информация

А.И. КРАВЧЕНКО

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. X класс

Тематическое планирование на 2 часа в неделю

Уроки 1—3

Повторение пройденного

1. Общие понятия сфер общества.
2. Общество и человек.
3. Экономическая сфера.
4. Социальная сфера.

Глава I. Научное познание общества

Цель: познакомить с сущностью процесса познания, сформировать некоторые умения проводить научное исследование, познакомить с различными представлениями людей об обществе, закрепить умения анализировать диполярные взгляды и высказывать собственную позицию, разъяснить основные подходы к строению общества, функции и структурные элементы основных институтов общества, научить анализировать формы организации совместной деятельности людей, уважительно относиться к обычаям, традициям, нормам, которые их регулируют, познакомить с особенностями цивилизационного подхода в изучении обществ, сформировать умения анализировать различные цивилизации.
Основные понятия: познание, знание, сенсуализм, рационализм, интуиция, исследование, истина, ложь, дедукция, индукция, общество, основные сферы общества, институт общества, цивилизация, теория стадиального развития цивилизации, теория локальных цивилизаций, менталитет.

После изучения темы учащиеся должны:
— знать, что представляет собой процесс познания и в чем заключаются особенности чувственного, рационального познания;
— уметь характеризовать научное познание, приводить конкретные примеры использования научных методов при исследовании какого-либо объекта;
— знать основные компоненты теоретического уровня научного исследования;
— объяснять понимание «истины» в современной науке и ее отличие от «лжи»;
— уметь проводить собственные исследования по вопросам, которые наиболее близки и понятны школьнику, используя знания об этапах научного исследования;
— знать позиции отдельных ученых на сущность общества и особенности его развития;
— уметь анализировать историю возникновения наук об обществе, знать имена людей, внесших существенный вклад в их становление;
— разъяснять сущность основных общественных наук;
— знать, что такое общество и в чем заключаются его отличительные признаки;
— уметь анализировать структуру общества, показывая взаимосвязь различных сфер общественной жизни;
— характеризовать основные социальные институты;
— знать, что такое цивилизация, какие существуют концепции ее понимания;
— уметь анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации;
— разъяснять основные этапы эволюции цивилизаций, сопоставляя их с конкретными фактами из истории.

Статья опубликована при поддержке Компании «ideя!». Будь то фотоаппарат, косметический набор или стиральная машина, вы с легкостью можете приобрести их, посетив интернет магазин «ИдеЯ!». Богатый выбор всевозможных товаров не оставит вас равнодушным. Загляните на официальный сайт магазина www.idei66.ru и ознакомьтесь подробнее с каталогом предоставляемых товаров.

Урок 4—5

Познание окружающего мира

1. Как мы познаем окружающий мир?
2. Научное познание и его особенности.
3. Истина и ложь.
4. Философское мышление.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: конспектирование, текущее обсуждение.

Урок 6—7

История воззрений на общество

1. Основные взгляды мыслителей на общество в истории человеческой мысли.
2. Становление и развитие общественных наук.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: доклады, конспект, обсуждение.

Урок 8

Строение общества

1. Понятие общества и его отличительные особенности.
2. Основные сферы общественной жизни.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: работа с учебником.

Урок 9

Социальные институты

1. Основные характеристики.
2. Основные сферы общественной жизни.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: создание проблемных ситуаций (игровая).

Уроки 10—11
Лекция, исследовательские работы
в мини-группах

Цивилизация и общество

1. Что такое цивилизация.
2. Основные концепции понимания цивилизации.
3. Основные взгляды на сущность и происхождение этого понятия.
4. Основные этапы эволюции цивилизации.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: конспектирование, текущее обсуждение.

Урок 12—13
Урок-семинар

Проблемы цивилизованного и формационного
подходов к изучению истории

1. Как мы познаем историю общества?
2. Формационный и цивилизационный подходы: достоинства и недостатки.
3. Изучение древних цивилизаций в науке.
4. Цивилизации средневековья и их особенности.
5. Цивилизация и общество: некоторые аспекты взаимоотношений.

Тип урока: семинар.
Форма деятельности: участие в семинарном занятии.

Литература

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. 2-е изд. Т. 21.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. М., 1999. Гл. III. Российская цивилизация. «Обществоведение: Россия в современном мире». Сб. статей под редакцией А.И.Кравченко.
Кравченко А.И. «Задачник по обществознанию».

Урок 14
Контрольный урок.
Тестирование

Тип урока: контрольный.
Форма деятельности: тестирование.

Глава II.
Развитие общества.

Цель: разъяснить характерные черты современного общества, сформировать умения анализировать информационные сообщения о событиях в стране и за рубежом, познакомить с особенностями модернизационных процессов, происходящих в обществе, закрепить умения анализировать современные события в странах мира, разъяснить особенности глобализации современного общества, показать роль телевидения в формировании образа жизни, человеческих отношений, показать значимость изучения мировой системы для современного школьника, сформировать умения анализировать роль страны в мировой системе.
Основные понятия: общество, модернизация, мировая система.

После изучения темы учащиеся должны:
— знать характерные особенности современного общества;
— уметь на основе конкретных исторических фактов объяснять сущность индустриального и постиндустриального обществ;
— уметь анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире с точки зрения выявления особенностей современного общества;
— разъяснять сущность понятия «модернизация» с точки зрения современной науки;
— уметь сравнивать на основе конкретных исторических примеров особенности органической и неорганической модернизации;
— уметь анализировать современные экономические и политические преобразования в стране с научной точки зрения и их влияние на состояние общества;
— знать, что такое глобализация общества и какие факторы способствуют этому процессу;
— объяснять влияние телевидения и других СМИ на формирование общественного мнения;
— уметь разъяснить сущности «наднациональных единиц» различного масштаба, показав их роль в развитии современного общества;
— знать, что представляет собой мировая система и из каких частей она состоит;
— уметь анализировать отличительные черты стран «ядра», «полупериферии» и «периферии»;
— объяснять роль России в мировой системе обществ.

Урок 15—16
Урок-беседа

Современное общество

1.Современное понимание общества.
1) Закон ускорения истории.
2) «Гражданское общество».
3) «Высшее общество».
2. Индустриальное общество.
1) Индустриализация.
2) Урбанизация.
3. Постиндустриальное общество.
1) Экономика.
2) Социальная структура.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: участие в учебной беседе.

Урок 17—18
Урок-беседа

Модернизация

1. Основные подходы к пониманию «модернизации».
2. Научно-технический прогресс.
3. Органическая и неорганическая модернизация.
4. Современные оценки модернизационных процессов.
5. Современная модернизация в России.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: участие в учебной беседе, работа в тетради по результатам беседы.

Урок 19—20
Урок-дискуссия

Глобализация человеческого общества

1. Что такое «глобализация» и какие факторы влияют на этот процесс?
— Глобальные процессы развития общества.
— Экономический аспект глобализации.
— Тенденция к единообразию в культуре.
2. Роль телевидения в современной жизни общества.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: участие в дискуссии.

Урок 21—22

Мировая система

1. Мировая система.
2. Система У.Валерштайна.
3. Страны «ядра».
4. Страны периферии и их характеристика.
5. Полупериферийные страны и их особенности.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: работа с учебником. Выступление по заданным темам.

Урок 23—24
Урок-семинар

Основные проблемы и тенденции развития
современного общества

Тип урока: семинар.
Форма деятельности: выступление на семинаре. Обсуждение проблем.

Урок 25
Итогово-обобщающий

«Развитие общества»

Тип урока: итогово-обобщающий.
Форма деятельности: работа в группах по заданиям.

Урок 26
Контрольный урок

Тип урока: контрольный урок.
Форма деятельности: тестирование.

Глава III. Рыночная экономика

Цель: разъяснить основные черты рыночной экономики, сформировать умения разбираться в некоторых экономических проблемах современного общества, разъяснить основные этапы в развитии капиталистических отношений, показать сущность капитализма в современных странах, разъяснить учащимся сущность взаимоотношений между трудом и капиталом, показать важность знаний, умений и профессионализма в своем деле для современного человека.
Основные понятия: рынок, инфляция, капитализм, капитал, профессионализм, квалификация, рыночная экономика.
После изучения темы учащиеся должны:
— знать, что представляет собой рыночное общество;
— уметь анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества;
— объяснять закономерности развития рыночной экономики;
— уметь характеризовать институт торговли, показывая его роль в историческом контексте эволюции различных обществ;
— знать особенности формирования капиталистических отношений в странах мира;
— уметь анализировать основные черты развития экономических отношений в России;
— знать современные формы капитализма, проявляющиеся в различных государствах;
— давать определение понятию «капитализм»;
— разъяснять сущность специализации труда;
— уметь анализировать профессионализм, квалификацию работника, опираясь на научные параметры;
— знать особенности взаимоотношений между трудом и капиталом.

Урок 27
Рыночное общество

1. Что такое рыночное общество?
2. Основные противоречия и закономерности развития рыночной экономики.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: конспектирование.

Урок 28
Урок-практикум

Современная экономика

Тип урока: практические занятия.
Форма деятельности: групповая работа по практическим занятиям.

Урок 29

Эволюция капитализма

1. Основные этапы развития.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: составление тезисов по теме.

Урок 30

Современный капитализм

1. Черты современного капитализма.
2. Экономические отношения в России.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: составление проектов по теме.

Урок 31—32

Отношения между трудом и капиталом

1. Особенности трудовой деятельности в доиндустриальном обществе.
2. Особенности трудовой деятельности в индустриальном обществе.
3. Взаимосвязь между трудом и капиталом.
4. Специализация труда.
5. Квалификация и профессионализм работника.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: работа с учебником, участие в дискусиях по проблемам.

Урок 33—34
Урок-семинар

Рыночная экономика
в условиях современной России

1. Закономерности и противоречия рыночного общества.
2. Эволюция капитализма в России.

Тип урока: семинар.
Форма деятельности: участие в обсуждении проблем, выступления.

Глава IV. Сфера производства

Цель: разъяснить сущность и закономерности развития производства страны, а также модели поведения производителя на рынке; разъяснить сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, формы организации бизнеса, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности; разъяснить инфраструктуру рыночной экономики, сформировать устойчивое понимание некоторых экономических понятий; показать различные варианты государственного воздействия на экономику страны, продолжить развитие творческого и аналитического мышления.
Основные понятия: производство, валовый национальный продукт (ВНП), предприятие, фирма, отрасль, спрос, предложение, маркетинг, инфраструктура, биржа, рынок, банк, дилеры, брокеры.
После изучения темы учащиеся должны:
— знать, что такое «производство» и что составляет его основу;
— характеризовать основные отрасли производства страны;
— разъяснять особенности хозяйственных субъектов — предприятий — и их роль в экономике страны;
— объяснять особенности действия закона спроса и предложения в условиях рыночных отношений;
— характеризовать модели поведения производителя на рынке;
— знать, в чем заключается сущность предпринимательства как социального и экономического института общества;
— знать особенности организации малого бизнеса и его роль в экономике страны;
— давать характеристику различным формам организации бизнеса, приводя конкретные примеры деятельности тех или иных предприятий;
— знать, что включается в понятие «инфраструктура», какова ее основа;
— характеризовать разные виды рынков;
— объяснять функционирование различных бирж;
— давать характеристику банкам и банковской деятельности;
— знать, в чем заключается деятельность государства как экономического субъекта;
— знать, какие существуют способы воздействия государства на экономику страны;
— характеризовать современную систему налогообложения;
— объяснять сущность и принципы формирования государственного бюджета.

Урок 35-36

Производитель на рынке

1. Производство и его характерные черты.
2. Что такое предприятие?
3. Спрос и предложение.
4. Маркетинг и его роль в условиях рынка.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: конспектирование материала лекции.

Урок 37—38

Предпринимательство и бизнес

1. Предпринимательство как институт общества.
2. Исторические типы русских предпринимателей.
3. Малый бизнес и его характеристика.
4. Формы организации бизнеса:
— корпорация;
— товарищество.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: участие в ролевой игре.

Урок 39—40

Инфраструктура рыночной экономики

1. Что такое инфраструктура?
2. Основные виды рынков.
3. Биржа: история и современность:
— брокеры;
— дилеры.
4. Банки и банковская деятельность. История и современность.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: конспектирование, работа по группам с заданиями.

Урок 41—42
Урок-лекция

Роль государства в экономике

1. Государство как экономический субъект общества.
2. Проблемы современного налогообложения.
3. Государственный бюджет и его характеристика.
4. Государственный долг.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: конспектирование, работа с ключевыми понятиями.

Урок 43—44
Урок-семинар

Предпринимательство и бизнес в современной России

Тип урока: семинар.
Форма деятельности: выступления, участие в обсуждении.

Урок 45

Итогово-обобщающий урок по теме «Экономика»

 

Форма деятельности: участие в опросе, работа по заданиям (Задачник).

Литература

Кравченко А.И.Задачник по обществознанию.

Урок 46
Контрольный урок.
Тестирование

Глава V. Политическая система общества

Цель: разъяснить особенности политической власти, закрепить умения анализировать политическую деятельность людей и объединений в стране, объяснить характерные черты государства как политического института общества, закрепить понимание необходимости государства как организующего начала общества, научить разбираться в особенностях местного самоуправления, формируя активную жизненную позицию.
Основные понятия: власть, легитимация, легализация, харизматическая власть, легитимная власть, традиционная власть.
После изучения темы учащиеся должны:
— характеризовать особенности властных отношений;
— анализировать конкретные государства с точки зрения определенного типа власти;
— знать, что представляет собой государство как институт политической системы общества;
— характеризовать основные признаки государства;
— описывать особенности территориального устройства государств на конкретных примерах;
— определять сущность местного самоуправления и его роль в обществе;
— знать некоторые особенности истории земства и земского движения в России;
— характеризовать основные функции местного самоуправления.

Урок 47—48

Политическая власть

1. Особенности властных отношений.
2. Сила, власть, авторитет.
3. Основные типы власти и их характеристика:
а) харизматическая власть,
б) традиционная власть,
в) легальная власть.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: конспектирование материала лекций, работа по заданиям.

Урок 49—50
Комбинированный урок

Сущность и организация государства

1. Государство как институт политической системы.
2. Теории происхождения государства.
3. Государство и его признаки.
4. Территориальная организация государств. Унитарное государство, федерация, конфедерация.

Тип урока: комбинированный (лекция, групповая работа).
Форма деятельности: конспект лекции, групповая работа по заданиям, выступления групп.

Урок 51
Урок-семинар

Структура российского общества в конце XX века

Тип урока: семинар.
Форма деятельности: выступления, участие в обсуждениях.

Урок 52—53

Местное самоуправление

1. Из истории местного самоуправления.
2. Сущность и функции местного самоуправления.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: работа с учебником, создание проектов по теме.

 

Рекомендуемая литература

Емельянов Н.А. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1997.
Институты самоуправления: Историко-правовое исследование. Отв. ред. Л.С.Мамут. М., 1995.

Урок 54
Урок на основе
регионального материала

Тип урока: практическое занятие.
Форма деятельности: участие в беседе с представителями местной власти.

Глава VI. Политическая жизнь общества

Цель: разъяснить особенности политической жизни общества, показать политические и правовые основы института гражданства, показать различные формы участия граждан в политической жизни страны, сформировать потребности социально-активного поведения, пояснить, кто может выступать в роли субъектов политической жизни, сформировать навыки активного поведения.
Основные понятия: коммунизм, либерализм, консерватизм, фашизм.
После изучения темы учащиеся должны:
— знать, что такое политическая жизнь общества;
— характеризовать особенности политических режимов государств;
— определять сущность гражданства и объяснять его юридические и политические основы;
— знать, что понимается под избирательным правом гражданина;
— знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны;
— давать характеристику политической партии и определять сущность их функций, уметь разъяснять сущность политической программы партии;
— знать, кто может выступать в роли субъектов политической жизни;
— характеризовать различные модели поведения субъектов политической жизни, в том числе возможные варианты участия граждан страны в политике;
— объяснять деятельность «лобби» и их роль в общественной жизни страны.

Урок 55—56
Комбинированный урок

Условия политической жизни

1. Политическая жизнь общества и ее характеристика.
2. Политический режим. Сущность демократии.
3. Гражданин и гражданство.
4. Основные права и свободы человека и гражданина.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: работа с учебником, индивидуальная работа по заданиям (Задачник), участие в дискуссии.

Урок 57—58

Формы управления политической жизнью
и механизмы участия граждан

1. Избирательное право и его сущность:
— голосование;
— референдум.
2. Политическая партии.
3. Политическая программа.
4. Политическая философия.
5. Типы политической философии:
— коммунизм;
— либерализм;
— консерватизм и фашизм.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: доклады и сообщения, участие в беседе (или групповая работа по созданию учебного проекта).

Урок 59—60

Субъекты политической жизни

1. Политические группы как субъекты политической жизни.
2. Группы давления.
3. Группы интересов.
4. «Лобби», лоббистская тактика.
5.Элита.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма деятельности: конспектирование, работа с понятиями, работа по заданиям.

Урок 61—62

Я и политика

Тип урока: семинар.
Форма деятельности: выступления, участие в обсуждении.

Урок 63

Тип урока: контрольный урок.
Форма деятельности: тестирование.

Урок 64—65
Итоговое повторение

Тип урока: итогово-обобщающий по всем темам.
Форма деятельности: участие в устном опросе по основным проблемам, работа с терминами, групповая работа по заданиям, итоговая беседа.

TopList