опыт учителя

Светлана ЛЕОНОВА

Каждый пишет, как он дышит...

Старшеклассника трудно удивить. Еще труднее увлечь. Уроки, школа, учеба воспринимаются как тяжкий крест.
Между тем, понятые уроки истории — это не только успех на вступительных экзаменах, но и нередко последняя возможность для молодых людей узнать глубже историю своей страны, вникнуть в проблемы развития России, порассуждать и поспорить о том о сём.
Потом ведь будет студенчество, взрослая жизнь, нешкольные житейские проблемы. Словом, не до учебников.
Старшеклассники — недоверчивы, сказанное учителем они соотносят с собственным опытом. Они не просто отвечают урок , но хотят выразить свой взгляд на прошлое, настоящее и будущее.
Уроки в старших классах — это, прежде всего, диалог — живой, без учительского давления и менторского назидания.
Надо ли говорить, как сложен труд историка-обществоведа в современной школе? Ведь нужны добротные, глубокие знания, а не пустое многословие; и главное — хорошо бы не зарубить интерес к знаниям вообще.
Главные помощники здесь — профессионализм и творчество.
И именно о творчестве на уроках истории и пойдет речь.

Среди многообразия форм и способов проведения уроков истории у каждого учителя есть свои, любимые. Есть и собственные находки и открытия. Для меня такой находкой стали... Письма.
Да, старомодный эпистолярный жанр в наш телефонно-интернетный век неожиданно прижился на моих уроках.
А ученики пишут... Как дышат... Как чувствуют... Как воспринимают давно ушедшие реальности.

Статья опубликована при поддержке компании ООО "Мет С". На вашей территории стоит ненужная металлоконструкция? Скопилось много лома? Тогда обратитесь в "Мет С". Компания специализируется на вывозе цветного металла и чермета, а также демонтаже металлоконструкций и с последующим вывозом. Посетите официальный сайт компании http://metalloloms.ru и ознакомьтесь с их услугами.

Старшеклассники —
бесконечные спорщики,
уже не принимающие на веру
сказанное учителем,
лелеющие свой собственный опыт,
желающие быть услышанными
и имеющие особенный взгляд
на всё происходящее.

Первым опытом стала «Докладная записка на имя Его Императорского Величества Николая II о положении дел в Российской империи». В XI классе этим завершился итоговый урок на тему «Россия на рубеже XIX—ХХ вв.».
В записке надо было не только описать состояние страны к началу ХХ в., но и суметь изложить свой собственный взгляд на ситуацию в России.
Каждому автору записок можно было выбрать определенную социальную позицию, высказаться от имени какой-либо социальной группы или слоя (дворяне, предприниматели, рабочие, студенты и пр.).
В послании на имя императора необходимо было предложить пути решения сложных исторических проблем, с которыми столкнулась страна на рубеже веков. Выбор методов, средств для решения непростых задач и политическая окраска письма оставались за авторами записок — сообразно их убеждениям и взглядам.
Выполнение всех этих условий — дело непростое и потому интересное.

Чтобы справиться с этим заданием, нужны не только знания о данном периоде российской истории, но и особое погружение в эпоху. Неплохо бы почувствовать дух того времени, примерить на себя исторические одежды, суметь нарисовать поведенческий эскиз исторического персонажа, от имени которого пишется письмо.
Был и еще один тайный умысел в этой затее — приобщить молодых людей к уходящей красивой традиции письмописания. В наш чудесный век мы почти уже перестали писать письма родным и друзьям.

Старшеклассников увлекла эта игра. Письма были длинные, подробные. Императору писали анархисты, монархисты, гимназисты, генералы, просто домохозяйки.
И — целые страницы с предложениями об обустройстве России.
Авторы пытались соблюсти стиль. Потом многие мне признавались, что перелистали не только учебник и исторические книжки, что им пришлось заглянуть в романы и повести, перечитать русских классиков.

Не удержусь и процитирую отдельные строки из школьных посланий Николаю II. Одно длинное письмо начинается словами: «Умоляю, прочтите до конца мое письмо! Речь в нем пойдет о самом дорогом — судьбе России».
В другом, написанном от лица гимназистки Морозовской частной гимназии поднимается вопрос о том, что «необходимо образование и юношам, и девушкам давать одинаковое. Поверьте, — пишет автор царю, — девушки ничем не хуже молодых людей и способны решать серьезные проблемы».
Авторы записок, стараясь соблюдать слог той эпохи, даже пытались придать посланиям верноподданнический характер.
Вместе с тем, без лишних церемоний советовали императору побольше проявлять характер, обратить больше внимания на развитие Дальнего Востока, окружить себя умными министрами и дать стране конституцию...
Были записки, где авторы обращались к царю не от вымышленного лица, а от самих себя — тех, кто живет сегодня, в ХХI в.
В нескольких записках даже были предприняты попытки (и не без успеха) сравнить положение современной России и России той — начала прошлого века.

А ученики пишут...
Как дышат...
Как чувствуют...
Как воспринимают
давно ушедшие реальности.

На уроках в X классе апробация эпистолярной идеи продолжилась. Был итоговый урок, посвященный реформам Петра Великого. Мы говорили о значении и последствиях петровской модернизации для страны и не смогли обойти проблему незаурядной личности царя.
Кем его считать? Гением или злодеем? Реформатором или тираном?
Времени на уроке не хватило. Свое отношение к деяниям императора пожелали высказать многие. Тогда и было предложено ученикам написать письмо Петру, поблагодарить или покритиковать за сделанное, порассуждать о судьбе страны.
Посыпались вопросы — а это значит, что задело и идея понравилась. Правда, были и те, кто не принял игры, ограничился сухим обобщением в тетради. Таких оказалось всего три человека.
Остальные написали письма. Их приносили в конвертах и свернутыми в свитки (был даже обгоревший по краям), написанные чернилами и отпечатанные на принтере, были короткие («Спасибо, тебе Петр, за всё!») и пространные, на шести страницах («Хочу рассказать тебе, царь, о нашем житье...»).
Неожиданной проблемой стала форма обращения в письме к царю: «Право, не знаю, как к Вам обратиться. Мне говорили, что Вы не любите, когда Вас называют торжественно и высокопарно. Не сочтите за дерзость, но в этом письмеце буду называть Вас просто Петром Алексеевичем».
Однако называли самодержца и величеством, и высочеством, и даже высокоблагородием.
Правда, доклад о званиях и титулах, сделанный уже на следующем уроке всё расставил на свои места.
Были письма, которые начинались и так: «Я не буду представляться, мое имя Вам ничего не скажет. А вот Ваше, наоборот, сегодня знает любой школьник».
Петру писали солдаты и генералы, недоросли и даже иностранцы. Безымянных писем не было, послания царю приходили от «раба его навеки Михайла, Викторова сына», от «почитательницы, скромной гимназистки из ХХI века», от «гражданина России», а также от «его старой знакомой mademoiselle K.» и от «Mr. Clapeton».
Конечно, обращаясь к Петру, вспоминали об огромных переменах в стране: «Петр — Вы величайший реформатор!»; «По сей день помнят потомки Ваши деяния!» И — «Спасибо Вам, Петр, за новую Россию!»
Не во всех посланиях венценосной особе лишь расточались благодарности. Были и дерзкие письма царю, с серьезными претензиями, с критикой его деятельности. Через века российскому императору задавали вопросы: почему тот не щадил людей; почему он не выбрал более гуманные средства для реформ — неужели боялся, что не хватит времени; может, царь бунтов боялся?
В другом письме читаем просто какие-то упреки: «Что же ты, Петр, сделал с Россией?»
Настоящим открытием стало для меня желание моих старшеклассников рассказать императору о проблемах современной России. Это, собственно, и не задумывалось сценарием.
Но в письмах я находила: «Проблемы томят меня. Жалко Россию-матушку... Вернись, государь! Знаю, что зол будешь, спросишь, как сие допущено было. Нашей крупной державе так тебя не хватает. Надеюсь, достойных людей выберешь себе в подмогу, армию снова сделаешь сильной... Все тебе повиноваться будем!» Сознаюсь, заставило призадуматься меня это послание. Нечто подобное я прочла и еще в одном обращении к царю: «Будет ли когда-нибудь Ваше второе пришествие

Творчество увлекло старшеклассников. Эта игра в исторические письма не просто закрепила исторический материал, а позволила побывать во временах 300-летней давности, почувствовать дыхание той эпохи, соразмерить события прошлого с днем сегодняшним.

В конце года я обычно спрашиваю у старшеклассников об их впечатлениях от уроков истории. Многие вспомнили о письмах, некоторые признались, что писали всей семьей, кому-то бабушка подсказывала. Я радовалась: получается — всё-таки есть пока о чем спросить молодым у наших бабушек!
А еще я узнала, что были среди моих учеников и те, для кого «Письмо Петру» было первым в их жизни письмом. И это было моей маленькой победой над всемогущим Интернетом!

Исторические письма, пожалуй, могут писать не только старшеклассники. В средней школе в качестве итогового урока можно предложить написать, например, «Письмо жителя Московии XVI в.» (или любого другого века, на иной территории).
Главные условия: знание важнейших событий данного периода и использование по возможности, соответствующей лексики, исторических терминов.
В моем домашнем архиве хранятся «Письмо московского купца», «Письмо жителя Новгорода ХV  в.».
Знания, окрашенные эмоциями и скрепленные творчеством, намного долговечнее.

И еще о знаниях. Сегодня появилось даже что-то вроде моды на знания. Телевидение приучает общественное мнение к мысли о том, что знание — деньги. В интеллектуальных шоу на телевидении сегодня нет недостатка. Малые и большие издания соревнуются в тиражах разного рода кроссвордов и сканвордов. Появились целые журналы и газеты кроссвордов. Их отгадывают все и повсюду.
Кроссвордомания! И что ж в том плохого?
В век информации нужно уметь этой информацией пользоваться и извлекать из нее пользу.
Но есть и своя опасность. Кроссвордное сознание приучает информацию (знания) копить, собирать, не утруждая себя анализом и осмыслением.
И школа, и вузы полюбили тесты. Тестирование стало тотальным. Историки не отстают. Но не тестом, как говорится, единым...
История, обществознание, культурология и другие гуманитарные предметы — это, прежде всего, понимание.
Всех знаний, накопленных человечеством, не в состоянии удержать ни одна самая умная головка. Важно знать, где взять информацию, а еще важнее — что с ней делать и как ею воспользоваться.

TopList