тема для размышлений

Илья АЛЬТМАН,
Давид ПОЛТОРАК

История Холокоста

Фрагменты пакета-комплекта документальных материалов

О пособии

Узники смоленского гетто
Узники смоленского гетто

Перед Вами — документальные свидетельства об одной из самых известных и всё же еще не до конца осмысленной трагедии XX столетия — о попытке уничтожения нацистами еврейского народа.
Холокост (от греческого Holocaust) — всесожжение, уничтожение огнем. Это общепринятый термин для обозначения геноцида евреев нацистами и их пособниками в 1933—1945 гг.
Изучение собранных в пособии документов поможет понять, как такое могло случиться.
В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.
Правительство России приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»; из духа и буквы этого документа вытекает необходимость преодоления воспроизводящихся в обществе этнических предрассудков (в том числе — антисемитизма), мешающих строить правовое государство и гражданское общество.
Цель пособия — способствовать углублению знаний о Второй мировой войне, формированию личностного отношения школьников к событиям Холокоста, сочувствия к страданиям еврейского народа, уважения к борцам против нацизма. Приблизиться к этой цели помогут собранные в пособии архивные документы, фотографии, письма, фрагменты дневников и воспоминаний участников и свидетелей событий.
Пособие состоит из трех частей. Его основу составляют 32 документа, напечатанные на отдельных листах. Предлагаются вопросы к учащимся и исторические комментарии, справочный материал.
В пакет-комплект входит также брошюра, включающая очерк об истории Холокоста и методические рекомендации, в основном ориентированные на учителя, работающего в старших классах. С некоторыми документами можно познакомить и школьников помладше.

Приход нацистов к власти. Антисемитизм в Германии

Свой путь к диктатуре Адольф Гитлер начал в 1919 г., примкнув к небольшой политической группировке национал-социалистов, возникшей в Мюнхене. Вскоре он стал руководителем партии, одной из программных целей которой был провозглашен государственный антисемитизм.
Экономическая депрессия, крайний национализм как реакция на поражение в первой мировой войне, революционные потрясения, разочарование в демократии пробудили во многих немцах агрессивный национализм. Воспользовавшись общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер открыто развивал расистскую теорию. Фюрер (вождь) считал себя мессией, призванным спасти мир от «еврейского засилья». Он призывал к беспощадной борьбе против евреев, нарушающих чистоту «арийской расы».
Приход нацистов к власти в Германии означал насаждение антисемитизма в государственном масштабе.
В апреле 1933 г. была инспирирована общегерманская антиеврейская акция. Нацисты пикетировали магазины, адвокатские бюро, врачебные кабинеты, принадлежавшие евреям.
Государственная и партийная пропаганда стремилась использовать все возможности для демонизации образа еврея. Особенно преуспевал в этом нацистский листок «Дер Штюрмер».
10 мая 1933 г. в Берлине состоялось сожжение «вредных» книг, организованное министром пропаганды Геббельсом. Наряду с книгами классиков мировой литературы (Т.Манна, Э.М.Ремарка, Д.Лондона, Э.Золя) сожжению были преданы произведения Генриха Гейне, Зигмунда Фрейда, Стефана Цвейга, Альберта Эйнштейна — знаменитых писателей и ученых еврейского происхождения.
Геббельс заявил: «Душа германского народа вновь может выразить себя. Это пламя освещает не только конец старой эры, но и начало новой». Так началась нацификация немецкой культуры.
В сентябре 1935 г. на съезде нацистской партии были приняты Нюрнбергские законы. Таким образом нацисты реализовали первый этап «решения еврейского вопроса»: они лишили евреев всех гражданских прав.
С принятием Нюрнбергских законов антисемитизм получил легальный статус. Антиеврейская политика становилась всё более жестокой. СС и органы внутренних дел занялись осуществлением политики «расовой гигиены». В школах учеников знакомили с инструментами, с помощью которых якобы возможно определять расовые признаки людей: с приборами и таблицами, помогающими измерить и оценить размер скул, цвет глаз и волос.
В 1938 г. детям, отличающимся «неполноценными расовыми признаками», было запрещено посещать немецкие школы.
Постепенно нацисты перешли от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии.
В ночь на 10 ноября произошел еврейский погром, вошедший в историю как Хрустальная ночь (Ночь разбитых стекол).
Тогда погибло около 100 евреев, были разрушены все синагоги в Германии, разграблены более 7000 еврейских магазинов. Поводом для этого послужило убийство секретаря немецкого посольства в Париже молодым евреем Гриншпаном, который мстил за родителей, депортированных из Германии.
Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрационные лагеря. В январе 1939 г. началась подготовка мероприятий второго этапа «решения еврейского вопроса». Речь шла о том, чтобы лишить евреев права жить в Германии.

Вторая мировая война и Холокост

Узники гетто в Польше
Узники гетто в Польше

После захвата Австрии, Чехословакии и вторжения в Польшу в сентябре 1939 г. руководство гитлеровского государства начало готовиться к установлению в Европе «нового порядка», отражавшего нацистскую идеологию.
Выступая в рейхстаге 30 января 1939 г., Гитлер сказал: «Сегодня я вновь буду пророком. Если еврейским финансистам в Европе и за ее пределами удастся втянуть народы в мировую войну, то результатом будет не большевизация мира и, следовательно, победа евреев, а уничтожение еврейской расы в Европе».
В секретном приказе начальника Управления службы безопасности рейха Р.Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши.
Всех их следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в особо создаваемые районы крупных городов (гетто), а собственность конфисковать. Как правило, гетто создавались в населенных пунктах, имеющих железнодорожное сообщение, — с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было бы легко вывозить в лагеря смерти.
К концу 1940 г. все евреи Польши были изолированы в гетто, где царили рабский труд, темнота, голод и эпидемии. Там тысячи и десятки тысяч людей ожидали окончательного решения своей участи.
Со времен средневековья существование в Европе еврейских гетто было традиционным способом изоляции евреев от христиан. Гетто нередко служили защитой и опорой для их обитателей. В дневные часы евреям было разрешено покидать свои кварталы, участвовать в жизни города. Гетто, создаваемые фашистами, имели лишь одно предназначение — полное уничтожение их населения.
Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики нацистов, так называемое «окончательное решение» еврейского вопроса.
Сначала к смерти были приговорены евреи СССР, а затем уже и все евреи Европы.
Метод массовых убийств, используемый на территории СССР, вскоре был признан неэффективным. 20 января 1942 г. в пригороде Берлина, Ванзее, состоялась конференция, на которой представители нескольких ведомств Рейха обсуждали план проведения мероприятий для «окончательного решения еврейского вопроса». Гейдрих сообщил на этой конференции о точном количестве евреев, которые подлежат ликвидации в Европе, назвав 33 государства, где их предстоит уничтожить.
В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелмно, Собибур, Майданек, Освенцим и Белжец). В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Оборудовали газовые камеры и печи для сжигания трупов.
Прибывающие на железнодорожные станции лагерей смерти под предлогом прохождения санитарной обработки направлялись в «душевые». В помещение подавался газ «Циклон В» — и через 5 минут все люди умирали. Наиболее «производительным» был лагерь в Освенциме, где было уничтожено свыше миллиона человек. 9/10 всех жертв составили евреи.В 1941—1945 гг. нацисты истребили 6 000 000 евреев из оккупированных стран Европы.

Нацистский оккупационный режим и Холокост на территории СССР

На оккупированной германской армией территории СССР были выделены зоны ответственности военной (в прифронтовых районах) и гражданской администрации. Появились рейхскомиссариаты «Украина» и «Остланд» (Литва, Латвия, Эстония, западные районы Белоруссии). Восточная Галиция с городом Львовом была присоединена к оккупированной Польше. Зона между Днепром и Бугом, включая Одессу, так называемая Транснистрия, была передана под власть Румынии.
Еврейское население во всех этих районах подлежало особой регистрации. Евреев обязали носить особые знаки на одежде, повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы…
На всех территориях, находившихся в военной зоне, в том числе на территории России, евреи уничтожались вскоре после оккупации.
Осуществляли массовые убийства мобильные подразделения — айнзатцгруппы, главная задача которых состояла в уничтожении «враждебных элементов». Евреи составили большинство жертв. Каждая айнзатцгруппа в составе 600—1000 человек была разбита на айнзатцкоманды.
Группа «А» действовала в Прибалтике и под Ленинградом, группа «Б» — в Белоруссии и на Московском направлении, группа «С» — на Украине, группа «Д» — в Молдавии, на Буковине, в Крыму и на Кавказе. С ними взаимодействовали подразделения войск СС, вермахта, жандармерии, полицейские батальоны.
Массовые убийства евреев часто осуществлялись при участии местных коллаборационистов. Обреченных вывозили или выводили на окраины, где и расстреливали. Подобным образом на оккупированной территории были осуществлены десятки массовых убийств. 29—30 сентября 1941 г. в Бабьем Яре, на окраине Киева, были расстреляны десятки тысяч евреев.
К началу 1942 г. немцы уничтожили свыше миллиона советских евреев. В зонах, находившихся под управлением гражданской администрации, евреев убивали поэтапно. Часть мужчин была уничтожена сразу. Специалистов, ремесленников, врачей и членов их семей заключили в сотни больших и малых гетто.
Гетто располагались в самых плохих районах городов. Они обычно отделялись от близлежащих кварталов стеной или колючей проволокой. Евреев предупреждали о переселении в гетто за день, а иногда и за несколько часов. С собой разрешалось брать лишь ручную кладь. Перед переселением у евреев конфисковывали все ценности.
Были созданы еврейские советы (юденраты), управлявшие гетто и исполнявшие приказы нацистов. Они отвечали за регистрацию всех евреев, сбор контрибуции, распределение жилья, ведали медицинскими вопросами и поддержанием чистоты, а также выделяли узников на принудительные работы.
Нацисты полностью изолировали евреев. Между собой гетто не имели никакой связи. Время от времени устраивались обыски, в ходе которых отнималось последнее. Всех трудоспособных евреев ежедневно угоняли на работы, за которые чаще всего ничего не платили.
Ежедневно голод и болезни уносили многие жизни.
Весной—осенью 1942 г. в Белоруссии и на Украине гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо переводили в концлагеря.
Осенью 1943 г. были ликвидированы последние крупные гетто — в Минске, Каунасе, Вильнюсе, Шауляе, Риге. Те, кто решил бежать из гетто или сумел скрыться из расстрельных рвов, нуждались в надежном укрытии, в документах.
Многое зависело от местного населения. Большинство людей были безразличны к судьбе своих еврейских соседей и занимали позицию сторонних наблюдателей. Мотивы были различны: страх перед репрессиями, антисемитизм... На оккупированных территориях Советского Союза не существовало организованной помощи евреям со стороны антифашистского подполья.
Не отмечено ни одного приказа или призыва советского правительства к подпольным организациям и местному населению оказывать евреям помощь.
Около 3 000 000 советских евреев стали жертвами Холокоста. Уцелели лишь бежавшие в партизанские отряды, укрывавшиеся под чужими документами либо спрятанные местными жителями. Около 70 000 евреев выжили на территории, находившейся под румынским контролем.

Сопротивление. Праведники народов мира

Часто задают вопрос: почему евреи не боролись за свою свободу, почему они не сопротивлялись? Подобного рода вопросы отражают незнание и непонимание реальной обстановки.
Нацисты поставили перед собой цель — сломить дух обитателей гетто. Жестокие репрессии, следовавшие за любым актом сопротивления, нехватка оружия и теплившаяся у многих надежда пережить войну и оккупацию сдерживали Сопротивление.
Планы уничтожения всегда держались в секрете и маскировались под обещания переселения, перевода в другой район города, вывоза на работу.
И всё же многие узники гетто боролись за свое существование, пытались бежать из гетто, добыть поддельные «арийские» документы, участвовали в вооруженной борьбе за освобождение. Они внесли достойный вклад в антинацистское Сопротивление в Европе и на территории СССР. Существовали две формы борьбы: духовная и физическая.
Духовное Сопротивление выражалось прежде всего в стремлении сохранить человеческое достоинство. За колючей проволокой не забывали о воспитании детей. Для этого нелегально открывали школы, читали лекции и вручную копировали учебники. Узники собирались на тайные богослужения, вели дневники — чтобы сохранить для будущих поколений свидетельства о злодеяниях нацистов и их пособников.
Евреи не ограничивались, однако, такого рода противостоянием. К вооруженному сопротивлению нацистам призвали подпольщики Вильнюсского гетто.
Оружие приобретали у самих оккупантов и полицаев, похищали на немецких оружейных складах. Некоторые виды оружия, например самодельные гранаты и кинжалы, производились в гетто. Подпольная работа в гетто была трудной и опасной. В Белостоке, Несвиже, Мире, Лахве, некоторых других гетто подпольщикам удалось организовать вооруженные восстания. В результате часть узников присоединилась к партизанам.
Символом еврейского сопротивления стало восстание в Варшавском гетто в апреле—мае 1943 г., которое было подавлено лишь с применением танков и артиллерии. В некоторых гетто (Вильнюс, Минск, Каунас) подпольные организации готовили вооруженные группы, которые прорывались в леса, где создавали партизанские отряды.
Уже в 1942—1943 гг. в партизанском движении в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине, в России сражалось около 25 000 евреев. Были и еврейские отряды. Пользуясь знанием местности, умением приспосабливаться к жизни в лесах, они нападали на фашистские опорные пункты, полицейские участки, минировали транспортные пути противника, взрывали поезда.
Партизаны занимались также спасением евреев из гетто, переправкой их в леса. Часть спасшихся организовывали семейные лагеря, жившие под опекой партизан. Число евреев в семейных лагерях достигало многих тысяч.
В Литве партизаны-евреи проникли в Вильно, взорвали городскую электростанцию, столбы линии электропередачи. Много еврейских партизанских отрядов действовало в Белоруссии.
Около полумиллиона советских евреев находились в годы Великой Отечественной войны в рядах Красной армии.
По числу Героев Советского Союза евреи занимают 5-е место среди представителей народов нашей страны.
Одна из важных связанных с историей Холокоста тем — подвиг тех, кого в еврейской традиции называют праведники народов мира. Повсеместно на оккупированных нацистами территориях были люди и семьи, спасавшие евреев. Они не подчинялись нацистским приказам и были готовы рисковать собственной жизнью.
Таких бесстрашных людей были сотни и тысячи. Они прятали у себя скрывавшихся от депортаций и бежавших из гетто, снабжали евреев необходимыми документами, оказывали преследуемым финансовую, продовольственную и медицинскую помощь.
Многим помогла спастись семья киевского священника А.А.Глаголева, прятавшая еврейские семьи у себя дома, в деревнях у знакомых. Десятки евреев вывел из Рижского гетто и надежно укрыл портовый грузчик Жан Липке.
Многие праведники оказались в застенках, были казнены. Их имена чаще всего оставались лишь в памяти тех, кого они спасали...

Уроки Холокоста

Еще в 1943 г. в «Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства», подписанной руководителями стран антигитлеровской коалиции, нацистов предупреждали о том, что они ответят за свои преступления и что им не скрыться «даже на краю света».
В 1945—1946 гг. в Нюрнберге — в городе, где проходили съезды нацистской партии, где были приняты расистские законы, — международный военный трибунал судил некоторых руководителей Третьего рейха за совершенные ими преступления.
В ходе суда была доказана виновность подсудимых в преступлениях против мира, в военных преступлениях, в преступлениях против человечности: в негуманном отношении к гражданским лицам, в преследовании людей по расовому признаку, в том числе в уничтожении евреев. Трибунал приговорил к смертной казни 12 руководителей гитлеровского государства.
Военные трибуналы после войны осудили более 30 000 нацистов. Тысячам преступников удалось ускользнуть от правосудия. Многие нашли убежище в США, Канаде, Австралии, в латиноамериканских странах. Объединенные Нации решили не принимать во внимание сроки давности совершенных нацистами преступлений. В 1960—1970-е гг. были арестованы и осуждены десятки и сотни нацистов. Среди них — глава Еврейского отдела гестапо Адольф Эйхман.
Нюрнбергский процесс и все последующие процессы над нацистскими преступниками напоминают о неотвратимости ответственности за геноцид.
История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм. История Холокоста учит нас и тому, как современная техника и технология могут быть использованы для уничтожения людей.
Осмысливая Холокост, историки и политики стараются определить роль еврейской трагедии в судьбе человечества, а также выяснить, какие параллели, ассоциации, совпадения связывают то, что произошло в Германии в середине XX столетия, и сегодняшнюю ситуацию.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

История Второй мировой войны — это не только «страницы доблести и славы», но и трагическая повесть о страданиях миллионов людей. Рассказ о Холокосте помогает школьникам более объемно представить себе картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами.
Назначение пособия — помочь учителю ввести тему Холокоста в повествование о причинах и событиях войны.
Разумеется, это непросто. Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за ее многогранности и сложности.
Прежде всего, учителю не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне и во время войны, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, о том, как нелегко сохранить себя в экстремальных ситуациях.
В пособии документы сгруппированы в пяти рубриках. Все они могут стать основой факультатива.
Некоторые учителя считают возможным приурочить рассказ о Холокосте к памятным датам календаря, например к годовщинам Ванзейской конференции, расстрела в Бабьем Яре, освобождения Освенцима.
Есть и иной вариант. Представляется возможным говорить о Холокосте и в контексте тем, включенных в существующие программы. Сведения о событиях Катастрофы могут составить органическое целое с изложением иных событий войны.
Основное место должна занимать организация работы учащихся над документами, их разбор под руководством учителя или же самостоятельно — на уроке или дома. Такая форма занятий позволит осмыслить документ как исторический источник и памятник эпохи, научить приемам работы с ним.
Наиболее продуктивная форма изучения документов — групповая работа.
В этом случае всех школьников следует обеспечить текстами. Для этого достаточно иметь по 4—5 экземпляров документов, собранных в пособии.
Если в кабинете истории есть соответствующая аппаратура (эпипроектор, графопроектор), можно спроецировать документ на экран, что поможет концентрации внимания учащихся и создаст благоприятные условия для коллективной работы. Возможно размещение документов на стенде или на стене. Размещенные на стенде материалы используются учителем и учениками во время урока на всех его этапах.
Вот как может выглядеть схема работы с документами на уроке по теме «Приход нацистов к власти в Германии».
Задача учителя — помочь школьникам составить представление о том, как страна постепенно превращалась в тоталитарное государство. Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и сложными для них теоретическими положениями, понятиями, которые совсем не объясняются в большинстве учебников по новейшей истории.
Приемы введения документов в ткань урока могут быть различными. Работая с текстами, учитель пишет на доске (или вводит с помощью транспарантов для графопроектора, дисплея компьютера) ключевые понятия: расизм, национальная дискриминация, антисемитизм, права человека, геноцид. Учащимся предлагается раскрыть одно из этих понятий, опираясь на документы (устно или в небольшом письменном сообщении).
Еще один пример — изучение темы «Нацистский оккупационный режим на территории СССР» (курс «История России», XI класс).
При изучении этой темы речь идет о целях оккупантов на захваченных территориях, об экономической эксплуатации, об отношении к населению, об уничтожении «враждебных элементов» в завоеванных зонах (к таковым «элементам» нацисты относили в том числе и евреев). Документы, включенные в пособие, позволяют рассказать о двух последних тематических сюжетах. В общем сценарии раскрытия темы эти сюжеты важны потому, что дают возможность показать, как подавлялось нацистами человеческое достоинство живущих на оккупированной территории, как был установлен и осуществлялся режим террора.
Для организации работы над вопросами к документам учитель распределяет учащихся на группы (4—5 учеников в каждой).
Урок может начаться с краткого вступительного слова учителя, в котором он рассказывает об огромном количестве жертв, не только на поле битвы, но и на оккупированной территории. Затем учащимся раздаются документы. Одна группа школьников получает документ «Из протокола допроса группенфюрера СС Олендорфа», другая знакомится с выдержками из дневника жительницы Ялты Ольги Шаргородской. Третья группа учащихся читает отрывок из дневника студентки из Мариуполя Сарры Глейх. Еще одна группа школьников получает фотодокумент «Узники гетто в Смоленске» и выдержки из дневника, который вел 16-летний кременецкий школьник Роман Кравченко.
Коллективно готовятся ответы на предлагаемые вопросы. Учитель руководит дискуссией, вовлекая школьников в обсуждение проблем.
Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем — «Движение Сопротивления». При ее изучении есть возможность подчеркнуть общегуманистические мотивы этого движения — благородство целей, героизм и самопожертвование его участников, солидарность представителей разных народов, участвовавших в этом движении.
Уместно отметить участие в этой борьбе еврейского населения. Учитель может предложить вниманию школьников призывы к восстанию в Вильнюсском гетто, документы о действиях подпольного отряда детей, о действиях подпольщиков в Минске (все эти тексты воспроизводятся в пособии).
Рассмотренные выше схемы проведения уроков можно использовать и на занятиях факультатива (спецкурса) по истории Холокоста. Отдельные его занятия стоит посвятить просмотру и обсуждению фрагментов связанных с событиями Второй мировой войны документальных и художественных фильмов, встречам с узниками гетто и участниками Сопротивления.
Документы о Холокосте, собранные в пособии, могут послужить и материалом для беседы учителя с учащимися начальной школы. В этом контексте следует упомянуть рассказ о подпольном отряде детей в гетто, воспоминания 12-летнего узника гетто Романа Левина о своем стремлении выжить, рассказы о праведниках народов мира.
Листы пакета документальных материалов могут стать основой экспозиций, которые учащиеся под руководством учителя готовят во внеурочное время. При этом используются и публикации газет, журналов. Подобные стенды могут быть посвящены памятным датам из истории Холокоста — годовщинам Хрустальной ночи или Ванзейской конференции, Нюрнбергского процесса или расстрела в Бабьем Яре, освобождению узников лагерей смерти. Подобные стенды можно вывесить в кабинете истории или в рекреации, прилегающей к кабинету.
Документы, обладающие силой эмоционального воздействия, вызывающие сопереживание (например, дневниковые записи, фотографии и т.д.), могут стать отправной точкой для поисковой работы, для участия в конкурсах сочинений и т.д.

TopList