В результате русско-турецкой войны
1806—1812 гг. земли между Прутом и Днестром, между
предгорьем Карпат и Черным морем были
присоединены к России. Эта территория,
состоявшая из трех частей (бывшие уезды
Молдавского княжества, турецкие райи и Буджак) и
населенная 340 тысячами человек, в 1813 г.
составила Бессарабскую область с единой
административной системой. Область на
автономных началах включалась в состав
Российской империи.
Факт присоединения к нашей стране Бессарабии,
как, впрочем, и других национальных районов, имел
огромное значение для судеб самого молдавского
народа и империи в целом.
На разных этапах развития исторической науки, а
также взаимоотношений между народами это
событие оценивалось по-разному. Дело здесь не
только в конъюнктуре, но и в особенностях
самосознания народа, которое постоянно
изменяется.
Русский историк-молдавовед А.Накко писал: «В
единении с Россией Бессарабия обрела
спокойствие и мир, которого она не знала двадцать
столетий; вместо свирепых и диких людей,
топтавших ее классическую почву, мы видим теперь
единое, образованное и развитое общество
граждан; вместо произвола и беззакония,
царствовавших в этой стране, мы наслаждаемся
самыми гуманными политическими и гражданскими
правами; вместо бедности и нищеты — встречаем
повсюду довольствие и роскошь; пустынные степи
обращены в плодородные нивы; наше юношество
воспитывается в многочисленных школах края»
(цит. по: Гросул Я.С. Труды по истории Молдавии.
Кишинев, 1982. С. 26).
Аналогичные оценки факту присоединения края
давали и историки советского периода. Авторы
«Истории государства и права СССР» отмечали, что
присоединение Молдавии к России «спасло страну
от многовекового гнета отсталой Турции и
обусловило быстрый подъем края». И далее:
«Несмотря на колониальный режим царизма,
молдавский народ воспринял влияние передовой
русской куль туры и включился в общественное
движение» (История государства и права СССР / Под
ред. О.И. Чистякова, И.Д.Мартысевича. М., 1985. Ч. 1.
С. 130).
Многие историки, впрочем (например, А.Защук,
Л.Кассо), осуждали наиболее грубые формы
колониальной политики царизма, но и они сам факт
присоединения Бессарабии к России оценивали
положительно.
В 1918 г., когда Румыния присоединила к себе
Бессарабию, возобладала другая точка зрения,
сопряженная с умалением достижений в развитии
края после присоединения к России.
Переоценка истории русско-молдавских отношений
в основном свелась к следующему.
Выделялись два периода в истории
русско-молдавских отношений. Первый длился в
течение четырех веков, до Петра I включительно.
После Петра началась новая эра в русской внешней
политике, Россия стала на путь агрессии, а
дружественные молдавско-русские связи почти
прекратились (М.Корне, А.Горжиу).
Л.Тиллет в книге «Советские историки о нерусских
народах» рассматривает этапы русско-молдавских
связей от ХIV до ХIХ в., но не видит вообще
никаких дружественных отношений. Некоторые
современные турецкие историки идут еще дальше и
выступают в защиту завоевательной политики
турецких султанов, отстаивают тезис о
положительных последствиях османского
владычества в Европе.
Вновь на повестку дня вопрос о значении
присоединения Бессарабии к России был поставлен
в связи с процессом образования нового
суверенного государства — Молдовы, хотя это мало
что изменило в концептуальных подходах к
изучению проблемы.
Пока молдавские и румынские ученые искали
этнические корни молдавского народа и
обосновывали влияние римлян и России на процесс
становления молдавской государственности,
как-то исподволь проявился традиционный подход к
оценке исторической роли малых народов в период
формирования национальных государств.
Этот подход сводится к следующему: в переходные
периоды перед малыми народами, находящимися на
стратегических перекрестках, всегда стояла
дилемма: или быть порабощенными тем или иным
государством, или же принять вассальную
зависимость от чужеземных правителей.
Стремление европейских держав решать свои
проблемы, пренебрегая интересами малых стран и
ослабевших империй (к числу которых в
позапрошлом столетии принадлежала и Порта),
предопределило судьбу Молдавии.
В пользу союза с Россией говорила общность
религии и длительное сотрудничество в борьбе с
турками. Оценивать этот процесс можно по-разному,
но факт остается фактом. Судьба молдавского
народа была поэтому предопределена. И как бы
сегодня ни пытались доказать обратное,
русско-молдавские отношения имели богатую и
длительную историю, которая свидетельствует, что
эти связи носили неизменно дружеский характер.
Возникавшие иногда конфликты были
кратковременными и в основном провоцировались
силами враждебными как молдавскому, так и
русскому народам.
В советской исторической литературе
выделяются несколько этапов русско-молдавских
отношений до начала ХIХ в.
Начальный период — предысторию связей, когда ни
молдавский, ни русский народы еще не
сформировались как этносы. Тогда еще шел процесс
формирования волохов — ближайших предков
молдавского народа, а из восточной ветви славян
еще не выделились русские, украинцы, белорусы.
Этот период охватывает примерно VI—XIII (или XIV)
столетия. Существует немало источников,
свидетельствующих о тесных контактах славянских
и романских народов.
Хронологические рамки второго периода — с
середины XIV до середины ХVI в. К этому времени не
только сформировались русская и молдавская
народности, но и сложилось Молдавское
государство. На этом этапе преобладали
политические связи, но развивались и
социально-экономические взаимоотношения.
Третий период (вторая половина ХVI — начало
ХIХ в.) — время пребывания Молдавии в составе
Турции. Для этих веков характерны не только
разнообразные молдавско-русские связи, но и
поддержка, которую Молдавия получала из Москвы и
Петербурга в своей борьбе с иноземными
угнетателями.
На каждом из этих этапов возникали новые
традиции, послужившие основой для последующего
развития взаимоотношений.
Новый период в истории Молдавии начинается после
1812 г., когда часть Молдавского княжества была
освобождена от многовекового турецкого ига и
включена в состав России. В это время отмечается
усиление разнообразных связей молдаван с
русским народом.
История русско-молдавских взаимоотношений
отражена в разнообразных источниках. О древних
связях свидетельствуют памятники материальной
культуры, язык народа, его фольклор, топонимика.
Сведения об отношениях народов имеются в
молдавских и русских летописях.
В историографии перечисленные этапы и характер
контактов описывались и оценивались по-разному.
Иногда основное внимание уделялось политическим
связям государств.
Немало написано о роли молдаван в
русско-турецких войнах. Богатый материал,
позволяющий проанализировать вопрос о
содействии жителей Бессарабии русской армии во
время Прутского похода в 1711 г., содержат труды
А.Кочубинского «Сношения России при Петре I с
южными славянами и румынами» (М., 1872),
А.Мышлевского «Война с Турцией 1711 г.» (СПб., 1818.
Вып. ХII). В этих работах собран богатый
фактологический материал, который востребован
историками и в наши дни.
Молдавско-русские связи рассматриваются и в
церковных книгах. Единоверие России и Молдавии
способствовало оживленному обмену книгами и
предметами церковного обихода. Многие
относящиеся к нашей теме факты содержатся в
следующих книгах: Голубинский Е. Краткий
очерк истории православной Церкви: болгарской,
сербской и румынской. М., 1871; Коптеров Н.В.
Характер отношений России к православному
Востоку в XVI—XVII вв. М., 1885; Арсентий, епископ
Псковский. Исследование к монографии по
истории молдавской Церкви. СПб, 1904; Чебан С.Н. Досифей,
митрополит Сочавский, и его книжная
деятельность. Киев, 1915.
Молдавско-украинскими связями в XIХ в.
занимался историк Молдавии и Валахии Б.П.Хашдеу.
В его книге «Ион-воевода Лютый» (Кишинев, 1959)
большое место отведено взаимоотношениям
соседствующих этносов.
После образования Румынского государства (1859) в
трудах многих историков, подданных этой
монархии, стали преобладать антиславянские
настроения. В среде националистически
настроенной интеллигенции стало модным
подчеркивать принадлежность Румынии к западному
— романскому — миру и всячески приуменьшать
роль славянских элементов в румынском языке,
культуре и быту.
Тем не менее в Румынии продолжали появляться и
работы, объективно оценивавшие роль славян и
России в истории Дунайских княжеств.
В ХХ в., до революции 1917 г. в России, в
румынской историографии эта проблема
рассматривалась редко. Исключение — монография
профессора К.Калмуского.
После большевистского переворота в румынской
историографии усиливаются антирусские мотивы,
которые слились с антисоветизмом. Показателен в
этой связи труд румынского историка первой
половины ХХ в. Н.Йорги.
Авторы многих книг пытались историческими
доводами оправдать оккупацию Бессарабии.
Изучение молдавско-русских отношений в рамках
так называемой марксистской методологии
началось после 1917 г. и велось преимущественно
в восточной (контролировавшейся Москвой) части
Молдавии, где историков было очень мало. Основные
культурные центры и архивы тоже были
сосредоточены в румынской части Бессарабии.
Первые советские публикации, в которых
освещались вопросы молдавско-русских отношений,
принадлежат И.Д.Чебану и в.М.Сенкевичу (Чебану И.Д.
О взаимоотношениях Молдавии с Московским
государством в ХV—XVIII вв. / Вопросы истории. 1945.
№ 2; Сенкевич в.М. Исторические связи
молдавского народа с великим русским народом.
Кишинев, 1947; Он же. О влиянии древнерусского
населения на социально-экономическое развитие
Молдавии ХIV—XV вв. // Ученые записки
Кишиневского государственного университета.
Т. ХVI. Кишинев, 1966).
В этом контексте стоит упомянуть также работы:
Феодальные отношения в Молдавии. Кишинев, 1950;
История Молдавии. Т. 1—2. Кишинев, 1951;
Исторические связи народов СССР и Румынии в XV —
начале ХVIII в. Документы и материалы. Т. 1. М.,
1965; Т. 2. М., 1968; Т. 3. М., 1970.
К исследованиям советских ученых, изучавших
молдавско-русские связи, примыкают работы
официозных румынских историков. Особо следует
выделить труды академика Константинеску-Яшь.
Интересные факты содержатся в работах
Г.Бевиконного, Т.Ионеску-Нишкова,
А.Константинеску.
Важными вехами в изучении проблемы стали две
научные советско-румынские сессии конца
1950-х гг.: в Бухаресте и в Кишиневе.
В 1960-х гг., с установлением авторитарного
режима Чаушеску, объем исследований
молдавско-русских отношений сократился;
появлялись лишь работы, в которых приуменьшались
последствия русско-турецких войн и явно
недооценивалась роль России в судьбе Дунайских
княжеств.
Новый период в историографии молдавско-русских
отношений начинается с 1990-х гг. Правда, этот
период характеризуется не столько поисками
новых подходов к изучению истории Молдавии,
сколько попыткой рассматривать эту историю в
контексте румынской. Так, в работах таких ученых,
как П.Параска, М.Кику и И.Киртоагэ история
Валахии, Трансильвании и Молдовы
рассматривается в рамках развития единой
румынской общности; при этом взаимоотношения
княжеств с Россией рассматриваются как сугубо
политические, как союз в борьбе против общего
врага (см.: Параска П. Образование румынских
княжеств // Политика /Кишинев/. 1991. № 1.
С. 58—64; Киртоагэ И. Борьба румынских
княжеств против османской экспансии // Политика
/Кишинев/. 1991. № 2. С. 48—55); Киртоагэ И.,
Кику М. Борьба румынских княжеств за
свержение османского ига // Там же. 1991. № 4.
С. 55—60; см. также: История румын: Учебное
пособие для V класса школ с русским языком
обучения / Пер. с румынского в.Чубукчиу.
Кишинев, 1992).
Сегодня, в условиях становления нового
государства — Молдовы, ее история ждет своих
исследователей, которые смогут осмыслить тот
путь, который прошли два государства, и дать
объективную оценку сложившимся
молдавско-русским отношениям.
По сообщениям византийских историков
(Прокопий, Иордан и другие), уже с середины VI в.
Днестровско-Карпатские земли оказываются в
глубоком тылу славянских племен, продвигавшихся
в глубь Балканского полуострова начиная с
середины I тысячелетия н.э.
Часть славян оседает на Днестровско-Карпатской
территории, которая в V в., судя по письменным и
археологическим источникам, была заселена
довольно плотно. Освоение проходило в два этапа.
Первый начался в VI в. и длился до конца VII в.
На конец VII и VIII в. приходится вторая волна
заселения славянами этих земель. В VIII — первой
половине IХ в. славянское население
Днестровско-Карпатских земель пополняется
выходцами из Побужья и Поднестровья. Формируются
восточнославянские племена.
В VI—VIII вв. отмечаются и первые контакты
романизированного населения со славянами.
Наиболее интенсивными они были в Карпатских
горах и в Восточной части Балкан. Места
проживания романизированных этносов оказались в
окружении славян.
К VIII в. на Внутрикарпатском плато появились
совместные поселения романизированных и
славянских народов. Совместное проживание, как и
постоянные хозяйственные, культурные связи,
способствовало расширению контактов и
формированию к IХ в. новой восточно-романской
этнокультурной общности — волохов.
Правда, в оценке влияния древнеславянских
народов на этот процесс современные молдавские
ученые расходятся. Так, И.Хынку считает, что
славяне были ассимилированы местными жителями; в
языке ороманившихся пришельцев, впрочем,
сохранилось более 20% славянских слов.
Христианство же принесли предкам молдаван не
славяне, а дако-римляне.
По мнению других ученых, авторов «Истории
Молдавской ССР» (Т. 1. Кишинев, 1987),
романо-славянские хозяйственные и культурные
контакты сопровождались семейно-брачными
связями. Славяне повлияли и на складывание
общественных институтов у волохов. Целый ряд
терминов, связанных с большой патриархальной
семьей, в языке восточных романцев
древнеславянского происхождения: рудэ (родич),
рудение (родство), спица (поколение) и др.
Подтверждают эту теорию археологические
находки. Так, на территории Молдавии выявлены
славянские памятники, относящиеся к разным
хронологическим периодам:
1) раннеславянские памятники (VI—IХ вв.);
2) памятники Балкано-Дунайской культуры на юге
региона;
3) памятники древнерусских славян IX—XII вв. в
северной и центральной части
Пруто-Днестровского междуречья.
Кроме этого было обнаружено более 300 поселений
славян. Из них свыше 40 относятся к VI—VII вв. и
более 90 — к VIII—IX вв.
Таким образом, установлено, что славяне
расселялись в Днестровско-Дунайских землях с
VI в., а в VIII—XI вв. они занимали здесь
господствующее положение.
Возможно, вначале здесь проживали ранние славяне
(протославяне: анты, венеды и др.). После похода
аваров (обров), в IХ—ХII вв., в Молдавии и на
севере Трансильвании проживали восточные
славяне, а в остальной части Трансильвании, в
Валахии и на юге Пруто-Днестровского междуречья
— южные славяне.
олее длительным было влияние на предков
молдаван Дневнерусского государства. В
IХ—ХIII вв. на территории Днестровско-Прутского
междуречья и по реке Южный Буг проживали
восточнославянские племена тиверцев и уличей,
которых древнерусская летопись включает в число
двенадцати племен, населявших Древнерусское
государство. Возможно, что упомянутое
междуречье, по крайней мере его северная и
центральная части, в IХ—ХIII вв. временами
входило в состав Древнерусского государства.
Включение Днестровско-Карпатских земель в
состав Киевской Руси ускорило процесс
складывания средневекового общества.
Немаловажную роль в утверждении новых порядков
сыграло официальное принятие христианства (988).
Правда, нападения кочевников на Древнюю Русь в
IХ—ХII вв., падение под их ударами ряда
крепостей подорвали позиции великокняжеской
администрации на низовых землях
Днестровско-Карпатского региона.
В ХII в. свое влияние на Карпатские земли
распространяет Галицкое княжество. Воздействие
славянского элемента на жизнь населения не
уменьшается. Славянский баланс поддерживался
и за счет притока беженцев из Галицкой Руси.
О тесном общении древних славян и предков
молдаван говорят некоторые названия языческих
богов. Так, злых водяных фей у славян называли
русалками, у молдаван — русами; богиня любви,
женитьбы у славян — Лада, Лель, у молдаван — Ладо,
Леле; бог зимнего солнцестояния у славян —
Коляда, у молдаван — Колинда и т.д.
О давнем и тесном общении предков молдаван и
славян свидетельствуют устное народное
творчество и обряды народов. Традиционные
молдавские песни содержат много славянских
элементов. Некоторые характерные слова,
встречающиеся почти в каждой песне о любви,
славянского происхождения.
Наиболее древние молдавские фольклорные
произведения, в которых действуют звери и птицы,
также содержат славянские заимствования. Многие
герои молдавских сказок носят двойные
славяно-романские имена.
О том, что элементы древнерусской культуры были
усвоены жителями Днестровско-Карпатских земель,
свидетельствуют и археологические памятники.
Местные мастера применяли в строительстве
и в других ремеслах традиционные древнерусские
технические приемы. Полуземлянки с
печами-каменками, наземные жилища, глиняная
посуда и другие предметы быта мало отличались от
распространенных в землях Древней Руси.
То же самое можно сказать и об обрядах, о путях
внедрения христианства и связанной с ним
письменности.
Совместное проживание в рамках единого
экономического региона способствовало
культурному взаимообогащению этносов.
Взаимная ассимиляция волохов и славян
продолжалась веками. За это время из двух
контактирующих этносов образовался единый — с
общим экономическим укладом, общими обрядами и
единым языком. Примерно к XI в. возникла новая
общность — волохи, которая является ближайшими
предками ряда этносов, в том числе молдаван.
Анализируя все исходные данные, ученые пришли к
выводу, что из племен, которые в III—XIII вв.
побывали в нижнем Подунавье, наибольшее влияние
на формирование молдавского народа оказали
славяне. Встреча с ними ознаменовала начало еще
одного важного этапа в истории становления
молдавского и валашского этносов.
На этой позиции стоят и некоторые румынские
историки. В частности, археолог К.Дайкович сделал
вывод, что славяне пришли в Карпатский район,
когда старые римские поселения были покинуты и
забылись даже их названия. Славяне давали
древним городам и селам новые имена.
Поэтому так богата в этом регионе славянская
топонимика. Город Кишинев стоит на реке со
славянским названием Бык, вблизи города Яссы
протекает река Жижия. Через Бухарест протекает
река Дымбовица (от старославянского слова дымб —
дуб), а рядом — река Яломица (от славянского
слова яловица). На территории Западной
Молдавии наиболее крупные реки носят славянские
названия — Быстрица, Путна, Рымник (от рыбник),
Черно и т.д.
По подсчетам специалистов, реки и ручьи на
территории Бессарабии и Буковины по
происхождению названий делятся на следующие
группы: романских — 112, славянских — 72,
венгерских — 20, тюркских — 18. Из 1860 сел Молдавии
57% носят имена романского происхождения, 29% —
славянского, главным образом украинского.
(Многие приведенные здесь и далее цифровые
данные почерпнуты из книг: Мохов Н.А. Молдавия
эпохи феодализма. Кишинев, 1964; Он же. Очерки
истории формирования молдавского народа.
Кишинев, 1978; Он же. Дружба ковалась веками.
Кишинев, 1980. С. 21.)
Из исследований Э.Петровича следует, что славяне
начали расселяться в регионе с VI в., когда еще
не было существенных различий между языками
восточных и южных славян (оно появилось на
два-три века позже), поэтому можно утверждать, что
славянская топонимика на территории Валахии,
Трансильвании и Молдавии появилась не ранее
VIII—IХ вв., когда уже ясно обозначились
различия между южно- и восточнославянским
языками.
Анализ топонимики дает возможность установить,
какие именно группы славян некогда проживали в
Молдавии, Валахии, Трансильвании. Бесспорным
становится, что многие названия даны восточными
славянами. При нанесении данных на карту
оказалось, что такие названия распространяются
по всей территории Молдавии и Северной
Трансильвании.
Наконец, анализ топонимики позволяет сделать
вывод и о политическом положении этих земель.
Представляется, что славяне могли дать имена
рекам, селам и городам только в том случае, если
они занимали господствующее (в политическом
отношении) положение в этих землях.
Сведения о славянах в
Днестровско-Карпатском регионе дополняются в
результате изучения истории молдавского языка.
(Мы оставляем в стороне несколько схоластический
— и во многом политико-идеологический — спор о
том, следует ли рассматривать молдавский как
самостоятельный язык или как диалект румынского;
здесь и далее я буду пользоваться термином молдавский
язык.) Языковедами установлено, что молдавский
и валашский языки отличаются от всех других
романских языков, так как они испытали на себе
очень большое славянское влияние, особенно в
области лексики.
Значительная часть молдавского словаря состоит
из слов славянского происхождения. Словарный
состав молдавского языка, славянская топонимика
и другие данные свидетельствуют, что среди
предков молдавского этноса значительное место
занимали славяне.
Славянские слова в речи молдаван — не просто
результат заимствования. Молдавский образовался
путем слияния славянского и романского языков на
основе романского грамматического строя.
Характерной чертой восточнороманских языков
является наличие в их составе значительного
славянского пласта слов (в основном фонде —
более 20%). В отдельных группах слов их удельный
вес еще больше. Например, изучение слов в
молдавских говорах показало, что из 710 слов,
связанных с земледелием, терминов латинского
происхождения лишь 5,4%; слова, возникшие в среде
молдавского населения, составляют 53,3%; слова
славянского происхождения — 30,3% (в том числе
южнославянского происхождения — 5%).
Латинские и древнеславянские слова относятся
главным образом к земледельческим понятиям.
Славянские корни просматриваются в названиях
орудий труда, способов обработки земли: плуг (плуг),
бороанэ (борона), коасэ (коса), сноп
(сноп), стог (стог). Из этого можно
сделать вывод о том, что земледелие было известно
и романским предкам молдавского народа, но
предки славянские знали земледелие в более
развитом виде и привнесли в язык много терминов,
связанных с пашенной обработкой почвы.
Показательны выводы, полученные филологом
В.Н.Стати, изучавшим терминологию, связанную с
производством тканей. В говорах молдавского
языка употребляется около 200 соответствующих
терминов. Из них слов латинского происхождения —
12,5%, восточнославянского — 39%, южнославянского
— 23%.
Эти данные — убедительное доказательство
контактов молдаван с различными группами славян.
Военно-политические и дипломатические связи
Молдавского княжества с Русским государством в
своем развитии прошли несколько этапов.
В периодизации и ее обосновании исследователи
расходятся.
Л.Тиллет в работе, опубликованной в сборнике
«Вековая дружба. Советские историки о нерусских
народах» (Материалы научной сессии Института
истории Молдавского филиала АН СССР.
27—29 ноября 1958 г. Кишинев, 1961), рассматривает
все этапы русско-молдавских связей от XIV до
ХIХ в. и приходит к выводу, что основное их
содержание определялось агрессивной политикой
России. Он отрицает наличие боевого
сотрудничества молдаван и казаков в
национально-освободительной борьбе против
турецко-татарской агрессии, считает не
заслуживающими внимания факты участия
молдавских добровольцев в русско-турецких
войнах.
М.Корне и А.Горжиу в книге «Аспекты
русско-румынских отношений» выделяют два
периода в истории русско-молдавских отношений.
Первый период длится в течение четырех веков, до
Петра Великого включительно, потом начинается
новая эпоха в русской внешней политике: империя
стала на путь агрессии, что повлияло на
молдавско-русские связи.
В монографии советских историков «Очерки
внешнеполитической истории Молдавского
княжества (последняя треть ХIV — начало ХIХ в.)»
выделяются следующие этапы военно-политического
сотрудничества между этими государствами.
Дальнейшее повествование построено с учетом
материалов, собранных в этой книге.
Первый этап — формирование
военно-политического союза между Молдавским и
Русским государствами. Он возникает на основе
общих внешнеполитических интересов и направлен
против Польши и Литвы. До этого Молдавия много
лет вела борьбу с агрессией Османской империи, а
московское правительство — с татарами, его не
интересовали отношения с Турцией вплоть до
1476 г.
Русское правительство из религиозных и
военно-стратегических соображений
сочувствовало Молдавии в ее борьбе с агрессией
турецких султанов, но помощь могло оказать
только политическую, экономическую и моральную.
После того как в конце ХV в. изменилась
международная обстановка, у обоих государств
определились общие политические интересы. Этому
способствовали успехи Русского государства,
особенно победа русской рати в 1380 г. на
Куликовском поле. Эта борьба ослабила силу Орды и
значительно укрепила положение не только
Русского государства, но и Молдавии, устранив для
нее опасность возобновления татарских набегов.
К этому же периоду относятся и первые упоминания
о поездках из Москвы в Молдавию. В 1386 г. в
Молдавии побывал Василий, сын Дмитрия Донского,
бежавший из татарского плена через Молдавию в
Москву. Через Молдавию проходили пути
паломничества монахов, следовавших в Палестину.
На формирование союза оказали воздействие также
факторы внутреннего развития каждого из двух
государств, а также их взаимоотношения с
соседями. Так, на позицию Молдавского княжества
влияло то, что еще с середины ХIV в. Польское и
Венгерское королевства стремились
распространить свою власть на Восточное
Прикарпатье. Для выполнения основных внутренних
и внешних функций молодое Молдавское
государство располагало весьма ограниченным
контингентом военных сил и довольно узкой
социальной базой, поэтому во внешней политике
был нужен союзник.
Ко всему прочему в этот период перед Молдавским
княжеством стояли задачи не только обороны своей
первоначальной территории, но и обеспечения
процесса развития вширь, в
Днестровско-Карпатские земли. Однако реализация
такой политики приходила в столкновение с
интересами Венгерского и Польского королевств; с
середины ХIV в. к этим государствам
присоединяется Великое княжество Литовское.
Сохранялась и угроза со стороны Золотой орды, до
1470-х гг. владевшей юго-восточной частью
Днестровско-Карпатских земель. А с конца первой
четверти ХV в. во внешней политике Молдавии
появляется османский фактор.
В 1420 г., посадив на валашский престол своего
ставленника, султан организовал нападение на
Килию, осадил Белгород. Отбив штурм Белгорода,
господарь Молдавии уступил Килию ставленнику
османов в Валахии Дану II.
Хотя молдавские господари вели осторожную
политику, старательно уклоняясь от конфликтов,
военная конфронтация с турками нарастала; она
усилилась в годы правления Стефана III Великого
(1457—1504). Своей главной задачей он считал
предотвращение вмешательства соседних стран во
внутренние дела княжества. Для решения этой
задачи требовалось установить контроль над
важнейшими путями черноморской и дунайской
торговли, а также вести борьбу за Валахию, где
усилилось османское влияние.
Новым положительным фактором, повлиявшим на
внешнюю политику Молдавии в конце XV в.,
становится появление на европейской сцене
Московского государства. Важным вопросом,
затрагивавшим интересы обеих стран, был вопрос о
Польше и Литве, так как политика этих соседей
угрожала Молдавии, а Россия стремилась отвоевать
юго-западные земли.
Таким образом, военно-политический союз
Молдавского и Русского государств возник на
основе общих внешнеполитических интересов, в
противостоянии общим врагам. В сложной
дипломатической борьбе, которую вела Москва в
конце XV в., определенное место отводилось и
Молдавии.
Внешним проявлением дружественных отношений
между двумя государствами в XV в. стали
династические связи. Второй женой молдавского
господаря Стефана III была Евдокия, дочь
киевского князя Семена Олельковича, семья
которого родственными узами была связана с
московскими правителями. В 1481—1482 гг. велись
переговоры о браке наследника московского
великокняжеского престола Ивана (сын Ивана III)
и Елены, прозванной на Москве Волошанкой. Брак
был оформлен в январе 1483 г.
Установлению и поддержанию династических связей
между Молдавией и Россией содействовала и единая
религия. Эти связи не имели самостоятельного
значения, но облегчали установление
политических отношений.
Оформление молдавско-русского политического
союза происходило постепенно.
Сохранился ряд грамот Стефана III, где он просил
Ивана III о помощи. Так, в 1486 г. Стефан
обратился к московскому великому князю с
просьбой ходатайствовать перед Казимиром IV об
оказании военной помощи княжеству в борьбе
против султана. Иван Великий сам помочь не сумел,
но добился от польского короля обещания
оказывать Стефану поддержку в защите «от всякого
его неприятеля».
После 1486 г. начинается частый обмен
посольствами между Молдавией и Москвой. Даже
тогда, когда Сигизмунд отказывался пропустить
молдавских послов в Россию через свои владения,
связи не прерывались. Вместо пути через Краков
ехали через владения союзника — крымского
хана, хотя эта дорога была длинной и
небезопасной.
Молдавия занимала важное стратегическое
положение, находясь на южных границах Польши и
Литвы. Это определило роль молдавских господарей
в качестве посредников в конфликтах между
Москвой и Литвой. Важен был этот союз и для
Молдавии. В этой обстановке заключение договора
Стефана III с Крымским ханством при
посредничестве Москвы (1492) избавляло княжество
от постоянных разорительных набегов татар и
укрепляло его положение в случае конфликта с
Казимиром.
Действенность молдавско-русского союза особенно
ярко проявилась в 1497 г., во время нападения
польской королевской армии на Молдавию. Тогда
половина польско-литовской армии благодаря
вмешательству московского князя Ивана III так и
не вступила в Молдавию. В 1498 г. Иван вновь
вмешался в конфликт и в ультимативной форме
потребовал от великого князя Литвы отказаться от
похода на Молдавию.
Единство политических целей сближало Молдавию и
Московское государство и в годы правления
Василия III. Начинается очередной раунд
переговоров между Сучавой и Москвой. Состоялся
обмен посольствами.
Связи не прерываются и тогда, когда господарь
Молдавии становится вассалом Порты. Обмен
посольствами продолжался. В 1534 г. в княжество
прибыло первое посольство от имени нового
великого московского князя Ивана IV.
Второй этап молдавско-русских отношений
характеризуется изменением ситуации в самой
Молдавии. Изменения наметились еще в начале
XVI в.
Во время правления Петра Рареша (1527—1538, 1541—1546),
первого из молдавских господарей, который строил
планы прекращения даннических отношений с
Турецией с помощью Русского государства, связи с
Москвой становятся более прочными.
Летописные источники отмечали, что молдавский
господарь неоднократно (1533, 1536, 1537, 1544) обращался к
великому князю московскому с просьбой о защите
от польского короля и литовского великого князя.
Во время мирных русско-польских переговоров 1536 и
1537 гг. русские послы настаивали на
одновременном заключении договора с Молдавией.
В 1529 г. был заключен молдавско-русский союзный
договор. В 1530 г. с согласия султана к
русско-молдавскому союзу присоединилось
Крымское ханство (ненадолго).
Молдавско-русский военно-политический союз
конца 1520—1530-х гг. сыграл важную роль во
внешней политике Молдавского княжества. Именно
благодаря ему юго-восточные границы Молдавии на
время были обезопашены от татарских набегов, а
северные — от походов поляков. Этот союз
предоставил тогда возможность Петру Рарешу
сосредоточить внимание на подготовке войны с
Турцией.
Важную роль в дальнейшем развитии
молдавско-русских отношений сыграло
установление новых родственных связей Петра
Рареша с Рюриковичами. Это позволило укрепить
военно-политический союз Молдавии с Россией.
В XVI в. в истории Молдавии начинается
тяжелый период, связанный с захватом страны
турецкими войсками. Молдавия теперь не только
платила дань, но и была вынуждена выполнять ряд
новых обязательств перед Портой, прежде всего
военных. Это свидетельствовало о перерастании
даннических отношений в вассальную зависимость
от Османской империи.
Ухудшение международной обстановки вокруг
Молдавии произошло, когда на ее территорию
вторглось 200-тысячное войско султана.
Одновременно восточные границы страны атаковали
татары, а с севера наступали польские войска.
Захват османами Молдавии в 1538 г. стал
переломным событием в истории княжества.
Господство турок длилось около трех столетий.
Важнейшей политической задачей Молдавии стало
освобождение от зависимости.
Борьба шла по двум линиям. Во-первых, некоторые
(очень немногие) господари пытались избавиться
от турецкого гнета с помощью соседних
государств, в первую очередь Русского царства.
Во-вторых, борьбу против османских поработителей
вел народ, что осложняло и без того неспокойную
обстановку в стране.
В этот сложный для Молдавии период Россия
стремилась оказать ей финансовую и
дипломатическую поддержку. Помощь из Москвы
становится постоянным и важным фактором
молдавско-русских политических отношений.
В 1542 и 1543 гг. молдавские посольства приезжали в
Москву с просьбой, чтобы Иван IV «дал поможение
откупитися от турецкого султана». Эти же задачи
решали посланцы господаря в 1544—1545 гг.
В апреле 1562 г. через литовские земли в Москву
был отправлен сербский дьякон Дмитрий. В русской
столице ему передали подарки для господаря и
разрешили купить товары для выплаты дани
османам. Материальная помощь, оказанная Россией,
облегчила экономическое положение Молдавии.
При Иване IV возобновляются династические связи с
молдавскими господарями (Ионы Водой Лютый был
женат на Марии, дочери ростовского князя).
Но после 1538 г. характер внешней политики
Молдавского княжества меняется. Она всё более
зависит от Османской империи. В таких условиях
лишь Русское государство продолжало оказывать
помощь Молдавии.
К этому же периоду относится начало массовой
эмиграции за пределы Молдавии, в первую очередь в
Россию.
XVII век ознаменовался новыми успехами в
укреплении политических связей Молдавии с
Россией. Валашский господарь Александр Кокон
направил своих послов к новому русскому царю —
Михаилу Федоровичу Романову.
Дальнейшее оживление молдавско-русских
отношений наметилось в годы обострения
русско-турецких противоречий из-за Азова. В
период этого конфликта молдавский господарь
Василий Лупу систематически информировал
русского царя о положении в Османской империи,
что имело для Москвы большую ценность.
Весьма полезным для обеих стран стало пребывание
в Молдавии русского дипломата
А.Л.Ордина-Нащокина, прибывшего для подготовки
посольства в Турцию, а также для проверки
возможности совместных действий Молдавии и
России против Порты. Но внутренняя обстановка в
обеих странах и международное положение не
способствовали этому.
Только после 1654 г., когда было провозглашено
присоединение Украины к России, в международной
обстановке намечаются перемены: оформляются два
основных противостоящих блока стран. С одной
стороны — Речь Посполитая в союзе с Крымом, с
другой — соединенные Россия и Украина. В этих
условиях Молдавия становится объектом
дипломатической активности обоих блоков.
В феврале 1654 г. в Молдавию и Валахию Москва
шлет своего посла, дьяка Посольского приказа
Гаврила Самарина, с обращенной к господарю
просьбой не оказывать военной помощи польскому
королю. Георге Стефан, молдавский господарь, хотя
и пообещал выполнить просьбу, но, принужденный
обстоятельствами, всё же выступил на стороне
поляков. Правда, это не помешало Стефану просить
Алексея Михайловича о принятии Молдавии в
русское подданство.
В апреле 1654 г. русское правительство дало
согласие и написало Георге Стефану: «Под нашу
царского величества высокою руку тебя,
Стефана-воеводу, владетеля Молдавские земли, со
всею Молдавскою землею приняти вели».
А весною 1656 г. из Ясс в Москву отправилось
Великое посольство во главе с митрополитом
Гедеоном и логофетом Григорием Нянюлом. Послы
привезли текст с условиями, на которых княжество
должно было перейти в русское подданство.
В июне 1656 г. русское правительство сообщило о
принятии представленных молдавской стороной
условий. Митрополит Гедеон 7 июня 1656 г. принес
патриарху всея Руси Никону присягу на верность
России от имени молдавского духовенства,
господаря Георге Стефана и жителей княжества.
В Молдавию должны были отправиться русские послы
П.Жмакин и И.Баклановский, чтобы принять присягу
от самого господаря. Но вновь изменившиеся
международные условия отложили окончательное
оформление русско-молдавского договора. Однако
по-прежнему сохранялась ориентация молдавского
общества на Россию.
Просьбы о принятии Молдавии под руку Москвы
следовали с завидной настойчивостью: в ноябре
1660 г., 27 февраля 1674 г. и т.д. Пожалуй, в конце
XVII — начале XVIII в. в Молдавии не было ни
одного господаря, который, придя к власти, не
обращался бы за помощью и покровительством к
России.
Господари Антиох Кантемир, Константин Духа и
Михаил Раковица неоднократно ходатайствовали о
том, чтобы русское правительство приняло их «под
свою милость», сообщали сведения о положении в
Османской империи.
Значительно увеличился и поток эмигрировавших в
Россию молдаван — представителей самых разных
слоев населения. Многие из них поступали на
службу в русскую армию. Всё это укрепляло
ориентацию на Россию.
На рубеже XVII—XVIII вв. вопрос о Молдавском
княжестве начинает занимать существенное место
во взаимоотношениях России и Османской империи.
Россия придавала большое значение установлению
связей с Молдавией и Валахией, справедливо
рассматривая эти княжества как возможные
опорные пункты в борьбе против Турции. Еще в
конце XVII в. Россия искала союзников для
совместных выступлений против Османской империи
и для борьбы за выход к Черному морю.
Участвуя в 1697—1698 гг. в Великом посольстве,
Петр I убедился, что идея совместного
выступления против Османской империи не
пользовалась поддержкой правительств великих
держав. Поэтому Петр на время отложил решение
черноморских проблем.
В начале XVIII в. укрепление русско-молдавских
связей приобрело для нашей страны особый смысл.
Занятое Северной войной и стремившееся к
сохранению мирных отношений с Турцией, русское
правительство рассчитывало получать из Молдавии
и Валахии подробные сведения о турецких и
трансильванских делах, о положении на Балканах.
Петр прекрасно понимал, что мирные отношения с
Портой носят временный характер и стремился
укрепить военно-политические связи с Молдавией.
Это подтверждают тайные переговоры в Яссах между
русским посланником князем Дмитрием Голицыным и
господарем Константином Дукой в 1701 г., на
которых, не в первый уже раз, молдавский
правитель просил принять его страну в русское
подданство.
Но тогда Россия не смогла удовлетворить просьбу
Молдавского княжества, хотя была готова оказать
ему «всякое милостивое споможение». Тем не менее
московские, а затем петербургские власти весьма
последовательно стремились решить сразу две
задачи: способствовать освобождению единоверных
угнетенных народов и усилить свои позиции в
регионе.
Русско-турецкие войны и другие вооруженные
конфликты XVIII столетия открыли новый этап в
политических судьбах Молдавии, тем более что они
не раз велись на ее территории.
Действенность военно-политического союза
доказала Полтавская битва, в которой на стороне
русских участвовали тысячи молдавских
добровольцев. В сводке о военных действиях под
Полтавой за 17 мая 1709 г. и в походном журнале
Петра I сообщалось, что в ночь с 17 на 18 мая
молдавский военный отряд, форсировавший реку
Ворсклу, напал на шведский лагерь и захватил
богатую добычу.
Прочность связей между Россией и Молдавией
доказывало и расширение тайных сношений между
ними.
В 1706 г. по приказу Петра была учреждена «тайная
почта через Волошскую землю», а в 1707 г. в России
был организован специальный полк из молдаван под
командованием Апостола Кигича.
ойна, объявленная 9 ноября 1710 г. Турцией
России, породила новые надежды у молдавского
народа. Но еще накануне войны русский посол в
Константинополе П.А.Толстой установил тайную
связь с Д.Кантемиром, который обещал — после
вступления на молдавский престол — в случае
начала русско-турецкой войны стать союзником
России.
К началу войны существовал также устный договор
между русским правительством и валашским
господарем К.Брынковану. Согласно этому
договору, в случае войны России с Турцией Валахия
должна была во время нахождения русской армии на
территории Дунайских княжеств обеспечивать
союзников продовольствием и выступить против
общего врага. Россия обещала взять под свое
покровительство независимую Валахию и защитить
ее от посягательств внешних врагов.
Заняв господарский престол, Д.Кантемир в
условиях начавшейся русско-турецкой войны
получил реальную возможность для осуществления
своих давних планов освобождения княжества от
османского ига. Он, воспользовавшись официальным
поручением великого визиря, посылает своих людей
к Петру. В конце декабря 1710 г. представители
господаря Илья Абаза и Иван Миреску тайно
встретились с царем в Киеве и передали ему
предложения о заключении русско-молдавского
договора.
В начале января к Петру был послан капитан
Прокопий, который от имени господаря обещал,
«ежели пустится царь московский с войсками
своими против турок, будет и он с ним заодно».
А уже в апреле 1711 г. к Петру приехал
специальный посланец Д.Кантемира, вистерник
Стефан Лука, с предложением о заключении
военно-политического союза между Молдавией и
Россией против Порты. В ответ царь специальной
грамотой-дипломом на имя Дмитрия Кантемира от 13
апреля 1711 г. подтвердил все пункты договора,
присланного молдавским господарем через своего
уполномоченного.
Договор, подписанный в Луцке, подтверждал
восточную границу Молдовы по Днестру. В договоре
предусматривалось, что «древним обычаем Молдовы
вся государственная власть будет в руках
господаря».
Договор состоял из 17 статей. В первой статье
указывалось, что царь берет «под защищение» и
господаря, и весь молдавский народ.
Предусматривались также совместные действия
Молдавии и России против Османской империи. Для
этих целей Молдавия должна была выставить
10-тысячное войско.
С освобождением от османского ига княжество
избавлялось от уплаты дани и других поборов в
пользу Порты, восстанавливались его границы,
существовавшие до установления владычества
султана. В дальнейшем Молдавия должна была
находиться под покровительством России.
Гарантировались территориальная целостность и
невмешательство царского правительства во
внутренние дела вассалов.
В княжестве устанавливалось династическое
правление рода Кантемиров. Если неблагоприятные
обстоятельства заставят господаря покинуть свои
владения, договор гарантировал ему проживание в
России.
В марте 1711 г. Петр I обратился с манифестом к
балканским народам и указал, что война, начатая
турками против России, является в то же время
большой угрозой для греков, молдаван, болгар и
других народов. Петр призвал их к совместной
борьбе против Османской империи.
Заключив военно-политический союз с Молдавией,
Петр I отдал фельдмаршалу Б.Шереметьеву приказ
готовить армию к форсированию Днестра.
С вступлением русских войск на территорию
Молдавии господарь обратился к населению страны
с манифестом. Перечислив все бесчинства турецких
завоевателей, правитель призвал народ
«поспешить объединить наше оружие с его [царя] и
всей нашей доблестью и всей нашей силой
противостоять насилиям и нашествию варваров».
Весть о вступлении русской армии в Молдавию
послужила поводом к стихийным волнениям. 1 июня
1711 г. в Яссах и других городах княжества
начались выступления городских низов против
турецких купцов и ростовщиков. Особый энтузиазм
вызвало появление на территории Молдавии полка
А.Кичеча.
17 мая 1711 г. со специальным универсалом к
молдавскому народу обратился Б.Шереметьев. Он
призвал всех честных людей, желающих освободить
свое отечество от турецкого владычества, взяться
за оружие и вместе с русскими солдатами громить
коварного врага.
В ответ на призыв русского командования, царское
воззвание и господарский манифест со всех концов
страны начали стекаться к Яссам и вступать в
армию тысячи крестьян, ремесленников, служилых
людей. Спустя полмесяца на военной службе уже
состояли 17 полковников и 170 ротмистров со своими
подразделениями (стягурями), в каждом из
которых должно было быть по штату 100 человек.
Среди вновь созданных молдавских частей в
исторических документах упоминаются полки
Накулова, Киржева, Абазина. В течение 15 дней было
набрано в молдавскую армию еще около 10 000
человек, которые вместе с русскими солдатами
сражались у Новых Станилешт.
Кроме вновь созданных полков туркам
противостояли и ранее сформированные, в том
числе созданные еще в XVII в. три волошских
легкоконных хоронгви под командованием
Апостола Кичеча — численностью около 320 человек.
В конце же 1709 и в 1710 г. в России были
сформированы еще два волошских полка,
насчитывавших около полутора тысяч человек.
К началу Прутского похода 1711 г. в России
числились 6 волошских полков и 2 хоронгви
(хоругви): сербская и польская. (Использованные
здесь цифровые данные в основном почерпнуты из
изданий: Кириченко Н.П. К вопросу об участии
молдавского народа в Прутском походе русской
армии 1711 г. Кишинев, 1958; Цвиркун в.И.
Переселение молдаван в Россию и формирование
легкоконных полков русской армии в первой
половине XVIII в. Кишинев, 1965).
На территории, охваченной военными действиями, в
тылу у турок, действовали разрозненные
молдавские отряды. Так, в Оргеевском уезде
существовал отряд сердаля Донича; в состав
подразделения входили в основном крестьяне и
ремесленники Оргеевского и Апушнянского уездов.
Прутский поход не привел к освобождению
Молдавии от турецкого ига. Тяжелое положение
русской армии, окруженной превосходящими силами
врага, отсутствие запасов продовольствия и
фуража заставило Петра через вице-канцлера
Шафирова предложить командующему османскими
войсками визирю Махмету Балтаджи начать
переговоры о мире.
Мирный договор был подписан 12 июля 1711 г. у
села Вадул Хушилор. Он предусматривал уход
русской армии с оружием и знаменами из Молдавии.
Вместе с нею за Днестр ушли и молдавские полки
под командованием братьев Танских, Апостола
Кичеча, Накулова, Киржева, Абазина и др.
Позднее эти части были расформированы. В составе
русских регулярных войск было оставлено только
одно молдавское подразделение в 250 человек под
командованием полковника Левашова. Однако и
после окончания Прутского похода в русской армии
сохранилось много молдавских нерегулярных
подразделений.
По Прутскому договору 1711 г. Турции
возвращались Азов и Таганрог, разрушались
некоторые мелкие крепости и обеспечивалось
свободное возвращение Карла ХII из-под Бендер в
Швецию.
Прутский поход 1711 г. положил начало совместной
вооруженной борьбе России и Молдавии против
Османской империи, укрепил ориентацию Молдавии
на Россию.
Дальнейшее упрочение военно-политического
союза России с Молдавией наметилось во время
австро-турецкой войны 1716—1718 гг. Тогда
влиятельная часть молдавского боярства
надеялась на то, что Россия выступит против
Османской империи. Так, молдавский митрополит и
два представителя рода Стурдза, бежавшие в
Россию, обратились через Д.Кантемира к Петру с
просьбой освободить Молдавию от османского
владычества.
Д.Кантемир, в свою очередь, с аналогичной
просьбой обращался к Петру и канцлеру
Г.И.Головину (в 1717 и 1718 гг.). Но тогда Россия не
могла выступить против турок, так как вела
военные действия на Балтике.
Правда, продолжались тайные связи Молдавии с
Россией; их поддерживал молдавский боярин
Анастасий Лупу. Он, в частности, ездил в 1721 и
1723 гг. к Д.Кантемиру с информацией о положении
в княжествах. В своих письмах к русскому
правительству боярин сообщал о желании
молдавского народа принять русское подданство.
Следующая русско-турецкая война (1735—1739)
позволила молдавскому боярству и духовенству
установить прямые связи с русским командованием
и вести с ним переговоры о дальнейшей судьбе
княжества.
Важным событием на первом этапе войны стала
миссия валашского ворника П.Драгунеску в Россию
осенью 1736 г. От имени большой группы бояр, не
желавших оказаться под властью Габсбургов, он
просил Россию организовать поход в направлении
Днестра и Дуная, обещая всевозможную поддержку. В
то же время Драгунеску выступал в России
ходатаем и за молдаван, так как в силу
географического положения Валахия не могла
перейти под протекцию России без освобождения от
османского владычества Молдавии.
Во второй половине 1737 г. валашские бояре
направили нескольких посланцев в Россию. Просьбы
были восприняты благосклонно. В 1739 г. военные
действия были перенесены в Молдавию.
В связи с началом похода в эту страну по русской
армии был отдан приказ, в котором говорилось
следующее: «Здешней земли подданным … никаких
обид не чинить… Кто сие учинит, без пощады
казнены будут смертью».
8 августа Миних издал манифест с призывом к
молдавскому населению включиться в борьбу
против османов. За доставку продовольствия
русское командование обещало платить «настоящей
ценою»; гарантировались также «всякое
благодеяние и защищание».
В составе русской армии появились сербский и
венгерский гусарские полки, началось
формирование отдельного молдавского корпуса
(был создан к весне 1739 г.) в 700—800 человек. Во
главе корпуса был поставлен прибывший в Россию в
1738 г. Константин Кантемир. Созданные полки
приняли участие в русско-турецкой войне
1735—1739 гг. и русско-шведской 1741—1743 гг. В
кампанию 1739 г. корпус удвоил численность и
действовал во всех основных операциях.
Не остался в стороне и молдавский народ. В
документах того времени сообщались следующие
сведения: «Не проходило дня, чтобы в штаб не
являлись валашские и молдавские офицеры с
солдатами, объявляя о желании вступить в русскую
армию».
Так, 31 июля 1739 г. в штаб русской армии прибыло 5
ротмистров со 176 рядовыми; 6 августа — ротмистр
Курт с несколькими волохами. Даже Миних, который
не проявлял достаточного искусства в отношениях
с населением, в одном из донесений отмечал, что
народ здешний к русской армии и России «весьма
благосклонен».
В княжествах началось крестьянское движение. Это
приводило к тому, что некоторые населенные
пункты (например, Фокшаны) русские войска
занимали при помощи «поднявшихся крестьян».
Во время кампании 1739 г. русские войска
одержали на территории княжества первые победы
над османами и временно освободили Молдавию от
османского гнета. 17 августа в сражении при
Ставучанах русские нанесли поражение армии
Вели-паши, обратили ее в бегство и взяли крепость
Хотин.
Успеху кампании способствовали сведения,
полученные из Молдавии и окрестных районов.
Руководил работой по сбору информации бывший
посол России в Стамбуле И.И.Неплюев. Большой
вклад в победу внесли молдавские добровольцы,
которые участвовали в боевых действиях и
оказывали посильную помощь летучим русским
разведывательным отрядам, направляемым в глубь
страны.
Второй этап кампании начался походом отряда
К.Кантемира на Яссы. 1 сентября 1739 г. К.Кантемир
вступил в город. Вслед за его отрядом выступили и
основные силы русской армии. Солдат и офицеров
Миниха встречали как освободителей.
5 сентября представителями местной власти и
командующим русской армией был составлен
договор, который должен был закрепить и оформить
присоединение Молдавии к России. Подписанный
22 представителями Молдавии, договор еще до
ратификации стал документом, регулирующим
взаимоотношения между русской армией и властями
княжества.
По этому соглашению Молдавия переходила в
русское подданство и обещала не иметь связей с
врагами России. Княжество обязывалось снабжать
продовольствием русскую армию в 20 000 человек,
разместить русские гарнизоны по крупнейшим
городам и обеспечивать войска союзников
транспортом, а в случае необходимости давать до
3000 рабочих. Суды и учреждения должны были
оставаться прежними и руководствоваться ранее
принятыми законами.
Соглашение предусматривало также ликвидацию
турецкого господства и защиту Молдавии силами
русской армии, при этом сохранялась полная
автономия княжества во внутренних делах.
Молдаване обязывались признать Анну Иоанновну
«всемилостивейшею и настоящею государынею».
Договор был очень выгодным для Молдавии — как,
впрочем, и для России. Но на практике он не был
реализован. Подписание документа было сорвано
венским двором, который заключил сепаратный мир
с Портой.
Третий этап кампании начался во второй половине
сентября 1739 г. Важнейшими событиями явились
заключение Россией мира с Османской империей и
уход нашей армии из княжества; только в Хотине
оставался русский гарнизон.
Белградский мир 1739 г. не отражал реального
соотношения сил, а был результатом международной
дипломатической игры. По условиям договора
Молдавия была возвращена Турции. Боясь мести
турок, вместе с русской армией ушли многие
молдаване, участвовавшие в войне, в том числе и
митрополит Антоний, который руководил
переговорами бояр о переходе княжества в русское
подданство.
Результат войны не оправдал надежд на
освобождение балканских народов от османов.
Остался неизменным и международный статус
княжеств. В 1740—1760-х гг. Молдавия могла
официально участвовать в международных
отношениях лишь в той мере, в какой это
требовалось Порте.
В основном положение Молдавии в этот период
определялось ходом борьбы европейских стран за
разрешение восточного вопроса. В регионе одна за
другой велись две войны: русско-турецкая
1768—1774 гг. и австрийско-турецкая. По Молдавии
передвигались большие армии, происходило много
сражений, которые тяжело отражались на жизни
местного населении. В этих войнах решалась и
историческая будущность Молдавии.
Продолжение в одном из ближайших номеров