материалы к уроку
Борис БОГОЯВЛЕНСКИЙ
Страсти по Андрею
Сейчас я ищу — и не могу
найти — сюжет для драмы
в дотатарском периоде нашей
истории... Андрей Боголюбский
убит был пьяницами и трусами,
а мне нужно что-то другое…
|
А.К.Толстой |
|
Андрей Юрьевич
Боголюбский.
Скульптурный
портрет-реконструкция
М.Герасимова
|
Великий русский поэт и драматург, чьи слова
вынесены в эпиграф, был прав. Скудость летописных
источников не позволяет добросовестному
художнику надеяться найти источник вдохновения
в обстоятельствах гибели человека, который
«хотел самодержцем быти» еще за три века до того,
как идея самодержавия смогла реализоваться на
русской земле, воплотившись в личности
Ивана III, чтобы развиться в уже «рекордную»
деспотию его грозного внука.
Вчитываясь в скупые строки источников, ловишь
себя на мысли, что в них сказано ровно столько,
сколько нужно, чтобы начать терзаться вопросами:
— За какую вину казнил Андрей Юрьевич одного из
своих приближенных, чем, собственно, и подписал
себе смертный приговор?
— Почему могущественный князь, который мог — по
словам летописца — выставить в поле 50 тысяч
воинов, вдруг оказался перед лицом своей гибели
сам-друг с несовершеннолетним слугой-отроком?
— Можно ли верить поздним свидетельствам,
обвиняющим в преступлении жену Боголюбского?
— Кто была эта женщина: дочь репрессированного
боярина Кучки или некая «иноземка», от браков с
которыми русскому правителю ничего хорошего
ждать не приходится?
— Кто же описал неслыханное злодеяние так, как
будто — по мнению историков — сам стоял рядом с
жертвой и ее пьяными палачами?
— Впрямь ли судили и казнили наследники Андрея
убийц брата?
Здесь, кажется, пора остановиться, чтобы честно
признаться: ответов на эти вопросы у нас нет. Мы
не сможем доставить новому драматургу
подходящий материал — если он, конечно, не
захочет описать те коллизии, которые происходили
с Владимирским князем после его смерти — в умах
потомков, писавших его историю.
Рамки этой статьи не позволяют подробно, шаг за
шагом следовать за нашим героем — Андреем
Юрьевичем Боголюбским — на его пути из
безвестности к власти, от власти — к могуществу,
от могущества — к предсмертному бессилию. Следы
здесь постоянно прерываются, как будто
заметенные снегом в поле, чтобы лишь изредка
появляться на страницах источников. Жизнь
восьмисотлетней давности превращается в
пунктир: мы не знаем, когда вставал князь Андрей,
когда он ложился, что ел и много ли пил. Обо всем
этом можно лишь догадываться.
|
Князь Михаил Юрьевич принимает
послов.
Миниатюра Радзивиловской летописи.
А вот Б.А.Рыбаков увидел здесь сцену
суда над преступной женой Андрея... |
Впрочем, о последнем сведения все же есть:
летописец уверенно отрицает у Боголюбского
порок «пианства», что, разумеется, ничего не
говорит нам о количестве потреблявшегося им
алкоголя: ведь не всякий много пьющий человек —
пьяница.
Но мы все же начнем с самого начала — момента
рождения нашего героя, так как это событие —
первый спорный пункт в его жизнеописании. Как
правило, в качестве даты появления на свет для
Андрея Боголюбского фигурирует 1112 год или
более осторожное «около 1110 года» Между тем,
впервые этот князь появляется на страницах
источников незадолго до знаменитого в нашей
истории 1147 г., когда — почти одновременно с
Андреем Юрьевичем — истории становится известна
столица нашего отечества. Получается, что до 33—35
лет этот — впоследствии весьма деятельный —
князь при отце, ведущем постоянные войны и явно
нуждавшемся в доверенных лицах, тихо сидел в
ростово-суздальской глуши. Да так тихо, что там
его никто из летописцев не приметил. Тут следует
отметить, что привычная нам дата рождения
Андрея — 1110—1112 гг. — итог различных
вычислений, где в качестве исходных данных
фигурируют другие, также «вычисленные» точки на
оси времени — рождение его отца, Юрия
Долгорукого, и т.п. Как представляется, эти
расчеты велись не «автономно», но делались в
связи с известием, которое встречаем у историка
XVIII в. в. Н.Татищева — без ссылки на
источник.
Характеризуя князя перед тем как приступить к
описанию его гибели, Татищев пишет: «Ростом был
невелик, но широк и силен вельми, власы чермные
(рыжие), кудрявы, лоб высокий, очи велики и светлы.
Жил 63 года».
Мы не знаем, откуда взял Василий Никитич эту
информацию, тем более что в другом своем труде,
где кратко перечисляются великие князья и
упоминаются основные даты их жизни, сведения о
дате рождения Андрея отсутствуют. Трудно
исключить, что он сам произвел соответствующие
вычисления, исходя из своих представлений о
возрасте Юрия Долгорукого (по Татищеву — 1091 г.
), нормальном брачном возрасте — 18—20 лет, а
также о том, что Андрей был вторым сыном. Таким
образом, «из общих соображений» получался как
раз 1112 г. Такие же расчеты мог проделать и
любой грамотный автор или сводчик, работа
которого, в свою очередь, послужила Татищеву.
|
Дворец Андрея в Боголюбове.
Реконструкция Н.Воронина |
Вероятно, c ними со всеми можно было бы
согласиться, оставив в стороне сомнения,
возникающие в связи с поздним вступлением Андрея
на политическое поприще, если бы...
Рентгено-антропологическое исследование
скелета Андрея Боголюбского, произведенное еще в
тридцатые годы прошлого века, показало, что тот
«был несколько выше среднего роста — около
170 см, выглядел, несомненно, моложе своих лет.
Физиологический (костный) возраст его
соответствовал
50—55 летнему... Боголюбский казался моложе, или
правильнее — он вовсе не был столь стар, как об
этом можно было бы судить по его возрасту». Далее
исследователи долго искали причины, которые
могли бы объяснить наблюденное расхождение
между «паспортным и костным возрастом».
Разумеется, в паспорт Андрея эксперты —
Д.Г.Рохлин и в. С.Майкова-Строганова — не
заглядывали. Не будучи историками, они приняли за
точные те данные, которые сообщались в доступной
литературе тех лет, упомянув среди источников
лишь Ипатьевскую и Никоновскую летописи и
оставив вне поля зрения труд Татищева. Думается,
что не знай они на определенном этапе своего
исследования «паспортных данных», то у них не
возникло бы желания «удревлять» имеющийся в их
распоряжении костный материал на 10 и более лет.
Между тем, мы должны обратить внимание и на
достоверно установленный рост Андрея — 170 см.
Эксперты с полным основанием определяют его как
«выше среднего», что было вполне приемлемым для
первой половины XX в. и еще более очевидным для
Средневековья. Вспомним, что Иван Грозный
(177 см) считался высоким. Получается, что здесь
мы должны выразить Татищеву или его
гипотетическому источнику уже не «условное», а
обоснованное недоверие. Князь вовсе не был
«невелик ростом» или, что точнее, не мог казаться
таким своим современникам.
|
Боголюбово. 1960-е гг.
|
Также вполне очевидно, что, приняв дату
рождения Андрея в соответствии с экспертизой, мы
получим временной интервал с 1122 по 1127 гг. (не
без некоторых возможных отклонений). В этом
случае сразу «закрывается» отмеченный ранее
период политического «небытия», а путевку «в
жизнь» Андрей Боголюбский получает не
великовозрастным выходцем из лесов, которому «за
тридцать», а двадцатилетним молодым человеком,
которому самое время (даже чуть поздно) жениться.
Именно так и поступил князь, если верить
источникам, как раз в этот период.
Но к женитьбе князя мы еще вернемся, а пока
отметим еще одно маленькое несоответствие,
возникшее из-за сходных методических несуразиц.
Как можно было убедиться, сомнения
экспертов-медиков в отношении датировки были
вызваны тем, что гипотетическую дату рождения
князя они посчитали неопровержимой информацией.
Действительно, очень часто обоснованное
предположение со временем переходит в разряд
истин и становится «научно установленным
фактом», уже без каких-либо оговорок
используемым в последующих построениях.
Сейчас, например, трудно без улыбки смотреть на
«портрет» Андрея Боголюбского, выполненный в
1805 г. и изображающий бодрого витязя с
развевающимися кудрями. Оно и понятно: мы-то — по
скульптурной реконструкции М.М.Герасимова –
«хорошо знаем», как выглядел подлинный владыка
Владимиро-Cуздальской Руси. Кому не памятны эта
вздернутая голова, выступающие скулы,
монгольский разрез глаз... И все чаще можно
услышать или даже прочесть: наличие восточной
крови в жилах русских князей в доказательствах
не нуждается: достаточно посмотреть на «бюст
Боголюбского».
Что до выдающихся скул и вздернутой головы в
реконструкции Герасимова, то они не вызывают
сомнений, находя подтверждение в особенностях
строения черепа и наблюденной патологии, которая
резко ограничивала подвижность шеи. А вот ясно
видный на портрете эпикантус — складка века,
характерная для монголоидного населения Азии?
Какие следы могла она оставить на костях,
доставшихся в распоряжение исследователя?
Откуда появилась?
Сам Герасимов, определяя строение века,
руководствовался не столько «монгольскими»
скулами своего «клиента», сколько «общими
соображениями»: якобы доказанной для половцев
принадлежностью к монголоидному типу. Мать и
бабушка Андрея «числятся» в половецких княжнах,
и у нас нет оснований оспаривать эти летописные
свидетельства. А вот монголоидное происхождение
половцев — гииотеза, причем все более
критикуемая. Единства мнений здесь не
наблюдается, так что «монгольское веко»
Боголюбского — всего лишь, как признавался сам
исследователь, «плод художественного осмысления
материала». То, что этот плод вырос до размеров
неопровержимого факта, — следствие нашей
короткой памяти, а также неосознанного
стремления видеть в истории «достоверные»
портреты и законченные сюжеты.
|
|
|
Плечевой сустав
князя Андрея.
Рука полностью отделена от
туловища
|
Пясть Боголюбского.
Две кости перерублены
|
Предплечье жертвы.
Убийцы не смогли
перерубить обе
лучевые кости
|
Такова уж человеческая психология:
нужны введение, экспликация, завязка,
кульминация, развязка, эпилог... Таковы законы
литературы, которым летописцы и историки не
всегда в состоянии следовать, — хотя часто
стараются сверх меры.
Впрочем, мы остановились на том, что Андрей был
женат. Самый факт у нас никаких сомнений не
вызывает, так как у князя были вполне законные
дети, в том числе и сыновья, все, кроме самого
младшего – Юрия, умершие еще при жизни отца.
Малолетний сирота вырос и стал героем другого,
уже иностранного, романа, представление о
котором Вы можете получить, перевернув несколько
страниц (с.10—16).
Об их матери наши основные источники —
Лаврентьевская и Ипатьевская летописи —
практически ничего не сообщают, в то время как
более поздние тексты рассказывают много
интересного. У Татищева находим следующий
трогательный сюжет, который мы пересказываем,
попутно модернизируя архаизмы: «Юрий, хотя имел
княгиню любви достойную и ее любил, но при том
многих жен подданных часто навещал и с ними
более, нежели с княгиней, веселился, ночи, сквозь
музыку проигрывая и пия, препровождал, чем многие
вельможи его оскорблялись, а младые, последуя
более своему уму, нежели благочестному старейших
наставлению, в том ему советом и делом служили.
Между всеми полюбовницами жена тысяцкого
суздальского Кучка наиболее им владела, он все по
ее хотению делал. Когда же Юрий пошел к Торжку,
Кучко, не могши поношения от людей терпеть, ни на
оных Юрию жаловаться, ведая, что правду говорили,
более же княгинею [т.е. женой Юрия Долгорукого]
возмущен, не пошел с Юрием и отъехал в свое село,
взяв жену с собой, где ее посадив в заключение,
намеревался уйти к Изяславу [Мстиславичу,
главному сопернику Долгорукого] в Киев. Юрий,
уведав о том, что Кучко жену посадил в заточение,
оставя войско без всякого определения, сам с
великою яростью наскоро ехал с малыми людьми на
реку Москву, где Кучко жил. И, пришед, не испытуя
Кучка ни о чем, Кучка тотчас убил, а дочь его выдал
за сына своего Андрея.
...Полюбя же вельми место то, заложил град и пребыл
тут строя [город], доколе брак Андреев совершил.
Для этого веселия звал к себе Святослава и с
сыном его Олегом. Он же, не отказываясь, приехал и
с собою привез Владимира Святославича, а Олег,
сын Святослава, наперед приехал; его же Юрий
одарил и дал ему пардуса. Потом приехал Святослав
в день Похвалы Пресвятой Богородицы, июля 28, и
принят с великою любовию и честью. И совершил при
них брак, с великим торжеством празднуя 5 дней,
потом одарив Святослава, детей его и служителей,
с великим довольством и любовью отпустил. Сам же
по окончании веселья возвратился с детьми своими
в Суздаль...»
Тем, кто с доверием относится к поздним сказаниям
об основании Москвы, а также к вольным — с
редактированием — татищевским переложениям
источников, предлагается не обращать внимания на
совсем уж нелетописные детали, а также на
странную любовь князя Юрия к немолодой (была уже
взрослая дочка) жене боярина, предлагается
эффектнейшая версия.
Во многих поздних рассказах о гибели Андрея
Боголюбского во главе заговора фигурирует его
жена-княгиня. Некоторые даже указывают ее имя —
Улита Кучковна. Так вот, поднять руку на мужа ее
заставило то, что она, наконец, узнала: Андрей
приходится ей единокровным (по отцу — Юрию
Долгорукому, любовнику матери) братом! В ужасе от
тридцати лет, проведенных в инцесте, несчастная
решила смыть позор кровью супруга.
Все это, разумеется, шутка, хотя не менее
«эффектные» версии приводятся и совершенно
серьезно.
Вот, например, известие Тверского сборника:
«В том же лете, месяца июня в 29, в субботу на ночь,
в праздник святых апостолов Петра и Павла, убит
был благоверный великий князь Андрей Юрьевич
Боголюбский от своих бояр, от Кучковичей, по
научению его же княгини. Потому что была она
болгарка, и была у нее злая мысль против него, не
за какое-то зло, но просто потому, что князь
великий много воевал Болгарскую землю, и сына
[туда] посылал, и много зла учинил болгарам. И
жаловалась на него тайно Петру, Кучкову зятю,
пред сим же днем схватил князь великий Андрей и
казнил его [?]. В праздник же сей пили Кучковичи
у Петра, у зятя их, и сказал Яким Кучкович: «Что
сделаем с этим князем? Вчера брата моего захватил
и убил, а ныне нас хочет схватить: подумаем же о
своей жизни».
|
Таким увидел
Андрея Юрьевича
художник начала XIX в.
|
И решили в тот день убить его. Начальником же
над убийцами был Петр, Кучков зять, Анбал Ясин
[т.е. осетин], Ефрем Моизич, всех окаянных убийц
двадцать, что были на том совете [в том заговоре] у
Петра, у Кучкова зятя на пиру: ибо были именины у
него. Когда же настала ночь субботняя, взяв
оружие, как звери дикие рыкая на своего государя,
пошли пьяные в монастырь Боголюбский...»
Здесь мы на время прервемся и сравним эту часть
известия с тем рассказом, который находим в
«Повести об убиении» (см. следующий материал). То,
что в более древнем тексте отсутствует княгиня,
мы уже отметили.
Далее: оставив в стороне маленькую нестыковку с
именем казненного (она отмечена нами
вопросительным знаком), которая несколько ниже
была исправлена, обратим внимание на мотивы и
место пьянки. В «Повести» на убийц нападает
внезапный страх, который они заглушают прямо в
Боголюбове, в княжеской медуше, непосредственно
перед злодеянием. У автора текста в Тверском
сборнике все не так. Можно предположить, что он,
живший в другие времена, никак не мог взять в
толк: почему заговорщики без особой опаски
теряют время, напиваясь под боком у своей
жертвы — великого князя, которого должны были
бы хорошо охранять.
— Куда смотрела охрана? — этот вопрос задаем
себе и мы, им же озабочен и автор цитируемого
известия, предлагая нам собственную трактовку. О
том, что делает он это значительно позже
описываемых событий, говорит и его представление
о Боголюбове как о монастыре. Таким же образом, он
включает в текст логичную для него экстраполяцию
относительно именин, «творчески развивая» сухое
указание даты в «Повести». А вопрос об отсутствии
охраны продолжает тревожить его и далее: «Так как
любил [Андрей] монастырь тот [Боголюбский] паче
меры, и многие негодовали на то, что, оставив град
[Владимир], часто в селе Боголюбове и монастыре
том пребывал. Так же и к святому Спасу на Купалище
часто приходил, так как всегда охотился (“ловы
творяше”) в том краю и, на Купалище приходя,
отдыхал и много времени там проводил, и об этом
была у бояр его большая скорбь: он же не велел им
ездить с собой, но велел творить утеху
[охотиться], где им пригодно, сам же с малым
количеством отроков своих приходил туда».
Автор, как представляется нам и как казалось ему
самому, создает понятную для своих читателей
ситуацию, в которой одиночество Андрея получает
должную мотивировку: великий князь запрещает
боярам ездить с собой на охоту и берет лишь малую
свиту. Боголюбово, таким образом, из княжеской
резиденции превращается в «охотничий домик», где
малая свита более уместна. Далее рассказ в
основном совпадает с «Повестью».
Теперь, когда нам понятна логика появления в
тексте тех или иных «новых» деталей, остается не
совсем ясным лишь одно: участвовала ли в заговоре
жена Андрея, которую не упоминает, кроме уже
цитированной Тверской и Супрасльской [«а княгиня
его болгарыня держала к нему злую мысль»], ни одна
известная летопись.
Особое мнение по этому вопросу есть у того же
В.Н.Татищева. Он (или его источник) также занят
привнесением в текст подробностей, которые
кажутся очевидными: «Был у него слуга
возлюбленный, именем Иоаким. Сей слыша от некоего
смутителя, якобы князь хочет его убить, яко
прежде казнил брата Кучковых, поскольку тот в
каком-то злодеянии обличен был. Сим возмутяся,
злодей тот пошел к братьям Кучковым [т.е. Кучковым
детям], ведая их злобу на князя. И призвали в совет
таких же злодеев, говорили, что князь убил брата
нашего, а ныне хочет и нам то же учинить. И так
положили они упредить оное убийством самого
князя и, не теряя времени, в ту ночь ехать в
Боголюбово, где князь был без опасения, там его
убить. Начальник сему убийству был Петр Кучков,
зять его; Анбал ясин, ключник княжий; Иоаким
Кучкович и прочих нечестивых числом всех 20 того
дня в доме Петра Кучкова согласились. Княгиня же
была в Боголюбове с князем и того вечера уехала
во Владимир, дабы ей то злодеяние от людей утаить.
Когда же ночь наступила, оные проклятые злодеи,
вооружась, приехали в Боголюбово. Вскоре, яко
звери свирепые, пошли в дом княжий и прямо к его
спальной, не ведая подлинно, тут ли князь спит, а
двери были заперты. Один из них кликнул: «Княже,
господине!» На что князь спросил: «Кто ты?» Тот
отвечал: «Я Прокопий». Князь же, познав, что речь
не Прокопиева, сказал: «Рабе, я слышу, что ты не
Прокопий». Тогда они, познав речь княжую, стали
двери ломать. Князь, видя сие, вскочив с постели,
хотел меч взять, ибо он, хотя такого наглого
нападения никогда опасаться причины не имел, но
от любви к святому Борису, сроднику его, меч его
всегда при себе имел. И не мог оного найти, понеже
казначей его Анбал, по умышлении на убийство его,
оный пред вечером того дня вынес вон [далее текст
в основном соответствует повести]... И видя его за
столбом крылечным стоящего и молящегося к Богу,
тут закололи его. И как он хотел меч отвести
рукою, то Петр Кучков отсек ему руку, а прочие
кололи...»
Складывается впечатление, что, вписывая в
летописный рассказ сообщение об отъезде княгини,
Татищев пытается примирить глухое молчание
основных источников с известием, содержащимся в
Тверском сборнике или каком-то аналогичном
тексте. Держа «в уме» вопрос об отсутствии
охраны, историк посвящает специальное
отступление мечу св. Бориса, чтобы читатель не
посчитал его присутствие на стене
свидетельством осведомленности Андрея о
заговоре. Нападение должно было выглядеть
неожиданным: иначе вновь всплывает странная
незащищенность князя. Весьма интересна — как
образец «логичного домысла» — и последняя
процитированная фраза. Действительно, вполне
естественно предположить, что руку Андрею
отрубили тогда, когда он поднял ее, чтобы
защититься от клинка убийцы. Нечто похожее
действительно происходило: упомянутое нами
рентгено-антропологическое исследование
скелета показало, что злодеи почти отрубили
князю левое предплечье: одна лучевая кость была
рассечена полностью, но вторая выдержала. Именно
такие раны получает человек, поднимающий руку
для защиты. Но как раз тут — говорят нам эксперты
— логика Татищева (или его источник) подвела.
Рука была отрублена в плечевом суставе, что никак
не соответствует позиции, когда ею хотят отвести
меч.
Эта деталь важна для нас совсем не потому, что
вопрос о том, как именно убивали Андрея, имеет
существенное значение. Это — прекрасная
иллюстрация появления «новых» подробностей,
которые часто принимают за отзвук неких реалий,
опущенных в основных источниках.
Но вернемся к Татищеву, который приготовил нам
еще много интересного. В том своем списке великих
князей он отмечает: «Андрей I, князь великий
Белой Руси, именован Боголюбский, сын Юрия II,
великий князь 1157, убит от шурина Кучкова 1175.
На великом княжении был 18 лет. Супруги: 1) дочь
Кучкова 1147; 2) ясыня [осетинка], кажнена
[казнена] 1177».
А вот и подробности: «Князь великий [Михаил
Юрьевич, младший брат Андрея] хотя всегда убийце
брата своего видя пред собою, но, доколе не
управился с сыновцы [племянниками, детьми
Ростислава Юрьевича] и Глебом Рязанским [князем,
их покровителем], не мог ничего начать, дабы себе
вреда не нанести. Но, умирясь с Глебом, как
возвращался из Москвы, взял княгиню Андрееву,
якобы для лучшего ее покоя, также и Кучковых с
собою во Владимир. И на другой день созвал всех
бояр, не выключая и самых тех убийц, на совет. И
как все сели по местам, начал говорить им: «Вы
хвалите меня и благодарите за то, что я волости и
доходы, по смерти Андреевой от монастырей и
церквей отнятые [Ростиславичами], возвратил и
обиженных оборонил. Но ведаете, что оные доходы
церквям Андрей, брат мой, дал, а не я, да ему вы
никоей чести и благодарения не изъявили и мне не
упоминаете, чтоб вашему князю, а моему старейшему
брату, по смерти честь воздать...
...Сие слышав, все разумели, что он хочет некоторое
церковное поминовение ему вечное уставить,
отвечали: “Мы сие полагаем на вас. Что тебе
угодно, то и мы все желаем, и готовы исполнять без
отрицания, и совершенно знаем, что он по его
многим добрым делам достоин вечной памяти и
хвалы”.
Князь сказал: “Если он неправильно убит, то
почему убийцам не мстите? Если же правильно, как
многие о нем говорят, то он недостоин похвалы и
благодарения”.
На сие паки все кто по правде, кто за стыд и
нехотя, сказали: “Воистину убит неправо”.
Тогда князь, имея уже слуг готовых, велел
немедленно, убийц главных взяв, а потом и княгиню
привести пред суд, где, яко дело известное,
недолго испытав, осудили всех на смерть. По
которому Михалко велел перво Кучковых и Анбала,
повеся, расстрелять, потом другим 15 головы секли.
После княгиню Андрееву, зашив в короб с камнями, в
озеро пустили и все тела прочих за нею побросали.
От того времени оное озеро прозвалось Поганое.
Имение же их велел раздать тем, которые от них
обижены, а паче вдовам и сиротам побитых,
остальное — на церкви и убогим, не коснувшись сам
ни малейшего, ибо сие награбленное осквернит
сокровище мое.
Прочим же всем бывшим противникам вину отпустил
и сим себе великую похвалу у всех приобрел».
|
Лестничная башня в
Боголюбове.
Здесь заговорщики добили князя...
|
Что в этом фрагменте принадлежит Татищеву,
что — его письменному источнику, а что —
изначальной легенде — тема для отдельного
исследования. Нам интересен сам факт обретения
незавершенным сюжетом «Повести об убиении»
своего эпилога, в котором — в соответствии со
всеми правилами — зло наказуется и
справедливость восстанавливается, причем рукой
князя, олицетворяющего уже новые реалии
самодержавной власти.
И опять — уже в который раз — в нашем
повествовании появляется слово «рука». Оно и
неспроста: этой конечности в истории жизни и
смерти князя Андрея принадлежит почетное, если
не центральное место.
Давно подмечено было: «Повесть об убиении»
рассказывает о том, как один из убийц — Петр —
отрубил своей жертве правую (десную) руку. При
этом ренгено-антропологическое исследование
установило факт «усекновения» левой.
Несоответствие источника и реалий породило
целый ряд гипотез, среди которых выделяется
последняя, принадлежащая перу И.Данилевского,
чьи выводы, подкрепленные солидным
теоретическим обоснованием, выглядят весьма
неожиданно. Святой и благоверный князь
оказывается, по мнению новейшего исследователя,
антихристом или его «слугой».
Как вывод, так и его доказательство заслуживают
того, чтобы заняться ими подробно, тем более что
автор приводит весь сюжет в качестве «примера».
Мы приводим текст И.Данилевского полностью,
снабжая его по мере надобности некоторыми
комментариями: «Ценностное наполнение для
древнерусского человека имели не только страны
света, но и понятия верха и низа, правой и левой
стороны (с положительным и отрицательным знаком
в том и другом случаях соответственно)».
Употребление автором слова «соответственно»
дает все основания полагать, что «верх» и «право»
имеют знак положительный, а «низ» и «лево» —
отрицательный. Запомним это на тот случай, где на
«плюсовой» руке окажется «печать Антихриста».
«Как это проявлялось в источниках, поясним на
конкретном примере.
Субботней ночью с 29 на 30 июня 1174 г. в своих
покоях был убит Андрей Боголюбский. В так
называемой “Повести об убиении Андрея
Боголюбского” сохранился подробный рассказ о
последних часах жизни великого князя
владимирского. Здесь, в частности, упоминалось,
как в финале трагедии главарь убийц, Петр
Кучкович отсекал “десную” (правую) руку Андрея,
что якобы и привело к гибели князя».
Здесь стоит отметить некоторую неточность:
Петр был не Кучковичем, но «Кучковым зятем», т.е.,
скорее всего, мужем дочери Кучка, приходясь
Андрею Боголюбскому свояком.
Кроме того, текст «Повести» отнюдь не
свидетельствует о том, что ампутация руки стала
причиной летального исхода. Скорее уж это место
можно трактовать как отсечение десницы уже у
трупа.
«Однако при изучении в 1934 г. останков Андрея
Боголюбского врачи обнаружили, что у него была
отрублена не правая (она вообще не пострадала), а
левая рука. Эксперты предположили, что в рассказе
была допущена ошибка либо летописец использовал
данную деталь как художественный прием, “чтобы
сгустить краски и усилить эффект”. При этом,
несомненно, автор “Повести” знал, какую именно
руку отрубили убийцы».
Классический прием, который стоит отметить. Кто
был автором повести — до сих пор не установлено.
Высказываемые предположения спорны и исключают
друг друга. Автор совсем не обязательно должен
был присутствовать во Владимире: не исключено,
что он лишь пересказывал сообщения очевидцев и
упустил какие-то детали. Безотносительно к
данному тексту хочется добавить, что выражения
по типу «несомненно», «общеизвестно» и т. д.,
не подкрепленные доказательствами, чаще всего
прикрывают слабые места концепций.
«На миниатюре Радзивиловской летописи,
иллюстрирующей рассказ о смерти Андрея Юрьевича,
изображена женщина, стоящая подле поверженного
князя и держащая отрубленную руку — именно
левую, а не правую».
Если эта фраза — доказательство
предшествующего утверждения об осведомленности
автора «Повести», то это доказательство вряд ли
можно признать достаточным. Автор миниатюры мог
знать о характере ранения великого князя из
другой традиции или просто (как впоследствии
Татищев) руководствоваться «общими
соображениями» о том, что в таких случаях
страдает в первую очередь. Люди рубят в
подавляющем большинстве своем справа по левой
стороне туловища противника. Наличие же на
миниатюре женщины наводит на мысль о знакомстве
позднего иллюстратора с легендой о
жене-злодейке.
«Что же заставило летописца “отступить от
истины” (в нашем смысле этого слова)?
В Евангелии от Матфея сказано:
“И если правая твоя рука соблазняет тебя,
отсеки ее и брось от себя”. (Курсив мой.— И.Д.)
Каким же образом правая рука могла “соблазнять”
Андрея? Ответ можно найти в Апокалипсисе. Людям,
поклоняющимся Антихристу, положено будет
начертание на правую руку (курсив мой. — И.Д.)
с именем “зверя” или числом имени его. При этом
описание самого “зверя”, увиденного Иоанном
Богословом, весьма примечательно — оно очень
близко к описанию в летописи самого Андрея
Боголюбского».
Автор не замечает, что Андрей приобретает у
него черты, которые свойственны сразу двум
разным персонажам: человеку, «поклоняющемуся
Антихристу», и зверю, т.е. «Антихристу лично».
Понятно, что один и тот же князь не может быть и
тем и другим одновременно.
«Зверь обладает великой властью, его голова
“как бы смертельно ранена; но эта смертельная
рана исцелела” (Андрей был ранен убийцами в
голову, но после их ухода начал звать на помощь и
даже попытался спрятаться от преследователей
под лестницей)».
Здесь И.Данилевский идет по пути, проторенному
своими предшественниками, сливая источник —
летописи, где о ранении в голову не говорится, — с
результатами экспертизы, проведенной в ХХ в.
Кроме того, даже новейшие эксперты не смогли
установить: в какой последовательности
наносились травмы; нельзя исключить, что в голову
великого князя ранили уже под лестницей, а также
и возможности того, что по голове рубили уже труп
(см. выше).
«Его уста говорят “гордо и богохульно”, “и
дано было ему вести войну со святыми и победить
их; и дана ему власть над всяким коленом и народом
и языком и племенем”».
Честно говоря, не нашел ни одного летописного
текста, где в отношении слов святого и
благоверного князя применяется эпитет
«богохульный». Не исключено, что плохо искал. Что
касается слов гордых, то ими грешат многие герои
русского летописания. Рассматривать их в
качестве признака «зверя» столь же доказательно,
как зачислять в Антихристы имевших
черепно-мозговые травмы царевича Ивана или
французского короля Генриха II вместе с «красным
командиром» Щорсом: у того, как мы помним, «голова
повязана» и, вдобавок, «кровь на рукаве». Жаль
только, не сказано — на правом или на левом.
«Он “имеет рану от меча и жив”. Завершается
описание “зверя” сентенцией: “Кто мечем
убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем”.
Недаром перед убийством слуга Андрея, ключник
Анбал похитил у князя меч, принадлежавший еще св.
Борису».
Здесь стоит спросить: был ли меч похищен в
реальности или эта деталь — нарочитое искажение
истины автором «Повести», который таким образом
намекал на сатанинское лицо Андрея?
И заодно: может ли Антихрист (или его слуга)
пользоваться мечом святого мученика? И может ли
автор «Повести», считающий, если верить
И.Данилевскому, Боголюбского «зверем», постоянно
сравнивать его с Борисом и Глебом, а его
убийц — с Горясером, зарезавшим Глеба?
«Так или иначе, отсечение у Андрея Боголюбского
(по “Повести”) именно правой руки может вполне
рассматриваться как осуждение его если не как
самого Антихриста, то, во всяком случае, как его
слуги. На это же указывает и то, что, по словам
автора “Повести”, Андрей “кровью
мученическою омывся прегрешений своих”
(курсив мой. — И.Д.), т.е. мученический конец
как бы искупил грехи (и, видимо, немалые!) князя».
Грехи есть у каждого, и мысль об искуплении
грехов в «Повести» присутствует. Однако не стоит,
как делает исследователь, прямо отождествлять
наличие грехов с образом Антихриста или его
слуги. В этом случае под эту категорию попадают
практически все живущие на земле... «Кто из вас
без греха...» и пр.
«Так или иначе», чтобы обосновать столь
экстравагантную версию, автору пришлось
несколько раз противоречить самому себе,
причислить к летописцам современных
экспертов-медиков и, видимо, не совсем корректным
образом обвинить Андрея Боголюбского в
богохульстве.
Следует добавить, что все описанные здесь случаи
искажения исторической реальности отнюдь не
являются, как предположила Т.Эйдельман,
«жульничеством». Авторы, начиная с творца
известия в Тверской летописи и кончая
И.Данилевским, лишь следовали собственной
логике, оказавшейся — при ближайшем
рассмотрении — не совсем безупречной.
Что до позиции другого автора — создателя
«Повести об убиении» — то с ней читатель легко
сможет познакомиться, перевернув страницу, где
он найдет самый текст, пестрящий применительно к
Андрею множеством эпитетов (благоверный,
блаженный и т.п.), которые вряд ли свидетельствуют
о тайном сатанизме главного героя.
Объем настоящей публикации, как уже говорилось
выше, не позволяет нам ни коснуться других важных
и интересных моментов, связанных с биографией
Андрея Боголюбского, ни обсудить те «зигзаги»
исследовательской мысли, которые с ними связаны.
Мы все же надеемся это сделать, посвятив
Владимиро-Суздальскому княжеству эпохи
феодальной раздробленности полностью один из
летних номеров нашей газеты.
|