методика

Николай МЕДНИКОВ*

Подготовка домашнего задания по истории России

Статья опубликована при поддержке магазина зимней одежды «Пехора.ру». Хотите приобрести теплую меховую женскую одежду? Тогда посетите сайт магазина «Пехора.ру». Пихора женская, дубленки, куртки с меховой подкладкой и многое другое, вы легко сможете приобрести это в магазине «Пехора.ру». Посетите официальный сайт магазина http://pehora.ru и ознакомьтесь с его ассортиментом.

Домашнее задание — одна из возможных форм обучения, вид самостоятельной работы, которая является элементом непрерывного учебного процесса. Осуществляя такую деятельность, ученик подчас сталкивается с недостатком времени, попадает в цейтнот. Однако находится быстрый выход из этого положения — дети начинают уделять больше времени так называемым «трудным предметам» (математика, физика, иностранный язык), а «легкие предметы» (история, география) оставляют на потом. Это приводит к поверхностному изучению некоторых дисциплин гуманитарного цикла.

Учитель может предложить детям некоторые методики подготовки домашнего задания — и ребята значительно сократят время, необходимое для подготовки к уроку истории. Всё это произойдет без ущерба для понимания исторического процесса в целом.
Подготовка домашнего задания по истории России — это самостоятельная работа, которая выполняется два-три раза в неделю, в течение нескольких лет.
Со временем она становится рутинным и малоинтересным занятием, от которого хочется поскорее избавиться. Однако любой ученик в состоянии разнообразить и сделать более увлекательной и интересной эту работу, а следовательно, сократить время на ее выполнение. Всё это возможно, если подходить к домашнему заданию творчески.
Следует нацеливать детей не только на запоминание исторических фактов, но и на анализ их, сопоставление. Ученики наши должны охватывать взглядом весь исторический процесс.
Подготовка домашнего задания по истории России — это самостоятельная систематическая работа с учебной литературой, работа, в результате которой необходимо запомнить огромное количество фактического материала.
Труд колоссальный. Для облегчения этого труда следует воспользоваться уже известными методиками или создать такую систему подготовки домашнего задания, которая устроила бы большинство учащихся в классе. Применяя удобную школьникам систему усвоения знаний, можно достичь высокого КПД, если говорить языком физики.

Позволю себе предложить несколько методов подготовки домашнего задания. Поэтапное их освоение, движение от простой методики к развернутой открывает широкие перспективы для творчества, привносит в процесс изучения отечественной истории элементы самопознания, узнавания и признавания своих возможностей, своего мироощущения; а в целом будит интерес к предмету, устраняет монотонность и однообразие при выполнении домашнего задания, побуждает к творчеству.
Все эти методики в принципе известны. Наша задача — их систематизировать и найти наиболее удобную для конкретного класса, группы, ученика. Впоследствии можно двигаться дальше, используя другие методики, чтобы помочь создать детям собственную систему самостоятельной подготовки к уроку истории.
Первый метод: чтение, пересказ заданного материала, ответ на предложенные вопросы.
Второй метод: чтение, составление собственного плана пересказа текста, пересказ.
Третий метод: чтение, составление хронологической таблицы, пересказ.
Четвертый метод: чтение, выстраивание ответа с использованием модуля.
Пятый метод: создание композиции ответа с использованием предшествующих методов или их элементов.

По своему усмотрению учитель выбирает один из этих методов и рекомендует использовать его при подготовке домашнего задания. Если он перестает устраивать учителя или детей, можно перейти к другому, более эффективному.
Давайте рассмотрим эти методики внимательнее.

Первый метод

На взгляд дилетанта он самый несложный. Следуя ему, нужно прочитать два-три раза содержание параграфа, а потом пересказать его. Далее следует найти в тексте ответы на предложенные вопросы.
Данный метод полезен на начальном этапе изучения истории. Он способствует развитию памяти, вырабатывает и формирует навыки правильной монологической речи. Однако этот метод времеёмок и на определенном этапе становится малоэффективным. Если учитель видит, что этот метод дает небольшую отдачу, следует переходить к одному из следующих вариантов подготовки домашнего задания. Это можно делать уже в VI или VII классе. Можно применять оба эти метода.

Второй метод

Этот метод предусматривает изучение и изложение фактического материала по собственному плану. Например, в теме урока значится: «Экономическое развитие России в первой половине XVI в.». Весь изложенный в параграфе материал разбит на четыре главы:
Рост территорий.
Развитие сельского хозяйства.
Рост городов.
Торговля.

Как показала практика, ученикам удобнее изучать и пересказывать содержание параграфа, придерживаясь собственного плана:
Развитие сельского хозяйства.
Развитие ремесла.
Развитие торговли.

Этот план дает возможность построения ответа в соответствии с логикой экономического развития России того времени. Развитие сельского хозяйства стало основой экономического подъема и повлекло за собой развитие и увеличение ремесленного производства (потребовались новые орудия труда, предметы быта и т.д.).
Торговля, являясь посредником между сельскохозяйственным и ремесленным производством, также переживает подъем, что, в конечном счете, и приводит к росту городов, население которых в основном занято ремеслом и торговлей.
Готовясь к уроку истории по такому плану, дети значительно проще усваивают учебный материал. Этот план ответа можно использовать и при изучении ряда других тем из истории экономического развития России в VI и VII классах.

Третий метод

Подготовка домашнего задания в данном случае предполагает изучение и изложение учебного материала в хронологической последовательности. Использование этого метода дает наибольший эффект в случае изучения объемной и сложной темы, насыщенной историческими событиями и фактами, например: «Смутное время. Начало XVII века».
Выстраивая весь учебный материал в хронологической последовательности, можно создать систему запоминания исторических событий, что послужит опорой для дальнейшего монологического повествования.

А. Форма летописи

1601 г. Правление Бориса Годунова. Неурожайный год в России.
1602 г. Неурожайный год. Голод в России.
1603 г. Неурожайный год. Голод. Восстание холопов.
1604 г. Появление на западных рубежах России самозванца Лжедмитрия I. Начало гражданской войны в России.
1605 г. Смерть Бориса Годунова. Венчание Лжедмитрия I на царство в России.
1606 г. Восстание в Москве. Убийство Лжедмитрия I. Венчание Василия Шуйского на царство. Восстание Болотникова.
1607 г. Появление нового самозванца — Лжедмитрия II. Новый виток гражданской войны в России.
1608 г. Начало Тушинского сидения Лжедмитрия II. Осада Троице-Сергиева монастыря поляками.
1609 г. Шведско-польская интервенция в России. Осада Смоленска поляками.
1610 г. Убийство Лжедмитрия II. Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина.
1611 г. Первое ополчение. Борьба с польской интервенцией.
1612 г. Второе ополчение, под предводительством К.Минина и Д.Пожарского. Освобождение Москвы от интервентов.
1613 г. Земский собор. Венчание Михаила Романова на царство.

Б. Форма хронологической таблицы, основанной на ассоциациях

1598 г. Начало правления Бориса Годунова.
1605 г. Начало правления Лжедмитрия I.
1606 г. Начало правления Василия Шуйского, восстание Болотникова.
1611 г. 1-е ополчение.
1612 г. 2-е ополчение.
1613 г. Начало правления Михаила Романова.
1617 г. Мирный договор со Швецией.
1618 г. Перемирие с Речью Посполитой.

Всё это можно запомнить, используя школьную систему оценок от «1» до «5».

Изучая курс истории России, следует обратить внимание детей на некоторые интересные соответсвия.

1380 г. Куликовская битва, разгром войска Мамая.
1480 г. Противостояние на реке Угре, окончание так называемого монгольского ига.
1612 г. Изгнание поляков из Москвы.
1812 г. Изгнание французов из Москвы.
1907 г. Конец первой русской революции.
1917 г. Начало Февральской революции в России.
1917 г. Начало Октябрьского переворота.
1927 г. Конец новой экономической политики в СССР.
1937 г. Начало массовых репрессий в СССР.

Используя определенные совпадения, исторические закономерности, можно учить детей создавать свою систему ассоциаций или хронологические таблицы, следуя которым легко запомнить исторические факты и потом на их базе создать целостный рассказ о каком-либо периоде отечественной истории.

Четвертый метод

Представляет собой систему использования модулей. Он очень эффективен при изучении сложных, богатых событиями исторических периодов. При изучении истории экономической, общественно-политической и культурной жизни России модули подчас становятся незаменимыми.

Модуль «Революции»

1. Наличие революционной ситуации (предпосылки).
2. Повод.
3. Цели.
4. Движущие силы.
5. Характер.
6. Этапы, ход событий.
7. Итоги.
8. Историческое значение.

Так можно с успехом изучать историю революционного движения в России в ХХ в. При изучении народных движений под предводительством Болотникова, Разина, Пугачева, Булавина детям окажет помощь модуль «Народное восстание».

Модуль «Народное восстание»

1. Причины (предпосылки).
2. Повод.
3. Цели.
4. Социальный состав.
5. Характер.
6. Ход событий, этапы.
7. Результат.
8. Историческое значение.

Модуль «Реформы»

1. Предпосылки.
2. Типы.
3. Цели.
4. Характер.
5. Методы.
6. Этапы.
7. Результаты, итоги.
8. Историческое значение.

Можно составить тезисы и подготовить ответ на вопрос о преобразованиях Ивана IV, Петра I, Александра II.

Модуль «Культура»

1. Духовная жизнь общества (религия, философия, идеология).
2. Искусство (архитектура, изобразительное искусство, скульптура, музыка, театр, кино и прочее).
3. Образование (начальное, среднее, высшее).
4. Наука и техника (открытия, изобретения).
5. Литература (религиозная, светская; поэзия, проза).
6. Народное творчество (музыка, танцы, песни, устное творчество).
7. Быт (обычаи, традиции, обряды).

Такой модуль, надо надеяться, даст детям возможность составить представление о культурной жизни в России в различные эпохи.

Рассмотрим тему «Экономическое развитие России в XVII веке».
Работая с учебником и используя модуль «Экономическое развитие», составим тезисы возможного ответа.

Модуль «Экономическое развитие»

Аграрное производство

Земледелие. Расширение пахотных земель, распространение земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Увеличение урожайности зерновых (сам-10).
Животноводство. Выведение молочных пород скота: холмогорская, ярославка. Коневодство в ногайских степях и Калмыкии, разведение романовской породы овец в Поволжье.
Садоводство. Разведение «капустных огородцев».
Агротехника. Трехпольный севооборот с применением навозных удобрений при сохранении на окраинах переложной системы.
Орудия труда. Применение сохи различной модификации: трехзубая соха, соха-косуля. Использование железных сошников, бороны с железными зубьями.
Ремесленное производство. Рост ремесленного производства на заказ и на рынок.
Формирование товарного ремесленного производства. Выделение районов ремесленной специализации: Тула, Серпухов — добыча и обработка железной руды; Ярославль, Казань — кожевенное производство; Кострома — мыловарение; Иваново — производство ткани.
Мануфактурное производство. Строительство металлургической мануфактуры А.Виниуса под Тулой в 1630-х гг.
Печатный и Монетный дворы в Москве.
Ницынский завод на Урале.
Судостроительные верфи в Воронеже.

Торговля.
Внутренняя торговля. Начало формирования единого всероссийского рынка. Появления ярмарок: Макарьевской, Ирбитской, Нежинской и др.
Внешняя торговля. Торговля с Западной Европой через Архангельск и с Востоком через Астрахань.
Строительство Немецкой слободы в Москве.
1667 г: введение пошлин для иностранных купцов.

Опираясь на модуль и тезисы к нему, ученик, даже слабый, в состоянии подготовить развернутый и грамотный ответ.

Пятый метод

Представляет собой композицию, составленную по следующему плану (следует применять в старших классах или рекомендовать особо одаренным детям).
1. Предпосылки исторических событий или явлений.
2. Основное содержание этих событий и явлений.
3. Значение и влияние упомянутых событий и явлений на последующее развитие страны.
Первый пункт плана, освещающий предпосылки исторического события или явления, составляется при использовании первого или второго метода подготовки.
Второй пункт плана раскрывает основное содержание исторического события, его можно строить, объединяя второй и четвертый методы подготовки.
Третий пункт плана показывает историческое значение событий, их влияние на последующее развитие российского общества и составляется на базе первого или второго метода — к чему хотелось бы добавить самостоятельный анализ эпохи.
Например. Тема «Экономическое развитие России в начале XVI века».
Излагается выученный и усвоенный материал, дается характеристика экономического развития России к началу XVI века.
На основе собственноручно учеником составленного плана раскрываются проблемы:
а) развитие сельского хозяйства;
б) развитие ремесла;
в) развитие торговли.
Дети составляют тезисы ответа на базе модуля «Экономическое развитие», соединяя, таким образом, второй и четвертый методы подготовки.
На базе усвоенного материала делаются выводы, обобщения и дается оценка экономического положения России в начале XVI века.
Структуру ответа можно менять, а методы подготовки комбинировать.

Еще пример: тема «Революция 1905—1907 гг.».
Введение — без изменений.
Далее — использование модуля «Революция».
Пункт «Этапы революции» можно заменить хронологической таблицей по третьему методу: 1905 год — «Кровавое воскресенье и последующие события».
1906 год — спад революционного движения.
1907 год — поражение революции.
Заключение — без изменений в методическом исполнении.

Хотелось бы сказать, что универсальный, но малоэффективный, первый и частично второй метод подготовки домашнего задания подходит к изучению любой исторической темы. Он гарантирует репродуктивный уровень усвоения учебного материала.
Другими словами, при значительных затратах времени ребенок может запомнить и воспроизвести основные исторические события, однако эти знания не систематизированы, непрочны и постепенно стираются из памяти.
Третий и четвертый методы подготовки лучше использовать при изучении сложных, проблемных исторических периодов. Эти методы избирательные, но эффективные. Они гарантируют конструктивный уровень усвоения нового материала. Знания сохраняются надолго и легко восстанавливаются в памяти — благодаря выработанной системе ассоциаций и выделения характерных закономерностей исторического процесса.
Пятый метод подготовки выведет детей на творческий уровень усвоения знаний. Использование его предполагает совершенное овладение предыдущими методами подготовки и выход на новый качественный уровень познания, дающий возможность охватить мысленным взором весь ход исторического процесса, оценить его и сделать выводы, создать собственную периодизацию, открыть для себя закономерности развития человеческого общества.
Этот метод гарантирует твердые знания, устоявшиеся взгляды на ход истории в целом. Он дает не только понимание исторического процесса, но и возможность прогнозирования будущих событий и определения тенденций развития в экономической, общественно-политической и культурной жизни российского общества.
Для чего, собственно, и необходимо изучение исторических дисциплин в школе.
Постепенно узкий коридор познания исторической действительности, ограниченной стенами чужого, пусть и интересного истолкования событий, приведет в распахнутый, огромный и яркий мир, полный собственных мыслей, оценок, сравнений, ассоциаций по любому историческому вопросу, явлению или факту.


*Николай Иванович Медников — учитель московской школы № 128.
Автор статьи выражает глубокую благодарность Андрею Байдаку, ученику 10 «Б» класса школы № 128 ЦАО за оказанную помощь при подготовке этой статьи.

TopList