Александр Демин

Общественные отношения
на Руси в X—XII веках

Методическая разработка

И.Я.Билибин. Суд во времена «Русской Правды»

Предлагаемый материал представляет собой вариант урока на тему «Общественные отношения на Руси в X—XII вв.», подготовленного в соответствии с учебником Л.А.Кацвы, А.Л.Юрганова «История России VIII—XV вв.» и проведенного в восьмом классе.
Содержание темы дает хорошую возможность напрямую обратиться к историческому источнику, поэтому особенностью урока является широкое применение документов (фрагментов «Русской Правды») для анализа общественных отношений на Руси в X—XII вв.
Занятие спланировано в соответствии со структурой 8-го параграфа учебника и не ставит своей целью дополнить и расширить его содержание. На протяжении урока рассматриваются те же вопросы, раскрываются те же понятия, учащиеся приходят к тем же выводам, что содержатся в тексте учебника.
Разница заключается в том, что эту работу они выполняют самостоятельно, под руководством учителя, в ходе работы над документами.

Наказание кнутом восставших смердов

Цели и задачи урока

1. Создание целостного представления об общественных отношениях на Руси X—XII вв. и их развитии:

— повторение общих исторических понятий и продолжение работы по их конкретизации на новом историческом материале (общественные отношения, исторический источник, обычаи, право (закон), кровная месть, государство, родовая община, соседская община, землевладение, зависимое население);
— введение новых терминов, раскрытие их содержания (гривна, вира, вервь (мир), вотчина, люди, холопы (челядь), закупы, рядовичи, смерды);
— знакомство с «Русской Правдой» как древнейшим памятником русского законодательства и важнейшим историческим источником.

2. Развитие навыков работы с юридическим документом как историческим источником:

— формирование умения извлекать из него исторические сведения, анализировать, обобщать, делать выводы и применять полученные знания для решения познавательных задач.

3. Формирование интереса к отечественной истории и историческому исследованию через непосредственное соприкосновение с памятником права.

*

Предлагаемый материал представляет собой «учебно-методический комплекс», который включает:

1) подробный сценарий урока;
2) план-конспект;
3) примерные вопросы для повторения;
4) текст «Русской Правды» и объяснение непонятных терминов.

Представляя свою работу, замечу, что мне хотелось не просто рассказать, как можно рассмотреть материал данного параграфа по документам, а показать, как это было сделано на реальном уроке, так что текст получился достаточно объемный. Впрочем, каждый учитель может изменить его так, как считает нужным.

Урок рассчитан на 2 часа, которые в соответствии с отдельными пунктами параграфа включают следующие вопросы:

1 час: источники, «Русская Правда», месть и вира (см. прил. 1, 2);
2 час: община-вервь, землевладение, зависимое население (см. прил. 3, 4).

По ходу изучения темы учащиеся делают в тетради записи, которые составляют затем подробный план-конспект урока. Предложенный план способствует лучшему усвоению материала, а также может служить опорой при повторении и подготовке домашнего задания.

Проделанная на уроке работа позволяет провести опрос по домашнему заданию: как краткий, так и фронтальный. При этом используются вопросы, выделенные в тетради.

Фрагменты текста «Русской Правды» (Краткой и Пространной редакции), а также объяснение непонятных слов и выражений взяты из «Практикума по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века» для студентов-заочников педагогических институтов. Отпечатанные на отдельных листах, они используются в качестве раздаточного материала — каждому ученику или каждой паре, занимающей одну парту. Другие издания здесь не используются.

При подготовке урока была использована следующая литература:

1) Павленко Н.И., Кобрин В.Б.,. Федотов В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 года: Учебник для педагогических институтов под редакцией Н.И.Павленко. — М.: Просвещение, 1989.
2) Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII—XV вв. Учебник для VII класса средних учебных заведений. — М.: Мирос-Аргус, 1996.
3) Кацва Л.А. Изучение истории России в средней школе. Пособие для учителя к учебнику Кацва Л.А.,. Юрганов А.Л. «История России VIII—XV вв.» М.: Мирос, 1998.
4) Практикум по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. Составитель В.П.Глаголев. Для студентов-заочников исторических факультетов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1976.

Час первый

(Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов, «История России VIII—XV вв.» параграф 8, пп. 1, 2, 3.)

До сих пор мы вели речь главным образом о политической истории Киевской Руси (об укреплении княжеской власти над населением, об отношениях древнерусского государства с его соседями). Первоочередное внимание уделяют этим вопросам наши основные источники — летописи: новгородские и Повесть временных лет. Но история — это не только войны и походы. Нельзя представить себе общество, не зная его традиций, обычаев, законов, составляющих его частей

На какие группы делилось население Древней Руси? Как эти группы уживались друг с другом?

На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение древнерусского общества как бы изнутри и рассмотрим те отношения, которые складывались в X—XII вв. между людьми — как отдельными, так и объединенными в некоторые группы.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Общественные отношения на Руси в X—XII вв.»

Вопрос (далее — В): Как Вы понимаете сам термин «общественные отношения»? О чем сегодня пойдет речь?

Возможный ответ (далее — ВО): Отношения, которые складываются между людьми и группами людей в обществе в процессе их совместного существования и общей деятельности.

Летописные повествования лишь эпизодически обращают на это внимание. Какими же источниками мы можем воспользоваться?

Остановимся на этом вопросе.

I. Источники

(Эта тема излагается в соответствии с базовым учебником.)

В. Подумайте и скажите, какие исторические источники (кроме летописей) мы можем использовать при изучении общественных отношений?

ВО. Некоторые сведения о бытовавших отношениях мы можем почерпнуть из устных народных преданий.

Теперь запишем в Ваши тетради: Устные народные предания (здесь и далее текст, записываемый учениками, выделен курсивом), хотя полностью доверяться этим сведениям опасно.

В. Как вы думаете, почему устная традиция — сказки, былины, песни и т.п. — отражает далекое прошлое с большими искажениями?

ВО. Историческая реальность переплетена с буйной народной фантазией, а конкретные приметы времени искажены многими поколениями более поздних сказителей. Устная традиция, естественно, включает и более поздние реалии и представления.

Таким образом, использовать устные предания можно лишь как дополнительный источник, а не в качестве основного.

Главной нашей опорой в этом вопросе будут являться памятники древнерусского законодательства, в которых содержатся указания на конкретные проступки одних людей по отношению к другим и наказания за них.

Теперь запишем: Памятники древнерусского законодательства.

Из того, что наказание за какой-либо конкретный проступок (деяние, преступление) было установлено (урегулировано) законом, очевидно следует: такой случай был типичным (т.е. обычным, часто встречающимся, повторяющимся). Запрет какого-либо действия в законе означает, что на практике такое действие то и дело совершается, иначе никому и в голову не придет его в законе предусматривать.

Изучая законы, мы изучаем и возникающие в повседневной жизни ситуации и отношения между людьми (группами людей). Речь, повторяю, идет не о любых возможных ситуациях и отношениях, а только о типичных, тех самых, которые наиболее важны для характеристики общества, его истории.

Теперь посмотрим, что же представляют собой эти памятники древнерусского законодательства, о которых мы будем говорить? Когда возникло на Руси право?

Уже в 911 г., в договоре Олега с греками, встречается упоминание о «законе русском». Ученые видят здесь так называемое «обычном право», т.е. систему обычаев, которых принято придерживаться. Эта система еще не зафиксирована письменно, а сами законы — не оформлены каким-либо официальным актом. Таким, каким является сам договор между русскими и греками, в котором, благодаря счастливому стечению обстоятельств, они упоминаются.

Запишем: Нормы обычного права.

С появлением и укреплением государства, способного силой покарать нарушителей, появляется право писаное, т.е. зафиксированное на бумаге или другом материале.

Запишем: Кодекс — сборник законов.

В. Какие материалы использовались для «издания» законов в Древнем мире?

ВО. Каменные стелы (Законы Хаммурапи), глиняные таблички (законы разных городов Месопотамии), папирус (в Египте эпохи фараонов).

Наряду с кодексами (сводами законов) важнейшими памятниками законодательства являются также…

Запишем: Княжеские уставы, сборники церковных установлений.

Старейшим сводом древнерусских законов является «Русская Правда» (далее — РП), которая станет для нас ценнейшим памятником общественных отношений и рабочим материалом для их исследования.

Остановимся на этом документе подробнее.

II. «Русская Правда»

Вот как выглядит начальная страница РП.

(Учитель показывает соответствующую иллюстрацию.)

Этот документ, по мнению исследователей, составлялся на протяжении XI в. и отразил общественные отношения, которые господствовали на Руси несколько раньше и позже момента его создания, т.е. в X—XII вв., как и записано в теме нашего урока.

Давайте познакомимся с его содержанием.

(Учитель раздает документы: № 1. Текст РП; № 2. Объяснение непонятных слов и выражений.

РП, текст которой можно найти в разных рукописных памятниках, содержит 43 статьи и разделен на две неравные части:

1 часть (18 статей) в некоторых рукописях имеет подзаголовок: «Суд Ярославль…» (РП пространной редакции по Троицкому списку XIV в.) и поэтому носит условное название «Правда Ярослава», так как была составлена в Новгороде при участии и под руководством Ярослава Мудрого около 1016 г.;

Запишем: Правда Ярослава (ок. 1016 г.)

2 часть (после 18-й статьи) имеет такой подзаголовок (учитель читает по документу): «Правда, установленная для Русской земли, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко Перенег, Микифор Киянин, Чудин Микула».

В. Кто такие Изяслав, Всеволод, Святослав?

ВО. Три старших сына Ярослава Мудрого — Ярославичи, правившие в Киеве с 1054 по 1093 г.

Именно поэтому 2-я часть РП и получила название «Правда Ярославичей». Упоминаемые здесь же Коснячко Перенег, Микифор Киянин (киевлянин), Чудин Микула — ближайшие советники братьев-князей.

Сыновья Ярослава вместе со своими боярами дополнили РП новыми законами после смерти отца (1054) во второй половине XI в.

Запишем: Правда Ярославичей (2-я половина XI в.)

Теперь попробуем решить небольшую задачу.

Изяслав Ярославич был (с небольшим перерывом в 1068 г.) великим князем киевским с 1054 по 1073 г. Затем братья изгнали его за границу, и великим князем был Святослав Ярославич — до самой своей смерти в 1076 г. Тогда (1077) Изяслав стал княжить вновь, но погиб в 1078 г. Власть перешла к младшему брату — Всеволоду Ярославичу, умершему в 1093 г.

В. Укажите временной отрезок, когда, по-вашему, могла быть составлена эта часть РП.

ВО. С 1054 по 1073 г., так как позже три князя не могли собраться вместе, а раньше они не обладали властью, чтобы создавать законы всего государства без отца – Ярослава Мудрого.

(Здесь учитель волен заметить, что текст, созданный Ярославичами мог впоследствии подвергаться изменениям — дополнениям и купюрам.)

Ознакомившись с текстом РП и рассмотрев эти законы, мы можем представить возникавшие в повседневной жизни Руси X—XII в. ситуации, сложившиеся тогда отношения между людьми.

Более того, сравнив тексты Правды Ярослава и Правды Ярославичей, можно заметить, какие изменения в характере общественных отношений произошли в Киевской Руси в течение 50—60 лет XI в.

Итак, каким же предстает перед нами древнерусское общество времен РП?

III. Месть и вира

Для удобства по ходу изучения этого вопроса заполним небольшую таблицу.

Первый столбец озаглавим: «Правда Ярослава», второй — «Правда Ярославичей».

Теперь обратимся непосредственно к тексту.

Задание

Статья 1. (Учитель читает вслух, класс про себя.)

Еще раз посмотрите на текст, объяснение терминов, непонятных слов. Кто попытается объяснить суть статьи?

(Под руководством учителя проводится разбор статьи, выводы фиксируются в таблице.)

Запишем: Закон допускает кровную месть.

В. Что такое кровная месть?

ВО. Кровная месть — обычай, уходящий в глубокую древность, в первобытные времена. В ту пору еще не было государственной власти, обязанной защищать население от преступников. Поэтому месть сородичей была единственным способом наказать убийцу и до некоторой степени предотвращать подобные преступления.

Однако, случалось, что целые роды в бесконечной вражде истребляли друг друга, так и не договорившись о примирении. Конечно, случалось и так, что жертвы — погибший в начале и убитый преступник — «взвимозачитывались» и восстанавливался мир между семьями и родами.

По мере становления и укрепления государственной власти, она берет на себя функции защиты населения от преступников и наказания виновных. Так что необходимость в кровной мести постепенно исчезает и сохранение ее теперь становится антигосударственным поступком.

Именно поэтому укрепляющееся государство неизбежно должно было стремиться ликвидировать столь архаичный обычай.

И уже в Правде Ярослава делаются первые попытки ограничения кровной мести. Круг родственников, имеющих право на месть, ограничен и четко определен.

Запишем: Ограничение круга родственников, имеющих право на месть.

Не все родичи теперь имеют право мстить.

В. Скажите, кто, согласно Правде Ярослава, имеет право на кровную месть?

Запишем ответ: Брат, сын, отец, племянник.

Это был первый шаг по пути искоренения первобытного обычая.

В. А если близких родственников не окажется вовсе?

ВО. «…то 40 гривен (положить) за убитого…»

Запишем: Денежное возмещение, если не будет мстителя, указанного в законе (40 гривен).

Много это или мало? Мы можем узнать из РП.

Задание

Прочтите самостоятельно статью 28. Здесь приводится сравнительный «масштаб цен.

В. Что можно было приобрести за 1 гривну?

ВО. 1 гривну стоил вол, на эту сумму можно было приобрести 20 баранов.

Получается, что возмещение в 40 гривен довольно значительно. На волах пахали, возили тяжести, и вряд ли семье требовалось больше 2—3 парных запряжек для хозяйства. Они составляли большую часть богатства семьи. Уплатить сумму в несколько раз большую было тяжело, получить — очень выгодно. Это должно было заменить кровную месть. Так был сделан еще один шаг по пути искоренения этого первобытного обычая.

Для того чтобы создать более цельное представление об общественных отношениях Древней Руси, можно рассмотреть и иные преступления против личности. При этом не будем забывать, что в РП мы находим именно отрицательную сторону общественной жизни.

Задание

Кто-либо читает статью 2 вслух и с помощью товарищей пытается, используя объяснение терминов и непонятных слов, изложить ее суть. («Если будет избит… то взять ему за обиду 3 гривны».)

В. Скажите, кому идут деньги? Что означает «за обиду»?

ВО. Штраф взимается в пользу потерпевшего, так как именно он «обижен».

Задание

Прочитать вслух статью 3 РП.

В. Попробуйте объяснить, что означают слова «если его не настигнут, то платить ему, и на том конец».

ВО. В этой статье также намек на месть: Значить, если настигнут, то могут и побить, т.е. отомстить. Если же деньги заплатили, то дело исчерпывается, «на том конец».

Задание

По выбору учителя один из учеников читает вслух статьи 3 и 4 РП, объясняя их содержание по уже имеющимся образцам. Приходим к выводу, что подобные случаи были частым явлением, раз о них так подробно говорит законодатель.

Задание

Прочитать и объяснить статью 6 РП.

В. Допускает ли эта статья кровную месть?

ВО. Допускает. Здесь сказано «[пусть] дети [потерпевшего] смирят виновника».

Задание

Прочитать и объяснить статьи 7 и 8.

В. Как вы думаете, почему ус, борода так дорого ценятся? Ведь это не увечье и даже, как мы теперь говорим, не «временная потеря трудоспособности»?

ВО. Здесь мы сталкиваемся с представлением о мужской чести и достоинстве. Лишиться бороды — это бесчестие для мужчины, большое оскорбление. О том же говорит и статья 10.

Задание

Прочитайте самостоятельно статью 10.

В. Как вы думаете, почему свидетель («видок» — от слова «видеть») — варяг или колбяг — должен приводиться к присяге?

ВО. Речь идет о «чужом», не члене местной общины. За него некому поручиться и заступиться, но за него некому и мстить.

Далее идут статьи, касающиеся преступлений против собственности, о судопроизводстве, в которых также отразились типичные жизненные ситуации. Если кто заинтересуется, то может с ними ознакомиться дома. А мы переходим к Правде Ярославичей.

Этот документ дополняет законы Ярослава о преступлениях против личности и против собственности. Краткость Правды Ярослава позволила некоторым ученым назвать ее «Инструкцией по пресечению драк и городских волнений». Дети Ярослава Владимировича должны были вносить в закон отца дополнения и изменения. Давайте познакомимся с ними поближе.

(Учитель читает вслух статьи 19 и 20, класс делает это по своим листкам.)

В. Кто такой огнищанин, подъездной княжий? Как оценивается их жизнь?

ВО. Это представители князя: огнищанин управлял его личным хозяйством в том или ином месте, подъездной — собирал причитающиеся князю подати (вместе с ним или самостоятельно). Их жизнь оценивается выше, чем жизнь простого общинника — в 80 гривен.

В. Что такое вира? Кому идут деньги?

ВО. Вира — денежный штраф [здесь — за убийство] в пользу князя, так как убитые — «его люди».

Вира была штрафом за нарушение государственного порядка и шла князю, а родственники убитого получали компенсацию — головничество. О мести уже ничего не говорится. А в более поздней редакции XIV в. прямо сказано, что Ярославичи «… отменили кровную месть за убийство, а установили выкупаться деньгами» (РП пространной редакции по Троицкому списку XIV в. Ст. 2).

Запишем: Отмена кровной мести за убийство и замена ее денежным штрафом в пользу государства («вира»).

Задание

Прочитайте самостоятельно статьи 22 и 23.

В. Кто такие тиун и конюший?

ВО. Тиун — управляющий хозяйством князя, часто несвободный — холоп. Конюший — человек, отвечающий за княжеский скот (одна из составляющих богатств феодала на Руси).

Эта статья (23) интересна еще и тем, что указывает на то, как и когда происходит замена кровной мести вирой. Частный случай, произошедший, когда дорогобужцы убили конюшего Изяслава Ярославича, так называемый прецедент, ложится в основу общего правила.

Запишем: — в основе средневекового законодательства часто лежат прецеденты — конкретные решения по тем или иным делам.

Задание

Прочитайте самостоятельно статьи 24, 25, 26.

В. Кто такие сельский староста, пашенный староста?

ВО. Сельский староста отвечал за порядок в княжеском селе, пашенный — за обработку княжеской пашни.

В. Кто такие рядовник, смерд, холоп? Как можно охарактеризовать этих персонажей в целом? Как оценивается их жизнь в сравнении с другими категориями лиц?

ВО. Это все зависимые люди, не занимающие каких-либо постов в администрации князя. Рядовник (рядович) трудится по договору — «ряду» — и до его окончания неполноправен. Смерд сидит на княжьей земле, а холоп — полностью принадлежит хозяину. Их жизнь оценивается минимально — в 5 гривен.

В. Скажите, как оценивается жизнь человека в Правде Ярослава? Существует ли там разделение («дифференциация») по сумме виры?

ВО. Правда Ярослава знает только одну виру за убийство: 40 гривен «за обиду» независимо, «если он будет русин, либо гридин, либо купец, либо ябедник, либо мечник; если изгой будет, либо словенин, то 40 гривен положить за него».

В. Как оценивает жизнь человека Правда Ярославичей?

ВО. По разному: 80, 12, 5 гривен.

В. Как вы думаете, сохранилась ли вира в 40 гривен за убийство просто свободного, полноправного человека из Правды Ярослава?

ВО. Такая вира, надо думать, сохранилась, так как более поздняя Правда Ярославичей фиксирует новые «расценки» только для жертв, имевших больше или меньше прав, нежели «просто свободный человек».

Запишем: Различия в сумме штрафа появляются в связи с различиями в общественном или административном положении жертвы (княжего мужа или простолюдина, свободного или зависимого).

Не следует забывать, что Ярослав Владимирович был в 1016 г. князем в Новгороде, и его законы касались непосредственно свободного населения этого города. Они были созданы, чтобы урегулировать отношения между горожанами и варягами, которые часто враждовали и мстили друг другу. Такова была задача, которая не касалась отношений к княжеской администрации и жителям сел.

В. Как вы думаете, чьи интересы защищает закон в большей степени?

ВО. В первую очередь ограждается жизнь высших сотрудников княжьей администрации. Затем идут просто свободные люди — горожане. Зависимое население на селе — неполноправно, хотя и здесь лучше защищены те, кто представляет интересы князей — старосты.

Закон, несомненно, защищает интересы в первую очередь княжеской власти, то есть государства и нарождающейся знати.

Далее идут статьи, касающиеся преступлений против личности, собственности, судопроизводства. В них также отразились те изменения, которые произошли в русском обществе в течении XI в. Если кто заинтересуется, дома может ознакомиться с ними самостоятельно. А мы подведем первые итоги.

Задание

Используя ваши записи в таблице, попытайтесь сделать выводы, касающиеся характера общественных отношений Древней Руси в X—XII вв.

После обсуждения (если оно потребуется) учащиеся записывают в тетради:

В Х—ХII вв. происходит:

— постепенное изживание кровной мести;
— усиление государственной власти и государственного регулирования общественных отношений;
— дальнейшее расслоение общества (на богатых и бедных, знатных и простолюдинов, свободных и зависимых, представителей княжеской власти и не имеющих к ней отношения)

TopList