урок толерантности

Галина БОНДАРЕВА

Формирование толерантной
личности школьника

В последнее время часто используется понятие толерантность — в политике, в культуре, в образовании, даже в быту. Впрочем, и раньше мы нередко говорили о терпимости и, при всех различиях в толковании слова, в целом понимали его смысл.
Вполне понятно, что именно сейчас стала особенно актуальной проблема становления терпимого отношения к людям иной национальной и конфессиональной принадлежности. Постоянные межэтнические, межконфессиональные конфликты, в том числе и грозящие перерасти в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры.

Республика Taтарстан является полиэтническим, биконфессиональным, поликультурным субъектом РФ, поэтому толерантность следует считать непременным условием процветания нашей республики. Наш город Менделеевск — небольшой районный центр (21 тысяча жителей); тем не менее городская жизнь ярко отражает социокультурную специфику как Республики Татарстан, так и России.
Об этом свидетельствуют следующие данные о населении: 53% — татары, 35 — русские, 4 — удмурты, 4,1 — марийцы, 3,9% — другие национальности. Школа, в которой я работаю, является полиэтнической: 540 татар, 426 русских, 68 удмуртов ,63 марийца, 17 чувашей, 21 башкир, по 7 представителей мордвы и украинцев, 4 узбека, 6 армян, 16 азербайджанцев, 1 грузин, 1 лезгин, 1 молдаванин, 1 эстонец, 1 белорус. Таким образом, представлены 16 этнических общностей.
Среди моих учеников — переселенцы из 5 регионов РФ: Удмуртия, Марий Эл, Чувашия, Башкортостан, Мордовия (всего 176 школьников). Кроме того, есть вынужденные переселенцы из республик бывшего СССР (Украина, Узбекистан, Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Эстония, Белоруссия) — 38 учащихся. Приведенные данные красноречиво подтверждают насущность серьезной работы по формированию толерантности школьника вне зависимости от его национальной принадлежности.
В начале 1990-х гг. в наш город устремился поток вынужденных переселенцев из бывших республик СССР. Раньше в городе жили многие представители близлежащих регионов, таких, как Удмуртия, Марий Эл, Башкортостан, Чувашия, но появление узбеков, армян, азербайджанцев, грузин, таджиков вызвало определенный шок у многих местных учащихся.
Реакция была разной: сочувствие, сопереживание смешивались с грубостью, агрессией. Атмосфера была не из приятных, хотя ситуация на уроках оставалась вроде бы достаточно спокойной, без проявления какой-либо жестокости. Но однажды я стала свидетельницей того, как разъяренный отец ученика-узбека пришел в школу разбираться с его обидчиками. Мне с трудом удалось его остановить, успокоить, пообещав, что постараюсь разрешить этот конфликт.
Я обратилась к директору школы с предложением созвать психолого-педагогический консилиум с приглашением всех сторон: учеников, их родителей, учителей, работающих в этом классе. Состоялся трудный, долгий разговор. Надо отметить, агрессивное поведение детей (постоянные унижения одноклассника-узбека) было «открытием» для родителей и вызвало искреннее их возмущение. Были приведены многочисленные примеры сотрудничества людей разных национальностей — как непременного условия цивилизованности мира.
Для меня тот конфликт стал поводом для размышлений и поиска педагогических решений, для предупреждения последующих столкновений подобного типа. Решила не выпускать из поля зрения Марата Д., отслеживать дальнейшее развитие межличностных отношений его с одноклассниками. Но я понимала: не контроль нужен, а нужны эффективные методические инструменты формирования терпимого отношения друг к другу вне зависимости от национальной принадлежности.
Как воспитать толерантную личность школьника? Как заложить в его мышление, поведение, образ жизни общечеловеческие ценности?

Большое внимание стала уделять на уроках правоведения изучению основополагающих документов по правам человека («Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»). Проводила занятия по правоведению в атмосфере психологической комфортности, создающей ситуацию успеха каждому ребенку.
Поведение учителя является для учащихся некоторым образцом. Уверена, что толерантная культура учителя есть условие формирования толерантности школьников. Потому практически на каждом уроке истории, обществознания случались (создавались) так называемые эпизоды толерантности: несколько минут интересной информации о культуре, о быте, об известных людях — представителях той или иной национальности. Несколько минут поэзии: восточной, русской, татарской, удмуртской — и всё это частички, создающие эмоциональную отзывчивость и открытость восприятия другой культуры.
Созданию толерантной атмосферы в классе, в школе способствовали ролевые и деловые игры, в процессе которых учащиеся: и местные жители, и вынужденные переселенцы — увлекательно играли роли инакомыслящих. Это позволяло школьникам понять переживания, особенности поведения носителей других культур, что, естественно, впоследствии помогало им принимать и понимать другой тип поведения, мышления.
Кроме того, мы попытались создать модель «Класс — правовое пространство в миниатюре». С этой целью разрабатывались «Конвенции школьников». Впервые подобная «Конвенция» была принята в 1997 г. Теперь тогдашние ученики являются уже студентами вузов. Отрадно отметить, что упоминавшийся Марат Д. успешно закончил школу, неоднократно становился призером олимпиад по информатике; сейчас он студент Удмуртского университета.
Возможно, систематическая работа по профилактике экцессов предотвратила многие случаи психического насилия. А самое главное, способствовала формированию толерантной культуры школьников, являющейся одной из основ межкультурного диалога современности.

Следует отметить: курсы историко-обществоведческих дисциплин имеют огромный потенциал для формирования толерантной личности школьника. Так, при изучении темы «Этнические общности» в XI классе на уроках обществознания ребятам предлагается выступить с мини-презентацией «Традиции и обычаи моего народа». Каждая группа, представляющая ту или иную этническую общность, за 7—10 минут старается дать самую интересную информацию. Очень важно, чтобы учащиеся выступали без стеснения, с чувством национальной гордости, а их одноклассники достаточно внимательно слушали, задавали много вопросов.
Таким образом происходит своеобразный межкультурный диалог на ученическом уровне, способствующий взаимопроникновению культур, развитию коммуникативной открытости.
Следует подчеркнуть, что краеведение — это важное средство для формирования гражданской культуры школьников, одним из основных элементов которой является толерантность. Как приблизить духовно, полюбить тот край, в котором сегодня живет мигрант? Как помочь ему адаптироваться? Как принять новую для него культуру? Как помочь ему ее усвоить?
Задачи социализации учащихся требуют использовать и традиционные средства, к числу которых можно отнести краеведение. В течение последних трех лет (1999—2001) краеведческий кружок «Память», которым я руковожу и в состав которого входят и местные ученики, и переселенцы из других peгионов РФ, а также вынужденные переселенцы из бывших республик СССР, проделал огромную поисково-исследовательскую работу, посвященную живущим сегодня участникам Великой Отечественной войны. В канун 55-летия Победы издана наша книга «Оглянись, их осталось так мало».
Продолжается поисково-исследовательская работа по составлению биографий семи Героев Советского Союза — наших земляков — с последующим изданием. Этой работой занята 1 девочка-украинка, 1 башкирка, 1 чувашка, 1 мальчик-армянин, 2 русских, 3 татарки, 2 азербайджанца. Это и есть интеграция культур, историй, что является фундаментом мирного и благополучного сосуществования человечества.

Судьба нашего общества во многом зависит от менталитета молодых граждан, в котором интегрируются национальные и универсальные ценности. Образование и воспитание в духе демократии и прав человека с учетом национально-региональных ценностей — одно из приоритетных направлений развития российской школы.
В программе ЮНЕСКО «Школа XXI века» констатируется, что выпускник школы должен творчески, по-новому смотреть на привычные вещи, самоопределяться, брать на себя ответственность за свое образование, быть толерантным, эмоционально устойчивым, доброжелательно относиться к многообразию жизни.
Толерантность, по определению академика В.Тишкова, — «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» (Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 258).
Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности исхожу из следующих принципов:
— принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник — самобытен;
— верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность;
— уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;
— не унижать достоинства ребенка;
— не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий;
— каждый имеет право на ошибку;
— каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности.
Традиционные методы учебной работы порой бывают эффективны (мы это видели на примере краеведения), но часто оказываются недостаточными для формирования толерантного мышления учащихся.
Авторитарная педагогика уступает место педагогике гуманной, основанной на личностно ориентированном обучении, педагогике сотрудничества. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности.
Эвристическая беседа, урок-диалог, дискуссия, ролевые и деловые игры облегчают становление личности на основе толерантности, поликультурности, ненасилия.

Особое место среди учебных дисциплин занимает курс «Обществознание», который имеет огромные резервы для формирования общечеловеческих ценностей, в том числе и толерантности школьников.
Активные формы проведения уроков обществознания позволяют развить толерантность в поведении, мышлении ребят: ведь толерантной личностью ребенок становится в действиях, деятельности.
Проблемы, связанные с инакостью, позволяют разрешить ролевые игры. Например, ролевые игры «Портрет», «Голубоглазые и кареглазые», «Тропи» напрямую связаны с проблемой инакости (см.: Ролевые игры в преподавании прав человека: Сборник методических материалов. М., 1995). Как мы судим о людях, окружающих нас, как относимся к непривычной для нас внешности, к чужим «странностям», наконец, к другой традиции, культуре — вот вопросы, которые ставятся в игре. Здесь мы выходим на этические нормы, лежащие в основе многих норм правовых.
Участниками являются ученики VIII—IX классов, старшеклассники, а также учителя. Взрослые играют роли детей и наоборот, что позволяет достичь наибольшей раскрепощенности. В результате школьники получают опыт разрешения конфликтных ситуаций; вживаясь в роль, они учатся понимать людей другой культуры, нации, социального статуса и т.д.

Проблема взаимоотношений родителей и детей, взрослых и молодежи, эта вечная проблема «отцов и детей» приобретает особую остроту и актуальность в настоящее время, что объясняется ускоренным темпом развития общества, быстрой сменой ценностей.
Как сохранить духовную преемственность? Уважительное отношение к ценностям другого поколения невозможно без формирования терпимости. Активное сотрудничество в форме деловых, ролевых игр создает атмосферу открытости и доверия, что позволяет понять, признать и принять ценности представителей разных поколений.
Традиционно в нашей школе проводится «Неделя правовых знаний», кульминацией которой является деловая игра «Права человека» (Права человека: Пособие для учителя / Авторы-составители А.Я.Азаров, Т.В.Болотина). Участниками являются учащиеся, представители правоохранительных органов, общественность, родители, из которых создаются 4 разновозрастные группы, определяющие свою позицию относительно прав человека, используя вопрос-формулу: «Есть ли такие формы обращения с людьми, которые всегда неправильны, вне зависимости от ситуации?»
В процессе игры участники стараются проявлять уважение к чужим правам и взглядам, идут на компромиссы для устранения разногласий, вырабатывают групповые решения.
Рассматривая проблему формирования толерантности как мирный способ разрешения житейских ситуаций, необходимо отметить воспитательное значение ролевых игр. Большую помощь оказывает ролевая игра «Приватное пространство» (Ролевые игры в преподавании прав человека).
В процессе игры определяются сущность приватного пространства, его границы, пределы неприкосновенности частной жизни ребенка, взрослого. Создаются группы «Дети—Дети», «Дети—Родители», «Дети—Взрослые».
Научить детей общаться со взрослыми на равных, уважительно относиться к разным мнениям, развивать позитивное мышление — основа партнерских отношений между представителями разных поколений, поэтому традиционно заканчиваем встречи поколений блиц-турнирами «Я хочу у Вас спросить...», «А правда ли это...» и т.п.
Задаются разные вопросы, диапазон которых очень широк: от моды до глобальных проблем современности. Принцип проведения блиц-турнира: один вопрос от старшего поколения — ответ дает любой желающий представитель молодого поколения, и наоборот. Единственная просьба: говорить честно и искренне, от своего имени.
В результате живого диалога между взрослыми и школьниками, родителями и детьми создается атмосфера доверия, искренности, доброжелательности и толерантности. Так, шаг за шагом, формируется толерантность как основа цивилизованного общества, как необходимое социально значимое качество.

Любой класс в нашей школе, как уже говорилось, — это своеобразная микромодель современного полиэтнического общества. Этнический состав представлен татарами, русскими, удмуртами, марийцами, башкирами, узбеками, казахами, армянами, азербайджанцами, украинцами и другими. Практически на каждом уроке истории, обществознания есть эпизоды толерантности; целенаправленно проводятся уроки толерантности.
Например, на уроках по истории Татарстана я не обхожу острые углы и деликатные темы, в частности темы, касающиеся oтношений между Казанским ханством и Московской Русью. Зачастую именно эта тема порождает острую полемику между школьниками русской и татарской национальностей. Как сохранить добрые отношения между детьми, не возлагая историческую ответственность ни на русских, ни на татар?
Урок начинается с постановки проблемы: 1552 год — присоединение или завоевание Казанского ханства Московской Русью? Это был закономерный исторический процесс или случайность? Кто несет историческую ответственность за прошлое?
В ходе обсуждения проблемы дается общая характеристика тенденций развития крупных держав Европы, отмечается экспансия как главное направление внешней политики.
Московская Русь стремительно расширяет свою территорию за счет завоеваний, в том числе земель Казанского ханства. Указывается, что экспансионистские цели преследовала и Казань. Она стремилась к их реализации, но историческая ситуация в силу определенных обстоятельств сложилась не в пользу татар.
Но несут ли современные русские ответственность за события, произошедшие более 450 лет назад? Цитирую В.О.Ключевского: «История не безупречна, но упрекать ее бесполезно. А вот изучать необходимо».

Использование краеведческого материала на уроках истории обеспечивает конкретность, эмоциональную отзывчивость, уважительное отношение к людям прошлого и к истории в целом.
Так, характеризуя межнациональные отношения в нашем городе, указываю на огромную роль русского купца-промышленника Петра Капитоновича Ушкова — основателя первых школ — не только русских, но и татарских, удмуртских и марийских — в деревнях нашего района. Деятельность купца — яркий пример толерантности, патриотизма, гражданственности.
Таким образом, применение активных и интерактивных методов позволяет школьникам, а также другим субъектам социума приобрести опыт толерантного поведения, мышления, сознания.
Первый уровень общения толерантности — это семья, класс, школа. Наличие толерантного учителя, родителя есть необходимое условие становления толерантной личности школьника.
Использование национально-регионального компонента помогает продемонстрировать терпимость и уважение к различным культурам.

TopList