задания и тесты

Н.П. СПАССКАЯ

Развивающие и диагностические задания
по курсу истории Средних веков

 

Статья опубликована при поддержке ООО "АРСЕНАЛ". ООО "АРСЕНАЛ" является эксклюзивным дистрибьютором на территории России товаров фирмы OGIO. "АРСЕНАЛ" предоставляет услуги как розничной, так и оптовой торговли. У вас свой магазин? Тогда вы обратились по адресу, "АРСЕНАЛ" предоставляет не только сумки оптом в Москве но и необходимое торговое оборудование, и информационную поддержку своим оптовым партнёрам. Посетите официальный сайт http://www.ogio.ru/ и узнайте все что вам необходимо о предложенных услугах.

Анализ школьного обучения показывает, что развитие способностей у многих учащихся значительно отстает от темпов увеличения объема знаний. Это объясняется тем, что усилия учителей, как правило, направлены на анализ содержания конкретного учебного материала, на усвоение фактов, хотя известно, что система знаний нужна ученику не сама по себе, а для выполнения самых разнообразных теоретических и практических заданий.Развитие творческих способностей школьника не могло бы протекать и даже начаться без постановки и решения задач разного плана. Задача — это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. Именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако в широкой практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика.

Лишь около 10% учебных задач вызывают сенсорные продуктивные процессы, например, процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты схватывания: именно при их решении проявляются творческие способности школьников.

Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие «творческие способности», требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование развивающих задач не принесет желаемого результата.

Для того чтобы познавательные задачи выполняли свои главные функции:

— обучали приемам и методам умственной деятельности;
— служили средством овладения системой научных знаний;
— демонстрировали способы решения типовых, а затем и нестандартных проблем;
— способствовали интенсивному общему развитию школьников;
— формировали способность к самостоятельному переносу усвоенных способов в иные ситуации и создавали возможность ее реализации, — необходимо давать эти задачи не сами по себе, а в определенной системе, используя разнообразные приемы обучения, некоторые из которых мы попытаемся представить вашему вниманию.

Разминка

На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования на одном и том же занятии вопросов из разных областей знаний. Это создает в учебной группе дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения в совокупности войдут в структуру заданий творческого характера, которые могут применяться как на урочных, так и внеурочных занятиях по различным учебным дисциплинам. В активной фронтальной работе принимает участие весь класс.

Перед началом разминки учитель может дать установку примерно такого содержания:

«Ребята, вам будет предложена серия довольно простых вопросов. Однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в высоком темпе. Ваша задача: прослушав очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ».

После этого работа должна проходить в форме учебного диалога. Учащиеся могут отвечать и хором, не поднимая рук (цель: кто быстрее). Кроме того, часть ответов дети могут записывать, после чего тут же проводится проверка. Это, в частности, делается для того, чтобы дать шанс каждому работать в своем темпе, вне зависимости от того, быстрый ли он «ответчик», или «тугодум».

Могут быть использованы и другие приемы проведения разминки. Во всех случаях вариант решения оценивается учителем сразу, обращается внимание на ошибки, неточности, вскрываются причины их возникновения.

Задание: Как можно быстрее дайте определения следующим понятиям.

Глава крупного феодального государства (король, монарх, государь, император).
Представитель господствующего феодального сословия (дворянин, рыцарь).
Укрепленный центр феодального владения рыцаря (замок).
Здание, где проводятся богослужения (церковь, собор).
Средство передвижения рыцаря (конь).
Глава католической Церкви (папа).
Научный язык средневековья (латынь).
Название походов против неверных и еретиков (крестовые).
Владения королевского дома (домен).
Основное оружие пешего воина (лук).
Столица средневековой Франции (Париж).
Центр средневекового образования (университет).
Центр ремесла и торговли (город).
Сословно-представительное собрание в Англии (парламент).
Наследник престола во Франции (дофин).
Французский король, признанный и прозванный Святым (Людовик IX, Луи).
Английский король, прозванный «безземельным» (Иоанн, Джон).
Территория, ставшая предметом споров между Англией и Францией (Аквитания).
Член совета, избирающего папу римского (кардинал).
Город – резиденция папы Римского (Рим, Авиньон).

Цифровой диктант

К одной из разновидностей разминки можно отнести и прием, позаимствованный из программированного обучения, — цифровой диктант. Этот вид работы является достаточно простым, так как от учащихся требуется не формулировка ответа на тот или иной вопрос, а умение правильно отреагировать на утверждение учителя. Если ребенок считает высказывание педагога правильным, он должен молча поставить в тетради «1», если нет — «0». Ответы группируются в трехзначные числа, которые можно быстро проверить.

Тема: «Как началось и происходило объединение Франции».

а. Централизованным называется государство, которое имеет единую территорию, единые границы, одну столицу (1).
б. Для централизованного государства характерны сильная королевская власть и единая армия (1).
в. В образовании такого государства было заинтересованно всё население страны (0).
г. Купцы и ремесленники желали покончить с феодальной раздробленностью (1).
д. Рыцари постоянно боролись с королем (0).
е. Мелкие и средние феодалы нуждались в поддержке короля (1).
ж. Церковь хотела сохранить феодальную раздробленность (0).
з. Королю в борьбе с крупными феодалами пришлось разрушать их замки (1).
и. Королю Франции пришлось вести борьбу и за объединение страны, и с английским королем (1).
к. Больших успехов в борьбе за объединение Франции достиг король Филипп II Август (1).
л. Филипп II удачно вел борьбу с Англией и отвоевал у нее большинство земель, кроме Аквитании (I).
м. При Филиппе II Августе было присоединено графство Шампань (0).
н. Филипп IV Красивый успешно воевал с Англией, присоединил Фландрию, но позднее утратил большую ее часть (1).
о. Филипп IV вступил в конфликт с папой Римским Григорием VII (0).
п. «Авиньонское пленение пап» продолжалось 70 лет (1).
р. В 1302 г. Филипп IV созвал Генеральные штаты, в которые входили представители трех сословий (1).

Код: 110.101.011.110.101.1

Буквенный диктант

Установка для детей:
«Вы должны, отвечая на предложенные вопросы, выполнить условие, предъявляемое учителем, и записать соответствующую букву ответа. При правильном выполнении задания, у вас получится предложение или слово, которые вы озвучите».

Тема: «Средневековый город и развитие ремесла и торговли» (используется на повторительно-обобщающем уроке по теме: «Средневековый город в Западной и Центральной Европе»).

1. На эту букву заканчивается слово, обозначающее союз ремесленников одной специальности (цеХ).
2. Вторая (пятая) буква в слове, обозначающем человека, дававшим деньги под высокий процент (рОстовщик).
3. В слове, обозначающем вещь, изготовленную подмастерьем для экзамена, эта буква стоит на третьем месте (шеДевр).
4. Найдите предпоследнюю букву с названии правил, обязательных для всех членов цеха (статУт).
5. Эта буква смягчается мягким знаком в слове, обозначающем союз купцов (гиЛьдия).
6. Пятая буква в слове, обозначающем городскую знать (патрИции, патрИциат).
7. Третья буква в названии ремесленника высокого класса — главного работника в мастерской (маСтер).
8. Вторая буква в названии здания, где собирались на заседания члены городского совета (рАтуша).
9. Эта буква в середине слова, обозначающем место богослужения (соБор).
10. С этой буквы начинается название объединения монахов или монашествующих рыцарей (Орден).

Код: ходули, сабо.

Теперь вы можете подставить эти слова в текст средневекового источника вместо описаний, выделенных курсивом.
«Приходится ходить, используя длинные палки с упорами для ног, и в деревянных башмаках, которые оставляли перед дверями дома».

Как вы можете объяснить такую «моду» средневековых горожан?

Исторический диктант

Тема: «Образование централизованных государств в Западной Европе».

Цель: фронтальная проверка базовых знаний.
Учитель диктует и пишет на доске слова, снабжая их номерами. Ученики записывают эти цифры в строку, которая начинается с названия той или иной страны.

1. Реконкиста
2. Чомпи
3. Брандербург
4. Война Алой и Белой розы
5. Тауэр
6. Карл Смелый
7. Бретань
8. Генрих Лев
9. Милан
10. Габсбурги
11. Андалусия
12. Кастилия
13. Коммуны
14. Берлин
15. Генрих VII
16. Медичи
17. Генрих Лев
18. Династия Тюдоров
19. Людовик XI
20. Итальянцы в Лионе
21. Флоренция
22. Толедо, Сарагосса
23. Лиссабон
24. Альбрехт Медведь
25. Арагон
26. Пиза
27. Лоренцо Великолепный
28. Кортесы
29. Португалия
30. Мавры
31. Болонья
32. Парламент
33. Прованс
34. Генеральные штаты

Заполненная учениками форма ответа должна выглядеть следующим образом:

Англия – 4, 5, 15, 18, 32.
Франция – 6, 7, 19, 20, 31, 33, 34.
Германия – 3, 8, 10, 14, 17, 24.
Италия – 2, 9, 13, 16, 21, 26, 27.
Испания и Португалия — 1, 11, 12, 22, 23, 25, 28, 29, 30.

Оценка результатов:

29 и более баллов – «5»;
от 24 до 28 баллов – «4»;
от 15 до 27 баллов – «3».

TopList