разноцветные дни календаря

Аксинья ХИТРОМИНА

Дороги, которые мы выбираем

При развале СССР бывшие союзные республики обрели возможность строить собственную государственность.
Каждая из них создала и свою систему государственных праздников. Эти системы отличаются друг от друга, как будут отличаться учебники истории этих стран.
Список государственных праздников — это краткий курс ценностей и приоритетов нации. Из этих курсов-экскурсов видно, чем она, нация, себя представляет и какие вехи в своей истории считает основополагающими. Видны не только ее, нации, прошлое и настоящее,
но и ее будущее.

Свобода быть разными

Как только Великая Русь рассплотила обратно нерушимый союз свободных республик, на так называемом постсоветском пространстве образовались так называемые независимые государства по числу братских советских республик, — чтобы затем, с разной скоростью, действительно оформиться отдельными странами.
Оглядевшись на своей независимой жилплощади, соседи обнаружили себя, среди прочего, дружно отмечающими 7 ноября, чего до своего пребывания в составе СССР никогда не делали. Причем по разным причинам.
Когда-нибудь историки с большим аппетитом будут изучать жизнь огромной бюрократической империи, планомерно стригшей под одну гребенку Эстонию и Киргизию.

Праздничный календарь как символ веры

Праздники — квинтэссенция политики. Это очень важный способ самовыражения государства. Скажи мне, что ты празднуешь, и я примерно догадаюсь, кто ты. Это способ превращения населения в граждан.
Cоветская империя, как и любая другая, держалась силой. Став независимым, каждое государство определяло свое отношение к прошлому и решало, какую часть этого отношения и какую часть советской истории оно хочет пронести в свое отдельное будущее.
Праздничный календарь той или иной бывшей советской республики зависит от истории ее взаимоотношений с Россией и СССР. Он также указывает, куда и как ей хотелось бы двигаться на пути независимости — каким государством она намеревается стать.
Вырезать из календаря тот или иной праздник — это вычеркнуть огромный исторический пласт. Ввести новый праздник — вычленить из истории новые реперные точки, взять события из прошлого и вывести их в вечность, придав им статус вневременных ценностей, создать новый каркас для формирования психологии нации.

Советские праздники в бывшем СССР

В постсоветских государствах (история собственной государственности многих из них насчитывала века и тысячелетия) часть праздников совсем советских оставлена: они или не вызывали (при минимальной адаптации) идеологического протеста, или же власти предпочли стабильность, посчитав отсутствие стресса при отмене привычного народу выходного большим благом, чем следование политической конъюнктуре.
Или сама политическая конъюнктура момента была такова — например, с Россией ссориться не хотелось. Ведь перестройка перестройкой, а в конце 1980-х гг. и в самом начале 1990-х гг. московская, казалось бы, либеральная, пресса аккуратно отмечала все акты вандализма по отношению к памятникам Ленину.
При этом нет никакой связи между территориальной близостью той или иной страны к России и количеством оставленных советских праздников. Близость грозного и непредсказуемого соседа не приводит к оставлению большего числа праздников в календаре. Не зависит это также от времени оформления территории как союзной республики, зато напрямую определяется банальной общностью исторических корней (Россия—Украина—Белоруссия) и степенью развития национального самосознания, а также наличием собственной государственной истории в момент ее приостановки, подмораживания — включения в СССР.
По степени расчистки календаря лидируют Латвия, Литва, Эстония, Грузия и Армения.
Что до мусульманских стран (Средняя Азия, Азербайджан), то здесь не-отказ от советских праздников вызван как раз не самой мусульманской идеологией, а полным отсутствием государственности или даже несформировавшимся национальным единством, а еще тяготением к авторитарности власти.
Советские праздники в календаре — возможность оценить соотношение свободы и порядка в том или ином государстве.
Старые праздники: победоносное шествие советской власти
Седьмое ноября отмечается только в трех странах из пятнадцати, и это, конечно же, три братские славянские республики (вот и пеняйте после этого на жидомасонов).
Больше половины стран отказались праздновать Первое мая.
На Украине, в Белоруси и Молдове это, скажем, выходной; а вот в Киргизстане и Таджикистане (там, правда, рабочий день) 1 мая — день всё той же международной солидарности всё тех же трудящихся.
А вот европейски ориентированные Латвия и Эстония празднуют традиционный для Европы весенний праздник, имеющий очень древние дохристианские земледельческие корни.
Казахстан отмечает 1 мая как День единства народа Казахстана, а никакой не солидарности трудящихся.
Старый выходной наполнился новым содержанием благодаря гибкости властей, успешно разливающих новое вино в старые советские мехи, не меняя трудового ритма населения. Поводы для торжества похожи: солидарность сменена единством, а пролетарии всех стран — собственным народом. Виртуозно закрыта возможность возражений и демонстраций протеста: кто же будет протестовать против единства?
Интересно получилось с Девятым мая. Праздник этот особый, вызывающий в памяти исторически недавние огромные человеческие потери и страдания, а также делящий людей и страны на наших и ненаших, и отмена его в любом постсоветском государстве воспринимается в той же России (преемнице СССР) как отвержение памяти о людях, погибших за нашу и вашу свободу, где вашу оказывается обращенным к обретшей независимость бывшей республике.
Реакция на разрушение памятника героям Отечественной войны всегда резче, чем на осквернение памятника Ленину.
Никак не отмечен этот день в календаре Литвы, Эстонии и Грузии. В Молдове вместе с Днем Победы отмечается память всех борцов за независимость, в Армении фактически вместо Победы 1945-го года отмечается годовщина взятия Шуши.
В рабочий день 8 мая Латвия чтит память всех жертв Второй мировой войны, и это логично, поскольку там было признание права на память и о воевавших против СССР.
Новый год, естественно, отмечается всеми, благо не имеет к Советскому Союзу ни малейшего отношения.
Мусульманские республики отмечают также 21 или 22 марта — Новый год по солнечному мусульманскому календарю — навруз.
Женский день 8 марта, как бы его теперь ни называли, единодушно игнорируется в бывшей советской Европе — в Прибалтийских государствах. Нет его также в христианских Армении и Грузии. Он оставлен во всех странах мусульманской ориентации, — где положение женщины, мягко говоря, сильно отличается от положения мужчины, — и с возрождением государственной роли ислама только стало еще более незначительным.
Россия, Украина, Белоруссия оставили в своем календаре чествование этого верного и прекрасного друга человека.
Очень изящно ситуация с праздником женщины разрешена в Армении — в Благовещенье, 7 апреля, отмечается одновременно День матери и красоты, что дает празднику совершенно иную идеологическую базу.

Новые праздники

Нововведенные государственные и национальные праздники бывших союзных республик можно разделить на три типа, отражающих три разные стороны подавления свобод в СССР:
1) праздники новой государственности (независимости, конституции, восстановления независимости, возрождения республики и т.д.);
2) фольклорно-традиционные (от Лиго в Латвии до Мехр-Гон в Таджикистане; к этой же группе отнесем молдавский праздник Лимба Ноастре — праздник молдавского языка);
3) праздники религиозные.

Опиум для народа

Ни одна страна не сохранила приверженности государственному атеизму. В календарях разных стран расцвечены Рождество и Благовещенье, Курбан-байрам и Рамазан, Пасха, Радуница, и Пятидесятница.
Симпатичная практика, негласно применявшаяся и до, узаконена сегодня в Молдове: каждый человек имеет право на дополнительный выходной день в престольный праздник той церкви, на территории прихода которой он родился — вопрос решается по месту работы по предоставлении документа, удостоверяющего место рождения.
Когда-то популярным идеологически-пропагандистским изделием была карта СССР, где на местах союзных республик были нарисованы типажи той или иной национальности, олицетворявшие братские народы нашей страны. Какие же лица смотрят из карты сегодня?

Россия:
модель беспамятства

Судя по праздничному календарю, Россия действительно выступает правопреемницей СССР, — и совершенно не в состоянии от него как-то дистанцироваться.
Все советские праздники сохраняют достойное место в календарике с двуглавым орлом на обороте. Назвать годовщину Великой Октябрьской социалистической революции (с дивной официальной аббревиатурой ВОСР, массово наслаждаться забавным звучанием которой мешал лишь дикий страх, разлитый в обществе) Днем согласия и примирения совершенно равнозначно отказу объявить коммунистов вне закона, — что, впрочем, справедливо: ведь это наши соседи, родственники, а может, даже начальники; и нам некого обзывать захватчиками и не от кого отделяться — а только соглашаться и примиряться друг с дружкой.
К счастью, в Германии 1945 г. такого гуманного жеста не последовало, и страна провела обеззараживание достаточно успешно.
В России же теперь сложились согласные и примиренные правила игры, коммунисты послушно изображают страшного рычащего зверя, а власти — отважного дрессировщика в клетке.
После представления, когда разойдутся зрители, все мирно ужинают чем Бог послал.
Что касается праздников, то пресловутые согласие и примирение могут появиться только в результате полной амнезии всей нации — забвения, в том числе, истинной природы государственных торжеств. Как будто ничего особенного не произошло. Хотя обычно беспамятство считается чертой неприятной и вредной, ведущей к безысходному повторению пройденного.

Грузия:
модель христианской страны

Чисто христианской страной мыслит себя Грузия — кроме Нового года, Дня независимости и Мцхетобы (праздника города Мцхета) в календаре ее целых пять православных праздников: Рождество, Крещение, День Святого Георгия Георгоба, Пасха с выходным понедельником и Успение.
Отличает этот календарь и полное отсутствие сведйния счетов с советским периодом ее истории: точно его и не было. Может быть, сыграла роль добровольность (по принципу наименьшего зла) присоединения Грузии к Российской империи в позапрошлом веке.

Эстония:
ни шагу назад

Эстонский календарь — чистая модель соединения кусочков прерванной нити истории: ни одного узнаваемо-советского праздника. Отмечаются День независимости (имеется в виду 1918 год), и День победы — в честь сражений 1920 г.
День Восстановления независимости — узелок на этой прерванной нити. В промежутке не было ничего: ни одного отголоска пребывания в советском подданстве не осталось в календаре памятных дат. Остальные пять праздников — протестантские, восстанавливающие историческую связь с Северной Европой.

Никто не забыт, никому не забыто

В Казахстане чтится память борцов с советской властью — День независимости республики поддерживает память о героях восстания 1986 г.
В Киргизии помнят о трагических страницах взаимоотношений с соседней, столь долго доминировавшей Россией: есть День памяти жертв кровопролитной битвы 1881 г. с русскими войсками под предводительством национального героя соседней страны — генерала Скобелева.
Новые праздники и памятные даты Латвии отличаются, во-первых, вниманием к национальному своеобразию именно латвийской культуры: Лиго, Иоаннов день, День зимнего солнцестояния, Лачплесис (тем не менее, рабочий день).
Ну и, во-вторых, это всё-таки модель построения будущего на базе четко закрепленной и пристрастной памяти о прошлом.
Пусть без предоставления выходного, республика, как никакая другая, сделала сохранение памяти о советском режиме частью государственной политики: она имеет Дни памяти жертв Второй мировой, жертв коммунистического террора, жертв еврейского геноцида.
В Латвии сложилась система праздников-возражений. Так вот взаимоотношения ее с СССР и продолжаются. Вместе с тем в календаре отрицается факт многонациональности населения: никакие праздники иных народов, кроме латвийского, в него не вошли.

Беларусь и Кыргызстан:
братская семья народов

В том, что это может быть и иначе, убеждает взгляд на праздничные даты в Беларуси: сохранив максимум советских праздников, она отмечает аж две Пасхи, католическую и православную, — с предоставлением дополнительных выходных; и, соответственно, два Рождества. Мирное попустительство советским торжествам сочетается с государственно-праздничной веротерпимостью.
А в киргизском варианте гулять можно и на Первое мая, и на православное Рождество, и в Норуз, и в великие мусульманские праздники по лунному календарю.

Украина и Туркменистан:
братская семья трудящихся

В СССР было много малых праздников, в первую очередь отраслевых, когда, не прерывая доблестного труда, представители разных профессий могли посмаковать свою профессиональную историю.
В странах бывшего СССР системы таких малых праздников или уже сложились, или складываются сейчас.
Россия, как всегда, правопреемница.
Типичная ситуация складывается на Украине — за понятными исключениями вроде дня оленевода.
В Туркмении по воскресеньям отмечаются дни туркменского скакуна, туркменской дыни, туркменского ковра, туркменского бахши-сказителя.
Кстати, семья туркменских трудящихся самая сплоченная: празднование Дня государственного флага совпадает здесь с Днем рождения Президента (обязательно с большой буквы) страны.

Литва:
триумф государственности

Ограничив религиозные праздники обязательными католическими Пасхой и Рождеством (по два выходных дня) и отказавшись абсолютно ото всех дат новейшей истории, создатели литовского праздничного календаря увидели в нем возможность выразить триумф державности.
Здесь есть и День возрождения государства, и День восстановления его независимости, и просто День государства (годовщина коронации короля Миндаугаса).
Даже к Новому году прицеплен День государственного флага.

Азербайджан:
мы мирные люди

Другая страна, где под Новый год отмечается еще один праздник, — Азербайджан.
Показательно, что это День солидарности всех азербайджанцев мира. Целых шесть праздников посвящено в этой стране возвеличиванию государства и национальной идее, — что отличает азербайджанский календарь от литовского.
Удивительно, что внимание к собственной независимой и националистической государственности не исключает здесь почтения к датам (а следовательно, и к реалиям, и к идеологии) советским: День Шехидов (жертв и героев религиозных войн) мирно уживается со Днем Победы (9 мая); нашлось место и другим советским праздникам.
Многое из советской идеологии и практики управления будет там сохраняться и развиваться. Получается, что в Азербайджане целых три праздника, посвященных войнам и войскам: это единственная страна, которой понадобился собственный праздник вооруженных сил (9 октября).
Для сравнения: некоторые страны вообще обходятся одним-двумя светскими государственными праздниками, больше доверяя роли религии в формировании нации, чем роли оружия, — или сохраняют праздники советские.
Зато в Азербайджане рекордное количество официальных выходных — праздники советские, религиозные, государственные (мирные и военные).
А меньше всего их в Латвии и Армении.

История со счастливым концом

Картина постсоветских праздников хороша именно своей пестротой: 70-летнего единообразия оказалось недостаточно для смешения всех цветов в серый. Мы (в первую очередь это сложно россиянам, в сознании которых наиболее сильны рецидивы имперского сознания) понемногу привыкаем поздравлять друг друга.
Тем же россиянам, сделавшим ставку на беспамятство и на некоторое показное умиротворение, полезно знать, что есть день памяти жертв коммунистического террора, и есть курбан-байрам. Вообще — знать, где начинается нос соседа, — только тогда и можно свободно помахать руками. В таком случае это становится простым жестом приветствия.

TopList