материалы к уроку

Борис БОГОЯВЛЕНСКИЙ

Страсти по Андрею

Сейчас я ищу — и не могу
найти — сюжет для драмы
в дотатарском периоде нашей
истории... Андрей Боголюбский
убит был пьяницами  и трусами,
а мне нужно что-то другое…
А.К.Толстой

 

Андрей Юрьевич Боголюбский. Скульптурный портрет-реконструкция М.Герасимова
Андрей Юрьевич
Боголюбский.
Скульптурный
портрет-реконструкция
М.Герасимова

Великий русский поэт и драматург, чьи слова вынесены в эпиграф, был прав. Скудость летописных источников не позволяет добросовестному художнику надеяться найти источник вдохновения в обстоятельствах гибели человека, который «хотел самодержцем быти» еще за три века до того, как идея самодержавия смогла реализоваться на русской земле, воплотившись в личности Ивана III, чтобы развиться в уже «рекордную» деспотию его грозного внука.
Вчитываясь в скупые строки источников, ловишь себя на мысли, что в них сказано ровно столько, сколько нужно, чтобы начать терзаться вопросами:
— За какую вину казнил Андрей Юрьевич одного из своих приближенных, чем, собственно, и подписал себе смертный приговор?
— Почему могущественный князь, который мог — по словам летописца — выставить в поле 50 тысяч воинов, вдруг оказался перед лицом своей гибели сам-друг с несовершеннолетним слугой-отроком?
— Можно ли верить поздним свидетельствам, обвиняющим в преступлении жену Боголюбского?
— Кто была эта женщина: дочь репрессированного боярина Кучки или некая «иноземка», от браков с которыми русскому правителю ничего хорошего ждать не приходится?
— Кто же описал неслыханное злодеяние так, как будто — по мнению историков — сам стоял рядом с жертвой и ее пьяными палачами?
— Впрямь ли судили и казнили наследники Андрея убийц брата?
Здесь, кажется, пора остановиться, чтобы честно признаться: ответов на эти вопросы у нас нет. Мы не сможем доставить новому драматургу подходящий материал — если он, конечно, не захочет описать те коллизии, которые происходили с Владимирским князем после его смерти — в умах потомков, писавших его историю.
Рамки этой статьи не позволяют подробно, шаг за шагом следовать за нашим героем — Андреем Юрьевичем Боголюбским — на его пути из безвестности к власти, от власти — к могуществу, от могущества — к предсмертному бессилию. Следы здесь постоянно прерываются, как будто заметенные снегом в поле, чтобы лишь изредка появляться на страницах источников. Жизнь восьмисотлетней давности превращается в пунктир: мы не знаем, когда вставал князь Андрей, когда он ложился, что ел и много ли пил. Обо всем этом можно лишь догадываться.

Князь Михаил Юрьевич принимает послов. Миниатюра Радзивиловской летописи. А вот Б.А.Рыбаков увидел здесь сцену суда над преступной женой Андрея...
Князь Михаил Юрьевич принимает
послов.

Миниатюра Радзивиловской летописи.
А вот Б.А.Рыбаков увидел здесь сцену
суда над преступной женой Андрея...

Впрочем, о последнем сведения все же есть: летописец уверенно отрицает у Боголюбского порок «пианства», что, разумеется, ничего не говорит нам о количестве потреблявшегося им алкоголя: ведь не всякий много пьющий человек — пьяница.
Но мы все же начнем с самого начала — момента рождения нашего героя, так как это событие — первый спорный пункт в его жизнеописании. Как правило, в качестве даты появления на свет для Андрея Боголюбского фигурирует 1112 год или более осторожное «около 1110 года» Между тем, впервые этот князь появляется на страницах источников незадолго до знаменитого в нашей истории 1147 г., когда — почти одновременно с Андреем Юрьевичем — истории становится известна столица нашего отечества. Получается, что до 33—35 лет этот — впоследствии весьма деятельный — князь при отце, ведущем постоянные войны и явно нуждавшемся в доверенных лицах, тихо сидел в ростово-суздальской глуши. Да так тихо, что там его никто из летописцев не приметил. Тут следует отметить, что привычная нам дата рождения Андрея — 1110—1112 гг. — итог различных вычислений, где в качестве исходных данных фигурируют другие, также «вычисленные» точки на оси времени — рождение его отца, Юрия Долгорукого, и т.п. Как представляется, эти расчеты велись не «автономно», но делались в связи с известием, которое встречаем у историка XVIII в.  в. Н.Татищева — без ссылки на источник.
Характеризуя князя перед тем как приступить к описанию его гибели, Татищев пишет: «Ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы чермные (рыжие), кудрявы, лоб высокий, очи велики и светлы. Жил 63 года».
Мы не знаем, откуда взял Василий Никитич эту информацию, тем более что в другом своем труде, где кратко перечисляются великие князья и упоминаются основные даты их жизни, сведения о дате рождения Андрея отсутствуют. Трудно исключить, что он сам произвел соответствующие вычисления, исходя из своих представлений о возрасте Юрия Долгорукого (по Татищеву — 1091 г. ), нормальном брачном возрасте — 18—20 лет, а также о том, что Андрей был вторым сыном. Таким образом, «из общих соображений» получался как раз 1112 г. Такие же расчеты мог проделать и любой грамотный автор или сводчик, работа которого, в свою очередь, послужила Татищеву.

Дворец Андрея в Боголюбове. Реконструкция Н.Воронина
Дворец Андрея в Боголюбове.

Реконструкция Н.Воронина

Вероятно, c ними со всеми можно было бы согласиться, оставив в стороне сомнения, возникающие в связи с поздним вступлением Андрея на политическое поприще, если бы...
Рентгено-антропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского, произведенное еще в тридцатые годы прошлого века, показало, что тот «был несколько выше среднего роста — около 170 см, выглядел, несомненно, моложе своих лет. Физиологический (костный) возраст его соответствовал
50—55 летнему... Боголюбский казался моложе, или правильнее — он вовсе не был столь стар, как об этом можно было бы судить по его возрасту». Далее исследователи долго искали причины, которые могли бы объяснить наблюденное расхождение между «паспортным и костным возрастом».
Разумеется, в паспорт Андрея эксперты — Д.Г.Рохлин и в. С.Майкова-Строганова — не заглядывали. Не будучи историками, они приняли за точные те данные, которые сообщались в доступной литературе тех лет, упомянув среди источников лишь Ипатьевскую и Никоновскую летописи и оставив вне поля зрения труд Татищева. Думается, что не знай они на определенном этапе своего исследования «паспортных данных», то у них не возникло бы желания «удревлять» имеющийся в их распоряжении костный материал на 10 и более лет.
Между тем, мы должны обратить внимание и на достоверно установленный рост Андрея — 170 см. Эксперты с полным основанием определяют его как «выше среднего», что было вполне приемлемым для первой половины XX в. и еще более очевидным для Средневековья. Вспомним, что Иван Грозный (177 см) считался высоким. Получается, что здесь мы должны выразить Татищеву или его гипотетическому источнику уже не «условное», а обоснованное недоверие. Князь вовсе не был «невелик ростом» или, что точнее, не мог казаться таким своим современникам.

Боголюбово. 1960-е гг.
Боголюбово. 1960-е гг.

Также вполне очевидно, что, приняв дату рождения Андрея в соответствии с экспертизой, мы получим временной интервал с 1122 по 1127 гг. (не без некоторых возможных отклонений). В этом случае сразу «закрывается» отмеченный ранее период политического «небытия», а путевку «в жизнь» Андрей Боголюбский получает не великовозрастным выходцем из лесов, которому «за тридцать», а двадцатилетним молодым человеком, которому самое время (даже чуть поздно) жениться. Именно так и поступил князь, если верить источникам, как раз в этот период.
Но к женитьбе князя мы еще вернемся, а пока отметим еще одно маленькое несоответствие, возникшее из-за сходных методических несуразиц. Как можно было убедиться, сомнения экспертов-медиков в отношении датировки были вызваны тем, что гипотетическую дату рождения князя они посчитали неопровержимой информацией.
Действительно, очень часто обоснованное предположение со временем переходит в разряд истин и становится «научно установленным фактом», уже без каких-либо оговорок используемым в последующих построениях.
Сейчас, например, трудно без улыбки смотреть на «портрет» Андрея Боголюбского, выполненный в 1805 г. и изображающий бодрого витязя с развевающимися кудрями. Оно и понятно: мы-то — по скульптурной реконструкции М.М.Герасимова – «хорошо знаем», как выглядел подлинный владыка Владимиро-Cуздальской Руси. Кому не памятны эта вздернутая голова, выступающие скулы, монгольский разрез глаз... И все чаще можно услышать или даже прочесть: наличие восточной крови в жилах русских князей в доказательствах не нуждается: достаточно посмотреть на «бюст Боголюбского».
Что до выдающихся скул и вздернутой головы в реконструкции Герасимова, то они не вызывают сомнений, находя подтверждение в особенностях строения черепа и наблюденной патологии, которая резко ограничивала подвижность шеи. А вот ясно видный на портрете эпикантус — складка века, характерная для монголоидного населения Азии? Какие следы могла она оставить на костях, доставшихся в распоряжение исследователя? Откуда появилась?
Сам Герасимов, определяя строение века, руководствовался не столько «монгольскими» скулами своего «клиента», сколько «общими соображениями»: якобы доказанной для половцев принадлежностью к монголоидному типу. Мать и бабушка Андрея «числятся» в половецких княжнах, и у нас нет оснований оспаривать эти летописные свидетельства. А вот монголоидное происхождение половцев — гииотеза, причем все более критикуемая. Единства мнений здесь не наблюдается, так что «монгольское веко» Боголюбского — всего лишь, как признавался сам исследователь, «плод художественного осмысления материала». То, что этот плод вырос до размеров неопровержимого факта, — следствие нашей короткой памяти, а также неосознанного стремления видеть в истории «достоверные» портреты и законченные сюжеты.

Плечевой сустав князя Андрея. Рука полностью отделена от туловища Пясть Боголюбского. Две кости перерублены Предплечье жертвы. Убийцы не смогли перерубить обе лучевые кости
Плечевой сустав князя Андрея.
Рука полностью отделена от
туловища
Пясть Боголюбского.
Две кости перерублены
Предплечье жертвы.
Убийцы не смогли
перерубить обе
лучевые кости

Такова уж человеческая психология: нужны введение, экспликация, завязка, кульминация, развязка, эпилог... Таковы законы литературы, которым летописцы и историки не всегда в состоянии следовать, — хотя часто стараются сверх меры.
Впрочем, мы остановились на том, что Андрей был женат. Самый факт у нас никаких сомнений не вызывает, так как у князя были вполне законные дети, в том числе и сыновья, все, кроме самого младшего – Юрия, умершие еще при жизни отца. Малолетний сирота вырос и стал героем другого, уже иностранного, романа, представление о котором Вы можете получить, перевернув несколько страниц (с.10—16).
Об их матери наши основные источники — Лаврентьевская и Ипатьевская летописи — практически ничего не сообщают, в то время как более поздние тексты рассказывают много интересного. У Татищева находим следующий трогательный сюжет, который мы пересказываем, попутно модернизируя архаизмы: «Юрий, хотя имел княгиню любви достойную и ее любил, но при том многих жен подданных часто навещал и с ними более, нежели с княгиней, веселился, ночи, сквозь музыку проигрывая и пия, препровождал, чем многие вельможи его оскорблялись, а младые, последуя более своему уму, нежели благочестному старейших наставлению, в том ему советом и делом служили. Между всеми полюбовницами жена тысяцкого суздальского Кучка наиболее им владела, он все по ее хотению делал. Когда же Юрий пошел к Торжку, Кучко, не могши поношения от людей терпеть, ни на оных Юрию жаловаться, ведая, что правду говорили, более же княгинею [т.е. женой Юрия Долгорукого] возмущен, не пошел с Юрием и отъехал в свое село, взяв жену с собой, где ее посадив в заключение, намеревался уйти к Изяславу [Мстиславичу, главному сопернику Долгорукого] в Киев. Юрий, уведав о том, что Кучко жену посадил в заточение, оставя войско без всякого определения, сам с великою яростью наскоро ехал с малыми людьми на реку Москву, где Кучко жил. И, пришед, не испытуя Кучка ни о чем, Кучка тотчас убил, а дочь его выдал за сына своего Андрея.
...Полюбя же вельми место то, заложил град и пребыл тут строя [город], доколе брак Андреев совершил. Для этого веселия звал к себе Святослава и с сыном его Олегом. Он же, не отказываясь, приехал и с собою привез Владимира Святославича, а Олег, сын Святослава, наперед приехал; его же Юрий одарил и дал ему пардуса. Потом приехал Святослав в день Похвалы Пресвятой Богородицы, июля 28, и принят с великою любовию и честью. И совершил при них брак, с великим торжеством празднуя 5 дней, потом одарив Святослава, детей его и служителей, с великим довольством и любовью отпустил. Сам же по окончании веселья возвратился с детьми своими в Суздаль...»
Тем, кто с доверием относится к поздним сказаниям об основании Москвы, а также к вольным — с редактированием — татищевским переложениям источников, предлагается не обращать внимания на совсем уж нелетописные детали, а также на странную любовь князя Юрия к немолодой (была уже взрослая дочка) жене боярина, предлагается эффектнейшая версия.
Во многих поздних рассказах о гибели Андрея Боголюбского во главе заговора фигурирует его жена-княгиня. Некоторые даже указывают ее имя — Улита Кучковна. Так вот, поднять руку на мужа ее заставило то, что она, наконец, узнала: Андрей приходится ей единокровным (по отцу — Юрию Долгорукому, любовнику матери) братом! В ужасе от тридцати лет, проведенных в инцесте, несчастная решила смыть позор кровью супруга.
Все это, разумеется, шутка, хотя не менее «эффектные» версии приводятся и совершенно серьезно.
Вот, например, известие Тверского сборника:
«В том же лете, месяца июня в 29, в субботу на ночь, в праздник святых апостолов Петра и Павла, убит был благоверный великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский от своих бояр, от Кучковичей, по научению его же княгини. Потому что была она болгарка, и была у нее злая мысль против него, не за какое-то зло, но просто потому, что князь великий много воевал Болгарскую землю, и сына [туда] посылал, и много зла учинил болгарам. И жаловалась на него тайно Петру, Кучкову зятю, пред сим же днем схватил князь великий Андрей и казнил его [?]. В праздник же сей пили Кучковичи у Петра, у зятя их, и сказал Яким Кучкович: «Что сделаем с этим князем? Вчера брата моего захватил и убил, а ныне нас хочет схватить: подумаем же о своей жизни».

Таким увидел Андрея Юрьевича художник начала XIX в.
Таким увидел
Андрея Юрьевича
художник начала XIX в.

И решили в тот день убить его. Начальником же над убийцами был Петр, Кучков зять, Анбал Ясин [т.е. осетин], Ефрем Моизич, всех окаянных убийц двадцать, что были на том совете [в том заговоре] у Петра, у Кучкова зятя на пиру: ибо были именины у него. Когда же настала ночь субботняя, взяв оружие, как звери дикие рыкая на своего государя, пошли пьяные в монастырь Боголюбский...»
Здесь мы на время прервемся и сравним эту часть известия с тем рассказом, который находим в «Повести об убиении» (см. следующий материал). То, что в более древнем тексте отсутствует княгиня, мы уже отметили.
Далее: оставив в стороне маленькую нестыковку с именем казненного (она отмечена нами вопросительным знаком), которая несколько ниже была исправлена, обратим внимание на мотивы и место пьянки. В «Повести» на убийц нападает внезапный страх, который они заглушают прямо в Боголюбове, в княжеской медуше, непосредственно перед злодеянием. У автора текста в Тверском сборнике все не так. Можно предположить, что он, живший в другие времена, никак не мог взять в толк: почему заговорщики без особой опаски теряют время, напиваясь под боком у своей жертвы — великого князя, которого должны были бы хорошо охранять.
— Куда смотрела охрана? — этот вопрос задаем себе и мы, им же озабочен и автор цитируемого известия, предлагая нам собственную трактовку. О том, что делает он это значительно позже описываемых событий, говорит и его представление о Боголюбове как о монастыре. Таким же образом, он включает в текст логичную для него экстраполяцию относительно именин, «творчески развивая» сухое указание даты в «Повести». А вопрос об отсутствии охраны продолжает тревожить его и далее: «Так как любил [Андрей] монастырь тот [Боголюбский] паче меры, и многие негодовали на то, что, оставив град [Владимир], часто в селе Боголюбове и монастыре том пребывал. Так же и к святому Спасу на Купалище часто приходил, так как всегда охотился (“ловы творяше”) в том краю и, на Купалище приходя, отдыхал и много времени там проводил, и об этом была у бояр его большая скорбь: он же не велел им ездить с собой, но велел творить утеху [охотиться], где им пригодно, сам же с малым количеством отроков своих приходил туда».
Автор, как представляется нам и как казалось ему самому, создает понятную для своих читателей ситуацию, в которой одиночество Андрея получает должную мотивировку: великий князь запрещает боярам ездить с собой на охоту и берет лишь малую свиту. Боголюбово, таким образом, из княжеской резиденции превращается в «охотничий домик», где малая свита более уместна. Далее рассказ в основном совпадает с «Повестью».
Теперь, когда нам понятна логика появления в тексте тех или иных «новых» деталей, остается не совсем ясным лишь одно: участвовала ли в заговоре жена Андрея, которую не упоминает, кроме уже цитированной Тверской и Супрасльской [«а княгиня его болгарыня держала к нему злую мысль»], ни одна известная летопись.
Особое мнение по этому вопросу есть у того же В.Н.Татищева. Он (или его источник) также занят привнесением в текст подробностей, которые кажутся очевидными: «Был у него слуга возлюбленный, именем Иоаким. Сей слыша от некоего смутителя, якобы князь хочет его убить, яко прежде казнил брата Кучковых, поскольку тот в каком-то злодеянии обличен был. Сим возмутяся, злодей тот пошел к братьям Кучковым [т.е. Кучковым детям], ведая их злобу на князя. И призвали в совет таких же злодеев, говорили, что князь убил брата нашего, а ныне хочет и нам то же учинить. И так положили они упредить оное убийством самого князя и, не теряя времени, в ту ночь ехать в Боголюбово, где князь был без опасения, там его убить. Начальник сему убийству был Петр Кучков, зять его; Анбал ясин, ключник княжий; Иоаким Кучкович и прочих нечестивых числом всех 20 того дня в доме Петра Кучкова согласились. Княгиня же была в Боголюбове с князем и того вечера уехала во Владимир, дабы ей то злодеяние от людей утаить. Когда же ночь наступила, оные проклятые злодеи, вооружась, приехали в Боголюбово. Вскоре, яко звери свирепые, пошли в дом княжий и прямо к его спальной, не ведая подлинно, тут ли князь спит, а двери были заперты. Один из них кликнул: «Княже, господине!» На что князь спросил: «Кто ты?» Тот отвечал: «Я Прокопий». Князь же, познав, что речь не Прокопиева, сказал: «Рабе, я слышу, что ты не Прокопий». Тогда они, познав речь княжую, стали двери ломать. Князь, видя сие, вскочив с постели, хотел меч взять, ибо он, хотя такого наглого нападения никогда опасаться причины не имел, но от любви к святому Борису, сроднику его, меч его всегда при себе имел. И не мог оного найти, понеже казначей его Анбал, по умышлении на убийство его, оный пред вечером того дня вынес вон [далее текст в основном соответствует повести]... И видя его за столбом крылечным стоящего и молящегося к Богу, тут закололи его. И как он хотел меч отвести рукою, то Петр Кучков отсек ему руку, а прочие кололи...»
Складывается впечатление, что, вписывая в летописный рассказ сообщение об отъезде княгини, Татищев пытается примирить глухое молчание основных источников с известием, содержащимся в Тверском сборнике или каком-то аналогичном тексте. Держа «в уме» вопрос об отсутствии охраны, историк посвящает специальное отступление мечу св. Бориса, чтобы читатель не посчитал его присутствие на стене свидетельством осведомленности Андрея о заговоре. Нападение должно было выглядеть неожиданным: иначе вновь всплывает странная незащищенность князя. Весьма интересна — как образец «логичного домысла» — и последняя процитированная фраза. Действительно, вполне естественно предположить, что руку Андрею отрубили тогда, когда он поднял ее, чтобы защититься от клинка убийцы. Нечто похожее действительно происходило: упомянутое нами рентгено-антропологическое исследование скелета показало, что злодеи почти отрубили князю левое предплечье: одна лучевая кость была рассечена полностью, но вторая выдержала. Именно такие раны получает человек, поднимающий руку для защиты. Но как раз тут — говорят нам эксперты — логика Татищева (или его источник) подвела. Рука была отрублена в плечевом суставе, что никак не соответствует позиции, когда ею хотят отвести меч.
Эта деталь важна для нас совсем не потому, что вопрос о том, как именно убивали Андрея, имеет существенное значение. Это — прекрасная иллюстрация появления «новых» подробностей, которые часто принимают за отзвук неких реалий, опущенных в основных источниках.
Но вернемся к Татищеву, который приготовил нам еще много интересного. В том своем списке великих князей он отмечает: «Андрей I, князь великий Белой Руси, именован Боголюбский, сын Юрия II, великий князь 1157, убит от шурина Кучкова 1175. На великом княжении был 18 лет. Супруги: 1) дочь Кучкова 1147; 2) ясыня [осетинка], кажнена [казнена] 1177».
А вот и подробности: «Князь великий [Михаил Юрьевич, младший брат Андрея] хотя всегда убийце брата своего видя пред собою, но, доколе не управился с сыновцы [племянниками, детьми Ростислава Юрьевича] и Глебом Рязанским [князем, их покровителем], не мог ничего начать, дабы себе вреда не нанести. Но, умирясь с Глебом, как возвращался из Москвы, взял княгиню Андрееву, якобы для лучшего ее покоя, также и Кучковых с собою во Владимир. И на другой день созвал всех бояр, не выключая и самых тех убийц, на совет. И как все сели по местам, начал говорить им: «Вы хвалите меня и благодарите за то, что я волости и доходы, по смерти Андреевой от монастырей и церквей отнятые [Ростиславичами], возвратил и обиженных оборонил. Но ведаете, что оные доходы церквям Андрей, брат мой, дал, а не я, да ему вы никоей чести и благодарения не изъявили и мне не упоминаете, чтоб вашему князю, а моему старейшему брату, по смерти честь воздать...
...Сие слышав, все разумели, что он хочет некоторое церковное поминовение ему вечное уставить, отвечали: “Мы сие полагаем на вас. Что тебе угодно, то и мы все желаем, и готовы исполнять без отрицания, и совершенно знаем, что он по его многим добрым делам достоин вечной памяти и хвалы”.
Князь сказал: “Если он неправильно убит, то почему убийцам не мстите? Если же правильно, как многие о нем говорят, то он недостоин похвалы и благодарения”.
На сие паки все кто по правде, кто за стыд и нехотя, сказали: “Воистину убит неправо”.
Тогда князь, имея уже слуг готовых, велел немедленно, убийц главных взяв, а потом и княгиню привести пред суд, где, яко дело известное, недолго испытав, осудили всех на смерть. По которому Михалко велел перво Кучковых и Анбала, повеся, расстрелять, потом другим 15 головы секли. После княгиню Андрееву, зашив в короб с камнями, в озеро пустили и все тела прочих за нею побросали. От того времени оное озеро прозвалось Поганое. Имение же их велел раздать тем, которые от них обижены, а паче вдовам и сиротам побитых, остальное — на церкви и убогим, не коснувшись сам ни малейшего, ибо сие награбленное осквернит сокровище мое.
Прочим же всем бывшим противникам вину отпустил и сим себе великую похвалу у всех приобрел».

Лестничная башня в Боголюбове. Здесь заговорщики добили князя...
Лестничная башня в Боголюбове.
Здесь заговорщики добили князя...

Что в этом фрагменте принадлежит Татищеву, что — его письменному источнику, а что — изначальной легенде — тема для отдельного исследования. Нам интересен сам факт обретения незавершенным сюжетом «Повести об убиении» своего эпилога, в котором — в соответствии со всеми правилами — зло наказуется и справедливость восстанавливается, причем рукой князя, олицетворяющего уже новые реалии самодержавной власти.
И опять — уже в который раз — в нашем повествовании появляется слово «рука». Оно и неспроста: этой конечности в истории жизни и смерти князя Андрея принадлежит почетное, если не центральное место.
Давно подмечено было: «Повесть об убиении» рассказывает о том, как один из убийц — Петр — отрубил своей жертве правую (десную) руку. При этом ренгено-антропологическое исследование установило факт «усекновения» левой. Несоответствие источника и реалий породило целый ряд гипотез, среди которых выделяется последняя, принадлежащая перу И.Данилевского, чьи выводы, подкрепленные солидным теоретическим обоснованием, выглядят весьма неожиданно. Святой и благоверный князь оказывается, по мнению новейшего исследователя, антихристом или его «слугой».
Как вывод, так и его доказательство заслуживают того, чтобы заняться ими подробно, тем более что автор приводит весь сюжет в качестве «примера». Мы приводим текст И.Данилевского полностью, снабжая его по мере надобности некоторыми комментариями: «Ценностное наполнение для древнерусского человека имели не только страны света, но и понятия верха и низа, правой и левой стороны (с положительным и отрицательным знаком в том и другом случаях соответственно)».

Употребление автором слова «соответственно» дает все основания полагать, что «верх» и «право» имеют знак положительный, а «низ» и «лево» — отрицательный. Запомним это на тот случай, где на «плюсовой» руке окажется «печать Антихриста».

«Как это проявлялось в источниках, поясним на конкретном примере.
Субботней ночью с 29 на 30 июня 1174 г. в своих покоях был убит Андрей Боголюбский. В так называемой “Повести об убиении Андрея Боголюбского” сохранился подробный рассказ о последних часах жизни великого князя владимирского. Здесь, в частности, упоминалось, как в финале трагедии главарь убийц, Петр Кучкович отсекал “десную” (правую) руку Андрея, что якобы и привело к гибели князя».

Здесь стоит отметить некоторую неточность: Петр был не Кучковичем, но «Кучковым зятем», т.е., скорее всего, мужем дочери Кучка, приходясь Андрею Боголюбскому свояком.
Кроме того, текст «Повести» отнюдь не свидетельствует о том, что ампутация руки стала причиной летального исхода. Скорее уж это место можно трактовать как отсечение десницы уже у трупа.

«Однако при изучении в 1934 г. останков Андрея Боголюбского врачи обнаружили, что у него была отрублена не правая (она вообще не пострадала), а левая рука. Эксперты предположили, что в рассказе была допущена ошибка либо летописец использовал данную деталь как художественный прием, “чтобы сгустить краски и усилить эффект”. При этом, несомненно, автор “Повести” знал, какую именно руку отрубили убийцы».

Классический прием, который стоит отметить. Кто был автором повести — до сих пор не установлено. Высказываемые предположения спорны и исключают друг друга. Автор совсем не обязательно должен был присутствовать во Владимире: не исключено, что он лишь пересказывал сообщения очевидцев и упустил какие-то детали. Безотносительно к данному тексту хочется добавить, что выражения по типу «несомненно», «общеизвестно» и т. д., не подкрепленные доказательствами, чаще всего прикрывают слабые места концепций.

«На миниатюре Радзивиловской летописи, иллюстрирующей рассказ о смерти Андрея Юрьевича, изображена женщина, стоящая подле поверженного князя и держащая отрубленную руку — именно левую, а не правую».

Если эта фраза — доказательство предшествующего утверждения об осведомленности автора «Повести», то это доказательство вряд ли можно признать достаточным. Автор миниатюры мог знать о характере ранения великого князя из другой традиции или просто (как впоследствии Татищев) руководствоваться «общими соображениями» о том, что в таких случаях страдает в первую очередь. Люди рубят в подавляющем большинстве своем справа по левой стороне туловища противника. Наличие же на миниатюре женщины наводит на мысль о знакомстве позднего иллюстратора с легендой о жене-злодейке.

«Что же заставило летописца “отступить от истины” (в нашем смысле этого слова)?
В Евангелии от Матфея сказано:
“И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя”. (Курсив мой.— И.Д.)
Каким же образом правая рука могла “соблазнять” Андрея? Ответ можно найти в Апокалипсисе. Людям, поклоняющимся Антихристу, положено будет начертание на правую руку (курсив мой. — И.Д.) с именем “зверя” или числом имени его. При этом описание самого “зверя”, увиденного Иоанном Богословом, весьма примечательно — оно очень близко к описанию в летописи самого Андрея Боголюбского».

Автор не замечает, что Андрей приобретает у него черты, которые свойственны сразу двум разным персонажам: человеку, «поклоняющемуся Антихристу», и зверю, т.е. «Антихристу лично». Понятно, что один и тот же князь не может быть и тем и другим одновременно.

«Зверь обладает великой властью, его голова “как бы смертельно ранена; но эта смертельная рана исцелела” (Андрей был ранен убийцами в голову, но после их ухода начал звать на помощь и даже попытался спрятаться от преследователей под лестницей)».

Здесь И.Данилевский идет по пути, проторенному своими предшественниками, сливая источник — летописи, где о ранении в голову не говорится, — с результатами экспертизы, проведенной в ХХ в. Кроме того, даже новейшие эксперты не смогли установить: в какой последовательности наносились травмы; нельзя исключить, что в голову великого князя ранили уже под лестницей, а также и возможности того, что по голове рубили уже труп (см. выше).

«Его уста говорят “гордо и богохульно”, “и дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана ему власть над всяким коленом и народом и языком и племенем”».

Честно говоря, не нашел ни одного летописного текста, где в отношении слов святого и благоверного князя применяется эпитет «богохульный». Не исключено, что плохо искал. Что касается слов гордых, то ими грешат многие герои русского летописания. Рассматривать их в качестве признака «зверя» столь же доказательно, как зачислять в Антихристы имевших черепно-мозговые травмы царевича Ивана или французского короля Генриха II вместе с «красным командиром» Щорсом: у того, как мы помним, «голова повязана» и, вдобавок, «кровь на рукаве». Жаль только, не сказано — на правом или на левом.

«Он “имеет рану от меча и жив”. Завершается описание “зверя” сентенцией: “Кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем”.
Недаром перед убийством слуга Андрея, ключник Анбал похитил у князя меч, принадлежавший еще св. Борису».

Здесь стоит спросить: был ли меч похищен в реальности или эта деталь — нарочитое искажение истины автором «Повести», который таким образом намекал на сатанинское лицо Андрея?
И заодно: может ли Антихрист (или его слуга) пользоваться мечом святого мученика? И может ли автор «Повести», считающий, если верить И.Данилевскому, Боголюбского «зверем», постоянно сравнивать его с Борисом и Глебом, а его убийц — с Горясером, зарезавшим Глеба?
«Так или иначе, отсечение у Андрея Боголюбского (по “Повести”) именно правой руки может вполне рассматриваться как осуждение его если не как самого Антихриста, то, во всяком случае, как его слуги. На это же указывает и то, что, по словам автора “Повести”, Андрей “кровью мученическою омывся прегрешений своих” (курсив мой. — И.Д.), т.е. мученический конец как бы искупил грехи (и, видимо, немалые!) князя».
Грехи есть у каждого, и мысль об искуплении грехов в «Повести» присутствует. Однако не стоит, как делает исследователь, прямо отождествлять наличие грехов с образом Антихриста или его слуги. В этом случае под эту категорию попадают практически все живущие на земле... «Кто из вас без греха...» и пр.

«Так или иначе», чтобы обосновать столь экстравагантную версию, автору пришлось несколько раз противоречить самому себе, причислить к летописцам современных экспертов-медиков и, видимо, не совсем корректным образом обвинить Андрея Боголюбского в богохульстве.
Следует добавить, что все описанные здесь случаи искажения исторической реальности отнюдь не являются, как предположила Т.Эйдельман, «жульничеством». Авторы, начиная с творца известия в Тверской летописи и кончая И.Данилевским, лишь следовали собственной логике, оказавшейся — при ближайшем рассмотрении — не совсем безупречной.
Что до позиции другого автора — создателя «Повести об убиении» — то с ней читатель легко сможет познакомиться, перевернув страницу, где он найдет самый текст, пестрящий применительно к Андрею множеством эпитетов (благоверный, блаженный и т.п.), которые вряд ли свидетельствуют о тайном сатанизме главного героя.

Объем настоящей публикации, как уже говорилось выше, не позволяет нам ни коснуться других важных и интересных моментов, связанных с биографией Андрея Боголюбского, ни обсудить те «зигзаги» исследовательской мысли, которые с ними связаны.
Мы все же надеемся это сделать, посвятив Владимиро-Суздальскому княжеству эпохи феодальной раздробленности полностью один из летних номеров нашей газеты.

TopList