информация

Загладин Н.В.,
Загладина Х.Т.,
Ермакова Е.А.

Пояснительная записка

к примерному тематическому планированию курса
«Всемирная история: этапы развития человечества» (X—ХI классы).

Курс «Всемирная история: этапы развития человечества» представляет широкую панораму развития человечества от первобытнообщинного строя до наших дней. Курс призван обеспечить решение ряда принципиально важных задач по завершению формирования у учащихся старших классов целостной картины всемирной истории во всей ее многомерности, без которой трудно ориентироваться в современной жизни, содействовать более глубокому усвоению ранее пройденного материала, пониманию неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекающих в различных, нередко отдаленных друг от друга районах мира.
Курс обеспечивает интеграцию знаний по отечественной истории и истории зарубежных стран. Большое внимание в нем уделяется особенностям исторического пути России, который рассматривается в общем контексте развития человечества. Такой подход необходим, поскольку Отечественная история — неотъемлемая часть всемирной истории. Формирование и жизнь народов России, в том числе и русского, шли в постоянном взаимодействии десятков государств Евразии. Специфику процессов становления духовного облика, традиции политического, социально-экономического развития России можно понять только в ее сравнении в разные периоды времени с переменами в жизни других государств.
Углубленное изучение истории предполагает ознакомление с различными взглядами на события прошлого. В этом плане курс призван способствовать формированию у старшеклассников навыков самостоятельного осмысления реальностей окружающего мира, без чего невозможна активная гражданская позиция.
Структурно курс разделен на две части, каждая из которых рассчитана на 68 часов. Первая посвящена периоду с древнейших времен до завершения первой мировой войны и создания Версальско-Вашингтонской системы; вторая — развитию человечества на протяжении XX в.
Примерное тематическое планирование курса составлено по подготовленной к изданию первой части учебника Н.В. Загладина «Всемирная история: этапы развития человечества» (X класс). Автором методического аппарата является учитель-методист Центра образования №109 И.А.Ермакова. В настоящее время завершена подготовка пособия для учителя I части курса с поурочной разработкой тем, а так же сборник тестов и контрольных заданий для проверки знаний, умений и навыков учащихся. II часть курса представлена следующими материалами: Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Всемирная история XX век. Программа курса. М., «Русское слово» 2000 г.; Загладин Н.В. Всемирная история. XX век. Учебник. М., 1999 г.; Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Новейшая история зарубежных стран XX век. Методические материалы. М., 2000 г.

Х класс. 1-е полугодие

 


урока
Название тем, уроков, планы уроков Рекомендации по
проведению урока
Материалы
учебника

Раздел I. Меняющийся облик мира: опыт осмысления

1 Тема I. Пути и методы познания истории (5 часов). Вводный урок.
1. Краткая характеристика содержания курса.
2. Отечественная история — неотъемлемая часть всемирной истории.
3. Место исторической науки в познании общества.
Вводная лекция с элементами беседы, ознакомление с учебником, его структурой и содержанием разделов. Преди-
словие
2 Этапы развития исторического знания
1. У истоков исторической науки
2. Историческая наука античного мира
3. Историческая наука в средние века и новое время
4. Историческая наука в XX в.
Лекция учителя, выделения и характеристики основных этапов исторического познания, работа с документами. Заполнение таблицы «Этапы развития исторических знаний». Работа с иллюстративным материалом учебника. 1
3 Закономерности и случайности в жизни народов
1. Религиозно-мистические взгляды на историю.
2. Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII—XIX вв.
3. Становление и развитие материалистических взглядов на мир.
4. Философия истории
в ХХ в.
Комментарии учителя к схемам учебника. Обсуждение вопросов о роли личности в истории, о влиянии политики на формирование исторических взглядов. Выявление спорных проблем философии истории XX в. 2
4 Проблемы периодизации всемирной истории
1. Принципы периодизации в истории,
2. Этапы развития человечества
3. Периодизация новейшей истории.
Комментарии к схемам учебника. Заполнение таблицы «Этапы развития человечества». Дискуссия по проблемам периодизации новейшей истории. Работа с документами. 3
5 Дискуссия на тему «Проблемы изучения истории».

Раздел II. Человечество на заре своей истории

6 Тема II. Первобытнаая эпоха (2 часа). У истоков рода человеческого.
1. Человеческое общество и природные сообщества.
2. Эволюция человека.
3. Человек осваивает планету.
Вводная лекция, выявление факторов и направлений эволюции человека. Работа с текстом учебника. 4
7 Неолитическая революция.
1. Человек и природа: первый конфликт.
2. Аграрно-скотоводческие культуры.
3. Переход от матриархата к патриархату.
4. Переход к энеолиту.
Объяснение процесса перехода от присваивающего к производственному типу хозяйства. Комментарии к схемам учебника «От первобытности к ранней государственности». 5
8 Тема III. Первые государства Древнего мира (3 часа). Деспотии Востока.
1. Предпосылки возникновения государства.
2. Рабовладение и общественные отношения в древних государствах.
3. Культура и верования в Древнем Египте.
Указание причин образования государств, выявление отличий государственной власти от родоплеменных отношений, перечисление признаков государства. Характеристика общественных отношений в древних государствах, комментарии к схемам «Социальная структура древнеегипетского общества». Сообщение по вопросу «Религия и духовная сфера Древнего Египта». 6
9 Расширение ареала цивилизации
1. Истоки слабости деспотий древности.
2. Военные деспотии Древнего мира.
3. Древняя Индия.
4. Китай в эпоху древности
5. Новый этап духовной жизни.
Лекция учителя, составление плана «Военные деспотии Древнего мира», заполнение таблицы «Новый этап духовной жизни». Выявление отличий новых верований от прежних религий.
10 Семинар по теме: «Первые государства Древнего мира».
11 Тема IV. Античная эпоха в истории человечества (3 часа). Города-государства Греции и Италии.
1. Античная Греция.
2. Города-государства Греции.
3. Города-государства Италии. Основание Рима.
Сравнительный анализ исторического развития древних городов: Афин, Спарты, Рима. Составление сравнительной таблицы «Варианты развития полиса». 8
12 Борьба за господство в Средиземноморье.
1. Греко-персидские войны.
2. Пелопонесские войны IV—V вв. до н.э.
3. Возвышение Македонии.
4. Завоевания Александра Македонского.
Составление таблицы «Борьба за господство в Средиземноморье». Комментарии к схеме учебника «Формирование и распад державы Александра Македонского». Составление исторической справки «Александр Македонский – исторический портрет». 9
13 Возвышение Рима.
1. Господство над Италией
2. Пунические войны
3. Кризис Римской республики.
4. Становление Римской империи.
Обзорная лекция. «Основные периоды Римской истории». Сравнительный анализ путей развития греческих и римского полисов, выделение общих черт и особенностей. Составление таблицы «Этапы развития римской государственности». 10
14 Тема V. Крушение империй Древнего мира (3 часа).
Наступление «варваров» в Евразии.
1. Народы Европы.
2. Кочевые племена Азии и Китая.
3. Начало Великого переселения народов.
4. Возникновение христианства.
Работа с картой, характеристика уклада кочевых племен Азии. Комментарии к схеме «Великое переселение народов». Выявление комплекса факторов, способствовавших кризису духовной жизни: Рима, зарождению и распространению христианства. Анализ исторических аспектов библейских сказаний. 11
15 Закат Римской империи.
1. «Золотой век» Рима.
2. Кризис Римской империи.
3. Христианство в Римской империи.
4. Падение Западной Римской империи.
Лекция учителя. Составление таблицы «Факторы кризиса Империи». Комментарии к схеме «Распад Римской империи». 12
16 Контрольная работа: «Античная эпоха в истории человечества». 13

Раздел III. Русь, Европа и Азия в средние века

17 Тема VI. Период раннего средневековья (V—X вв.) (5 часов).
Раннефеодальные империи в Европе и их распад.
1. Облик феодального общества.
2. Роль христианства в раннем средневековье.
3. Империя Карла Великого и ее распад.
4. Нормандские завоевания.
5. Священная Римская империя германской нации.
Характеристика феодализма как специфической формы общественного уклада. Комментарии к схеме «Образование Франкской империи и ее распад». Выявление особенностей развития германских и итальянских земель. 14
18 Экспансия ислама.
1. Возникновение исламской религии.
2. Создание Арабского халифата и его распад.
3. Общественно-политическое устройство исламских стран.
Характеристика общественного уклада арабов, роли природного фактора в развитии, выявление комплекса причин, приведших
к возникновению ислама. Комментарии к схеме «Образование
и распад Арабского халифата».
15
19 Славянские земли в V—IX веках.
1. Источники изучения.
2. Расселение и занятия славян.
Общественное устройство.
3. Религия славянских княжеств.
4. Образование Древнерусского государства.
Обзор археологических памятников и письменных источников по ранней истории славян. Работа с документами. Выделение специфических черт в общественном укладе славян, характеристики географических и климатических факторов развития. Анализ теорий происхождения Древнерусского государства. 16
20 Византия и Русь.
1. Особенности развития Византийской империи.
2. Русь в орбите европейской политики и торговли.
3. Принятие христианства на Руси.
4. Раскол христианской церкви.   
Лекция учителя по истории Византии. Работа с картой. Заполнение таблицы: «Формирование аппарата власти Древнерусского государства». Составление развернутого плана по вопросу «Принятие христианства на Руси». Комментарии к схеме «Раскол христианской церкви». 17
21 Обобщающее повторение: период «Раннего средневековья» (V—X вв.)
22 Тема VlI. Эпоха классического средневековья (XI—XV вв.) (6 часов).
Феодальная раздробленность на Pуcи.
1. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития общества и государства.
2. Социально-экономические и политические факторы раздробленности.
3. Варианты исторического развития русских земель.
Сравнительный анализ исторического развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, Новгорода и Пскова. Оценка деятельности русских князей. 18
23 Русские земли в XIII в., монгольские завоевания и крестовые походы.
1. Монгольские завоевания в Азии и Европе.
2. Русские земли и монгольское нашествие.
3. Крестовые походы на Восток: причины и итоги.
4. Польское и Литовское государства.
Составление таблицы «Образование империи Чингисхана». Комментарии к схеме «Походы Батыя на Русь и их последствия». Анализ политики и военной деятельности Александра Невского. Диспут на тему «Русские земли между агрессией Востока и Запада: проблема выживания». Обсуждение точек зрения российских историков на влияние татаро-монгольского завоевания на русские земли. 19
24 Народы Азии после распада Монгольской державы.
1. Китай в XIII—XV вв.
2. Государство Великих Моголов в Индии.
3. Государства Центральной Азии.
4. Падение Византии.
5. Османская империя.
Комментарии к схеме «Образование Османской империи». Характеристика общественного уклада. Комментарии к схеме «Распад монгольской державы». Обзор основных событий истории Китая и Индии.
25 Образование централизованных государств в Западной Европе.
1. Рост городов и сословный строй в Европе.
2. Династические войны, Столетняя война.
3. Эпоха Возрождения и ее влияние.
Выявление социально-экономических и политических факторов процесса централизации. Сравнительная характеристика централизованных государств во Франции и Англии. Объяснения учителя по проблеме соотношения церковной и светской власти в общественном развитии европейских государств. 20
26 Объединение Русских земель вокруг Москвы.
1. Предпосылки образования централизованного государства.
2. «Собирание земель» вокруг Москвы.
3. Соперничество Москвы, Польши, Литвы, Твери.
4. Противостояние золото-ордынскому игу. Куликовская битва
5. Православная церковь в ХIV веке.
Классический урок. Анализ особенностей становления Московского государства и влияния традиций политической и культурной жизни Московского княжества на последующее развитие России. Составление конспекта по теме, развернутого плана или сообщения по одному из вопросов. 21
27 Семинар по теме: «Русь, Европа и Азия в эпоху классического Средневековья
(XI—XV вв.)»
28 Тема VIII. Позднее средневековье (XVI — начало XVII в.) (6 часов). Эпоха великих географических открытий. Завоевание Америки.
1. Направления географических открытий. Великие путешественники.
2. Американские цивилизации доколумбовой эпохи.
3. Мировая торговля и создание колониальных империй.
4. Европейское соперничество за колонии.
Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы «Великие географические открытия и их последствия», работа с картой. Сообщения учащихся по теме: «Судьба народов в доколумбовой Америке». Изменения в соотношении сил европейских держав. 22
29 Европа и Россия в эпоху Ренессанса.
1. Становление культуры ренессанса в Европе ее значение. Гуманистическая идеология.
2. Политическое развитие и абсолютизм. Специфика Российской монархии.
3. Цеховая и мануфактурная стадия производства.
4.Россия в противоборстве политических сил в Европе.
Сообщения учащихся по теме: «Культура Ренессанса и ее общеевропейское значение». Объяснение учителя о роли и месте русской культуры в общеевропейской. Выявление общих черт в политическом развитии европейских стран. Характеристика абсолютизма как закономерного этапа развития государственности. Сравнительная характеристика цеховой и мануфактурной стадии производства. 23
30 Реформация, контрреформация и религиозные войны на Европейском континенте.
1. Кризис римско-католической церкви.
2. Идеология Реформации. Учения Мартина Лютера, Т.Мюнцера, Цвингли и
Ж. Кальвина.
3. Контрреформация.
4. Народные движения.
Лекция учителя, сопоставление протестантских религиозных доктрин. Составление развернутого плана по теме «Контрреформация и религиозные войны в Европе». Комментарии к схеме «Последствия реформации», составление таблицы «Народные движения в Европе», выявление закономерностей и локальных особенностей социальных движений XVI—начала XVII в. 24
31 Смутное время в России и Тридцатилетняя война.
1. Кризис власти в России в конце XVI — начале XVII в.
Польско-литовская и шведская интервенция в России.
Преодоление «смуты».
2. Общеевропейские узлы противоречий.
3. Тридцатилетняя война и ее последствия.
Аналитический обзор событий Смутного времени, разбор политических и социальных факторов «смуты». Комментарии к схеме «Узлы европейских противоречий в начале XVII в.». Составление таблицы «Тридцатилетняя война — основные периоды». Анализ последствий войны для международного положения России. 25
32 Государства Азии в позднем средневековье.
1. Китай под властью маньчжурской династии.
2. Ослабление империи Великих Моголов в Индии.
3. Начало кризиса Османской империи.
4. Проникновение европейцев в Азию.
Работа с картой и текстом учебника. Подготовка сообщений на тему «Государства Востока в XVI—XVII вв.». 26
33 Обобщающее повторение: «Позднее средневековье в XVI — в начале XVII вв.»
34 Резерв

TopList