История Россиилюди нравы события взгляды оценки |
От редакции. Мы продолжаем
начатую в № 23 публикацию фрагментов
трехтомного учебного пособия «История России:
люди, нравы, события, взгляды и оценки». Напомним,
что эта книга построена по принципу хрестоматии.
Документальные материалы, фрагменты работ
историков, отрывки из учебников разных лет
дополняются пояснительными текстами, вопросами
и заданиями. «Начало Руси. Расцвет Киевской Руси. Новгородская Русь» — первая глава первой книги пособия. |
Откуда и когда взяла свое начало Древняя
Русь? Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская
история: Из книги Б.Г.Пашкова «Русь. Россия. Российская империя» (М., 1994)Некоторые сведения о славянахПрежде
чем перейти к изложению материала об образовании
Руси, коротко остановимся на происхождении
русского народа, корни которого глубоко уходят в
славянскую древность. Россия
— термин сравнительно поздний, взятый не из
живой, а из книжной речи и вошедший в обиход в
скандинавских языках лишь в XII—XIV вв. В этом
случае не может быть сомнений в том, что термин
Россия пришел в Скандинавию из Руси славянской.
Ни на какое племя или народ русь в Скандинавии ни
один источник средневековой Европы не указывает. Пашков Б.Г. Русь. Россия.
Российская империя. Разделение Древней Руси по в.Н.Татищеву1. Великая Русь.Границы: на севере — с Финляндией до Белого
моря, на востоке — с юграми до реки Двина, далее
до Поясных (Уральских) гор, на юге — с Белой Русью
до реки Волга и устья реки Медведица, на
западе — с Литвой и Пруссией по Балтийскому
морю до Мемеля. 2. Малая Русь.Прежде именовалась Поляне, затем просто Русь. Границы Руси: на севере — по реке Угра с Белой Русью, на востоке — по верховьям Донца и Оки с половцами и печенегами, на юге — с Таврическим Херсоном, с хазарами, на западе — по реке Горынь с Червонной Русью и по реке Береза, далее с Черной Русью. Престольным городом был непременно Киев. Хотя Нестор и говорит, что первым владетелем столицы был Кий, но это, как утверждает в.Н.Татищев, «более почесть за вымысел для закрытия неведения древности, которое отличается тем, что Киев был весьма давно. Другое, народ словенский до Христа в сих местах обитал, то без князя быть не могли». 3. Белая Русь.Именовалась по-разному: Поле, Меря, Мурома и Крев, или Верховье. Границы Белой Руси: на севере — с Великой Русью по Волге, на востоке — до югров, так как Вологда принадлежала Ростовскому, а затем Ярославскому княжеству и простиралась вниз по Волге до устья реки Ока, на юге — до Оки, с Рязанским княжеством, мордвой, булгарами, далее по реке Воронеж. Престол был в разных городах, включая Ростов, Суздаль, Владимир, Москву. 4. Червонная Русь.Наименование от города Червени. Границы: на севере — по реке Припять с Черной Русью, на востоке — по реке Горынь с Малой Русью, на юге — до Дуная с болгарами и венграми, на западе — с Польшей. 5. Черная Русь.В русских древних историях Черная Русь не упоминается. Впервые это название встречается при царе Алексее Михайловиче. Границы: на севере — с Литвой до реки Вилия, на востоке — до Днепра или Березы, на юге — до Припяти с древлянами, на западе — до Буга. Происхождение Киевской Руси по «Повеcти временных лет»Расселение славянских племенСпустя много времени сели славяне по Дунаю, где
теперь земли Венгерская и Болгарская. И от тех
славян разошлись по земле и назвались своими
именами по тому месту, где кто сел. Одни, придя,
сели на реке именем Морава и прозвались моравами,
а другие назвались чехами. А это — также славяне:
хорваты белые, сербы и хорутане. Первые князья у полянКогда поляне жили отдельно и владели родами
своими, потому что и до этих братьев были поляне,
жил каждый с родом своим на своих местах, владея
каждый родом своим. Призвание варяговВ год 6370. Изгнали варягов за море и не дали им дани и начали сами собой владеть, и не было у них правды, и поднялся род на род, и была у них между родами усобица, и начали воевать друг с другом. И говорили между собой: «Поищем себе князя, который будет владеть нами и судить по правде». И пошли за море к варягам, которых звали русь. И сказали меря, чудь, славяне, и кривичи, и все: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». И вызвались три брата с родами своими, взяли с собой всю русь, и пришли; старший, Рюрик, сидел в Новгороде, а другой, Синеус, на Белом озере, а третий в Изборске, Трувор. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Поход Олега на ЦарьградВ год 6415. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в
Киеве. Он взял с собой множество варягов, и
славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и
радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и
хорватов, и дулебов, и тиверцев, которые являются
переводчиками. Все эти племена греки называют Великая
Скифия. Со всеми ними пошел Олег на конях и на
кораблях. Число кораблей было 2000, и пришел он к
Царьграду. Повеcть временных лет (по
Лаврентьевскому списку) / Из «Курса русской истории» В.О.КлючевскогоОдно внешнее обстоятельство помогло скоплению
военно-промышленного люда в этих [древнерусских]
городах. С начала IX в., с конца царствования
Карла Великого, по берегам Западной Европы
начинают рыскать вооруженные шайки пиратов из
Скандинавии. Так как эти пираты выходили
преимущественно из Дании, то они стали известны
на Западе под именем данов. Около этого же
времени и на речных путях нашей равнины стали
появляться заморские пришельцы с Балтийского
моря, получившие здесь название варягов. Ключевский В.О. Сочинения. Из книги А.И.Кулюгина «Правители России»Рюрик Варяжский (?—879 г.)Новгородские славяне и кривичи были свободны и
жили по законам народного правления до 859 года.
Тогда, по словам летописца Нестора, какие-то
смелые и храбрые завоеватели, именуемые в наших
летописях варягами, пришли из-за Балтийского
(Варяжского) моря и наложили дань на славян
ильменских, кривичей, мерю, чудь. Через два года
славяне изгнали их, но не смогли сами управлять
своими племенами и жить в мире друг с другом.
Тогда собрались они вместе и сказали: «Поищем
себе князя, который бы владел нами и судил по
праву». Кулюгин А.И. Правители России. Чебоксары, 1994. С. 13—14. Из «Общедоступных чтений по русской истории» С.М.СоловьеваО том, откуда пошла Русская земля и кто были ее первые князьяПервый князь, Рюрик, прожил всю жизнь на севере;
только и осталось о нем известие, что строил
города и рассылал вельмож своих строить их. Эти
города, или маленькие крепости, были деревянные,
с деревянными стенами, и потому тогда говорили: рубить
город вместо строить город. Соловьев С.М. Общедоступные чтения
по русской истории. Из учебников и популярных книгИз «Истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века» (М., 1983)Образование государства является закономерным
завершением длительного процесса формирования
феодальных отношений и антагонистических
классов феодального общества. Феодальный
государственный аппарат как аппарат насилия
приспособлял для своих целей предшествующие ему
племенные органы управления, отличные по
существу, но сходные по форме и терминологии.
Такими племенными и должностными лицами были,
например, «князь», «воевода» и др. История СССР с древнейших времен до
конца XVIII в.: Из учебника Л.А.Кацвы и А.Л.ЮргановаНачальный период становления государства у
восточных славян описан в источниках
чрезвычайно скупо. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История
России VIII—XV вв.: Из книги А.Нечволодова «Сказание о Русской земле» (М., 1991)После Олега на княжеский стол сел Игорь, сын
Рюрика. Это было в 913 году. Первым его делом было
усмирение древлян, которые после смерти Олега
отказались платить дань. Игорь победил их и
наложил дань больше Олеговой. Затем он усмирил и
непокорное славянское племя уличей, которые жили
в низовьях Днепра. Тогда уличи совсем
перебрались с Днепра и сели между Бугом и
Днестром. Нечволодов А. Сказание о Русской
земле. Из «Жизнеописаний достопамятных людей Земли Русской» (М., 1992)Сказание о княгине Ольге
Горько плакала княгиня Ольга: «Увы мне,
великий самодержец, великий государь русский!
Увы мне, свет мой! Куда ты скрылся от очей моих?
Лучше бы мне прежде тебя умереть!» И так плакала
она, и никто не мог ее утешить, и все люди плакали
с нею. А как кончилось оплакивание, собралась
княгиня Ольга с силами, оставив женскую слабость,
мужским умом вооружилась и решила, как отомстить
за кровь мужа своего, как покарать убийц. Жизнеописания достопамятных людей
Земли Русской X—XX вв. Из книги И.Я.Фроянова «Рабство и
данничество у восточных славян»
|
Равноапостольные
|
«Вошли в воду и стояли там одни до шеи,
другие по грудь, молодые же у берега по грудь,
некоторые держали младенцев, а уже взрослые
бродили, попы же совершали молитвы, стоя на
месте», — так увидел летописец крещение Руси.
День этот, по тексту «Повести временных лет»,
самому раннему дошедшему до нас летописному
своду, можно восстановить достаточно полно.
Киевляне начали собираться на Днепр еще на заре.
Накануне глашатаи объехали город, объявили: на
утро назначено крещение. Явиться должны были все
— княжеские слуги громко и внятно передавали
слова князя Владимира: «Если не придет кто завтра
на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий,
или раб, — да будет мне враг!» Владимир вроде бы
не обязывал идти на Днепр, но мало кто в открытую
рискнул бы принять княжеский вызов... Так что
летописец написал точно: «И сошлось там людей без
числа».
Священники, дьяконы, дружина князя готовились с
вечера. Одни должны были поститься, чтобы поутру
отслужить литургию, пока еще без особого
стечения христиан, потом торжественно крестным
ходом с хоругвями и образами идти на Днепр.
Другие отвечали за сбор народа. Княжеское войско,
скорее всего отроки (младшая дружина),
постаралось согнать киевлян и раньше
назначенного. Пусть лучше постоят, подождут —
час не ровен, вдруг князю покажется, что приказ
его исполнялся без усердия? Стало быть,
распределили районы, пошли спозаранку будить
киевлян-язычников, колотить дубьем в двери и
заборы: «Вставайте, князь на реку велит!»
По реке тянет ладаном, идет служба, смуглые
чужеземные попы в сияющих на солнце ризах с
пением погружают в воду крест... Никто в толпе
толком не понимает ни что с ними будут делать, ни
что делать ему самому. Знают только, что загонят в
воду. Наконец наверху показалась группа
всадников: «Владимир, Владимир!..»
Он, наверное, в парадном плаще, по-воински
опоясан, на бедре — меч. Не то чтобы нужен был меч
на крещении — наряд князя подчеркивает
торжественность события. С коня не слез — сверху
виднее. Может быть, даже не столько ему виднее,
сколько виднее его самого — это важно. За князем,
вплотную, небольшой отряд. Тоже на всякий случай.
На этот день отбирали, вероятно, особо: только
христиан. Рядом с князем — могучий Добрыня,
умница, военачальник, друг и к тому же родня —
брат матери, дядя. Князь кивнул, и Добрыня
поскакал вниз, к попам, распорядился.
Наконец разрешили вылезать. Все в мокрой одежде.
«Разошлись по домам», — подытожил летописец.
Прошин Г. Как была крещена Русь. М., 1988. С. 10—12.
Христианская Церковь, основанная на Руси
князем Владимиром, не могла примириться со
старым порядком. Вместе с Христовым учением о
любви и милости Церковь принесла на Русь и начала
византийской культуры. Уча язычников вере, она
стремилась улучшить их житейские порядки. Под
влиянием христианства отдельные лица из
языческой среды изменили к лучшему свои взгляды
и нравы, шли вослед Христу и являли высокие
примеры нравственной христианской жизни и даже
подвижничества.
О самом князе Владимире предание говорит, что он
смягчился под влиянием новой веры, стал милостив
и ласков. Среди дружины и земских людей появилось
много благочестивых христиан, почитавших
Церковь, любивших книги и иногда уходивших от
мирских соблазнов в монастыри и пустынное житье.
Через свою иерархию и примером ревнителей новой
веры Церковь действовала на нравы и учреждения
Руси. Проповедью и церковной практикой она
показывала, как надо жить и действовать в делах
личных и общественных.
Церковь старалась поднять значение княжеской
власти. Князей она учила, как они должны
управлять: «воспрещать злым и казнить
разбойников». «Ты поставлен от Бога на казнь
злым, а добрым на милование», — говорило
духовенство князю Владимиру, указывая ему, что
князь не может оставаться безучастным к насилию
и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней
порядок.
Такой взгляд духовенство основывало на
убеждении, что княжеская власть, как и всякая
земная власть, учинена от Бога и должна творить
Божью волю. Но так как «всякая власть от Бога» и
так как князь «есть Божий слуга», то ему надлежит
повиноваться и его надлежит чтить. Церковь
требовала от подданных князя, чтобы они «имели
приязнь» к князю, не мыслили на него зла и
смотрели на него как на избранника Божия.
Очень грубо было воззрение языческой Руси на
князей как на дружинных конунгов, которые берут
дань за свои военные услуги земле и которых можно
прогонять, если они неугодны, и даже убивать (как
древляне Игоря). Церковь всячески боролась с
таким взглядом и поддерживала авторитет князей,
смотря на них как на прирожденных и богоданных
государей. Когда князья сами роняли свое
достоинство в грубых ссорах и междоусобиях,
духовенство старалось мирить их и учить, чтобы
они «чтили старших» и «не переступали чужого
предела».
Так духовенство проводило в жизнь идеи
правильного государственного порядка, имея
перед собой пример Византии, где царская власть
стояла очень высоко.
Церковь затем влияла на улучшение семейных
отношений и вообще нравственности в русском
обществе. На основании греческого церковного
закона, принятого и подтвержденного первыми
русскими князьями в их «церковных уставах», все
проступки и преступления против веры и
нравственности подлежали суду не княжескому, а
церковному. Церковные судьи, во-первых, судили за
святотатство, еретичество, волшебство, языческие
моления. Церковные судьи, во-вторых, ведали все
семейные дела, возникавшие между мужьями и
женами, родителями и детьми. Церковь старалась
искоренить языческие обычаи и нравы в семейном
быту: многоженство, умыкание и покупку жен,
изгнание жены мужем, жестокость над женами и
детьми и т.п.
Применяя в своих судах византийские законы,
более развитые, чем грубые юридические обычаи
языческого общества, духовенство воспитывало
лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.
В особенности восставало духовенство против
грубых форм рабства на Руси. В поучениях и
проповедях, в беседах и разговорах представители
духовенства деятельно учили господ быть
милосердными к рабам и помнить, что раб — такой
же человек и христианин, как и сам его господин. В
поучениях запрещалось не только убивать, но и
истязать раба. В некоторых случаях Церковь прямо
требовала у господ отпуска рабов и рабынь на
свободу. Получая рабов в дар, Церковь давала им
права свободных людей и селила их на своих
землях; по примеру Церкви иногда то же делали и
светские землевладельцы. Хотя такие примеры были
и редки, хотя увещания благочестивых поучений и
не искоренили рабства, однако изменили и
смягчили самый взгляд на раба, дурное обращение с
рабом стало почитаться «грехом». Оно еще не
каралось законом, но уже осуждалось Церковью и
становилось предосудительным.
Так широко было влияние Церкви на гражданский
быт языческого общества. Оно охватывало все
стороны общественного устройства и подчиняло
себе одинаково как политическую деятельность
князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это
влияние было особенно деятельно и сильно
благодаря одному обстоятельству.
В то время на Руси княжеская власть была еще
слаба и киевские князья, когда их становилось
много, сами стремились к разделению государства,
— Церковь была едина и власть митрополита
простиралась одинаково на всю Русскую землю.
Настоящее единовластие на Руси явилось прежде
всего в Церкви, и это сообщало церковному влиянию
внутреннее единство и силу.
Платонов С.Ф. Учебник русской
истории для средней школы.
М., 1994. С. 40—43.
Крещение киевлян |
Принятие на Руси христианства как
государственной религии определялось рядом
причин. Возникновение в VIII—IX вв. классового
раннефеодального строя являлось результатом
связанных друг с другом процессов. Это было
перерастание родовой и племенной знати поздних
этапов первобытнообщинного строя в местных
князей, союзов племен — в государственные
организации, социального неравенства внутри
традиционных коллективов (общин, миров), имевших
различное происхождение, как функциональное
(должностное), так и имущественное, — в
неравенство классовое. Составной частью этих
процессов было и появление в составе челяди
наряду с пленниками — иноплеменниками и
иноземцами — также и рабов-соотечественников.
Формирование местных княжений и создание на их
основе в IX в. Древнерусского государства с
центром в Киеве, основанного на раннефеодальной
эксплуатации в форме централизованной ренты —
даней, полюдья, — требовало и изменений
идеологических, религиозных. Можно ли было
привести довольно примитивную систему
славянских культов в соответствие с новыми
требованиями, которые были выдвинуты появлением
классового общества и государства?
Попытки противопоставить христианству
реформированный языческий культ не привели к
успеху. Лучше всего эти требования могла
удовлетворить мировая религия, сама созданная в
условиях поздней античности, приспособленная к
феодальному обществу и отвечающая той стадии
развития, в которую вступила Русь. Христианство,
как господствующая религия в средневековье,
освящало классовое неравенство, отношения
господства и подчинения, феодальную структуру
общества, обожествляло государственную власть,
что вполне соответствовало условиям Руси.
Русь в IX—X вв. традиционно была связана с
Константинополем — «Царьградом» — и со
славянами в Центральной Европе и на Балканском
полуострове, также находившимися в тесном
общении с Византией. Эти связи в значительной
степени определили церковную ориентацию Руси на
восточнохристианский мир и на
константинопольскую кафедру в блистательной
столице древнего государства, для уравнения с
которым принятие христианства давало достаточно
оснований.
При заинтересованности обоих христианских
центров, Рима и Константинополя, в обращении в
свою веру народов Европы киевские князья могли
сами выбирать то направление христианства,
которое, по их мнению, должно лучше отвечать
политическим и культурным нуждам государства.
Принятие христианства как государственной
религии связано с сыном Святослава великим
князем киевским Владимиром (980—1015 гг.), который
осознал необходимость религиозного
реформирования на Руси. Его попытка
предотвратить распространение на Руси
христианства путем создания интернационального
языческого пантеона во главе с Перуном,
олицетворявшего новые социальные отношения
раннефеодального общества, оказалась неудачной.
За нею последовали разрушение созданного
пантеона и официальная христианизация.
Это событие было ускорено ходом политических
взаимоотношений между Русью и Византией в конце
80-х годов X в. Для борьбы с очередным мятежником
Вардой Фокой, желавшим сесть на императорский
престол и обладавшим большими силами, император
Василий II обратился к князю Владимиру за
военной помощью, не скупясь при этом на обещания.
Важными условиями договора, по которому был
послан в распоряжение императора шеститысячный
русский отряд, были, по сведениям арабского
христианского историка XI в. Яхьи
Антиохийского, женитьба «царя русов» Владимира
на сестре императора Василия Анне и принятие
Владимиром и его страной христианства.
После победы императору пришлось выполнить
условия договора и отдать сестру-царевну за
киевского великого князя. Это было редким
исключением в политической практике империи — в
руке порфирородной принцессы перед этим было
отказано сыну германского императора, будущему
Оттону II. Чтобы добиться выполнения условий
договора, князю Владимиру пришлось осадить и
взять в 989 г. принадлежащий Византии в
Крыму г. Корсунь (Херсонес). Это византийское
владение было возвращено императору в качестве
«вена» — выкупа за невесту.
Смена религиозных культов сопровождалась
уничтожением изображения некогда почитаемых
богов, их публичным поруганием со стороны
княжеских слуг, построением церквей на местах,
где стояли языческие идолы и храмы. Так, на холме
в Киеве, где стоял идол Перуна, была воздвигнута
церковь Василия, посвященная Василию Великому.
Под Новгородом, в Перыни, где находился языческий
храм, была построена церковь Рождества. По
сообщению Повести временных лет, Владимир «начал
строить в городах церкви и назначать попов, и
людей стали приводить к крещению по всем городам
и селам».
Распространение христианства проводилось
княжеской властью и формировавшейся церковной
организацией насильно, при сопротивлении не
только жречества, но и различных слоев населения.
Митрополит Илларион киевский признавал, что
крещение в Киеве происходило по принуждению:
«Никто не сопротивлялся княжескому приказу,
угодному Богу, и крестились если не по
собственной воле, то из страха перед приказавшим,
ибо его религия была связана с властью».
В других городах замена традиционного культа
новым встречала открытое сопротивление. В
Новгороде сохранилась легенда о введении там
христианства епископом Иоакимом Корсунянином и
княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда
«Путята крести мечем, а Добрыня огнем».
Щапов Я.Н. Церковь в Древней Руси //
Русскоеправославие: Вехи истории. М., 1989. С. 14—18.
Останки десятинной
|
Когда разнеслась слава о храбрости
Владимира, единовластии его и размерах его
царства, превышающих владения других царей и
князей во всей Поднебесной, начали приходить к
нему проповедники из разных народов, хваля свою
веру.
Вначале пришли мусульмане, и спросил их Владимир:
«Какова ваша вера?» Они сказали: «Мы веруем в
Бога, пребывающего на небесах, и есть у нас пророк
Божий Мухаммед, который позволяет нам иметь жен,
кто сколько хочет, и всякими страстями плотскими
наслаждаться, только повелевает обрезываться, не
есть свиного мяса и не пить вина». И о других
делах, свойственных их вере, говорили мусульмане,
но писать о них нехорошо. Будучи женолюбив,
Владимир о женах слушал с удовольствием, но
обрезание и отказ от вина ему не понравились, и он
сказал: «Жить без вина мы не можем, ибо на Руси все
веселие и удовольствие бывает в подпитии».
Приходили проповедники и от немцев, и от римского
папы, и от западного кесаря, и прочих князей
посланцы, каждый свою веру называя хорошей, но ни
одна из них не полюбилась ему.
Пришли также и евреи, говоря, что лучше всех вер
их ветхозаветная вера. И спросил их Владимир:
«Где земля и царство ваши?» Они же сказали: «Наша
земля — Иерусалим, Палестина и окрестности; но
поскольку прогневали мы Бога грехами нашими,
расточил за то нас Бог по всей Вселенной, а землю
нашу отдал христианам». И сказал им Владимир:
«Как же вы иных вере вашей учите, сами будучи
отвергнуты вашим Богом? Ведь если бы Бог вас
любил, то не расточил бы вас по чужим землям.
Может, вы и нам желаете такого расточения?» И,
сказав это, прогнал их от лица своего.
После всех пришел к Владимиру от греческих царей
Василия и Константина и от патриарха
царьгородского Николая Хрисоверга посол с
дарами, человек выдающийся, искусный в слове и
боговдохновенный, Кирилл Философ. Этот Кирилл
долго беседовал с Владимиром о христианской
вере, начав от сотворения мира, рассказал обо
всех пророчествах, о воплощении Христовом, о
добровольно воспринятом им страдании и крестной
смерти ради спасения людей, о воскресении из
мертвых на третий день и о вознесении на небеса,
как о том пространно пишет преподобный Нестор
Печерский.
Потом он заговорил о втором пришествии Христа, о
воскресении мертвых, о Страшном суде, о
бесконечной муке, уготованной грешникам, и о
воздаянии праведным в царствии небесном, и дал
ему в дар от пославших его большое златотканое
полотно, на котором искусно было выткано
изображение Страшного суда Божьего и разделение
грешных от праведных. Услышав это, Владимир
вздохнул и сказал: «Блаженны те, кто встанет по
правую руку, и горе тем, кто слева!»
И сказали бояре Владимиру: «Если бы вера
греческая не была хороша и истинна, то бабка твоя
Ольга не приняла бы ее, ибо женщина она была очень
мудрая».
Жизнеописания достопамятных людей
Земли Русской X—XX вв.
М., 1992. С. 17—18.
После смерти Владимира Святого все оставшиеся
в живых его сыновья получили княжения в
различных городах, что в дальнейшем послужило
поводом к междоусобице. Еще при жизни Владимира
его сын Ярослав княжил в Новгороде и 2/3
собираемой дани отдавал Киеву. Однако
впоследствии он перестал отдавать ему дань.
Владимир собирался навести порядок и стал
готовиться к походу на Новгород, но внезапно
умер. Война между отцом и сыном не состоялась, но
кровь пролилась в противостоянии братьев.
Ярослав I (1019—1054 гг.) от рождения был хромым
из-за врожденного вывиха бедра. Этот недуг не
позволял ему тратить время на укрепление
телесных сил. Зато Ярослав много времени
проводил за книгами и стал образованнейшим
князем своего времени, за что и получил прозвище
Мудрый. Он женился на дочери шведского короля
Олафа Ирине (Индегерде).
К моменту его правления на Руси разгорелась
распря за владение главным городом, Киевом. Дело
в том, что княжение в Киеве Владимир предполагал
отдать любимому сыну Борису. Еще до смерти отца
Борис во главе дружины отбивал нападение
печенегов. Пользуясь отсутствием Бориса, престол
в Киеве после смерти Владимира захватил
Святополк, «сын двух отцов», к которому еще при
жизни Владимир относился с неприязнью за его
коварство и жестокость. Эти черты характера
проявились самым ужасным образом. Святополк
послал убийц, которые закололи Бориса и отсекли
ему голову.
Князь понимал, что сотворенное им зло не
останется безнаказанным, и решил расправиться с
остальными братьями. Для этого он вызвал из
Мурома Глеба, единоутробного [на самом деле
родного — Глеб был сыном Владимира] брата Бориса
под предлогом болезни отца. При подходе к Киеву
Глеб узнал, что отец уже умер, брат убит. Но не
бежал, а стал увещевать убийц. Тогда его повар
Горчик зарезал своего господина в угоду новым
хозяевам. Борис и Глеб похоронены вместе в
1015 г. и причислены к лику святых.
Древлянский князь Святослав, предвидя намерения
брата, бежал в Венгрию. Но в Карпатах его нагнали
убийцы, и третий брат лишился жизни. За эти
злодеяния Святополка прозвали Окаянным.
Ярослав, узнав из письма сестры Предславы о
событиях в Киеве и понимая, что, укрепившись в
Киеве, Святополк доберется и до Новгорода, собрал
новгородскую дружину и двинулся к Киеву.
Святополк призвал на помощь печенегов, но был
разбит и бежал в Польшу. Святополк был женат на
дочери польского князя (короля с 1025 г.)
Болеслава I Храброго.
Воспользовавшись распрей на Руси, тесть решил
поддержать зятя, а заодно и возвратить
утраченные раньше в войнах с Владимиром земли
Галиции. В августе 1018 г. войска Болеслава и
Святополка разбили Ярослава на Буге и вошли в
Киев.
Ярослав бежал в Новгород и хотел податься к
варягам. Но посадник Новгорода Константин вместе
с новгородцами посек ладьи Ярослава и принудил
князя готовиться к новой битве со Святополком.
Тем временем Болеслав, заняв Киев, чувствовал
себя здесь полным хозяином и не думал возвращать
его Святополку. Поляки бесчинствовали в Киеве.
Поэтому Святополк подговорил киевлян перебить
поляков, что и было вероломно сделано в одну из
ночей. Болеслав бежал, но захватил много
богатства и пленных. Города Червонной Руси вновь
отошли к Польше.
Новгородцы, воспользовавшись ситуацией,
двинулись к Киеву и в 1019 г. разбили Святополка,
а князя Ярослава вновь посадили на Киевский
престол. Святополк Окаянный бежал, сошел с ума и
скончался в землях Богемии.
Не успел Ярослав надежно обосноваться в Киеве,
как в 1021 г. на Новгород напал его племянник, сын
его брата Изяслава, полоцкий князь Брячеслав. Он
разграбил Новгород и увел много пленных. Однако
Ярослав догнал его, отбил награбленное и пленных,
а потом помирился и уступил Брячеславу Витебск и
Усвят.
В 1023 г. Ярославу пришлось сражаться с братом.
На этот раз на Киев пошел Мстислав, прозванный за
силу, веселый нрав и бесстрашие Удалым. Он владел
Тмутараканью, щитом Киева, и считал себя
обделенным Владимиром. Ярослав прибег к помощи
варягов, но был разбит и вновь бежал в Новгород.
Но Мстислав Удалой был великодушен. Он не искал
единовластия, а предложил Ярославу левую часть
Руси по Днепру с Киевом, а себе потребовал правую
часть — с Черниговом. Условия были приняты,
братья долго жили в согласии и вместе отвоевали у
поляков Червонную Русь (Галицию) после смерти
Болеслава Храброго.
В 1036 г. Мстислав Удалой умер, простудившись на
охоте, детей у него не было, и Ярослав стал единым
правителем Руси, кроме полоцких владений.
Как просвещенный человек, Ярослав понимал, что
благополучие государства зависит не от
количества воинов, а от внутреннего распорядка.
Ярослав впервые на Руси ввел писаный закон —
судебник «Русская правда». Заботился о
распространении учения: первую библиотеку
разместил в Софийском соборе, создал в Новгороде
первое народное училище на 300 детей. Умер Ярослав
в ясном сознании 24 февраля 1054 г. на руках
любимого сына Всеволода, и погребли его в церкви
Св. Софии, в мраморной гробнице.
Каковы итоги княжения Ярослава?
Основным является то, что Русь объединилась в
единое феодальное государство на основе новой
культуры, писаных законов и православной
религии.
Русь стала вровень со всем цивилизованным миром.
Велик стал международный авторитет Руси. Исчезло
старое деление на племена. Хотя Ярослав включил в
состав Киевской Руси еще пять племен и их стало
тринадцать, государственное оформление получила
единая русская народность. Именно из этой
народности позже вышли русские, украинцы и
белорусы.
Сергеев А.Г. Правители государств и
отцы
Церкви Европы за 2000 лет.
Владимир, 1997. С. 186—188.
Памятник св. Владимиру
|
По смерти Владимира Святого (в 1015 г.)
начались междоусобия его сыновей. Старший сын
его, Святополк (прозванный за свои преступления
Окаянным), убил своих братьев Бориса, Глеба и
Святослава и «нача княжити в Киеве». Однако его
брат Ярослав, бывший в Новгороде наместником
великого князя Киевского, из новгородцев и
призванных ими на помощь варягов, победил
Святополка (которому помогали поляки) и занял
киевский великокняжеский престол (в 1019 г.).
Ярослав предпринял ряд военных экспедиций
против соседних земель и народов. В 1030 г. он
совершил успешный поход на земли прибалтийской
«чуди» и построил к западу от Чудского озера
город Юрьев. Совершал он также походы в землю
Литовскую и Мазовецкую. В 1043 г. имел место
последний русский поход в Византию: Ярослав
послал «на греки» своего сына Владимира с
большим войском, но поход окончился полной
неудачей.
Зато полной победой закончилась борьба Ярослава
с печенегами, которым он нанес решительный удар в
битве под Киевом в 1036 г. Пораженные русскими,
теснимые с другой стороны новыми азиатскими
пришельцами — торками, печенеги двинулись на
юго-запад, где частью расселились в степях, а
частью перешли Дунай и поселились на Балканском
полуострове в качестве подданных византийского
императора.
В своей внутренней деятельности Ярослав был
неутомимым строителем Руси и создателем новой
христианской культуры. При нем, как говорит
летописец, «вера христианская нача плодитися и
расширятися». Вызывая мастеров из Византии, он
строил храмы (из которых наиболее знаменитым был
кафедральный собор Св. Софии в Киеве), основывал
монастыри, продолжал организацию церковного
управления и способствовал распространению и
упрочению христианства в обширных пределах
своего государства.
Он укрепил и украсил стольный город Киев,
построив Золотые ворота и каменные стены вокруг
города. Киев стал при нем одним из самых красивых
и богатых городов Европы, «соперником
Константинополя», по выражению одного из
западных посетителей.
Киев в это время находился в оживленных торговых
и дипломатических отношениях не только с
Византией, но и с иными европейскими странами, а
члены русского княжеского дома вступали в
родственные связи с представителями многих
королевских домов Европы. Сам Ярослав был женат
на дочери шведского короля Индигерде (Ирине); три
его дочери вышли замуж за королей французского,
венгерского и норвежского; его внучка Евпраксия
Всеволoдовна (Адельгейда) вышла замуж за
императора германского Генриха IV.
Иностранные короли и принцы в XI—XII вв.
женились на русских княжнах, русские князья
женились на византийских, скандинавских,
венгерских и польских принцессах, а иногда
дочерях половецких ханов.
Должно упомянуть еще, что при Ярославе Мудром
началась, а при его сыновьях продолжилась запись
норм обычного русского права (с добавлением
позднейших княжеских законодательных
постановлений), которая образовала впоследствии
юридический сборник, известный под именем
«Русская Правда».
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.
М., 1991. С. 35—37.
После смерти Владимира Святославовича в
1015 г. началась длительная кровопролитная
война между его многочисленными сыновьями,
управлявшими различными частями Руси.
Зачинщиком усобицы был Святополк Окаянный,
убивший своих братьев Бориса и Глеба. В
междоусобных войнах князья-братья приводили на
Русь то печенегов, то варягов, то поляков. В конце
концов победителем оказался Ярослав Мудрый,
деливший Русь по Днепру с братом Мстиславом
Тмутараканским, а затем, после смерти Мстислава,
ставший «самовластцем» и даже получивший с
согласия Византии высокий титул «цесаря», или
царя.
Управляя при Владимире Новгородом, Ярослав
задумал начать войну с родным отцом, чтобы сесть
в Киеве, и с этой целью нанял большой отряд
варягов, буйствовавших в Новгороде в ожидании
похода. Когда же Ярославу понадобилась помощь
новгородцев, он был вынужден дать им особую
грамоту, ограждавшую права и честь жителей
Новгорода.
С именем Ярослава Мудрого связаны строительство
церквей, перевод греческих книг и издание
первого варианта «Русской Правды». Древнейшая
«Русская Правда» не должна рассматриваться как
кодекс всех русских законов; ее назначение было
скромнее — она содержала статьи о штрафах за
скандалы и драки, учиненные в Новгороде. Тем не
менее это ценный юридический источник начала
XI в.
Время Ярослава Мудрого — это время расцвета
Руси. Печенеги были отогнаны, а новые враги —
половцы — еще не пришли. Русь стала широко
известна на Западе, как и на Востоке.
Государство Русь до его распада на отдельные
княжества было одним из сильнейших государств
Европы, быстро догонявшим передовые страны в
социально-политическом и культурном развитии.
История СССР c древнейших времен до
конца XVIII в. /
Под ред. Б.А.Рыбакова. М., 1983. С. 63.
А.П.Лосенко.
|
Среди важнейших государственных
мероприятий Ярослава Мудрого следует отметить
назначение митрополита без ведома
константинопольского патриарха. В православной
Церкви существовали четыре патриархии:
александрийская, антиохийская, иерусалимская и
константинопольская. Главную роль играла,
конечно, столичная, константинопольская,
патриархия. Она делилась на 60 митрополий, одной
из которых была киевская, основанная между 995 и 997
годами. Митрополитов по древней традиции
назначал патриарх.
Однако киевская митрополия значительно
отличалась от остальных: она охватывала
территорию отдельного государства, населенного
отдельным народом со своими особыми языком,
письменностью и культурой. Таким образом, эта
митрополия фактически представляла собой
национальную и государственную церковную
организацию. Но во главе ее постоянно находился
назначаемый из Константинополя иностранец, а
фактически представитель другой державы.
Местные традиции были ему чужды, древнерусского
языка он не знал, интересы Византии были ему
дороже интересов Руси. Это, вероятно, и побудило
Ярослава выставить кандидата в митрополиты из
числа русских священников.
Выбор пал на священника загородной княжеской
церкви Илариона. Это был широко образованный
человек, талантливый публицист. Наиболее
известным его произведением является «Слово о
законе и благодати» — религиозно-политический
трактат о христианских заслугах князя Владимира
и о праве Руси на древнее культурное наследие.
Самостоятельное назначение митрополитов
говорило о растущей независимости русской
Церкви, хотя до полного ее выхода из-под власти
Константинополя было еще очень далеко.
В отличие от отца, князь Ярослав не стал героем
былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о
крупном государственном деятеле и образованном
человеке.
Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История
России. VIII—XV вв.:
Учебник для VII класса средних учебных заведений.
М., 1995. С. 47—48.
Аже кто убиеть княжа мужа в разбои, а
головника не ищуть, то виревную платити, в чьей же
верви голова лежить, то 80 гривен; паки ли людин, то
40 гривен.
Головник — убийца.
Виревная (вира) — плата князю за убийство
свободного человека.
Вервь — соседская община.
Людин — простой человек.
Будеть ли стал на разбой без всякой свады, то
за разбойника люди не платять, но выдадять всего
и с женою на поток и разграбление.
Разбой без свады — убийство ради
захвата имущества.
Поток — арест, ссылка.
Аже в княже отроци, или в конюсе, или в поваре,
то 40 гривен.
А за тивуна за огнищный и за конюший, то 80 гривен.
Ти(в)ун — управляющий князя или боярина.
А в сельском тивуне княже или в ратаинемь, то
12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Тако же и за
бояреск.
Сельский тивун — управляющий селами.
Ратайный тивун — управляющий пахотными
работами.
Рядович — зависимый крестьянин по договору
(по ряду).
А за ремественика или ремественицю, то 12
гривен.А за смердии холоп 5 гривен, а за робу 6
гривен.
Смердий холоп — слуга.
Искавшие ли послуха и не налезуть, а исьтьця
начнеть головою клепати, то ти им правду железо.
Тако же и во всех тяжах, в татьбе и в поклепе, оже
не будет лиця, то тогда дати ему железо из неволи
до полугривны золота, аже ли мене, то на воду, оли
до двою гривен.
Послух — свидетель.
Головою клепати — обвинять в убийстве.
Поклеп — обвинение по подозрению.
Татьба — воровство.
Лицо (лице) — поличное.
Судебные нормы по «Русской правде»
//Материалы по истории СССР для
семинарских и практических занятий. М., 1987. Вып. 2.
С. 14—18.
Аже убиеть мужь мужа, то мьстити брату
брата, любо отцю, ли сыну, любо братучадо, ли
братню сынови; оже ли не будеть кто его мьстя, то
положити за голову 80 гривен, аче будеть княжь
мужь или тиуна княжа; аче ли будеть русин, или
гридь, любо купець, любо тивун бояреск, любо
мечник, любо изгои, ли словенин, то 40 гривен
положити за нь.
Тиун княж — княжеский тиун, княжеский
судья или приказчик.
Гридь (гридин) — младший дружинник.
Тивун бояреск (тиун боярский) — боярский
судья, приказчик, ведавший боярским хозяйством.
О убиистве. Аже кто убиеть княжа мужа в
разбои, а головника не ищють, то виревную
платите, в чьеи же верви голова лежить, то 80
гривен; паки ли людин, то 40 гривен.
Разбой — умышленное нападение с целью
ограбления, сопровождавшееся взломом и,
возможно, убийством охранявших лиц.
Головник — убийца.
Виревная — вирная плата, то же, что и вира.
Вервь — сельская община (южный термин).
Паки ли — если же.
Людин — простолюдин.
Которая ли вервь начнеть платити дикую виру,
колико лет заплатить ту виру; зане же без
головника им платити.
Дикая вира — вира, штраф за убийство,
уплачиваемый общиной по круговой раскладке
между членами общины, для которых он обязателен
независимо от того, найден ли убийца или нет.
Колико — сколько.
Будеть ли головник их в верви, то зане к ним
прикладываеть, того же деля им помогати
головнику, любо си дикую веру, но сплати[ти] им
вообчи 40 гривен, а головничьство, [а то] самому
головнику, а в 40 гривен ему заплатити ис дружины
свою часть.
Прикладываеть — присоединить свой
взнос к коллективному платежу виры общинной.
Деля — ради.
Сплати (сплатити) — заплатить.
Вообчи — сообща.
Головничьство — штраф в пользу
родственников убитого.
Ис дружины свою часть — совместно с вервью
платить свою часть.
Но оже будеть убил или в сваде или в пиру
явлено, то тако ему платити по верви ныне, иже ся
прикладываеть вирою.
Свада — ссора.
Иже — который, которые.
Ся прикладываеть — присоединяется.
Оже станеть без вины на разбои. Будеть ли
стал на разбои без всякоя свады, то за разбоиника
люди не платять, но выдадять и всего с женою и с
детми на поток и на разграбление.
И — его.
На поток и на разграбление — изгнание,
ссылка, сопровождавшаяся конфискацией имущества
виновного.
Аже кто не вложиться в дикую виру, тому людье
не помогають, но сам платить.
А се покони вирнии были при Ярославе: вирнику
взяти 7 ведер солоду на неделю же овен любо
полоть, любо 2 ногате; а в середу куна оже сыр, а в
пятницю тако же; а кур по двою ему на день, а
хлебов 7 на неделю, а пшена 7 уборков, а гороху 7
уборков, а соли 7 голважень; то то вирнику со
отрокомь; а кони 4, конем по рот сути овес; вирнику
8 гривен, а 10 кун перекладная, а метелнику 12
векшии, а съсадная гривна.
Ногата — денежная единица, равная 1/20
гривны.
Уборок — (неопределенная) мера сыпучих тел.
Голважня — (неопределенная) мера соли.
Отрок — член младшей дружины, помогавший
вирнику.
Перекладная — пошлина при перекладке подвод,
перепряжке лошадей в пользу вирника.
Метелник — отмечающий, записывающий уплату.
Съсадная гривна — пошлина в пользу вирника
при ссаживании его с подводы.
[О вирах]. Аже будеть вира во 80 гривен, то
вирнику 16 гривен и 10 кун и 12 векши, а переди
съсадная гривна, а за голову 3 гривны.
О княжи [отроци]. Аже в княжи отроци или в конюсе,
или в поваре, то 40 гривен.
Княж отрок — член младшей дружины князя.
А за тивун за огнищныи и за конюшии, то 80
гривен.
Тивун огнищный — приказчик, наблюдавший
за хозяйством князя, его домом.
А в сельскомь тивуне княже или в ратаинемь,
то 12 гривен.
Сельский тивун княжий — сельский
княжеский староста.
Ратаинный тивун — староста, ведавший
пашенными работами.
А за рядовича 5 гривен. Тако же и за бояреск.
Рядович — временно зависимый человек,
работавший по ряду, договору в княжеском или
боярском хозяйстве.
Бояреск — боярский, относящийся к хозяйству
боярина.
О ремественике и о ремественице. А за
ремественика и за ремественицю, то 12 гривен.
Ремественик и ремественица —
ремесленник и ремесленница.
А за смердии холоп 5 гривен, а за робу 6 гривен.
Смердии холоп — появился в результате
унификации наименования различных категорий
челяди, здесь — пашенный холоп.
Нагаев А.С., Огнев в.Н. Практикум
по истории СССР
с древнейших времен до начала XVII в.
М., 1991.С. 43—45.
Покушение Рогнеды на князя
|
В 1068 году пришли иноплеменники на Русскую
землю, много половцев. Изяслав же, Святослав и
Всеволод вышли против них на Альту и ночью пошли
друг против друга. Ради наших грехов напустил Бог
на них язычников, и побежали русские князья, и
победили половцы.
Когда же Изяслав со Всеволодом побежали к Киеву,
а Святослав — к Чернигову, люди киевские
прибежали в Киев, собрали вече на торгу и сказали,
обратившись к князю: «Половцы растеклись по
земле; дай, князь, оружие и коней; будем еще биться
с ними». Изяслав этого не послушал. Начали люди
говорить против воеводы Коснячка, пошли на вече
на гору, пришли на Коснячков двор и, не найдя его,
остановились у Брачеславова двора и сказали:
«Пойдем выпустим товарищей своих из тюрьмы».
Разделились они на две части. Половина их пошла к
тюрьме, а другая половина пошла по мосту; эти
пришли на княжеский двор. Изяслав сидел на сенях
с дружиной своей, они начали препираться с
князем. Они стояли внизу, а князь смотрел из
оконца, дружина стояла около князя. Тогда сказал
Туки, брат Чудина, Изяславу: «Видишь, князь, как
люди взвыли, пошли, пусть стерегут Всеслава».
Когда он говорил это, пришла от тюрьмы другая
половина людей, отворившая тюрьму. И сказала
дружина князю: «Это нехорошо. Пошли к Всеславу,
пусть обманом вызовут его к оконцу и пронзят
мечом». Не послушал этого князь. Люди закричали и
пошли к темнице Всеслава. Изяслав, увидав это,
вместе с Всеволодом побежал со двора, а люди
вытащили Всеслава из тюрьмы, в 15 день сентября, и
поставили посреди княжеского двора. Двор
княжеский они разграбили, бесчисленное
множество золота и серебра «кунами и белью»
(деньгами). Изяслав бежал к полякам... Всеслав сел
в Киеве...
В 1069 году пошел Изяслав с Болеславом [королем
польским] против Всеслава. Всеслав пошел против
них. Пришел к Белгороду Всеслав и ночью, тайно от
киевлян, бежал из Белгорода в Полоцк. На другой
день увидели люди, что князь убежал, возвратились
в Киев, созвали вече и послали к Святославу и
Всеволоду сказать: «Мы плохо поступили, прогнав
своего князя; вот он ведет против нас Польскую
землю; идите в город отца своего; если не хотите,
то мы вынуждены, сжегши город, уйти в Греческую
землю».
Сказал им Святослав: «Мы пошлем к брату своему;
если он пойдет на вас с поляками губить вас, то мы
пойдем войной против него, не дадим погубить
город отца своего; если он хочет мира, то пусть
придет с малой дружиной». Успокоились киевляне.
Святослав и Всеволод послали сказать Изяславу:
«Всеслав бежал; не води поляков к Киеву, врага
твоего нет; если хочешь гневаться и погубить
город, то знай, что нам жаль отцовского стола».
Услыхав это, Изяслав оставил поляков и пошел с
Болеславом, взяв немного поляков. Впереди себя
послал сына своего Мстислава в Киев. Мстислав,
придя, изрубил киевлян, которые освободили
Всеслава, в количестве 70 человек, а других
ослепил; иных же погубил без вины, не разузнав о
них.
Когда Изяслав шел к городу, вышли люди навстречу
ему с поклоном и приняли князя своего киевляне. И
сел Изяслав на столе своем мая месяца во 2 день. Он
распустил поляков для прокорма и тайком убивал
поляков.
Возвратился Болеслав в Польшу, в землю свою.
Изяслав же перевел торг на гору и выгнал Всеслава
из Полоцка, а сына своего Мстислава посадил в
Полоцке.
В 1097 году пришли Святополк, Владимир, Давыд
Игоревич, Василько Ростиславич, Давыд
Святославич и брат его Олег и съехались в Любече
для установления мира, говоря между собой: «Зачем
мы губим Русскую землю, учиняя распри между
собой? А половцы нашу землю разоряют и рады, что
между нами междоусобие. С этих пор будем мы
единодушны и храним землю русскую, пусть каждый
держит отчину свою: Святополк — Киев,
Изяславлю [отчину], Владимир — Всеволжу, Давыд,
Олег и Ярослав — Святославлю, а также кому раздал
Всеволод города: Давыду — Владимир,
Ростиславичам — Перемышль, Володаря, Теребовль
— Васильку».
И на том целовали крест: «Если отныне кто будет
против кого, на того будем все и крест честный».
Сказали все: «Пусть будет на него крест честный и
вся земля Русская». И, давши клятву, пошли каждый
к себе.
Хрестоматия по истории СССР.
М., 1949. С. 70—71, 76—77.
Ярослав Владимирович умер в 1054 году, оставив по
себе пятерых сыновей, которым отдал все русские
области в нераздельное владение: старший брат,
великий князь, владел главным княжеством,
старшим столом, как тогда говорили, Киевом;
другие братья владели другими волостями по
старшинству; они не владели своими волостями
вечно и не передавали их своим детям; но когда
умирал старший, или великий князь в Киеве, то его
место заступал не старший его сын, а брат, на
место этого брата должен был садиться следующий
по старшинству, и так все князья передвигались по
старшинству из одной волости в другую, из худших
волостей в лучшие, а худшие должны были
доставаться уже следующему поколению,
племянникам, которые по смерти своих дядей также
должны были передвигаться по старшинству; за
ними третье поколение, троюродные и т.д.
Но дело известное, что в семьях между близкими
родственниками бывают большие споры и ссоры,
особенно когда речь идет об имении; наши князья
не делились, но постоянно у них шли толки о
волостях, где кому сидеть, чем кому владеть,
потому что смерть каждого князя вела к
передвижке по летам, кто старше. Законов не было,
был только обычай; смотрели, как прежде бывало,
какая волость прежде считалась почетною,
старшею; старшие дядья съедутся, распорядят
волости, кому чем владеть; младшие племянники
недовольны, особенно когда увидят, что старший,
или великий, князь, хочет сделать больше добра
близким родственникам, сыновьям, старается дать
им получше волость, посадить около себя.
Тогда начинаются крики о жестокой обиде, берутся
за оружие, чтоб охранить свою честь, свое
старшинство, не потерять прав на самый старший
стол, Киев. Оружием доставляют себе управу,
потому что когда в семье отец жив, то дети его
слушаются; слушаются, хотя уже не так, племянники
старого дядю; но братья мало слушают брата, хотя и
повторяют: «Старший брат мне вместо отца». Когда
же старшими пойдут двоюродные и троюродные
братья, тех уже слушают только, когда это выгодно.
Войною ищут себе управы; но на войне один
побеждает, другой побеждается, побежденного не
щадят, его выгоняют из хорошей волости, иногда
вовсе выгоняют из Русской земли; но он не может
остаться в покое, ищет первого удобного случая,
чтоб отомстить за свою обиду и добыть волость в
Русской земле.
Иногда старший дядя не способен, тогда младший
брат, племянник, способный, храбрый, перенимает
на себя старшинство; но этому противятся другие,
выставляя, что дело идет не по обычаю, что
младшему нельзя дать старшинства, и опять
начинается междоусобная война. Вследствие этих
междоусобий, изгнаний счеты — кто старше, кто
моложе — перепутываются, и от этого новые споры и
междоусобия.
Князья ведут междоусобные войны; главное
внимание обращено в основном на то, чтобы не
потерять своей части, старшинства, чтоб никто из
них, кому не следует, младший, не захватил себе
старшего стола, старшей волости, при первом
подозрении берут в руки оружие; а тут за Днепром,
в степях, по-прежнему кочуют поганые, которые
беспрестанно нападают на русские земли и
опустошают их.
Печенеги исчезли при Ярославе Владимировиче, но
были сменены половцами, и мало того, что половцы
сами по себе опустошали Русь, князья в своих
ссорах призывали к себе на помощь поганых и
давали им жечь, грабить и вести в полон жителей.
Соловьев С.М. Общедоступные чтения
по русской истории.
М., 1992. С. 206—207.
Владимир прощает Рогнеду.
|
По смерти же Мстислава Ярослав владел всей
землей; умирая, он разделил землю таким образом:
старшему сыну Изяславу дал Киев и Новгород, т.е.
оба конца водного пути (очевидно, что Изяслав был
самый богатый и могущественный князь), второму
сыну, Святославу, — Чернигов, третьему —
Всеволоду — Переяславль (недалеко от Киева),
четвертому — Вячеславу — Смоленск, пятому —
Игорю — Владимир-Волынский; но у Ярослава был еще
внук от старшего сына, Владимира Ярославича,
доблестный Ростислав, о котором сложилось много
легенд; ему Ярослав ничего не дал.
Ростислав бросился сам на Тмутаракань, захватил
ее и оставил за собою. Ярослав велел почитать
Изяслава как старейшего, но Изяслав не сумел
поддержать авторитет свой, восстановил против
себя киевлян, которые его изгнали. Возвратясь
затем в Киев, Изяслав был вторично изгнан оттуда
братьями; он бежал в Польшу; киевский стол занял
Святослав и княжил там до смерти. Затем Киев
опять перешел к Изяславу, а Чернигов в это время
достался Всеволоду.
После смерти Изяслава, киевский престол занял
Всеволод, а второй город — Чернигов — Всеволод
отдал своему сыну Владимиру. Детей Святослава он
совсем вычеркнул из общего наследия как изгоев,
которые не имели права на великокняжеский
престол, ибо отец их не мог бы стать великим
князем, если бы соблюдал старшинство и не прогнал
бы с престола старшего брата своего, который его
пережил.
В 1093 г. умер Всеволод, оставив после себя сына
Владимира, прозванного Мономахом по имени своего
деда по матери. Владимир не встретил бы
препятствий со стороны киевлян, если бы захотел
занять отцовский великокняжеский престол, но, не
желая новых усобиц и соблюдая родовое
старшинство, Мономах предоставляет киевский
престол старшему из своих двоюродных братьев,
Святополку Изяславичу, который, как старший в
роде, имел на великокняжеский стол все права.
Этот князь, однако, не умел поддержать
спокойствие в Русской земле и потому не
пользовался народным расположением; во время его
княжения Святославичи, признанные изгоями со
стороны дядей Изяслава и Всеволода, стали
добиваться полноправности и заявили притязания
на черниговский стол, занятый Мономахом.
После долгих смут Любечским съездом 1097 г.
права Святославичей на Чернигов были
восстановлены, и вместе с тем съезд поделил все
русские земли между князьями на началах
справедливости, утвердив правило: «каждо да
держит отчину свою». Но справедливость была
вскоре попрана главным ее блюстителем
Святополком, который, деёйствуя заодно с Давидом
Игоревичем, ослепил одного из князей-изгоев —
Василька. Это насилие повлекло за собой новые
усобицы, для прекращения которых был созван
новый съезд.
В 1100 г. в городе Уветичах, или Витичеве,
Святополк, Мономах и Святославичи заключили
между собой союз для восстановления мира на Руси.
Когда Витичевским съездом был водворен порядок
во внутренних делах, тогда стало возможным
подумать о делах внешних — о борьбе с половцами.
<…>
По смерти нелюбимого князя [Святополка] киевляне
посылают звать на великокняжеский престол
Владимира Мономаха, но Мономах, не желая нарушать
раз признанных прав Святославичей, отказывается
от великого княжения. Однако киевляне, не
любившие Святославичей, не принимают ни
Святославичей, ни отказа Мономаха и отправляют к
нему новое посольство с тем же предложением,
угрожая возмущением в случае упорства; тогда
Владимир должен был согласиться и принять Киев.
Так воля граждан нарушила права старшинства,
передав их в руки достойнейшего помимо старшего.
Однако это нарушение старшинства, хотя и
вынужденное, должно было вызвать новые усобицы, и
если при жизни сильного и любимого всеми
Мономаха Святославичи должны были затаить свою
ненависть к невольному нарушителю их прав, то они
передали эту ненависть своим детям; она и
послужила причиной кровавых усобиц между
потомством Святослава и потомством Всеволода.
Платонов С.Ф. Лекции по русской
истории.
М., 1993. С. 116—118.
Святополк Окаянный.
|
Избрание Владимира Мономаха на киевский
престол было признано всем народом, который
очень любил его, и всеми князьями, которые
боялись и уважали Мономаха. Мономах вступил в
великое княжение, уже имея 60 лет от роду, будучи
богатым и сильным князем.
Власть свою он умел держать крепко: те из князей,
кто решался идти против него, жестоко платились
за наклонность к междоусобию. Великий князь умел
смирить непокорных и поддержать порядок в
стране. Точно так же умел он быть грозным и для
половцев, которые при нем не смели тревожить
Русь. Понятно поэтому то чувство преданности и
любви, какое питали к Мономаху русские люди. Он
был самым чтимым князем и при жизни своей и после
смерти. Летописец называет его «чюдным князем»,
«милостивым паче меры» и «жалостливым».
Личные свойства Мономаха узнаем мы из его
собственных произведений, которые летописец
приводит в своей летописи. Это — «Поучение»
детям и «Послание» к князю Олегу Святославичу.
Мужественный и деятельный, скромный и честный,
благочестивый и милостивый, Мономах учит детей
не лениться и самим трудиться, не полагаясь на
слуг; быть гостеприимными и щедрыми; веровать в
Бога и проявлять свою веру добрыми делами:
покаянием, слезами и милостынею; держать клятву,
любить мир, не гордиться и защищать слабых. В
письме к Олегу Святославичу Владимир кротко
жалуется на то, что Олег, не ища мирного
соглашения, начал с ним войну. В этой войне погиб
один из сыновей Мономаха (Изяслав), и Мономах
просит Олега освободить из плена жену убитого
сына.
Утверждение в Киеве Владимира Мономаха мимо его
старших родичей повело к падению единства в
среде киевских князей и обострило вражду между
разными ветвями княжеского рода. После смерти
Мономаха Киев достался не братьям его, а его
сыновьям и обратился таким образом в семейную
собственность Мономаховичей.
Платонов С.Ф. Учебник русской
истории для средней школы.
М., 1994. С. 49.
Лучший князь, оставивший по себе самую добрую
память в народе, был Владимир Всеволодович
Мономах, внук Ярослава Мудрого от третьего его
сына, Всеволода; Мономахом же его назвали потому,
что мать его была греческая царевна, дочь
императора Константина Мономаха. По-русски
Мономах значит единоборец.
Подвиги Мономаха начинаются с 1076 года; в 1113 году
он только стал великим князем, т.е. сел в Киеве, а
прежде княжил в Переяславле Южном (в нынешней
Полтавской губернии); умер в 1125 году. Но любовь
народную своим нравом и делами он умел
приобрести, когда еще не был великим князем. За
что же его любили?
Другие князья ссорились между собою, воевали:
Мономах не ссорился, уступал старшинство, мирил
поссорившихся и во время злой вражды между
братьями умел заслужить звание братолюбца. В
своем княжестве он не давал сильным обижать
слабых и бедных людей, сам судил. При грубости
тогдашних нравов люди сильные не умели
сдерживать своего гнева; осердится сильный
человек на слабого, подчиненного, и велит убить;
после и будет жалеть, да не поможет.
Мономах написал наставление своим детям, чтоб
они не убивали ни правого, ни виноватого, не
губили душ христианских; Мономах отличался
целомудрием, щедростью необыкновенною; несмотря,
однако, на эту щедрость, казна его всегда была
полна, потому что он был добрый хозяин и не
доверял слугам, а сам содержал весь порядок в
доме.
Больше всех князей Мономах напоминал прадеда
своего, ласкового князя Владимира Святославича:
«Если пойдете куда по чужим землям (наказывал
Мономах своим детям), не давайте слугам обижать
народ ни в селах, ни на поле, чтоб вас потом не
кляли. Куда пойдете, где станете — напоите,
накормите бедняка; больше всего чтите гостя,
откуда бы к вам ни пришел, знатный или простой
человек или посол». Что детям наказывал, то и сам
делал: позвавши гостей, сам служил им, и, когда они
ели и пили досыта, он только смотрел на них.
Не было князя добрее и ласковее Владимира
Мономаха для своих; не было грознее его для
врагов Русской земли, половцев: как только
завидят враги знамя его, так и бегут без оглядки.
Это был богатырь, не знавший устали: большую
часть жизни провел он вне дома, большую часть
ночей провел на сырой земле; одних дальних
походов совершил он 83. Каждый день до света
поднимался он с постели, ходил к обедне, потом
думал с дружиной о делах земских и ратных, судил
людей; в полдень ложился спать и потом опять те же
дела.
В мирное время страстно любил он охоту: диких
лошадей в лесах вязал он живых своими руками;
дикий бык не раз метал его на рога, олень бодал,
лось топтал ногами, медведь кусал, волк сваливал
вместе с лошадью. «Не бегал я для сохранения
жизни своей, не щадил головы своей, — говорил он
сам. — Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте
мужское дело; ничто не может вам навредить, если
Бог не повелит, а от Бога будет смерть, так ни
отец, ни мать, ни братья не отнимут; Божие
блюдение лучше человеческого!»
Не могли нарадоваться на такого богатыря русские
люди того времени; но любили его особенно за то,
что это богатырство употреблялось против
поганых половцев, что Мономах был стражем
Русской земли. С весны, как только покажется
трава в степях, уже надо было ждать нашествия
половцев, и Мономах думал, как бы предупредить
походом в их собственные кочевья.
Однажды он дал знать о своем намерении старшему
двоюродному брату Святополку, княжившему в
Киеве. Святополк сказал об этом дружине, но та
отвечала: «Не время весною идти в поход: отнимешь
только поселян от работы». Святополк послал к
Владимиру: «Надобно нам съехаться вместе и
подумать с дружиной».
Съехались недалеко от Киева и сели в одном шатре,
Святополк со своею дружиною, а Владимир со своей,
и все молчали. Наконец Владимир сказал
Святополку: «Брат, ты старший, начни говорить, как
бы нам промыслить о земле Русской». Святополк
отвечал: Лучше ты начни говорить, братец.
Владимир сказал: «Что мне говорить? Против меня
будет и твоя и моя дружина; они скажут, что я хочу
погубить поселян, оторвать их от работ; но
удивляюсь я тому, что поселян жалеете и их
лошадей, а того не думаете, что на весну начнет
крестьянин пахать с лошадью, и придет половчин,
застрелит мужика, лошадь его, и жену его, и детей
возьмет и гумно сожжет: об этом вы не думаете!»
Вся дружина отвечала: «И в самом деле так».
Святополк сказал: «Я готов с тобою, братец!» А
Владимир сказал ему: «Великое, брат, добро
сделаешь ты для Русской земли».
Владимир Мономах пошел туда, возвратился с
необыкновенным успехом и славою; но ходил он не
для славы, не из желания только повоевать: он
ходил для того, чтобы хотя на несколько времени
дать покой родной земле от нашествия поганых.
Когда умер Мономах в 1125 году, то весь народ плакал
по нему, как плачут дети по отцу или по матери.
Прославил он Русскую землю, как солнце, говорит
летописец: слава его прошла по всем странам,
особенно же он был страшен поганым; был
братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за
Русскую землю.
Соловьев С.М. Общедоступные чтения
по русской истории.
М., 1992. С. 207—208.
Вид древней мозаичной
|
В лето 6611. Бог вложи в сердце князем
рускым Святополку и Володимеру, и снястася
думати на Долобьске. И седе Святополк с своею
дружиною, а Володимер с своею в едином шатре.
И почаша думати и глаголати дружина Святополча,
яко: «Негодно ныне весне ити, хочем погубити
смерды»...
И рече Володимер: «Дивно ми, дружино, оже лошадий
жалуете, ею же кто ореть; а сего чему не
промыслите, оже то начнеть орати смерд, и приехав
половчин ударить и стрелою, а лошадь его поиметь,
а в село его ехав иметь жену его и дети его, и все
его именье? То лошади жаль, а самого не жаль ли?» И
не могоша отвещати дружина Святополча. И рече
Святополк: «Се яз готов уже»...
В лето 6619. Вложи Бог Володимеру в сердце, и
нача глаголати брату своему Святополку, понужая
его на поганыя, на весну. Святополк же поведа
дружини своей речь Володимерю; они же рекоша: «Не
веремя ныне погубити смерьды от рольи». И посла
Святополк к Володимерю, глаголя: «Да быхови ся
сняла, и о томъ подумали быхом с дружиною».
Послании же приидоша к Володимеру и поведаша всю
речь Святополчю.
И прииде Володимер, и сретостася на Долобьске. И
седоша в едином шатре Святополк с своею дружиною,
а Володимер с своею. И бывшу молчанью, и рече
Володимер: «Брате, ты еси старей, почни глаголати,
како быхъм промыслили о Русьской земли». И рече
Святополк: «Брате, ты почни». И рече Володимер:
«Како я хочю молвити, а на мя хотять молвити твоя
дружина и моя, рекуще: хощеть погубити смерды... Но
се дивно мя, брате, оже смердов жалуете и их коний,
а сего не помышляюще, оже на весну начнеть смерд
тот орати лошадью тою, и приехав половчин,
ударить смерда стрелою, и поиметь лошадь ту и
жону его, и дети его, и гумно его зажжеть. То о семь
чему не мыслите?» И рекоша вся дружина: «Право во
истину тако есть». И рече Святополк: «Се яз, брате,
готов есмь с тобою». И посласта ко Давыдови
Святославичю, веляча ему с собою. И въста
Володимер и Святополк, и целовастася, и поидоста
на Половце Святополк с сыном, Ярослав, и
Володимер с сынми, и Давид со сыном. И поидоша...
Материалы по истории СССР для
семинарских
и практических занятий.
М., 1987. Вып. 2. С. 26—27.
Святополк Изяславич умер в 1113 году; его смерть
послужила сигналом к широкому народному
восстанию в Киеве. Народ обрушился на дворы
княжеских управителей и ростовщиков. Киевское
боярство в обход княжеского старшинства выбрало
великим князем Владимира Мономаха, который
успешно прокняжил до своей смерти в 1125 году.
После его смерти единство Руси еще держалось при
сыне его Мстиславе, а затем, по словам летописца,
«раздрася вся земля Русская» на отдельные
самостоятельные княжения.
Мономах сразу же по вокняжении издал дополнение
к «Русской Правде» — «Устав Владимира
Всеволодовича», облегчавший положение городской
мелкоты, задолжавшей ростовщикам. Возможно, что
вскоре была составлена и «Пространная Русская
правда» — общерусский закон, расширивший
правовые нормы домениальной «Правды
Ярославичей» до общефеодальных, где князь и
боярин одинаково подразумеваются под
«господином». Вопрос о датировке «Пространной
правды» спорен; некоторые исследователи
отодвигают дату ее создания до начала XIII в.
Время Мономаха и Мстислава, управлявших единым
русским государством, было временем побед и
успехов как внутри Руси, так и вовне. Память о
Владимире Мономахе в поэтических формах
сохранилась и в конце XII в.
История СССР с древнейших времен до
конца XVIII в. /
Под ред. Б.А.Рыбакова. C. 65—66.
История первых веков нашего государства стала
всерьез интересовать поэтов, писателей,
художников и композиторов только в XIX столетии,
во многом под влиянием труда Н.М.Карамзина
«История государства Российского». С начала
XIX века образованное общество России
зачитывалось сочинением Н.М. Карамзина, с
нетерпением ожидая выхода очередного тома. На
основе этого произведения развился тот интерес к
родной истории, который дал миру много
произведений поэзии, прозы, музыки и живописи.
Основоположниками здесь были А.С.Пушкин и
М.И.Глинка. Великий русский поэт в зрелые годы с
большим интересом относился к истории русского
народа. Известно, что в лицее Пушкин историю не
любил и не имел по этому предмету высоких оценок,
тем не менее потом он серьезно увлекся
отечественным прошлым и написал немало
интересных заметок и больших исследований,
посвященных различным эпизодам из истории
Русского государства. Не обошел он своим
вниманием и начальный период истории Руси.
Достаточно упомянуть «Песнь о вещем Олеге».
Из других поэтов и писателей XIX столетия,
обратившихся к темам истории раннего периода
государственности, стоит назвать М.Ю.Лермонтова
(например, стихотворение «Олег»), А.К.Толстого.
Немало интересных, глубоких и эмоциональных
произведений появилось и в музыке — начиная с
оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила», в которой
сказочные мотивы сочетаются с осмыслением
исторических реалий. Композитор (как и автор
поэмы) сумел воплотить в звуки и воспоминания о
славянских верованиях, и представления о быте
русских князей и простого народа.
Вначале, правда, появился балет на музыку
Ф.Шольца, либретто к которому написал
А.Глушковский (1821), но его представление в Москве
произвело на публику меньшее впечатление, чем
спетая на сцене Большого театра опера Глинки,
либретто к которой написал в.Ширков, бережно
отнесшийся к пушкинскому замыслу и тексту. Эта
опера была поставлена уже после смерти
А.С.Пушкина, в 1842 году.Большим успехом
пользовалась написанная несколько ранее и
поставленная в Большом театре в Москве опера
А.Н.Верстовского «Аскольдова могила» (1832).
Не менее известны и такие произведения, как
«Богатырская» симфония А.П.Бородина, его же опера
«Князь Игорь», оперы Римского-Корсакова «Садко»,
«Снегурочка». Стоит отметить, что эти
произведения скорее относятся к жанровым,
раскрывающим быт, нравы и верования древних
славян, нашедшие свое отражение в сказках,
былинах, легендах. О реальных событиях глубокой
старины написано меньше прозы, стихов, музыки,
картин.
Из живописцев больше всего интересовались
первоначальной историей Руси приверженцы
академической школы. Можно упомянуть также
заказные произведения Семирадского и Васнецова,
специально написанные для Исторического музея
(«Похороны знатного руса» и др.), картины
А.Кившенко «Начало Руси. Прибытие Рюрика с
братьями», «Ярослав Мудрый. Чтение народу
«Русской Правды», полотно Лебедева «Крещение
киевлян».
Глубокий интерес к древней, языческой истории
Руси проявлял М.А.Врубель. Его произведения
«Богатырь», «Птица Сирин» и другие проникнуты
духом старины и глубоким пониманием той далекой
эпохи. Интересны произведения Н.К.Рёриха
«Ярославль. Церковь Рождества Богородицы»,
«Изборск. Крест на Труворовом городище» или
«Славяне на Днепре».
Не слишком часто события раннего этапа
отечественной истории становились сюжетной
основой фильмов. В этом контексте заслуживают
упоминания кинокартины «Ярославна, королева
Франции», «Ярослав Мудрый», «Василий Буслаев».
История любого народа интересна сама по себе,
ее изучение может продолжаться бесконечно долго,
и чем больше открывается в ней новых страниц, тем
интереснее она становится. При этом не надо
бояться пересматривать устоявшиеся взгляды в
свете новых открытий.
У каждого исследователя может и должен быть свой
собственный взгляд на историю, на причины и
следствия событий, на то, каким образом можно
интерпретировать те или иные документальные
свидетельства. Важно только, чтобы эти
интерпретации не служили случайным, преходящим
целям и были бы достаточно обоснованными. Всякая
теория имеет право на существование, если она
серьезно продумана и аргументированна.
История предлагает много ответов на один и тот же
вопрос. Не следует теряться перед обилием мнений
и суждений, из них надо постараться выбрать
наиболее доказанное или сформулировать
собственное.
1. Если Вы считаете, что праславяне
не являются автохтонным населением Европы (т.е.
аборигенами, изначально живущими на данной
территории), то определите наиболее вероятный
путь их продвижения в Европу. Постарайтесь
доказать свою точку зрения, используя
приведенные выше материалы.
2. Согласны ли Вы с мнением некоторых ученых, что
предками славян были скифы?
3. Что в религиозных верованиях восточных славян
может свидетельствует об их оседлом образе
жизни? Есть ли, на Ваш взгляд, сходство между
славянской и античной мифологией?
4. Постарайтесь сравнить славян и другие
известные вам народы мира, жившие в начале нашей
эры. Как Вы думаете, какое место по уровню
развития общественных структур занимают славяне
среди этих народов?
5. Сторонником какого взгляда на образование
Древнерусского государства Вы себя считаете?
Постарайтесь, опираясь на приведенные выше
материалы, обосновать свою точку зрения.
6. Какие факты, по-Вашему, свидетельствуют о росте
влияния Руси в Европе в XI в.?
7. Как изменилось положение Киевского
государства с принятием христианства? Какое
влияние оказало христианство на жизнь, быт и
нравы наших далеких предков?
8. Справедливо ли прозвище Мудрый, данное князю
Ярославу Владимировичу?
9. В чем, на Ваш взгляд, заслуга Владимира Мономаха
в истории Руси конца XI — начала XII в.?
10. Сравните причины феодальной раздробленности
на Руси и в Европе.
Публикация фрагментов учебного
пособия
«История России: люди, нравы, события, взгляды и
оценки» будет продолжена.