разноцветные дни календаря

Ксения КОРОЛЕВА

Что такое праздник

Нет дела важнее праздника.
Праздники и церемонии структурируют жизнь человека.. Они подхватывают его при рождении и посвящают в полновесные члены общества (в охотники за черепами или в пионеры). Они согласовывают его жизнь с высшими силами и провожают в мир иной. Даже после смерти праздники не дают человеку потеряться: превращают в предка, который продолжает участвовать в семейных и общественных торжествах.

Праздники приподнимают над обыденностью и ставят человека в точку единения прошлого, настоящего и будущего (простейший светский пример — Новый год). Понимая такую роль праздника, древние египтяне составили календарь только на 360 дней (двенадцать тридцатидневных месяцев), а оставшиеся пять собрали в конце года и определили сплошными праздниками — днями вечного безвременья, днями рождения богов, надцатыми мартобрями.

Разнообразные торжества — семейные, религиозные, официально-государственные, — объединяют членов сообщества вокруг принятых в нем ценностей, утверждая, из года в год, их незыблемость. Ежегодное празднование события придает ему важность на уровне вечности — будь то Воскресение Христово, подвиги мифического животного-предка или принятие конституции.

Праздник — это общение по поводу изобилия и веселья, утверждающее победу гармонии над хаосом. При этом — непреодолимая обязанность. Скромное семейное торжество обладает достаточной (нематериальной) властью, чтобы заставить людей преодолеть тысячи километров, чтобы собрать все поколения на фоне праздничного стола. Очень важно присутствие старших членов семьи (даже если в остальные дни оно не столь желательно), а в идеале также присутствие усопших предков.
Разные народы по-разному устраивают это присутствие.

Можно, как в Нигерии, зайти на кладбище и пригласить их вселиться на время в своих живых тезок. Или, как древние греки, пройти кладбищем и пригласить их с собой... Или уж сразу сварить их и съесть, чтоб раз и навсегда пребывали вместе со всеми. Или спалить и принять по порции золы, с положенной запивкой. Или похоронить в кругу семьи, в специальной пристроечке. Или зарыть на кладбище и регулярно ходить навещать и подкармливать — опять-таки в особые, праздничные дни.
В Древнем Китае праздники гуй, посвященные усопшим предкам, и праздники ныне живущих, жэнь, аккуратно чередовались, и в этом было проявление традиционной нормы китайской вежливости — отдание визитов.

Праздник — это форма отказа от индивидуального поведения и претензий. Всё определяется традицией, ритуалом или просто тем, что так принято. Люди не всегда понимают, почему на Новый год нужны елка и шампанское, на день рождения — именно свечи, на Пасху — кулич, а на Первое мая — именно демонстрация трудящихся.
Почему на могилы предков в России приносят именно вареные яйца и рис, а не омлет с горошком или котлеты с макаронами. Почему на Первое мая в Советском Союзе были уместны разноцветные шарики, а на Седьмое ноября — нет. Так принято и утверждено. Выполнение обряда дает облегчение и ощущение правильности.

Праздник — это всегда прорыв в утопию. Люди празднуют в соответствии со своими представлениями о блаженстве и удовольствии, — они как бы сбываются. К празднику положена амнистия — видимо, предполагается, что больше ничего плохого эти люди не совершат — ведь праздник же.
В советские праздники, например, милиционеры были добрые и с народом заодно — пьяных особо не арестовывали, а давали отъявленному пьянчуге проспаться там, где тот прилег.

Религиозный праздник (а все праздники изначально религиозные) возник из первой же попытки homo sapiens договориться с духами природы.
Праздник, в высшем своем предназначении, противостоит будням и особенно — несчастьям: уравновешивает их и нейтрализует. Римские жрецы назначали дополнительные празднества, если обстоятельства жизни складывались особо неблагоприятно.

В праздник делают то важное, без чего в этом мире не выжить: процедуры за пределами нашей реальности. В Венеции дож обручается с морем, бросая зеленым водам золотое кольцо.
Большая часть человечества всячески камлает: гадает на куриных потрохах, кормит кузнечиками статуи предков, сжигает бумажные деньги на алтаре, ходит с иконами вокруг храма и рядится в Деда Мороза.

Великие мистические праздники разных народов устроены одинаково.
Праздник включает очищение (омовение, пост, покаяние); шествие (манифестацию, хоровод); жертвоприношение (ритуальное убийство человека или животных, самоистязание, подношение пищи, возжигание ароматов, свечей или бумажных денег, сбор пожертвований); общение с божеством (вызов духов, молебен, лицезрение императора, фараона или бюрократических властителей); праздничные подарки, поздравления, наряды.
А еще особый язык; общую трапезу с особым ритуальным меню; эмоциональный подъем, некоторую свободу от обычных запретов и правил (свободу общения, излишество еды, питья, танцы, песни, сексуальные свободы).

Во все времена привилегия устанавливать праздники и определять форму их проведения принадлежала духовным и светским лицам, власть имущим, — жрецам или первым лицам государства. Потому что назначение нового празднества или отмена уже существующего — свидетельство серьезных изменений и потрясений.
Если в США объявят выходным день рождения очередного президента, значит, государство полностью переменилось.
Если в Великобритании или в Японии отменят день рождения королевы или императора, и введут навруз — это будут совершенно иные страны.

Древний грек Платон понимал толк в подавлении личности государственной машиной — для обоюдного блага обоих, и отводил огромную роль праздникам как форме воспитания народа в нужном направлении. Веселье же и вино — просто способы сделать это обучение более доходчивым.
«Характер игр очень сильно влияет на установление законов и определяет, будут ли они прочными, или нет. Если ... одни и те же лица принимают участие в одних и тех же играх, соблюдая при этом одни и те же правила и радуясь одним и тем же забавам, то всё это служит незыблемости серьезных узаконений. Если же молодые колеблют это единообразие, вводят новшества, ищут постоянно перемен ... то для государства нет ничего более гибельного, чем всё это».

Песни и пляски, по мнению Платона, должны быть неизменны.
Поэт не должен творить ничего вопреки обычаям государства...
Поэтические произведения для праздников должны оцениваться специальной комиссией, и и члены ее не должны быть моложе 50 лет.
Следующее рассуждение древнего грека кажется переводом из советской методички: «Не всякий поэт будет иметь право воспевать праздник: пусть поются, хоть и не очень складные, сочинения тех поэтов, что и сами по себе хорошие люди, и пользуются почетом в государстве».
Пожилой афинский худсовет хорошо осознавал важность идеологического критерия.
Праздников должно быть как можно больше, — учил Платон, — не менее 365 дней в году. Тогда у человека-гражданина не будет оставаться личного пространства, разрушительного для государства.
Действительно, если каждый день календаря содержит возможность ритуальных действий, человек не выпадет из праздничного календаря, он не отпадет и от общества.
Хорошо спланированный государственный праздничный конвейер внезапно обнажает грозный каркас тоталитарных устремлений, неистовой тяги государства к самосохранению. Государственная машина тяготеет к упразднению истории как возможности собственной эволюции.
Чем жестче форма правления в государстве, тем более регламентированы и массовы празднества.

Огромно было число праздников в Риме. Принцепс Октавиан Август ввел культ императора и новые (скорее политические, чем религиозные) праздники: День рождения императора, День интронизации, дата обожествления императорского предшественника, — и всё это вдобавок к 45 древним многодневным религиозным торжествам.
По мере роста Римской империи начинали отмечаться и праздники богов покоренных и союзных народов, и в поздний период на один рабочий день в Риме приходилось два нерабочих. Римский народ не должен был раззевать ртов — ни от голода, ни от скуки.

Праздник неравен выходному.
Это вовсе не время для отдыха, как стали думать в материалистической Европе конца XIX в. Государства тогда начали пытаться сокращать число нерабочих дней, гонясь за увеличением производства.
Религиозные и светские власти всех великих держав древности относились к праздникам серьезнее, — более серьезно, чем к производительности труда. Потому что праздник — это способ упрочения государства.

У любого народа огромное количество разнообразных праздников. И лишь некоторые из них государство привечает и делает официальными. Государство, сложившееся насильственным путем, праздники себе назначает. Национальный набор (выбор) нерабочих дней — срез данного общества.

В средневековой, изолированной от остального мира Японии периода правления Токугава отмечались День девочек и День мальчиков, Праздник хризантем и День предков. Политических праздников в нашем понимании не было вовсе. В конце прошлого века — расцвет имперской идеологии — пять из восьми национальных праздников имели отношение к императору.
Современные японцы имеют заслуженные выходные на Новый год, в День совершеннолетия, во дни равноденствия, в День рождения императора и в День конституции, во Дни культуры, труда и отдыха, в День почитания престарелых, в День физкультурника, в День основания государства.
Можно представить себе добропорядочную мирную монархию, расположенную на Востоке (судя по вниманию ко дням равноденствия), строго упорядоченную и немного потребительски относящуюся к подданным (судя по почитанию престарелых и, конечно же, — по Дню физкультурника).

В США общеобязательных государственных праздников нет — всё решают штаты. Отмечаются Новый год, Рождество, День благодарения, День ветеранов, День независимости, предпасхальная пятница, дни рождения Вашингтона и Линкольна, Колумба и Роберта Ли.
Почему-то меньше всего праздников в штатах Невада и Айдахо.

В СССР тоже было удивительно мало праздников — всего шесть; и физиономия государства по ним читалась мрачная. Только Новый год и чудной праздник 8 марта имели какое-то человеческое лицо. Все остальные были днями самолюбования государства.

Вскоре после революции сознательные московские пролетарии, под режиссуру Мейерхольда, переодевались в чертей и несли чучела буржуазных богов — Христа, Будды и прочих, — до Серпуховской площади, где и сжигали их в огромном костре.
Кстати, во времена Крещения Руси аналогично (правда, в рабочем, будничном порядке) поступали с языческими идолами.
Большевистская же борьба с православием культивировала праздники народные, не извращенные христианством, — то есть постепенно начинала воскрешать масленичный разгул, языческие обряды Иванова дня.
В семидесятые годы под лозунгом введения новой советской обрядности и возрождения народных традиций Латвии в день поминовения стали проводиться факельные шествия с кладбищ к центру города.
В Германии 1930—1940-х гг. христианские праздники переименовывались на дохристианский манер, в честь Вотана и Бальдра. День немецкого искусства в 1937 г. — грандиозное шествие, программа которого разрабатывалась группой идейно преданных докторов искусствоведения.
Более того, это действо на тему германской истории было милитаризованным: корабли викингов, крестоносцы, ландскнехты, аллегорические фигуры Матери-Земли, Веры, Жертвы и Преданности, и (замыкая шествие) — подразделение СС с оружием в руках.
Попытка отразить логику истории прошла успешно — вплоть до предсказания дальнейшей судьбы самой нации и многих соседних народов. Что вполне логично.
Потому что нет дела серьезней праздника.
Что такое праздник

TopList