конкурс «я иду на урок истории»

Юлия ФУРСОВА*

Урок в 10 классе с использованием ресурсов
сети Интернет

За время своей профессиональной деятельности учитель дает более 25 тысяч уроков. Урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, акт учительского творчества, к которому предъявляются сотни различных требований — обоснованных и не слишком.
Традиционный урок длится 45 минут, или 2700 секунд: и на каждом из этих отрезков времени могут рождаться как интерес к предмету, так и смертная скука. Класс может сплотиться вокруг захватывающей сердца ребят мысли, но также легко становится группой, предающейся опасному безделью.
Ценность и значение «урочных» секунд, минут, часов, лет в судьбе детей определяют квалификацию учителя, эффективность его труда.
Для учителя любой урок — тяжелая работа, означающая 45 минут концентрации внимания и напряжения. После хорошего урока можно ощущать усталость, но в то же время удовлетворение и радость. Во многих отношениях урок — это центр, вокруг которого вращаются и к которому возвращаются все мысли и действия учителя.
Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение учебных задач, заложенных в конкретной теме и во всем курсе, во всей учебной дисциплине. Именно поэтому основной тенденцией совершенствования урока должно оставаться повышение его качества и эффективности.
Структура урока и формы его организации имеют принципиальное значение, поскольку в значительной мере влияют на результаты учебной работы школьника.
Типы уроков разнообразны. Наиболее часто используется классификация уроков по цели организации занятий, характеру содержания изучаемого материала и уровню аудитории.
Примерная типология может выглядеть следующим образом:

1. Урок изучения нового материала.

Заявленное содержание может быть поставлено основной дидактической целью данного занятия. Формы такого изучения могут быть различными: лекция учителя, объяснение с активным включением детей в работу, эвристическая поисковая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, проведение экспериментов и т.д. Задавая вспомогательные вопросы ученикам в процессе объяснения, учитель осуществляет контроль получаемых знаний и усвоения пройденного ранее.

2. Уроки закрепления знаний, их систематизации
и формирования умений и навыков.

Здесь деятельность учебной группы целесообразно организовать так, чтобы ученики одновременно и повторяли материал, и учились применять знания в несколько измененной ситуации. При планировании урока вместе с повторением можно организовать и контроль знаний, и их систематизацию.

3. Урок контроля и оценки знаний учащихся.

Строится в форме самостоятельной или контрольной (лабораторной) работы, практикума или зачетов.

4. Комбинированный урок.

Наступление французской армии в 1812 г. и отступление русской армии (карта)

Наступление русской армии в 1812 г. (карта)

Бородинское сражение 24-26 августа 1812 г. (карта)

Характерной особенностью этого типа является то, что в ходе работы учителя с учащимися происходит не только сообщение новых, ранее не изученных фактов, но и уделяется большое внимание ранее пройденному материалу, его закреплению и применению на практике.
На любом уроке деятельность учащихся может быть организована в виде индивидуальной, фронтальной или групповой работы.
Под индивидуальной работой в данном случае подразумевается самостоятельная учебная деятельность школьников по выполнению специально для них подобранного задания. Последнее — в своих вариантах — должно соответствовать возможностям каждого ученика.
Фронтальная форма отличается от индивидуальной тем, что все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Полученные результаты обсуждаются всем классом, сравниваются и обобщаются.
Групповая форма организации обучения имеет следующие признаки:
— класс разбивается на несколько групп для решения конкретных учебных задач;
— каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
— задания выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
— состав группы не закрепляется на длительный период: он подбирается таким образом, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы.
В специально подобранных группах учебные и производственные задания выполняются по определенному плану, инструкции.
Исходя из приведенной выше характеристики уроков по типу организации учебной работы, учитель может подобрать наиболее, на его взгляд, действенный и продуктивный тип урока с учетом содержания изучаемого материала.
Тем не менее, не стоит забывать о том влиянии, которое в последнее время оказывают на образование в целом и конкретное преподавание технический прогресс и постоянное развитие технического оснащения школы.
Такое влияние может оказаться решающим, если мы предусмотрим появление в качестве контрагента учебного процесса персонального компьютера, имеющего возможность выхода во всемирную электронную сеть (Internet).
Внедрение компьютеров в систему школьного образования происходит уже давно: сначала они стали появляться в старших классах, а затем их дисплеи засветили в средних и даже младших.
Реакция педагогического сообщества оказалась неоднозначной. Кто-то сразу отнесся к использованию компьютерных технологий в школе негативно, а кто-то посчитал, что именно за ними — будущее. В настоящее время представляется, что отношение к проблеме стало более спокойным и зависит в основном от личности преподавателя.
На данном этапе многие учителя просто не обладают достаточными для использования компьютера знаниями, формируя «корпус» скептически настроенных. Другие готовы использовать новую технику, однако пасуют перед неизбежно возникающими сложностями. Третьи уже применяют ее, и даже готовы разрабатывать специальную методику использования компьютера в образовании. Между тем, в данное время почти каждое образовательное учреждение — по разным причинам — стремится к приобретению компьютерной техники. Разрабатываются и реализуются масштабные проекты, в том числе и президентская программа компьютеризации сельской школы, проекты обеспечения компьютерами городских школ муниципального характера с привлечением большого и малого бизнеса.
Фактором, стимулирующим компьютеризацию образования, уже стало лучшее обеспечение школьников компьютерами дома, в бытовой, досуговой среде. При обучении информатике уже нельзя не учитывать тот факт, что многие учащиеся не только имеют дома оборудование, превосходящее школьное, но и получают «продвинутую» компьютерную подготовку, занимаясь самостоятельно, в различных клубах и кружках, а также с помощью родителей, других членов своей семьи, знакомых.
И именно на этом этапе от профессионалов-педагогов требуются практические шаги в применении компьютера на уроках в общеобразовательных и специализированных классах средней школы. Здесь, безусловно, полезен критический взгляд некоторых специалистов на вопрос о структуре урока и структуре его проведения с использованием Интернет-ресурсов.
В первую очередь следует отметить, что планирование такого урока по любому предмету в очень большой степени зависит от личности учителя, его профессиональной подготовки и уровня информационной культуры.
Урок с использованием компьютера может проходить как урок-семинар, на котором школьники подбирают необходимый материал по ранее оговоренной теме в Интернете. Поиск можно осуществлять как по заранее заданным учителем адресам, так и самостоятельно. В завершение предусматривается коллективное обсуждение найденных ресурсов и анализ полученной информации.
Это — не только форма закрепления, обобщения и расширения знаний, но и возможность критически оценить самый подход, увидеть его сильные стороны и слабые места.
Также возможно проведение урока изучения нового материала, на котором преподаватель вводит учащихся в проблематику поставленной темы, а затем, разбив класс на группы и предоставив каждой из них определенное задание вместе с адpecом (адресами) в Интернете, дает время для самостоятельной работы по поиску и систематизации информации.
В конце занятия представители каждой группы выносят на всеобщее обозрение и обсуждение найденный и обработанный материал. В этом случае учитель играет роль координатора обсуждения, который при необходимости направляет деятельность учащихся в нужное русло, делает ее осмысленной и продуктивной.
Также существует возможность проведения урока-конференции с непосредственным общением через Интернет. Суть такой деятельности состоит в том, что преподаватель заранее находит в сети Интернет возможность обсуждения интересующего его вопроса. Затем он сообщает об этом учащимся, вводит их в курс исследуемой темы и дает возможность подобрать расширенный материал уже посредством виртуальных контактов.
Полученные таким образом и обобщенные сведения ученики представляют их в виде текста, документа Word, Web-страницы, Power Point-презентации и т.п. Эти материалы, пройдя обсуждение и проверку, высылаются по электронной почте или загружаются в тематическом чате.
Близок к уроку-конференции и урок подготовки конкурсной работы. Учащиеся собирают материал, систематизируют его (самостоятельно или под руководством преподавателя), вносят необходимые коррективы и отправляют в адрес организаторов (экспертов). Преимущество урока, проведенного по данной схеме, состоит в том, что учащиеся не только сами находят требуемый материал, но и стараются как можно лучше представить его, исходя из того, что Интернет-конкурс — это соревнование, где всё зависит от работы самих участников.
В качестве примера приведем возможный конспект урока истории, на котором происходит не только объяснение учителем нового материала, но и описанная выше работа самих учащихся в Интернете.
Особое внимание следует уделить требованиям, предъявляемым к данному уроку и необходимым для его успешного проведения.
В техническом плане следует отметить, что подобную работу с использованием ресурсов сети Интернет стоит проводить на сдвоенном уроке.
В этом случае вероятность того, что все учащиеся успеют просмотреть и оценить полученные из компьютера данные, резко возрастает.

План-конспект обобщающего урока-конференции по истории
на тему «Отечественная война 1812 года»

Цель: познакомить учащихся с историей Отечественной войны 1812 года, ее причинами, характером, основными целями и планами сторон, основными действующими лицами этого исторического события.
Оборудование урока: 5—6 компьютеров с возможностью выхода в Интернет; заранее заготовленные карточки с адресами страниц Интернета; мини-конспекты, предназначенные для учащихся, с целью краткой записи изученной темы в тетради.
Принципиально конспекты могут подготавливаться сразу в электронном виде и — по желанию — распечатываться к концу урока.

Общий список Интернет-ресурсов,
предлагаемых к использованию:

1. http:/1812.ru/ru/l-etap.html
2. http://l 812.ru/ru/2-etap.html
3. http://l812.ru/ru/3-etap.html
4. http://www.notabene.ru/history/kutuzov.html
5. http://www.museum.ru/museum/l812/Library/tarle/index.html
http://www. tirani.narod.ru/napoleon/index.htm

Характеристики урока:
Организация урока: обобщающая конференция, в ходе которой выполняется работа учащихся в группах по 4—6 человек. Число таких групп может варьироваться в зависимости от количества учащихся в том или ином классе, а также от числа рабочих компьютеров, имеющих выход в Интернет. Таким образом, их может быть от 4 до 6 и более.
В данном случае предлагается разделить класс на группы, каждая из которых займется отбором материала по заданным адресам, его обсуждением и классификацией по степени важности (составлением композиций).
В каждой группе целесообразно выделить капитана, отвечающего за организацию работы группы и представляющего ее результаты.

Примерные задания и адреса в Интернете для 5 групп учеников:

1-я группа занимается отступлением русской армии, данные о котором расположены в Интернете по адресу:
http://1812.ru/ru/l-etap.html
2-я группа занимается поиском и кратким конспектированием второго этапа Отечественной войны 1812 года, данные о котором расположены в Интернете по адресу:
http://1812.ru/ru/2-etap.html
3-я группа занимается ознакомлением с данными об Отечественной войне, которые хранятся по адресу: http://1812.ru/ru/3-etap.html
4-я группа занимается поиском и кратким конспектированием биографии, основных вех жизни и роли генерала Кутузова в войне 1812 года, данные о котором расположены в Интернете по адресу:
http://www.notabene.ru/history/kutuzov.html
5-я группа занимается поиском и кратким конспектированием биографии, основных вех жизни и роли Наполеона Бонапарта в войне 1812 года, данные о котором расположены в Интернете по адресам:
http://www.museum.ru/museum/l812/Library/tarle/index.html
http://www. tirani.narod.ru/napoleon/index.htm

Следует отметить, что квалификация и добросовестность создателей тех или иных сайтов, имеющих отношение к исторической науке, — величина малоизвестная и непостоянная. В нашем случае преподавателю необходимо озаботиться обеспечением учащихся картографическим материалом, который по данным адресам не представлен. Учебная группа должна располагать как минимум общими планами передвижения армий во время кампании 1812 года (2 этапа), а также схемой Бородинского сражения. Желательно использование схем расположения армий в начале боевых действий, а также планов отдельных сражений.

Ход урока

В самом начале преподаватель должен указать учащимся на то, что урок по данной теме будет комбинацией лекции и семинара. При этом самостоятельная работа учеников с материалами будет проводиться непосредственно на занятии при активном использовании ресурсов сети Internet.

I. Введение в тему (7—8 минут)

После Великой французской революции в этой стране началось бурное поступательное развитие практически во всех отраслях государственной, экономической и общественной жизни. Оно дало стране выдающиеся преимущества, которые позволили Первой империи Наполеона утвердить свое политическое и экономическое господство в Европе, а также во многих иных регионах земного шара.
В результате длительных войн вне сферы французского влияния в Европе оставались лишь Англия со Швецией и — частично — Россия.
Наполеон стремился подорвать экономическую базу могущества своего главного соперника — Англии — и втянул европейские государства в Континентальную блокаду, которая должна была прекратить ввоз британских изделий, обеспечив преимущество французским.
Наиболее негативно блокада сказалась на России, которая зависела не только от английского импорта, но широко экспортировала в эту страну свое сырье. Именно здесь блокада постоянно нарушалась как по неспособности правительства ее осуществлять, так и при прямом его попустительстве. В то же время Наполеон не торопился предоставить России преимущества в экспансии на Балканском полуострове, которые он обещал при заключении Тильзитского мира.
Русское дворянство, которое продавало Англии лес и пеньку, потребовало от правительства разрыва мирного договора с Францией.
Таким образом, стремление освободиться от французского влияния прежде всего отвечало экономическим интересам русского дворянства — господствующего класса России.
Франция же, со своей стороны, используя как предлог нарушение Россией Тильзитских соглашений, стала готовиться к войне.
Наполеон стремился полностью подчинить русскую экономическую политику своим интересам, сделав союзное правительство орудием борьбы с Англией.
Это означало ограничение российского суверенитета, как это уже произошло с Австрией, Пруссией и другими странами.
Итак, Франция поставила перед собой определенные цели и армия Наполеона начала наступление.

II. Самостоятельная работа учащихся (35—40 минут)

На данном этапе урока учащимся предлагается разделиться на группы по ранее установленному принципу и занять соответствующие компьютеры.
Учитель раздает группам заранее заготовленные карточки, на которых нанесены адреса тех или иных ресурсов Интернета, соответствующих заданиям группы.
Данные карточки могут иметь как рукописный, так и компьютерный вид, что предпочтительней в силу сложной записи адресов сети.
Последующие 45 минут урока посвящены работе учащихся с ресурсами Интернета. Преподаватель является как бы сторонним наблюдателем и при необходимости помогает ученикам в работе с компьютером.
Учащиеся просматривают имеющийся в наличии материал и кратко конспектируют данные в группах.
Техника здесь может быть различной: как будет показано ниже, специфика найденных текстов не совсем располагает к сокращению — они весьма информативны и не содержат «воды», так что учителю важно преодолеть естественное стремление своих подопечных переписывать (копировать) всё подряд.
Кроме того, преподаватель контролирует процесс обращения учеников к картам и схемам, без которого усвоение материала вряд ли может стать качественным и полным.

III. Обмен полученными сведениями между группами (30—35 минут)

Дальнейший ход урока определяется учителем. По одному представителю из каждой группы делают мини-доклад на основании найденного в Интернете материала. Для этого будет правильно использовать уже настенную карту и соблюдать последовательность выступлений.
Первая группа, изучавшая начальный период Отечественной войны 1812 года (от Немана до Бородина), выступает с сообщением, естественно, первой.
Вторая докладывает обстоятельства и оценки Бородинского сражения, третья — рассказывает об отступлении и преследовании французской армии.
На этой стадии учитель должен инициировать активность участников четвертой и пятой групп, которые, изучив, соответственно, биографии Кутузова и Наполеона, уже владеют тем же материалом и должны задавать докладчикам вопросы, дополнять изложение тех или иных фактов.
При необходимости учитель сам вносит дополнения, проводит обобщения и прослеживает логические связи в выступлениях учащихся.

IV. «Разбор полетов» (3—5 минут)

В конце занятия учитель должен поинтересоваться у учащихся: что в проведении данного урока им показалось интересным, что вызвало сложности.
По желанию учителя возможно предоставить учащимся заранее заготовленные мини-конспекты, в которых изложены основные этапы и события Отечественной войны 1812 года.
Необходимо отметить, что при подобной работе над новым материалом у учащихся не только формируются знания по изучаемой теме, но также происходит развитие коллективных форм общения, повышается уровень знаний компьютера и работы с ресурсами Интернета.
Важно также обсудить степень достоверности полученной информации, оценить изученные тексты.

В настоящее время весьма ограниченное число школ имеет возможность выхода в Интернет (тем более коллективного); часто сами компьютеры недоступны учителям и их ученикам. Возможно, что само обращение к данной теме кое-кому может показаться не совсем тактичным: «сытый голодного не разумеет», а уж голодный сытого — тем более.
Понимая это, мы всё же не можем пройти мимо того факта, что сетевые технологии интенсивно входят в нашу жизнь. И чем раньше мы обратимся к новым ресурсам, чем раньше оценим их значение и выработаем методику применения, тем менее болезненным станет для нас будущее — отдаленное и не слишком. Именно тогда преподавателям необходимо будет приступить к разработке уроков с использованием Интернета, исходя из своих профессиональных качеств, знаний, круга учащихся, да и просто из своего желания внести в современную школу что-то новое, еще неизбитое и очень интересное и необходимое как для развития детей, так для их подготовки к дальнейшей жизни в мире компьютеров и сетевых технологий.

В заключение мы посчитали необходимым ознакомить интересующихся с фрагментом текста, который получила группа, занимавшаяся Бородинской битвой. Рамки настоящей статьи не позволяют нам полное цитирование и комментирование, поэтому мы ограничимся лишь изложением событий, непосредственно предшествовавших генеральному сражению.
«Позиция, в которой я остановился, — доносил М.И.Кутузов 23 августа (4 сентября) Александру I, — при деревне Бородине в 12-ти верстах вперед Можайска, одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно... Желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе» (1).

[Преподаватель обращает внимание учащихся на характер сносок. Легко видеть, что большинство из них относится к одному источнику — сборнику документов «М.И.Кутузов». Это свидетельствует о не слишком тщательной работе по подготовке текста и сразу должно насторожить пользователя сайтом.]

Главнокомандующий неоднократно лично осматривал Бородинскую позицию. Это была местность, повышающаяся с запада на восток, пересеченная массой речек и ручьев, впадающих в реку Колочу и Москву-реку. Высокий обрывистый берег Колочи прикрывал правый фланг позиции от Бородина до Москвы-реки. Левый фланг упирался в густой, местами заболоченный Утицкий лес. Центр был изрезан оврагами и ручьями. Высоты позволяли выгодно разместить артиллерию. Лесной массив в тылу скрывал расположение и передвижение резервов. Избранная Кутузовым позиция прочно закрывала и обе дороги, ведущие на Москву, — Новую Смоленскую, имевшую важное стратегическое значение, и Старую Смоленскую, проходившую параллельно, примерно в 4 километрах южнее.

[О «прочном закрытии» можно говорить только в отношении Новой Смоленской дороги: большинство очевидцев и историков сходятся на том, что позиция на левом фланге русской армии имела множество недостатков. Все они были компенсированы затем мужественным сопротивлением ее защитников.]

В течение 23—25 августа (4—6 сентября) на высотах центра и левого фланга — Горкинских и Семеновских — инженерными войсками и ратниками ополчения были сооружены полевые укрепления: горкинские батареи, центральное укрепление, которое впоследствии называли «батареей Раевского», и Семеновские (Багратионовы) флеши.
Батареями и шанцами укрепили деревню Семеновское, село Бородино. На крайнем, правом фланге, близ деревни Маслово, были устроены три флеши. Впереди позиции, в 2-х километрах западнее ее левого фланга, в районе деревни Шевардино возвели редут.

[Здесь преподаватель должен отметить неточность: Шевардинский редут первоначально находился на левом фланге русской армии. Основная масса войск была оттуда отведена 04.09 юго-западнее деревни Семеновское. Уже во время боев за редут левый фланг позиции русской армии удлинился за счет выдвижения
3-го пехотного корпуса Н.А.Тучкова в район деревни Утица.]

За время подготовки к генеральному сражению на русской позиции были созданы опорные пункты, послужившие основанием для построения боевого порядка армии. 24 августа (5 сентября) Кутузов подписал диспозицию для 1-й и 2-й Западных армий. В них на день сражения насчитывалось 125 тысяч человек при
642 орудиях.
Правое крыло и центр русской позиции от Москвы-реки до батареи Раевского заняли войска 1-й армии Барклая-де-Толли.
Командовать правым крылом было поручено М.А.Милорадовичу. Общая численность его войск составляла 30 тысяч человек.
На центральном боевом участке было 15 тысяч человек. Командующим был назначен Д.С.Дохтуров.
На левом крыле позиции от батареи Раевского до Утицкого леса находились войска 2-й армии Багратиона, в которых насчитывалось около 30 тысяч человек.
Главный резерв русской армии был расположен в районе деревни Князьково.

[Здесь изложение вновь неточно. Управление войсками осуществляли командующие армиями: 1-й — М.Б.Барклай-де-Толли, 2-й — П.И.Багратион. М.А.Милорадович командовал правым флангом 1-й армии. Левым крылом той же армии Барклая командовал Д.С.Дохтуров, который после ранения Багратиона принял командование 2-й армией. Центром же всей позиции было левое крыло армии Багратиона — Курганная батарея, где разместился 7-й пехотный корпус генерала Н.Н.Раевского. Цифры, приводимые авторами сайта, соответствуют численности первых боевых линий, поэтому не стоит путем простых арифметических действий (125—15—30—30=50) определять численность резерва в 50 тысяч человек и помещать эту массу в деревню Князьково.]

Основные силы в центре и на флангах прикрывались Масловским, Горкинским, Бородинским оборонительными и передовыми отрядами П.П.Пассека, К.И.Бистрома, Дитерикса 3-го, М.Власова. Сверх того четыре передовых отряда
Н.В.Вуича, Ф.П. Алексополя, Ф.Г.Гогеля, И.Л.Шаховского находились по берегам реки Колочи, ручьев Семеновского, Каменки, в Утицком лесу. Боевой порядок, созданный Кутузовым, был достаточно устойчив и дал возможность русской армии не только выдержать удары противника, но и наносить ему сильные контрудары.

[Обилие фамилий, явно не совсем критически взятых из какого-то подробного описания, заставляет обойти этот фрагмент при конспектировании. Преподаватель может удержать учащихся от желания перечислять имена и даты: важны последовательность действий и «общий план».]

Мощная группировка, сосредоточенная Кутузовым у Новой Смоленской дороги, на правом крыле и в центре позиции, составлявшая около двух третей всей русской армии, прочно прикрывала эту дорогу как основное стратегическое направление. Правый фланг создавал постоянную угрозу левому флангу и тылу противника, к тому же он выполнял функцию резерва, способного поддержать центр и левое крыло русской позиции.
«В сем боевом порядке, — отмечал Кутузов, — намерен я привлечь на себя силы неприятельские и действовать сообразно его движениям» (2).

[Такое решение должно рассматриваться как отказ от тактической инициативы — действие принципиально порицаемое, но в данном случае вытекающее из боевых свойств русской армии, всегда удачно оборонявшей занятые позиции.]

Избранная русским главнокомандующим позиция вынуждала Наполеона принять сражение на невыгодной для него местности. Его армия могла вести либо фронтальное наступление на узком участке протяженностью в 6 километров, между селом Бородино и Утицким лесом, либо осуществить очень рискованный маневр с целью обхода русской позиции. После двухдневных приготовлений 22 августа (3 сентября) Наполеон выступил из Гжатска. Его главные силы продвигались по Новой Смоленской дороге. Авангардом командовал Мюрат.

[Можно дополнить текст указанием на то, что генеральное сражение было главной целью Наполеона: больше всего он боялся, как бы русские не ушли от столкновения.]

С 9 часов утра 23 августа (4 сентября) четырнадцатитысячный арьергард П.П.Коновницына в течение десяти часов сдерживал неприятеля, уступив ему не более 10 верст. Сильные бои развернулись у деревень Твердики, Гриднево, Поповка, Мышкино и Ерохово. Утром следующего дня у Колоцкого монастыря наполеоновские войска снова атаковали арьергард Коновницына. После упорного боя его части отошли за реку Колочу и присоединились к своим корпусам, стоявшим на Бородинской позиции.

[Большинства указанных населенных пунктов нет на наших картах, поэтому их упоминание представляется излишним.]

Доступ к ней противнику преграждал Шевардинский редут. Подходившие сюда по Новой и Старой Смоленским дорогам войска Л.Даву, И.Мюрата, И.Понятовского получили приказ Наполеона с ходу захватить редут и плацдарм на правом берегу Колочи.
Пять пехотных и шесть кавалерийских дивизий — 35 тысяч человек при поддержке 186 орудий около двух часов пополудни 24 августа (5 сентября) обрушили удар на 12-тысячный отряд генерала А.И.Горчакова, который должен был прикрыть отход арьергарда П.П.Коновницына, задержать противника перед основной позицией, выиграть время для окончания строительства укреплений, по ходу боевых действий определить направление главного удара неприятеля.
Редут, Доронинский курган, деревни Доронино и Шевардино неоднократно переходили из рук в руки. С беспримерной стойкостью, несмотря на численное превосходство противника, сражались мужественная пехота генерала Д.П.Неверовского, гренадеры генералов К.Мекленбургского и М.С.Воронцова, драгуны и гусары генерала К.К.Сиверса, кирасиры генерала И.М.Дуки.
61-й полк дивизии французского генерала Ж.Компана трижды врывался в редут и, потеряв половину солдат, трижды был выброшен из него. «На другой день, когда император,— пишет генерал-адъютант Наполеона Ф.Сегюр, — производил смотр этому полку, он спросил о том, где третий батальон: — Он на редуте! — ответил полковник» (3).
В седьмом часу вечера пехотным дивизиям Компана и Морана снова удалось овладеть редутом и деревней Шевардино. Главнокомандующий 2-й Западной армией П.И.Багратион, прибывший сюда со 2-й гренадерской дивизией, повел ее в атаку. Эту атаку поддержали полки 27-й пехотной дивизии, а на флангах стремительным ударом обрушились на неприятеля русские кавалерийские полки. Редут опять заняли русские войска, отбросив вражеские колонны от Шевардина и почти полностью уничтожив 111-й полк дивизии Компана. Еще одна атака, предпринятая противником, была успешно отражена защитниками редута.

[В дальнейшем описании 111-й и 61-й полки активно участвуют в сражении. Сведения об их потерях взяты в непосредственных донесениях с поля боя, которые всегда страдают преувеличениями.]

Упорный бой за редут продолжался и ночью при свете пламени горящих окрестных деревень. Около 11 часов ночи Кутузов приказал Горчакову отвести войска, выполнившие поставленную перед ними задачу, на основную позицию. Потери с каждой стороны составили около 6 тысяч человек.
В своем донесении М.И.Кутузов сообщал: «С 2 часов пополудни и даже в ночи сражение происходило жаркое весьма, и... войска не только не уступили ни одного шага неприятелю, но везде поражали его с уроном с его стороны» (4).

[При желании учитель может вновь обратить внимание учеников на недостаточность источниковой базы: во французских донесениях всё выглядит несколько по-другому (см., например, мемуары А.Коленкура). Также несложно заметить, что «отвод войск» как раз и означает, что войска «уступили неприятелю». Перед нами еще одна особенность боевых донесений — хоть русских, хоть французских — всегда рисующих ситуацию в лучшем свете.]

Русский главнокомандующий, прибывший из Главной квартиры на Бородинскую позицию, находясь у подножия Горкинских высот, перед центром правого крыла войск, внимательно вслушивался в грохот сражения, часто обменивался записками с Багратионом, находившимся в огне Шевардинского боя. По воспоминаниям адъютанта, Кутузов оставался на поле, пока не утихла пальба.

Примечания

(1) М.И.Кутузов. Сб. документов, т. 4. ч. 1. М., 1954, с. 129.
(2) Там же, с. 141.
(3) Поход в Москву в 1812 году. Мемуары участника, французского генерала графа де Сегюра. М., 1911, с. 21.
(4) М.И.Кутузов. Сб. документов, т. 4, ч. 1, с. 144—145.

В заключение отметим, что необходимость комментирования и критического анализа сведений, получаемых из Интернета, отнюдь не должна рассматриваться как противопоказание к использованию этих ресурсов. Напротив, поиск ошибок и неточностей инициирует творческую активность учащихся, заставляет их обратиться к способам и приемам исторического исследования, понять как «пишется история».


Юлия Фурсова – преподаватель Воронежского государственного педагогического университета. В основу настоящей публикации положен текст ее выступления на Всероссийской конференции «Современные методы в современном образовании» в марте 2002 г.

TopList