конкурс «я иду на урок истории»

Андрей
ИГНАТОВ

Урок в 7 классе

Тема, посвященная Смуте, является в курсе истории средневековой России одной из центральных. Она максимально насыщена фактическим материалом, хотя дело не только в обилии вводимой на уроке информации, но также и в важности тех последствий, которые имел для цивилизационного развития страны изучаемый глубочайший социально-политический кризис начала XVII в.

Между тем, преподаватель при изложении материала оказывается в крайне жестких временных рамках: необходимо за два учебных часа усвоить беспрецедентное для курса количество информации.

Поэтому очень важно, чтобы события Смутного времени не только нашли у учеников эмоциональный отклик, но и были ими хорошо усвоены, выстроившись в хронологический ряд линейно расположенных фактов. Для активизации познавательных способностей и выстраивания логической последовательности материала используется схема (в процессе урока-семинара или школьной лекции можно использовать «слепую» схему, содержащую фрагменты репродукций произведений изобразительного искусства и заполняемую соответствующими подписями в ходе занятия).

Визуальный ряд может включать следующие иллюстрации:

1. И.Е.Репин. «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»;
2. «Убиение царевича Димитрия» — миниатюра XVII в.;
3. «Царь Федор Иванович» (парсуна XVII в.);
4. Портрет Бориса Годунова (неизвестный художник XVII в.);
5. «Полевые работы» — с иконы XVII в.;
6. Портрет Лжедмитрия I (в разных вариантах);
7. Портрет Марины Мнишек;
8. К.А.Земцов «Ночной совет в доме Шуйского накануне 17 мая 1606 г.»;
9. в.Иванов. «В Смутное время» (два варианта картины);
10. К.Вениг. «Последний день Дмитрия Самозванца»;
11. Портрет Василия Шуйского. XVII в.;
12. Царевич Дмитрий. Изображение на раке с мощами;
13. Восстание Болотникова может быть представлено каким-либо из видов Тульского кремля;
14. Портрет Лжедмитрия II;
15. Портрет Юрия Мнишка;
16. Филарет, митрополит Ростовский (Федор Никитич Романов), деталь иконы;
17. Ян Сапега. Гравюра Вейсса. XVII в.;
18. Вид Троице-Сергиевой лавры;
19. «Король Сигизмунд III под Смоленском.» Гравюра XVII в.;
20. Смоленск. Общий вид с гравюры 1610 г.;
21. Портрет князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Парсуна XVII в.;
22. Н.В.Неврев «Захар Ляпунов во главе бояр предлагает Василию Шуйскому оставить престол»;
23. Портрет коронного польского гетмана Станислава Жолкевского;
24. Портрет королевича Владислава в эпоху избрания его на Московское царство;
25. «Осада Новгорода шведами в 1611 г.». Деталь иконы XVII в.;
26. Портрет князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого;
27. П.П.Чистяков. «Патриарх Гермоген отказывается писать начальникам земского ополчения о распущении войска, набранного для изгнания поляков в 1611 г.»;
28. К.Е.Маковский «Кузьма Минин»;
29. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Парсуна XVII в.;
30. Знамя князя Дмитрия Михайловича Пожарского;
31. Московский Кремль в начале XVII в. C современной гравюры Готфрида;
32. Портрет гетмана Ходкевича;
33. И.П.Мартос. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве на Красной площади;
34. Н.Угрюмов «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство»;
35. Х.Рембрандт. «Лисовчики»;
36. П.Рубенс. Портрет короля Польши Владислава IV.

Использование наглядных пособий позволяет, опираясь на формирование зрительных образов, провести урок интересным, эмоциональным и запоминающимся. Оно также дает возможность сочетать формы групповой и индивидуальной организации познавательной деятельности, способствует эстетическому воспитанию учащихся.

Планировать урок можно по эпизодам, каждый из которых будет соответствовать одному году реального времени и включать определенный зрительный образ. Очень плодотворным становится цитирование классических произведений русской литературы среди которых первое место занимают «Борис Годунов» А.С.Пушкина, а также драматическая трилогия А.К.Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Краткие и запоминающиеся характеристики даны и в «Истории Государства российского от Гостомысла до Тимашева» этого автора.
Таким образом ткань исторического повествования разбивается на отдельные хронологически последовательные сюжеты.

I. Династический кризис конца XVI века

Рассказ о смерти царевича Ивана Ивановича, краткая характеристика личности царя Федора, описание трагедии в Угличе.

«Привел меня Бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был послан послушанье;
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда же — а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич…»

II. Экономический кризис конца XVI века

Учитель отмечает тяжкие последствия правления Грозного — Ливонской войны и опричнины, а также процесс закрепощения крестьян («Урочные лета», отмена «Юрьева дня»

«Настал Иван четвертый,
Он третьему был внук;
Калач на царстве тертый
И многих жен супруг…
Приемами не сладок,
Но разумом не хром;
Такой завел порядок,
Хоть покати шаром!»

III. Голод и эпидемии 1601—1603 годов

Этот пункт важен не только описанием конкретных бедствий, но и демонстрацией их влияния на моральное состояние общества. Происходит разрушение традиционной системы ценностей, несмотря на неудачные попытки правительства стабилизировать положение.

«Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать —
Но отложил пустое попеченье:
Они любить умеют только мертвых…
Бог насылал на нашу землю глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!»

IV. (1604) Появление Лжедмитрия I

Преподаватель кратко останавливается на вопросе о личности первого самозванца, обращая особое внимание на состав его войска и причины, побуждавшие разных людей вступать в него.

«Самозванец
Ты кто такой?

Поляк
Собаньский, шляхтич вольный.

Самозванец
Хвала и честь тебе, свободы чадо!
Вперед ему треть жалованья
выдать, —
Но эти кто? Я узнаю на них
Земли родной одежду. Это наши.
Хрущов
(бьет челом)
Так, государь отец наш. Мы твои
Усердные гонимые холопья.
Мы из Москвы, опальные, бежали
К тебе, наш царь — и за тебя готовы
Главами лечь. Да будут наши трупы
На царский трон ступенями тебе.
Самозванец
Мужайтеся, безвинные
страдальцы —
Лишь дайте мне добраться
до Москвы,
А там Борис расплатится во всем.
Ты кто?
Карела
Казак. К тебе я с Дона послан
От вольных войск, от храбрых
атаманов,
От казаков верховых и низовых…»

V. (1605) Победа самозванца

В этом эпизоде наиболее важным представляется повальный переход активного меньшинства на сторону Лжедмитрия, при полном бессилии власти противостоять опасности и пассивности широких масс населения.

«Мосальский
Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.

Народ в ужасе молчит

Что же вы молчите? кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!

Народ безмолвствует».

 

VI. (1606) Восстание в Москве и гибель Лжедмитрия I

В краткой характеристике правительственной деятельности Лжедмитрия учителю стоит подчеркнуть ее непривычность, доходившую до оскорбления традиционных народных представлений о морали. Отмечается отрицательная роль Марины Мнишек и ее свиты. Всё это сделало возможным успех немногочисленных заговорщиков — сподвижников Василия Шуйского; население Москвы им не столько помогало, сколько не препятствовало.

«К несчастью, самозванец,
Откуда ни возьмись,
Такой задал нам танец,
Что умер царь Борис.
И, на Бориса место
Взобравшись, сей нахал
От радости с невестой
Ногами заболтал.
Хоть был он парень бравый
И даже не дурак,
Но под его державой
Стал бунтовать поляк.
А то нам не по сердцу;
И вот однажды в ночь
Мы задали им перцу
И всех прогнали прочь».

VII. (1607) Восстание
под предводительством Ивана Болотникова

Эта тема хорошо освещена в учебниках, однако преподаватель может четче обозначить связь данного движения с предшествующими событиями. Болотников шел на помощь «спасшемуся» Лжедмитрию, а его ближайший соратник — казацкий «царевич Петр» — был прямо приглашен самозванцем в Москву. Деятельность повстанцев, что надо отметить особо, проходила практически без помощи шляхетских польских отрядов, хотя в рядах болотниковцев имелись запорожские казаки — формальные подданные Речи Посполитой.

Возможно, что в данном сюжете стоит отметить появление новой силы — дворянских ополчений (братья Ляпуновы, Истома Пашков и пр.), т.е. фактически регулярных войск, выступивших против царя Василия. Можно упомянуть, что избрание Шуйского не было легитимным: его можно было признавать или отвергать.

Продолжение следует

TopList