчисления Сентябрь
Периодизация всемирной истории Сентябрь
Западноевропейское Средневековье Сентябрь
Начало Нового времени Октябрь
История географических познаний.
Великие географические открытия Октябрь
Художественные стили эпох.
Эпоха Возрождения Октябрь
Развитие науки в начале Нового времени Октябрь
История христианства Октябрь
Реформация Октябрь
Повторение пройденных тем Октябрь
Зачет по пройденным темам Октябрь
История и историк

История — это и события, происходившие в прошлом, и знания об этих событиях. Сами знания тоже становятся частью истории, коллективной памятью людей о том общем опыте, который передается из поколения в поколение и каждый раз осознается заново.
В этом смысле история человечества — это история представлений людей прошлого и настоящего о своем времени, о времени их предков и о временах, в которые доведется жить потомкам.
Выбирая из прошлого, сохраненного в вещах и словах (в предметах, созданных людьми, и в мыслях, записанных на каменных плитах, глиняных дощечках, папирусах, свитках, в книгах), материал для своего исследования (латинское и греческое слово historia означает разведывание, исследование прошлого), историк выстраивает цепи исторических событий, которые складываются в периоды, эпохи и — во всемирную историю. Историк восстанавливает былое, исходя из тех идей и идеалов, которые он почерпнул в настоящем (греческое idea можно перевести на русский как понятие; французское ideal произошло от греческого idea и означает понятие о совершенном, совершенство).

Прошлое становится зеркалом настоящего, отображением того, что мы хотим увидеть в минувших временах. Древний грек не подозревал, что он «древний» и «грек»; сами греки называли себя эллинами, а свое время считали преддверием конца мировой истории, частью железного века войны, рубежом золотого века блаженства, и глиняного века распада и смерти всего человеческого на Земле (в античном мире бытовали, впрочем, и иные варианты периодизации эпох).
Но история несимметрична, прошлое не повторяется в настоящем. Историческое время необратимо, в его непрерывном потоке события следуют в хронологическом порядке (греческое chronos означает время). Одновременно происходившие и не связанные между собой события параллельны (греческое parallelos — идущие рядом), как, например, третье плавание Колумба в Вест-Индию в 1498 г. и тогда же состоявшееся торжественное провозглашение наследником московского престола внука Ивана III, Дмитрия.
Не всегда просто однозначно ответить на вопрос, какие исторические явления следует считать взаимосвязанными (в том числе порожденными одними и теми же или сходными причинами), а какие — случайно совпавшими во времени. Сложность состоит и в том, чтобы определить, какие из событий считать ключевыми, поворотными, дающими начало целым историческим периодам.
С открытия Америки (кстати, именно во время третьего путешествия Колумб высадился на материке Южная Америка; раньше он побывал только на островах Карибского моря) начинается эпоха Великих географических открытий, которая принципиально изменила представления европейцев о земном и небесном пространствах и способствовала развитию производства, предпринимательства и торговли в Западной Европе.

На рубеже XV—XVI вв. начинается Новое время, период, когда ранее оторванные друг от друга народы соединились в одну глобальную общечеловеческую общность (французское global произошло от латинского globus terrae — Земной шар).
В сравнении с путешествием Колумба упомянутая выше церемония, главным действующим лицом которой стал внук московского царя, кажется событием незначительным (сходный обряд коронации был принят в Европе еще со времен Карла Великого).
На рубеже XV—XVI вв. Русское государство, отрезанное от Западной Европы Швецией, Ливонией и Литвой, а от теплых морей — Крымским ханством, не участвовало в европейской истории. Новое время для России наступит только в XVIII столетии, в век Петра Великого и Екатерины Великой.

Предмет истории — то в прошлом, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон. Изучая дедов, познаем внуков, т.е., изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться.

В.О.Ключевский,
русский историк XIX в.

Однако для российской государственности эта первая в истории страны церковная коронация (точнее, помазание) имела огромное символическое значение. При Иване III Москва перестала платить дань Орде (впоследствии выплаты дани возобновлялись, но о политической зависимости от восточных и южных соседей речи уже не шло); закончился двухсотлетний процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Свод законов — Судебник Ивана III — закрепил права и обязанности сословий.
Иван III женился на племяннице последнего византийского императора. Этот династический брак способствовал появлению небезосновательных претензий Руси слыть преемницей Византии, павшей под натиском турок. На многие столетия духовный центр православия переместился в Русское государство. В следующем столетии в сознании многих образованных московитов упрочилась мысль о том, что Москва — Третий Рим, наследница и продолжательница Западной и Восточной Римских империй.
Так что, затевая помазание внука, Иван III этим торжественным актом не только утверждал новый статус монаршей власти, но и во многом определял особое положение России в мире, перспективы ее развития.
Насколько сознавали Колумб и Иван III значение того, что они делали для истории, могли ли они предвидеть будущее? И может ли историк доверять представлениям участников событий — или он должен быть простым хронографом, безучастным рассказчиком о том, что было?
Колумб до конца своих дней оставался уверен, что бросал якорь у островов Китая и открыл путь в Индию (земли Карибского бассейна позже стали называть Вест-Индией). Иван III, заточив своего коронованного внука, передал власть сыну; уже другой внук Ивана III — Иван IV, прозванный Грозным, позже привел Россию не к величию, а к Смуте...
Что было бы, если бы Колумб знал какие земли он открыл? Что было бы, если бы Иван III оставил престол Дмитрию? На эти вопросы — во многом риторические — нет ответов (греческое rhetorike имеет значения красноречие, напыщенная речь). История, как часто повторяют, не знает сослагательного наклонения; историк не угадывает прошлое, а исследует его.
Он ищет причинно-следственные связи событий в сознательных действиях людей и в стихийных, не управляемых людьми процессах общественной жизни. Он выстраивает последовательность событий в той закономерности, которую открыл, придумал, сконструировал, и из сплетения причинно-следственных связей выводит характерные черты периодов, эпох.
Процесс изменений в обществе в исторических трудах предстает как общественное развитие.

Каковы последствия открытия Америки? Вывоз золота и серебра из Мексики и Перу (в XVI в. количество драгоценных металлов, находившихся в обращении в Европе, увеличилось в три раза) привел к четырехкратному росту цен на европейские товары, прежде всего в самой Испании. Истребление миллионов индейцев и нехватка рабочей силы на рудниках и плантациях подтолкнули испанские власти к ввозу рабов из Африки; поставку негров-невольников осуществляли по специальным договорам с Испанией голландские и английские компании.
Строительство кораблей для испанского флота велось на верфях Нидерландов, в эту страну поступала и значительная часть товаров, привозимых из Америки для продажи. Первые купеческие компании и торговые монополии, созданные на акционерных началах (за счет паевых взносов своих членов), образовались в Нидерландах и в Англии. В этих странах появились и первые товарные биржи, на которых сделки заключались без предъявления наличных товаров.
Испанское королевство, огромная колониальная империя, на землях которой «не заходило солнце», господствовало в Европе, после того как Карл V (внук Фернандо и Изабеллы, давших Колумбу средства для организации экспедиции) стал главой Священной Римской империи. Однако Испания не смогла удержать свои владения в Нидерландах, северные территории которых объявили себя Республикой Соединенных Провинций (1581), и потеряла у берегов Англии Непобедимую армаду (1588).
Европейская морская торговля переместилась в Атлантический и Индийский океаны; посредничество генуэзских и венецианских купцов, торговавших восточными товарами, потеряло прежнее значение.
Знал ли генуэзец Колумб, оказавшийся на службе испанского двора, что его открытие приведет к упадку и Италии, и Испании, которые надолго останутся в Средневековье, в то время как Нидерланды и Англия первыми войдут в Новое время?

История — настоящий свидетель прошлого,
свет истины, живая память.

Цицерон,
римский политический деятель,
оратор и писатель I в. до н.э.

После своего третьего плавания Колумб был выслан в Испанию в кандалах; после последнего, четвертого плавания он окончательно впал в немилость и умер в полной безвестности. Названия, данные Колумбом вест-индским территориям, почти не сохранились, открытый им материк был назван именем другого итальянца — Америго Веспуччи, описавшего плавание, в результате которого стало окончательно ясно, что берег Карибского моря — не Индия, а ранее неведомый европейцам материк.
Но Америка вот уже 200 лет отмечает 12 октября — День Колумба (в этот день в 1492 г. Колумб высадился на одном из Багамских островов, который он назвал Сан-Сальвадор).
Голландия и Англия, стремившиеся приобрести новое, в отличие от Испании, пытавшейся удержать старое, откроют свою Америку и назовут ее Новой Голландией и Новой Англией. Не безземельные дворяне (идальго) и католические монахи Испании, завоевывавшие Центральную и Южную Америку, а безземельные крестьяне и протестанты Англии освоятся на новых землях.
История сделает еще один шаг: еще одно эпохальное событие будет отмечаться 11 ноября, в день, когда в 1620 г. первые английские колонисты, отправившиеся из Голландии, пристанут к побережью Северной Америки. Этим они положат начало многомиллионной эмиграции в страну, которая, избавившись от колониальной опеки Англии, назовет себя республикой Соединенных Штатов Америки (подобно Республике Соединенных Провинций Северных Нидерландов, освободившихся от Испании).

Однажды Гегель ненароком
И, вероятно, наугад
Назвал историка пророком,
Предсказывающим назад.

Борис Пастернак, поэт XX в.,
о Гегеле, немецком философе XIX в
.

И команда Колумба, и первые английские переселенцы, вступив на землю Нового Света, молились, твердо веря в то, что благодаря Провидению они достигли желаемой цели. Историк тоже должен иметь твердую почву — но почву фактов, опираясь на которые он делает свои выводы. У историка тоже должна быть уверенность в правильности той идеи, той теории, следуя которой он объясняет исторические события (греческое theoreo означает рассуждение, умозрение).
Иначе останутся лишь бессвязные, обрывочные сведения о прошлом; получится скрупулезно собранный из сухих свидетельств гербарий, рассыпающийся в пыль веков.
Освободив себя от теории, историк освобождает историю от науки, а себя от ответственности за то, что он, пересказав, не понял. Но теорий много, и каждая по-своему объясняет одни и те же события. История многообразна и своей событийностью, и своей идейной неоднородностью, поэтому спор историков, спор обществоведов неизбежен.
Теории исторического развития, теории общественной жизни людей выводят историка за рамки «чистой» истории в область философии (от греческого словосочетания любить мудрость), в область рассуждений о том, что такое мир, какова та действительность, которая существует и которую можно помыслить, каково место человека в этом мире.
Мировоззрение (представление о мире в целом) научное, религиозно-мифологические или житейское, бытовое — это теоретическая, духовная основа изысканий и умозаключений о прошлом, настоящем и будущем человечества. От выбора мировоззрения зависят широта или узость исторического познания, глубина интереса к истории.

Домашнее задание

Открытие Америки и ее колонизация европейцами имели всемирно-историческое значение, которое стало очевидным в XVII—XIX вв., но уже в XVI в. эти события заметно повлияли на развитие народов Европы, Америки и Африки.
Расставьте в схеме стрелки, показывающие причинно-следственную связь между событиями, процессами и явлениями. Предварительно познакомьтесь с краткой исторической справкой.

Справка. В Нидерландах сходились морские, речные и сухопутные пути, которые шли из Англии, Германии, Франции, Прибалтики. Нидерланды в XVI в. давали Испании ежегодно 2 млн гульденов, в то время как колонии Нового Света — 500 тыс. гульденов. После образования независимой Республики Соединенных Провинций торговый флот страны стал самым большим в мире. Голландия завладела португальскими колониями в Индийском океане.
Островное положение Британии делало страну неуязвимой для испанцев, которым англичане досаждали пиратством и контрабандной торговлей. Гибель Великой армады подорвала морское могущество Испании и открыла Англии возможность расширить колониальные владения. Англия захватила Бермудские и Багамские острова, часть побережья Гвианы в Южной Америке, обосновалась на восточном побережье Северной Америки. В XVII в. в ост-индской торговле Англия занимала второе место после Голландии. Торговые компании двух стран целый век вели войну за лидерство на море.

Периодизация всемирной истории

Доисторический период

Доисторический период, продолжавшийся 2,5 миллиона лет, был временем биологического и социального становления человека. Этот период для племен, обитавших в очагах цивилизаций, закончился в III—I тысячелетиях до н.э.
В течение предшествующих пяти тысячелетий (VIII—III тысячелетия до н.э.), в период НеолитаНового каменного века (греческое lithos означает камень) в нескольких районах Земли произошел переход к земледелию и скотоводству, получивший название неолитической революции.
Первыми очагами земледелия были район так называемого Благодатного полумесяца в Передней Азии (от долины Нила до долины Тигра и Евфрата), где культивировались пшеница и ячмень, Китай (низовья Хуанхэ) и Индия (низовье Инда), где собирали урожаи риса, Южномексиканский и Центральноамериканский районы, где основными культурами стали кукуруза и картофель, а также некоторые районы Средиземноморья и Абиссинии.
Этот культурный скачок совпал по времени с потеплением климата после последней волны похолодания ледникового периода. В результате таяния северных ледниковых покровов, начавшегося 15 тысяч лет назад, обнажилась суша, которую раньше покрывал лед; леса заняли огромные участки бывшей тундры; море затопило сухопутные перемычки, его береговая линия изменилась. Количество дождевых осадков в средних широтах и в тропиках значительно возросло, повысился уровень воды в озерах и реках, засушливые земли покрылись влажными лугами и пастбищами.
Растительность распространилась по всему миру, увеличилась численность степных и луговых животных, в том числе диких копытных млекопитающих, предков домашних животных, удобных тем, что они питались несъедобными для человека растениями. В пределах жаркого пояса разнообразие и изобилие растительного и животного мира лесов и саванн способствовало сохранению у местных племен собирательства и охоты.
В средних широтах нашли применение в хозяйстве каменные полированные топоры, серпы с кремневыми лезвиями, деревянные мотыги, гончарные изделия и простейшие ткацкие станки.
Произошло отделение ремесла от сельского хозяйства — первое общественное разделение труда.
Пастушеские и земледельческие племена иногда обменивались продуктами питания и некоторыми изделиями. В IV тысячелетия до н.э. племена Передней Азии и Балкан начали при помощи плавки извлекать медь из руды и разливать ее в каменные формы. В районах с сухим климатом дома строились из глины, в дождливых районах — из леса. Наряду с жильем в общинных поселениях сооружались святилища, свидетельствующие о поклонении людей силам природы и позволяющие предположить, что уже наличествовала жреческая каста. Захоронения, содержащие ценные предметы, указывают на привилегированное положение вождей и старейшин.
Орудия труда и предметы быта украшали в то время орнаментом; делали фигурки людей и животных.
В преддверии возникновения древних цивилизаций, которые в III—I тысячелетиях до н.э. протянулись широкой полосой от Средиземноморья до Желтого моря, на Земле проживало, по разным подсчетам, от 20 до 60 млн человек — в основном в земледельческих центрах Евразии. За 5 тысячелетий неолита численность населения планеты выросла примерно в 10 раз. Увеличилась и концентрация населения в районах земледелия. Это понятно: если для пропитания одного охотника-собирателя требовалось 10 км2, то для земледельца, не использующего полив, — 0,5 км2.
Однако хозяйство первобытных соседских общин было еще непрочно, оно зависело от погодных условий, от сроков истощения почвы, от численности здоровых работников. Составной частью хозяйственной деятельности оставались охота, рыболовство, собирательство.
Община жила замкнутой и однообразной жизнью, столетиями не меняя приемов труда и порядка управления. Кругозор людей был узок, обитатели соседних поселений казались единственными людьми на Земле. Интересы человека, мотивы его поведения всё еще определялись преимущественно коллективным интересом и возможностями самой общины.

Исторический период

Неолитическая первобытная культура заложила материальные основы вхождения земледельческих племен в цивилизации, создав производящее хозяйство.
В следующие пять тысячелетий шло развитие производительных сил общества. Обозначим основные вехи и направления этого процесса.

Развитие производительных сил общества изменило характер производства и формы организации труда. Преобладавшее в течение пяти тысячелетий аграрное производство, зависящее от производящих сил природы, от земли (ее органических веществ) как основного, а иногда и единственного источника пропитания и сырья, сменилось в XIX—XX вв. индустриальным производством, основанным на машинной технике, техническом прогрессе и использовании минеральных ресурсов.
Индивидуальный труд крестьянских и ремесленнических семей, объединенных в общины, цеха и иные корпорации, в XV—XIX вв. был вытеснен фермами, мануфактурами, фабриками, заводами и иными формами организации труда наемных работников, изготовляющих массовую продукцию.
Хозяйственное развитие вело к формированию собственнических и трудовых социальных групп, к расширению натурального и затем рыночного хозяйств, к поэтапному образованию рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций.
Общество становилось неоднородным.
Социально-экономические отношения постепенно получили идейно-политическую надстройку (структуры власти, законодательно-правовые системы, идеологии). Общество становилось политическим. Борьба группировок, находящихся у власти, и массовые движения (гражданские войны, революции) способствовали изменению форм правления. Становление новых межгосударственных отношений постоянно влияло на политическую карту мира.
Неолитическая культура заложила духовные основы вхождения племен в цивилизации, выработав систему норм общежития, систему художественных образов и систему религиозных поверий, которые вместе составили мифологическое мировоззрение человека. В следующие пять тысячелетий происходило дальнейшее культурное развитие общества.
Письменность зафиксировала понятия и образы; книгопечатание, начало которому в Европе было положено в XV в., сделало знания широкодоступными; затем средства массовой информации приобщили человека к событиям, происходящим во всем мире.
Система воспитания и образования постепенно стала делом не только общества, но и государства; наметилась тенденция к гуманизации воспитания и профессионализации образования.
Сложились представления о художественных ценностях.
Возникла и развивалась система правовых норм. Идеалом общества стала справедливость, которая воплотилась в правовом государстве и гражданском обществе.
Языческие религии, вера в силы природы уступили место единобожию — и (или) вере в духовные силы человека. Мировые религии способствовали сближению народов.
Началось научное и философское познание мира; науки вышли за рамки академического знания и стали теоретической основой материального производства и общественного устройства.
В общественном сознании утвердилась идея самоценности человека.

Древняя, Средняя и Новая история

Время перехода первых земледельческих племен из доисторического в исторический период — III—I тысячелетия до н.э. Остальные племена приобщились к цивилизации по мере расширения политических пределов древних государств Востока и Средиземноморья и усиления их культурного влияния на соседей.
Только племена Тропической Африки и Америки, Австралии, Приполярья и Сибири надолго остались в первобытном состоянии.
Периодизацию всемирной истории разрабатывают обычно историки, по тем или иным основаниям выделяющие среди событий ключевые, рубежные, а среди процессов — магистральные. Впрочем, современники поворотных событий или процессов часто сами ощущали конец одного периода и начало другого. Так, разграбление и разрушение вандалами Рима в 455 г. было воспринято римлянами как окончание эпохи римского господства, как крушение всего их мира.
Другие события и процессы тоже свидетельствуют о том, что именно к этому времени наступает конец античной цивилизации (латинское antiquus означает древний). В 410 г. Рим заняли вестготы Алариха. В 452 г. гунны Аттилы, распоряжавшиеся в Северной Италии, отступили от Рима, получив большой выкуп. В 476 г. начальник одного из германских отрядов Одоакр низложил последнего римского императора — юного Ромула Августула, по иронии судьбы носившего имена основателя Города — Ромула и основателя империи — Августа, и сам стал править Италией.
476 год историки считают датой падения Западной Римской империи и концом античного мира. Однако процесс разрушения империи начался задолго до этого события. В 330 г. Константин основал новую столицу державы в местечке Византии (вскоре названном Константинополем) — в богатых, экономически не зависящих от Рима восточных провинциях.
В 395 г. произошел окончательный раздел империи на Западную и Восточную, что еще более отгородило эллинизированный Восток от латинизированного Запада. Гонения на христиан, первые общины которых возникли на Востоке в I в., не спасли язычество от упадка, и в IV в. христианство стало государственной религией империи.
Владельцы крупных поместий начали широко практиковать сдачу земли в аренду, они уже не были связаны с рынком. Кризис рабовладения стал очевиден. Толпы варваров расселились по всей империи. Трон поочередно захватывали военачальники наемников-германцев.
В мифологическом мировоззрении почти всех народов древних цивилизаций мир представлялся поделенным на пространство богов и пространство людей, связанных неведомой судьбой. Этот мир жил извечно повторяющимися циклами — от рождения к смерти и снова от рождения к смерти. Историческое (или, скорее, внеисторическое) движение по кругу делало мир устойчивым, неизменным.
В христианском мировоззрении мир — природа и человек — представлялись как творение Бога; земное пространство и время, в отличие от небесного, имели начало и конец. История людей — от первочеловека Адама (древнееврейское человек, семантически восходящее к словосочетаниям красная глина, прах земной и к понятиям подобие, образ Бога) до первого пришествия Христа на Землю, когда Своей искупительной жертвой Иисус указал людям путь к спасению, а затем и до второго пришествия Христа, до Страшного суда и конца света — движется линейно.
Христиане нередко подразделяли историю человечества на шесть «веков», соответствующих шести дням творения. Свой век они считали последним в преддверии наступления Царства Божия.
Земная жизнь христианина наполнялась смыслом деятельного служения Богу и любви к ближнему. В гибели Рима, воплощавшего греховный Град земной, христиане видели кару Божью и знамение будущего торжества христианства.
Границы духовного пространства наступающей эпохи (христианской западноевропейской средневековой цивилизации) очертил один из самых выдающихся отцов Церкви Августин Блаженный, написавший под впечатлением от захвата Рима вестготами произведение «О Граде Божьем».
Ход человеческой истории, предопределенный Провидением, по Августину, — это борьба праведников и грешников, в смешении которых только Церковь, как высший судья в делах веры и государства, может указать истину.
Западноевропейское Средневековье продолжалось с V по XV в.; общество, построенное на феодальных основаниях, достигло расцвета к XI в. На это же время приходится ускоренное развитие средневековых укладов в Византии, избежавшей разрушительных вторжений варваров и до XV в. сохранившей еще в античные времена возникшую государственность. На Востоке (в Китае и Индии) Средневековье продолжалось со II по XVI в. Процесс перехода от Древности к Средневековью там происходил плавно, разные способы производства долгое время сосуществовали друг с другом, а деспотизм как форма государственной власти сохранялся на протяжении тысячелетий.
Религии спасения, зародившиеся на Востоке, сохраняли элементы древних верований, жречество не сложилось в церковную иерархию (даже в мусульманском мире, где ислам не имел корней в племенной мифологии) и обычно не претендовало на господствующую роль в государстве.
На Руси Средневековье началось с IX в., с образования Киевского государства. Конец европейского Средневековья и переход к Новому времени связан с Великими географическими открытиями, Возрождением и Реформацией, с политическими революциями в Нидерландах и Англии.
Главными особенностями Раннего нового времени в Европе (XV—XVII в.) были развитие предпринимательства, первоначальное накопление капиталов и зарождение капиталистических отношений. Эти отношения, утвердившиеся в Западной Европе и в США, создали условия для широкой модернизации, для полного обновления всех сфер общественной жизни в XVIII—XX вв.: для промышленного переворота и индустриализации, для демократизации политических структур, для становления гражданского общества и правового государства, для технических и научных революций.
На исходе Средневековья, в XV—XVI вв., итальянские гуманисты, вполне осознав наступление новых времен, сформулировали идею светлого века человечества, противопоставив его тьме предшествующих столетий. Возврат к античным художественным образцам, возрождение элементов греко-римской культуры породили новую периодизацию мировой истории.
Именно мыслители Ренессанса выделили три времени — Древнее, Среднее и Новое, считая, что Среднее, срединное время было провальным, пустым для развития человека.
Средневековую теоцентрическую картину мира они заменили антропоцентрической. Человек един и плотью и духом, в нем сосредоточены земное и небесное начала. Личность творит себя и подчиняет себе обстоятельства жизни. Люди владеют временем — и оно работает на них. В этих идеях Возрождения стихийное самоутверждение индивидуальности сочеталось с прагматизмом, свойственным нарождающемуся буржуазному обществу (греческое pragma означает дело, действие).
Принцип эмпиризма, опытного познания природы мира и человека, вытеснил средневековую схоластику, с ее отвлеченными рассуждениями о Боге и человеке (греческие термины empeiria и scholastikos означают соответственно опыт, чувственное восприятие и школьный).
Мифологическое и религиозное понимание истории в древних и средневековых цивилизациях было заменено научным исследованием прошлого, движение которого выводилось из личностных, субъективных интересов людей.

Новейшая история

В начале XX в. произошли два события, которые некоторые историки расценили как начало Новейшего времени: Первая мировая война 1914—1918 гг. и Октябрьский большевистский переворот в России в 1917 г.
В середине XIX в. Маркс разработал теорию, трактовавшую историческое развитие как процесс смены социально-экономических формаций. Объективная смена «загнивающего» капитализма коммунизмом может быть ускорена мировой пролетарской революцией. Слова и дела Ленина (который выдвинул и осуществил лозунг «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую»), казалось бы, подтверждали правоту Маркса.

Домашнее задание

1. Вспомните основные отличия исторического периода от доисторического. Зачеркните буквы, которыми обозначены неправильные ответы.

A. Образование государств.
Б. Деление общества на классы (группы) собственников средств производства и трудящихся.
B. Распространение письменности.
Г. Счет времени не по природным явлениям, а по историческим событиям.
Д. Переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Е. Переход от поверий к религиозно-мифологическому мировоззрению.
Ж. Переход от религиозного к рациональному, научному мировоззрению.
З. Переход от каменных орудий труда к металлическим.
И. Переход от бродячего и стойбищного образа жизни к оседлому и полуоседлому.

2. Вспомните основные различия Древнего, Среднего и Нового времени. Зачеркните буквы, обозначающие неправильные утверждения.

A. В Древности общество целиком зависело от природы, а человек зависел от общества. В Средневековье человек остался зависимым от общества. В Новое время человек смог проявить свою индивидуальность.
Б. В Древности и в Средневековье господствовал ручной труд. В Новое время установилось машинное производство.
B. В Древности люди освоили речные пути сообщения. В Средневековье — морские. В Новое время — океанические.
Г. В Древности произошло отделение земледелия от скотоводства, в Средневековье — ремесла от земледелия, в Новое время — умственного труда от физического.
Д. Древность — это дописьменный период, Средневековье — рукописный, Новое время — печатный.
Е. В Древности мир представлялся вечным, живущим повторяющимися циклами. В Средневековье — имеющим начало и конец. В Новое время — имеющим начало, но не имеющим конца.
Ж. В Древности люди считали время в основном тысячелетиями и столетиями. В Средневековье — столетиями и годами. В Новое время — годами и днями.
З. В Древности преобладал рабовладельческий способ производства. В Средневековье — феодальный. В Новое время — капиталистический.
И. В Древности господствовало язычество. В Средневековье — единобожие. В Новое время — атеизм, безбожие.

3. Русский историк XIX в. Карамзин писал: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием».
Какие еще эпохальные события или процессы свидетельствуют о прогрессивном развитии человечества?
Приведите примеры.

4. Заштрихуйте на шкале (ленте времени) упомянутые ниже периоды истории человечества.

A. Период аграрного производства.
Б. Период господства натурального хозяйства.
B. Период господства язычества в большинстве стран Средиземноморья.
Г. Период употребления христианского летосчисления народами Западной Европы.
Д. Период действия юлианского календаря в Европе.

Западноевропейское средневековье

Феодальное общество

Феодальные принципы устройства общества уже во второй половине I тысячелетия стали преобладающими в большинстве стран Западной Европы. Строй, отдельными чертами напоминавший феодальную социальную организацию, в это же время или позднее сложился в Византии, в Восточной Европе, в некоторых регионах Азии и Африки. В Латинскую Америку феодальные порядки были привнесены испанскими и португальскими колонизаторами в середине II тысячелетия. В Северной Америке (Новая Англия, Новая Голландия, Новая Франция) в это же время упрочились буржуазные отношения, привнесенные сюда первыми колонистами-переселенцами.
Феодализм был основан, во-первых, на монопольной собственности всего сословия феодалов на землю, которая была основным средством производства в доиндустриальном обществе.
Во-вторых, землевладение было договорным; частной собственности не существовало, земля не подлежала свободной купле-продаже, а жаловалась за службу и находилась в условном держании ее владельцев — светских и церковных феодалов — и работников — крестьян. Такие поземельные отношения породили так называемую вассально-сеньоральную зависимость, вассально-ленную систему и иерархическую структуру феодального общества (латинское senior означает старший, французское vassalзависимый; лен — от немецкого Lehenнаграда — земельное владение, пожалованное сеньором вассалу на условиях несения службы).
Третьим основанием описываемого социального устройства была личная и/или поземельная зависимости крестьян от феодалов, в пользу которых крестьяне несли повинности, в основном в виде земельной ренты: отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной.
При феодализме существовала неразрывная связь между обладанием землей и политической властью над проживающими на этой земле людьми, что обеспечивало внеэкономическое принуждение к исполнению повинностей самостоятельных в условиях натурального хозяйства крестьян.
Мелкое крестьянское хозяйство как один из экономических укладов существовало и при рабовладении, и на начальном этапе развития капитализма, но только при феодализме оно было господствующим типом аграрного производства.
Крупное феодальное поместье представляло собой самостоятельную экономическую единицу со своим административным и судебным порядком и со своим управленческим, судебным и военным аппаратом.
Натуральное хозяйство, замкнутое в пределах крестьянской общины, феодального поместья, округи и феодального государства (королевства, княжества, графства, герцогства), во многом определяло характер политической власти. Экономическая раздробленность обуславливала раздробленность политическую.
В Западной Европе сформировалась вассально-ленная система, при которой старшие феодалы (сеньоры) раздавали младшим феодалам (вассалам) на срок службы землю — с правом сбора доходов, а так же суда и управления живущими. Пожалование вассалу во владение и кормление земель на условиях несения им службы сеньору скреплялось договором, в котором оба клялись именем Христа не нарушать своих обязанностей.
Условное держание земли было основой феодальной лестницы — иерархии, которую возглавлял король (чуть позднее император) — верховный сюзерен всех феодалов (французское suzerain означает господин, владыка). Далее шли вассалы короля и вассалы их вассалов (герцоги, графы, бароны, рыцари). Замыкали эту цепочку крестьяне, составлявшие 95% всего населения тогдашней Европы.
Своя иерархия чинов была у священно- и церковнослужителей, которые составляли первое сословие феодального общества. Дворяне (светские землевладельцы) считались представителями второго сословия, а простолюдины (крестьяне и горожане) причислялись к третьему.
Четкое деление на молящихся, воюющих и трудящихся, в совокупности составляющих единую Церковь, соответствовало представлениям об иерархии ангелов в Царстве Небесном. В целом феодальное общество Западной Европы состояло из множества корпораций (общин, братств, цехов, гильдий, коммун, монастырей, духовно-рыцарских и монашеских орденов), объединяющих людей в социальные группы по их происхождению, имущественному и социальному положению, роду занятий, профессии (латинское corporatioобъединение).
Корпоративное средневековое общество — это общество строго фиксированных социальных ролей и регламентированного образа жизни и образа мышления (reglement в переводе с французского — правила, устав). Корпоративность и принцип «вассал моего вассала — не мой вассал» способствовали сплочению социальных слоев в пределах объединений, делали людей относительно свободными от государственных порядков, что позволяло вести диалог власти с отдельными слоями общества.

Раннее Средневековье

Термин Средние века впервые был употреблен итальянским историком XV в. Флавио Бьондо в книге «История от падения Рима».
С позиций гуманистов, оценивавших прошлое по произведениям искусства и литературы, это были века одичания и варваризации античного мира, культура которого служила в эпоху Ренессанса источником вдохновения. В XVII—XVIII в. Средние века оценивались как период господства религиозного догматизма и суеверия, как время стеснения умственной свободы (греческое слово dogma означает неизменное положение, принимаемое на веру).
В XIX в. историки стали понимать Средневековье как закономерный этап непрерывного общественного развития, как время феодализма, а западноевропейское Средневековье — как христианскую цивилизацию, рожденную благодаря взаимодействию позднего римского общества и германских варварских племен.
Понятие феодализм (производное от слова феод) впервые было употреблено во французской печати накануне революции 1789 г. (латинское feodum, французское fief, немецкое Lehen означают пожалованное поместье; термином феод в юридических документах XI—XII вв. обозначалось земельное имущество, переданное в пользование за службу вассалу его сеньором).
В истории Средних веков принято выделять:
— ранний период, Раннее средневековье (V—XI вв.), когда происходил процесс зарождения и медленного становления феодализма;
— классический период, или Зрелое средневековье, Высокое средневековье (XI—XIII вв.), — время расцвета феодального общества;
Позднее средневековье (XIV—XV вв.), когда наметился кризис феодальных порядков и установлений, в некоторых странах стали складываться централизованные государства и возникли сословно-представительные учреждения.
Существует и иная традиция, в соответствии с которой Зрелое (развитое) средневековье датируют XI—XV вв.
В этом случае термином Позднее средневековье обозначают иной период (XVI—XVII вв.), но чаще исследователи предпочитают использовать для этих двух веков обозначение Раннее новое время.
В I тысячелетии н.э. племена Европы и Азии находились в постоянном движении, которое было вызвано относительной перенаселенностью территорий их обитания, поиском новых земель и новых кочевий, ростом дружин племенных вождей и жаждой наживы. В Великом переселении народов и последующих миграциях участвовали германские племена, вторгшиеся в IV—VII вв. в пределы Римской империи; тюрки, доходившие в V в. до Галлии и Италии; славяне, расселившиеся в VI—IX вв. от Адриатики до Балтики; арабы, захватившие к VII в. всю Северную Африку и Пиренейский полуостров; норманны, совершавшие в IX—XI вв. набеги на европейские приморские земли; венгры, обосновавшиеся в X в. в Придунайских землях.
На землях разрушенной и опустошенной Западной Римской империи германские племена образовали свои королевства, степень варваризации которых была неодинакова. Германцы селились отдельными общинами рядом с местными жителями; кое-где происходил синтез (соединение, слияние) варварских и римских порядков. Из этого синтеза постепенно произрастало новое общественное устройство, отличавшееся и от античного, и от германского. В Галлии феодализм утвердился в VIII—IX вв., в Италии — к X в., в Британии — в XI в., в Германии — только в XII в.
Франки, расселившиеся в Галлии (по имени новых хозяев с IX в. страну стали называть Францией), создали одно из первых варварских королевств. Они переняли язык, обычаи галло-римлян и их более передовые способы ведения хозяйства, хотя до VIII в. сохраняли родовые отношения и военную демократию в своей среде.
В V в. их вождь Хлодвиг, основавший королевскую династию, крестил свою дружину и, заручившись поддержкой Церкви, которая после распада Империи оставалась единственной хранительницей античной образованности и серьезной политической силой, мог мирно управлять галлами-христианами.
Общность языка, веры, регулярное хозяйственное взаимодействие и смешанные браки франков и галлов, а также других германских племен с местными жителями римских провинций, привели к формированию в IX—XI вв. новых народов Западной Европы — французов, немцев, итальянцев, англичан.
С помощью грамотных священнослужителей, которые вели учет расходов и доходов, всю государственную переписку и составляли погодные хроники событий (на единственном письменном языке тогдашней Западной Европы — латыни), короли раннефеодальных государств создали новую систему управления: вассально-сеньоральную иерархию, договорные отношения в которой скреплялись клятвой и освящались духовенством.
Темные века смуты и одичания в Европе закончились к IX в., когда франкский король Карл Великий собрал под своей властью почти все германо-романские земли (кроме Англии), принявшие христианство. Дед Карла Карл Мартелл, остановивший в битве при Пуатье (732 г.) продвижение арабов из-за Пиренеев, провел военную и социальную реформы — конные латники (рыцари) стали главной силой войска, и им как профессиональным воинам, чье снаряжение стоило больших денег, стали передавать в собственность земли при условии несения службы.
Отец Карла, Пипин Короткий, опираясь на новых своих слуг, получавших бенефиции (буквально благодеяния) — земли за службу, основал королевскую династию Каролингов с благословения Папы римского, которому он подарил в самостоятельное управление область в Средней Италии — Папское государство.
Так установился союз между франкскими королями и Папами, которые для обоснования своей светской власти выдвинули версию о том, что еще Константин Великий даровал епископу Рима право распоряжаться на всех землях Западной Римской империи.
Светской власти нужен был авторитет Церкви, которая, в свою очередь, нуждалась в единстве Западной Европы. В 800 г. Папа короновал Карла Великого, провозгласив его римским императором и императором Запада. После распада его империи на три самостоятельных владения, из которых впоследствии выросли Франция, Германия и — отчасти — Италия, германский король Отгон I добился в 962 г. коронации в Риме. Возникла новая империя, названная Священной Римской. Жители Западной Европы впервые осознали свое культурное единство и общность политических судеб; теперь они противопоставляли себя обоим Востокам — исламскому и православному.

Высокое средневековье

В XI в. феодальное общество Западной Европы вступило в период активного социально-экономического и политического развития. Быстрый прирост населения потребовал расширения распахиваемых земель и повышения их урожайности. Широкое распространение в Европе получили железный плуг, трехполье, возделывание новых культур (с потеплением в это время климата садоводство, огородничество и виноградарство продвинулись далеко на север) и сельскохозяйственные промыслы — виноделие, маслоделие, пчеловодство и шелководство.
Снова, как и в античные времена, произошло отделение ремесла от сельского хозяйства. Возродились старые римские города, строились новые, однако они не прерывали связей с сельской округой, так что в ее пределах действовала единая система город—городок—деревня.
Важными техническими усовершенствованиями стали водяное и ветряное колесо, доменная печь, работавшая на древесном угле, ручная колесная прялка. Новые приемы литья, сварки, ковки и закалки металлов удовлетворяли возраставшие потребности в металлических доспехах и холодном оружии.
В строительстве крепостных стен, городского жилья, церквей и монастырей произошла замена дерева камнем. На смену весельным судам пришли парусно-весельные. Рост городов и переход к денежной ренте в деревнях привели к развитию местной и международной торговли, к образованию крупных ярмарок и двух главных районов морской европейской торговли: балтийского и средиземноморского. Плохое состояние дорог, на которых к тому же путешествующих донимали разбойники, постоянные таможенные пошлины и подорожные сборы компенсировались перевозкой грузов по рекам и каналам, а экономическая разобщенность территорий Европы отчасти восполнялась началом чеканки в большинстве стран собственной золотой монеты и возникновением ростовщичества.
В политическом развитии Западной Европы Высокого средневековья проявились два направления: феодальная раздробленность, обусловленная натуральным хозяйством, и государственное строительство, в котором противоречиво сочетались интересы Церкви, империи, королевств, в пределах которых образовывались новые европейские народы, городов с их складывающимся буржуазным населением (французское bourgeois и немецкое Buerger означают горожанин).
Государственные границы в размежеванной на феодальные владения и сотрясаемой нескончаемыми локальными войнами Европе были неопределенными и постоянно перекраивались. Запутанность династических и наследственных отношений (к этому времени произошел переход от бенефициев к наследственному держанию земли) приводила к тому, что феодал, имевший несколько владений, мог оказаться вассалом нескольких сеньоров, а феодал, лишенный земли (во многих странах действовал майорат — правило наследования недвижимого имущества только старшим сыном), становился странствующим рыцарем, готовым идти на службу к любому сюзерену.
В своих владениях феодалы чувствовали себя суверенными властителями, а наиболее могущественные из них считали короля всего лишь первым среди равных.
Разгоревшаяся в XI—XII вв. борьба римских Пап и императоров за власть усугубила ситуацию. В конфликт вовлеклись германские и итальянские феодалы и города.
Раздача церковным владыкам земель делала епископов (высших священников, возглавлявших епархии — церковно-административные округа) и аббатов (настоятелей монастырей) королевскими вассалами, назначаемыми на должность королем или императором. Сами Папы часто занимали престол по воле светских сеньоров.
Движение за очищение Церкви, за прекращение продажи церковных должностей, за усиление церковной дисциплины началось в X в. по инициативе нового монастыря в Клюни (Аквитания), монахи которого не имели личного имущества и постоянно трудились. В XI в. бывший клюнийский монах Папа Григорий VII, преодолев сопротивление императора Генриха IV, утвердил право инвеституры (назначения епископов и других священнослужителей) за церковными иерархами.
Введение безбрачия католического духовенства, единой и безраздельной церковной собственности и освобождение Церкви от светской власти превратило Римский престол в очень влиятельную политическую силу.
Положение западной Церкви, помимо церковной реформы, изменили еще два события: в 1054 г. Папа Лев IX проклял патриарха и всю восточную Церковь как «еретическую» — произошел раскол. А в 1095 г. Папа Урбан II на Клермонском соборе призвал всех европейских христиан освободить Иерусалим от мусульман; начались Крестовые походы, продолжавшиеся до XIII в.
В походах в Святую землю приняли участие короли и безземельные рыцари, простолюдины и даже дети. Усилилось и проникновение католической Церкви в прибалтийские земли, а также в захваченную арабами Испанию (Реконкиста).
Крестоносцам не удалось отвоевать Ближний Восток у турок. Наиболее ощутимыми результатами походов были образование духовно-рыцарских орденов, знакомство европейцев с восточной культурой, обогащение итальянских республик Венеции и Генуи, торговавших с Востоком, и возросшая взаимная нетерпимость христиан и мусульман.
Авторитет Церкви и роль Папы значительно возросли, но теократический идеал католического духовенства не был реализован. Европейские народы предпочитали находить общий язык со своими королями, помогая им сдерживать претензии аристократов, особенно во Франции и Англии, которые не входили в Священную Римскую империю.
В окрепших городах развернулось коммунальное движение за независимость от духовных и светских феодалов; освободившиеся города получали право на самоуправление. В противостоянии городов, Церкви, крупных и мелких феодалов короли нередко выступали как арбитры, причем были вынуждены искать компромисс, что создавало условия для диалога в политической жизни.

Централизация Англии и Франции и становление
сословно-представительных монархий

Норманнские завоеватели создали в прибрежной Англии и во Франции два политических образования — Дэнло (Область датского права) и Нормандию.
В XI в. офранцузившийся нормандский герцог Вильгельм, прозванный Завоевателем, захватил Англию и, стремясь укрепить свое положение в стране, разделенной на англосаксов и пришлых норманнов, провел реформы.
Его воины получили земли в разных частях страны и обязаны были являться на службу к королю; власть на местах осуществляли назначенные королем чиновники — шерифы. После распада державы Карла Великого на территории Западного Франкского королевства упрочились крупные феодальные владения (Бретань, Бургундия, Аквитания, Прованс), в которых королевская власть новой династии Капетингов была чисто номинальной. Словом Франция (Иль-де-Франс) называлась небольшая область вокруг Парижа.
С началом Крестовых походов многие французские феодалы, отправляясь на Восток, оставляли земли на попечение короля и Церкви; в итоге власть короля усилилась. Английские феодалы не участвовали в двух первых походах, так как во второй половине XII в. правнук Вильгельма, Генрих II, основатель династии Плантагенетов, проводил масштабные реформы.
Королевский суд стал высшей инстанцией, куда могли обратиться все желающие, а назначенные монархом чиновники разъезжали по стране и разбирали дела на местах. Феодальное войско было заменено наемной армией, получавшей не земли, а денежное жалование, поэтому все вассалы были обязаны вносить в казну щитовые деньги. Палата шахматной доски ведала сбором налогов в королевскую казну (столы чиновников были разделены на квадратики, на которые столбиками ставились монеты). Генрих сохранял владения в Нормандии, унаследовал обширные области в Северной Франции и, женившись на аквитанской герцогине, получил Юго-Западную Францию.
В конце XII в. его сын, Ричард Львиное Сердце, повел в Третий крестовый поход рыцарей-нормандцев и лучников-англосаксов, успешно сражавшихся как единое войско.
В это время во Франции король Филипп II, прозванный за государственный талант Августом, сумел перессорить сыновей Генриха II и отвоевать у младшего — короля Джона — большую часть его владений во Франции. Неудачливый Джон, прозванный Безземельным, вызвал недовольство феодалов и городов, в результате восстания которых он вынужден был подписать в 1215 г. Великую хартию вольности. Этот документ ограничил власть короля, зафиксировал политические привилегии аристократов и определил права других сословий (землевладельцев и зажиточных горожан). При этом не делалось различия между нормандцами и англосаксами, хотя знать и простолюдины еще двести лет говорили на разных языках, французском и англосаксонском.
В XIII в. французский король Людовик IX Справедливый создал высший в стране королевский суд, получивший название Парижского парламента, и Счетную палату, следившую за сбором налогов. Монета, чеканившаяся в королевском домене — личных владениях короля, получила хождение по всей стране.Английские короли в решении государственных дел советовались с представителями Церкви и знати, однако решения принимали сами; совет при короле назывался парламентом. В 1265 г. лидеры движения, начавшегося из-за несоблюдения Генрихом III Великой хартии вольности, сами созвали парламент, в который, помимо знати, вошли выборные горожане и рыцари от разных областей Англии.
Отсчет упорядоченных парламентских собраний принято вести с 1295 г., когда Эдуард I созвал так называемый образцовый парламент, который приобрел новый статус и обособился от королевского совета.
Новая государственная структура стала сословно-представительным учреждением; так воплощался принцип «то, что касается всех, должно быть одобрено всеми».
К середине XIV в. сложилось разделение парламента на две палаты: верхнюю — палату лордов, где заседали приглашенные королем представители знати, входившие в королевский совет, и нижнюю — палату общин, которую составляли выбранные графствами и городами рыцари и представители городов.
Палаты заседали отдельно и объединялись только для участия в церемонии открытия парламента; заседания проходили в Вестминстерском аббатстве, где находился королевский двор.
К XV в. вполне определились компетенции парламента как законодательного органа власти, занимающегося в том числе налогами. Поскольку в Англии налоги платили все, а не только третье сословие, как во Франции, это объединяло парламентских представителей дворянства, духовенства и бюргерства.
Парламент санкционировал смену королей на престоле, мог критиковать деятельность королевских чиновников. Палата лордов стала высшей судебной инстанцией, а палата общин могла принимать петиции от частных лиц, корпораций и территорий и создавала для рассмотрения этих петиций специальные комиссии. Так центральная выборная власть, постоянно получая информацию о состоянии дел в государстве, проходила школу политического и правового воспитания.
Во Франции в начале XIV в. монарший домен занимал уже 3/4 королевства, что позволило Филиппу IV Красивому расширить полномочия Парижского парламента и распространить свой суд и налоги на крестьян, зависимых от светских и церковных феодалов.
Неудачная война во Фландрии побудила короля ввести налог на имущество, в том числе дворянства и духовенства, что вызвало недовольство в стране и резкую реакцию Папы, запретившего светской власти взимать поборы с духовенства. В этой обстановке Филипп IV в 1302 г. впервые созвал Генеральные штаты (название появилось в конце XV в.) — первое всефранцузское сословно-представительное собрание. Средства для новой армии были выделены, и Фландрия завоевана.
Агенты Филиппа арестовали Папу; новый Папа, избранный из французов, поселился не в Риме, а в Авиньоне, рядом с владениями Франции.
Генеральные штаты состояли из трех палат, представлявших три сословия; у каждой палаты был один голос. Знать являлась по личному приглашению короля, городские депутаты либо выбирались, либо это были первые лица городского самоуправления.
Генеральные штаты не стали постоянно действующим органом власти, не имели законодательной инициативы и судебных функций.

Домашнее задание

1. Выучите определение понятия феодализм.
2. Дайте определение понятия западноевропейская средневековая цивилизация.
3. Понятия феодализм и Средневековье связаны между собой, так как они отражают исторические процессы, происходившие в одном обществе. И всё же это не синонимы. В чем, на Ваш взгляд, состоят различия?
4. Почему становление феодализма в Западной Европе происходило медленно (ранний период западноевропейского Средневековья продолжался целых семь веков)?
5. Какую роль играла Церковь в становлении и развитии западноевропейской средневековой цивилизации?
6. Каковы общие черты и различия феодального поместья, монастыря и средневекового города?
7. Почему английский парламент назван французским словом (французское parlement происходит от parlerговорить), а палаты этого сословно-представительного учреждения — палата лордов (House of Lords) и палата общин (House of Commons) названы английскими словами?
8. В чем заключаются черты сходства и различия формирования сословно-представительных монархий в Англии и во Франции?
9. Заполните таблицу.

с Англия Франция
Вассально-сеньоральная
зависимость
с с
Королевский суд с с
Королевская казна,
налоговая система
с с
Королевская армия с с
Конституция (основной
закон страны)
с с
Сословно-представительный
орган власти
с с
Великие географические открытия

Великими географическими открытиями называются путешествия европейцев конца XV — середины XVII в., в результате которых были открыты Америка, острова и побережья Индийского и Тихого океанов, Австралия и Новая Зеландия и совершены кругосветные плавания, доказавшие, что Земля шарообразна.
В XV—XVI вв. первенство в открытиях принадлежало португальцам и испанцам, а с середины XVI в. — голландцам, англичанам, французам и русским (русские землепроходцы вышли к Чукотке и Охотскому морю).

Наиболее значительные географические открытия
Раннего нового времени

Барталомеу Диаш открыл южную оконечность Африки — мыс Доброй Надежды (1486).
Первое плавание Христофора Колумба в Вест-Индию, к островам Карибского моря (1492—1493).
Экспедиция Васко да Гамы, обогнувшая Африку и достигшая Индии (1497—1498).
Плавание Джона Кабота к Ньюфаундленду (1497—1498).
Плавание Вартема в Ост-Индию, к островам Пряностей (1502—1509).
Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана (1519—1521).
Франциск Ксаверий достиг берегов Японии (1549).
Абель Тасман открыл Новую Зеландию и Австралию (1642—1644).

Предпосылки и причины
Великих географических открытий

Поиск новых земель, морского пути на Восток, начавшийся в XV в., был вполне закономерен. Развитие товарно-денежных отношений и расширение европейской торговли требовало поступления на рынок новых денег, однако известные месторождения серебра и золота были к тому времени истощены.
Кроме того, значительная часть благородных металлов уходила к арабским купцам, так как Европа покупала больше, чем продавала, или шла на украшения, а не поступала в сферу обращения.
Библейские легенды и сообщения путешественников о богатствах Востока стали еще более актуальны после того, как турки-османы, взяв в 1453 г. Константинополь, перерезали сухопутные пути из Азии в Европу, так что на морском пути цены, особенно на пряности, возросли во много раз. Европейская знать, привыкшая к пряным добавкам в пресную пищу, не хотела отказываться от гвоздики и перца, без которых вяленое и засоленное мясо было не слишком съедобно.
К жажде обогащения добавлялось желание распространить христианскую веру и познать неизведанный мир, что вполне соответствовало новым представлениям о безграничных возможностях человека, действующего в целях достижения благосостояния и земной славы.
В ученых кругах и среди мореходов постепенно утверждалась мысль о шарообразности Земли и о возможности попасть в Индию западным морским путем, через Атлантический океан, что подтверждалось переведенными на латынь к началу XV в. трудами Птолемея, авторитет которого был непререкаем.
Когда португальский король обратился по этому вопросу к известному ученому Паоло Тосканелли, тот, повторяя ошибку Птолемея, рассчитал, что путь из Европы на запад в Китай и Индию значительно короче пути вокруг Африки, и прислал карту, на которой Атлантический океан покрыт многочисленными островами, что должно было облегчить плавание.
Колумб изучал копию этой карты. В 1492 г., когда генуэзский мореплаватель отправился на поиски Индии, немецкий картограф Мартин Бехайм, плававший с португальцами к берегам Западной Африки, издал первый в мире глобус, полушария которого повторяли контуры материков карты Тосканелли.
Уверенность в возможности быстро достичь Индии вселяли не только суждения ученых, но и новые трехмачтовые суда — каравеллы, система парусов которых позволяла идти и по ветру, и против ветра, развивая скорость до 20 км в час. Экипаж каравеллы был во много раз меньше, чем на гребных галерах, что позволяло взять на борт столько продовольствия и пресной воды, сколько требуется для долгого плавания.
Кроме экономических и технических, научных и идейных предпосылок Великих географических открытий были предпосылки политические, связанные с образованием крупных централизованных государств, которым было под силу снаряжать и финансировать рискованные заокеанские путешествия.
То, что раньше было уделом одиночек, таких как семейство Марко Поло (до его путешествия в Китай с отцом и дядей там побывали его старшие братья), теперь привлекало людей из разных слоев общества, особенно мелкопоместных испанских и португальских дворян, которые остались не у дел после освобождения Пиренейского полуострова от мавров.
Продолжавшаяся семь веков Реконкиста закончилась в Португалии в XIII в., в Испании в XV в. В 1472 г. королевства Кастилия и Арагон объединились в Испанское королевство, а в 1492 г. Испания отвоевала Гранаду — последний мусульманский оплот на полуострове.
Имевшие большой боевой опыт испанские идальгос (многие из них, получив дворянский титул, сами себе отвоевали земли) были полны решимости и дальше сражаться с врагами веры и способствовать обращению в христианство всё новых и новых заблудших да басурман. Почти всех пиренейских мусульман и евреев, оставшихся на завоеванных испанцами землях, насильственно крестили (надзором за такими новыми христианами в Испании и в Португалии занималась инквизиция). Язычников и прочих иноверцев следовало искать на иных землях.
Именно мелкие дворяне, сочетавшие стремление к наживе с религиозным фанатизмом, составили костяк отрядов конкистадоров (завоевателей). Конкиста (колониальные захваты на заморских землях) была неизбежным продолжением Реконкисты.
Португальские и испанские монархи в ходе Реконкисты получили старинные порты Пиренейского полуострова, где проживали моряки и корабелы, знакомые с новейшими достижениями в судостроении и навигации. Это облегчало организацию дальних морских экспедиций.
Заманчивой казалась, например, идея найти легендарную страну пресвитера Иоанна, находящуюся то ли в Азии, то ли в Эфиопии. Наладив связь с далекой христианской землей, можно было обойти турецкий заслон и начать новый крестовый поход, о чем пеклась католическая Церковь.

Результаты Великих географических открытий

Главным результатом путешествий конца XV — середины XVII в. было превращение Западной Европы, до этого на протяжении тысячелетия развивавшейся в собственных естественных географических и культурных пределах (если не считать Крестовых походов и иных столкновений с исламским миром), в регион, влияющий на судьбы далеких стран и народов. Лидерство европейцев очень многое определило и в экономическом, и в политическом облике мира, сложившегося после колониальных захватов.
Уже первые экспедиции португальцев и испанцев принципиально изменили представления европейцев о Земле. В 1504 г., когда Колумб возвращался из своего последнего плавания в «Индию», во Флоренции было опубликовано письмо Америго Веспуччи к Пьетро Медичи, члену семейства правителей этого города. В письме, называвшемся «Mundus Novus» («Новый Свет»), автор утверждал, что земли, открытые Колумбом, — не восточное побережье Индии или Китая, а новый материк.
Так просвещенная Европа узнала о существовании Нового Света, который впервые был нанесен на карту как отдельный материк в 1507 г. Мартином Вальдземюллером, предложившим «называть эту часть света страной Америго, или Америкой».
В 1513 г. конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа пересек Панамский перешеек и первым из европейцев увидел «необъятное море», названное Магелланом Тихим океаном, который в 1520 г. переплыл его от Огненной земли до Филиппин.
Открытия следовали одно за другим, на картах появлялись новые земли, моря, проливы, которым европейские мореплаватели давали свои имена, имена европейских монархов и христианских святых, европейских стран и городов. Были и совсем случайные названия, и названия, происходящие от слов, услышанных от местных жителей.
Европейцы присвоили себе открытые ими территории и разделили мир на сферы экономического и политического господства.
Еще в 1481 г. Папа провел линию размежевания сфер влияния Португалии и Испании поперек Атлантического океана от Африки до Индии (еще не зная о существовании Америки). Новый раздел мира 1493 г., теперь уже по «папскому меридиану», прошел вдоль Атлантического океана, приблизительно по 38° западной долготы. Все земли, лежавшие к востоку от этой линии, даровались в вечное владение португальскому королю, а оказавшиеся западнее — испанскому. Имелись в виду и уже открытые острова или материки, и те, которые будут открыты.
В 1501 г. португальцы начали настоящую охоту за неграми западного побережья Африки, которых ввозили в Америку и продавали там в рабство. С 1510 г. испанцы весьма активно и целенаправленно занимались покорением народов Америки. В XVI в. на невольничьих рынках Бразилии за индейца платили 5 долларов, за негра 75 долларов.
Еще большую прибыль (до 2500%) давала торговля пряностями, а ввоз в Европу золота и серебра (всего к середине XVII в. до 200 тысяч тонн) привел к революции цен на европейском рынке. Золота стало много больше, что обусловило рост цен на многие товары в два-четыре раза и массовое разорение многих производителей.
Зато предприниматели, связанные с заморской торговлей, обогащались. Ввоз драгоценностей из дальних стран способствовал, таким образом, первоначальному накоплению капитала.
Эти процессы позволили расширить объемы промышленного производства и перейти от рассеянной мануфактуры к централизованной. Европа стала центром быстро развивавшегося капитализма — и центром мировой океанической цивилизации.
Фламандский картограф Герард Меркадор приобрел широкую известность своими изображениями мира на картах, выполненных в цилиндрической равноугольной проекции, что решало проблему изображения всей сферической проекции Земли или крупных ее частей на плоских листах бумаги. Самым значительным произведением картографа стал созданный им атлас мира, названный так по изображению Атланта (Атласа) на титульном листе сборника, состоявшего из 18 карт.
В конце XVI в. европейцы еще продолжали верить в существование Южной Земли, которая на карте Меркадора занимает пространство от Южного полюса почти до Южного тропика.

Домашнее задание

1. Некоторые античные философы, а затем и средневековые схоласты выдвигали гипотезу о шарообразности Земли.
Чем отличались их методы познания от использовавшихся учеными эпохи Возрождения?
2. И в античные времена, и в Раннем средневековье многие образованные люди считали Землю плоскостью, окруженной океаном.
Чем отличаются подобные образы Земли, сложившиеся в языческом сознании, от сходных — на первый взгляд — представлений, бытовавших в христианском мире?
3. Монастырские колесные карты и круглые карты-планисферы по форме похожи. В чем состоит различие?
4. Почему расчеты Тосканелли, породившие вывод об относительно небольшом расстоянии от Западной Европы до Китая и Индии, неизбежно были ошибочными?
5. Данте соединил античные и средневековые космогонические и географические представления,
но привнес в них новое видение Земли и Вселенной.
В чем эта новизна?
6. Перечислите предпосылки и причины Великих географических открытий.

А. Экономические предпосылки.
Б. Идеологические предпосылку.
В. Политические предпосылку.
Г. Научные и технические предпосылку.
Д. Причины.

7. К чему стремились европейцы, затевая дальние морские путешествия?
Зачеркните буквы, обозначающие неправильные ответы на этот вопрос.

А. Получить собственные торговые пути со странами Востока в обход мусульманского мира.
Б. Распространить христианство в языческих землях.
В. Расширить знания о мире.
Г. Значительно увеличить ввоз в Европу драгоценных металлов и пряностей.
Д. Найти единоверцев в далеких землях и вновь начать крестовый поход против «неверных».
Е. Найти на противоположной стороне Земного шара Чистилище, описанное Данте в «Божественной комедии».
Ж. Прославить имена мореплавателей и королей, снарядивших морские экспедиции.
З. Подтвердить гипотезу о достижимости Индии по морю, двигаясь в западном направлении.

8. Какие результаты Великих географических открытий стали очевидными в XVII в.?
Зачеркните буквы, обозначающие неправильные ответы на этот вопрос.

А. Возникновение колониальных империй Испании, Португалии, Нидерландов, Англии, Франции.
Б. Уничтожение значительной части коренного населения Центральной и Южной Америки.
В. Начало работорговли.
Г. Рост цен в Европе привел к накоплению капиталов и увеличению промышленного производства.
Д. Естествознание обогатилось новыми фактами, началась революция в науке.
Е. Перемещение торговых путей в Атлантический океан; одновременно упало значение средиземноморской торговли.
Ж. Новые сельскохозяйственные культуры, такие как картофель и кукуруза, избавили Европу от голода.
З. Если заразные болезни (чума, например) раньше приходили с Востока, то теперь их стали привозить с Запада.

TopList