информация

Фараоны и бабочки

Что общего может быть у древнеегипетских мумий и порхающих бабочек?
Мои размышления посвящены этому странному сопоставлению. Кроме того, на уроках истории я узнал, что проведение исторических параллелей играет важную роль в понимании истории, и об этом моё исследование

Начало третьего от Рождества Христова тысячелетия, видимо, ознаменуется весьма важным для исторической науки событием.
Из кругов, близких к Нобелевскому комитету, нам стало известно, что отныне ученым-историкам будет присуждаться отдельная премия за их достижения.
Мы не хотим опережать события, но можно считать установленным: эксперты рекомендовали вручить новую почетную награду — впервые в ее истории — московскому шестикласснику, совершившему открытие в области египтологии.
Наши источники в Стокгольме, заслуживающие полного доверия, сообщили даже имя будущего лауреата, однако соображения безопасности не позволяют нам ни назвать его публично, ни поместить его фотографию.
В условиях активизации криминалитета
мы должны соблюдать полную секретность, ибо юный гений может стать не только жертвой вымогателей (премия составляет 100 тысяч долларов США), но и попасть на удочку западных университетов, направляемых вражескими спецслужбами, которые жаждут отнять у России ее интеллектуальный потенциал.
В связи с этим мы публикуем лишь краткий конспект эпохального исследования, который, как нам стало известно, ляжет в основу Нобелевской речи первого лауреата-историка.
Преподавателям истории, всем отечественным педагогам и школьным администраторам есть чем гордиться. Успех нашего юного соотечественника — еще одно свидетельство ведущих позиций российской науки и школы.

Биология — наука о живых существах. Я заинтересовался ей еще с шести лет. Теперь же я занимаюсь биологией серьезно. Однажды, где-то к началу III класса, я увлекся энтомологией, особенно отрядом Lepidoptera, т.е. бабочками. Это очень многочисленная группа насекомых. Видов бабочек больше, чем всех видов позвоночных вместе взятых — свыше 140 тысяч.
Я узнал о метаморфозе — превращении гусеницы во взрослое насекомое, а также о процессах, сопровождающих это преобразование.
В VI классе на уроках истории мы изучали Древний Египет. Однажды я услышал мнение философа Розанова о сходстве древнеегипетских мумий и коконов бабочек. Это очень заинтересовало меня, так как совпало с моим увлечением биологией. Я взял в библиотеке книги о Древнем Египте и стал изучать их, особенно те главы, в которых говорится о представлении египтян о жизни после смерти, т.е. о загробном мире.
В книге И.В.Рака «Мифы Древнего Египта» я познакомился с древнеегипетскими мифами и легендами. Я заметил, что в них подчеркивается идея вечности жизни, при этом считается, что земная жизнь длится всего лишь одно мгновенье. Наверное, поэтому для строительства пирамид («домов вечности») использовали неподвластный времени материал — камень, а для «временных» земных жилищ — кирпич-сырец. В книге известного французского египтолога Пьера Монте «Египет Рамсесов» я прочитал об обряде погребения. О том, как устроены царские гробницы, я узнал из книги В.Перовского и А.Белого «Страна Большого Хапи [бог Нила]». Подобную информацию я нашел и в книге 3.Косидовского «Когда солнце было богом». Также я проанализировал древнеегипетское стихотворение «Похвала смерти» из сборника «Поэзия и проза Древнего Востока»:

Благолюбивые духи, Гелиополя

девять богов!

Услышьте похвальное слово

«Отцу божества».

Был он саном возвышен

и безупречен душой.

В городе Вечности он сопричислен

бессмертным богам.

Вы печетесь о судьбах
Посетителей этой гробницы
Мне песни известны, что издревле

взывают со стен усыпальниц,

Бытие восхваляя земное обители

вечной в ущерб.

Зачем они сводят на нет славу

загробного мира, —

Страны справедливой, блаженной,

где страху нет места,

Обители успокоенья, чьим жильцам

омерзительны распри,

Где нечего ближних бояться,

ибо нету вражды в этом крае?

Наши предки покоятся там

со времен мирозданья.

Из тех, кто родятся на свет

во множестве неисчислимом,

Не осядет в Египте никто:
В городе вечности всем поголовно

приют уготован.

Разве долго продлится пора

гостеванья земного?

Время, как сон промелькнёт,
И «Добро пожаловать!» — скажут
В полях Заката пришельцу.

Неизвестный поэт говорит здесь о мимолетности человеческой жизни: «...Разве долго продлится пора гостеванья земного? Время, как сон, промелькнет...». Он с восторгом описывает прекрасную потустороннюю жизнь в «полях Заката», куда обязательно должен попасть человек после смерти («...Страны справедливой, блаженной, где страху нет места, Обители упокоенья, чьим жильцам омерзительны распри. Где нечего ближних бояться, ибо нету вражды в этом крае...»). Конечно, всё это поэтический домысел. Но все-таки можно сделать вывод, что египтяне на самом деле верили в это, иначе их поэты не слагали бы такие стихи.
Надо отметить, что Египет всегда был и остается страной, полной тайн и очарования. Особенно поражают пирамиды, стоящие среди голой и пустынной равнины.
Эти величественные и печальные сооружения предназначались для хранения царской мумии, были свидетельством божественности фараонов и служили, согласно тогдашним верованиям, лестницей, по которой поднимались на небо.
По мнению египтян, человек состоял из шести элементов: физического тела (Сах), из частей «Ка» и «Ба», «сияния» и «тени» («Ах» и «Шуит», пока исследованные слабо) и имени («Рен»).
Ка был двойником человека и его ангелом-хранителем.
Одной из душ был Ба. Когда он покидает тело, люди умирают и оживают после возвращения Ба к мумии.
Обеспечить загробную жизнь можно только при сохранении тела — Сах — путем бальзамирования, снабдив погребение продовольствием и всеми предметами, необходимыми как в настоящем, так и в загробном мире.
Существовал целый ритуал мумификации трупа, который сопровождался чтением молитв. Тело высушивалось и помещалось в саркофаг, состоявший из нескольких частей.
Рассмотрим в качестве примера гробницу фараона Тутанхамона, найденную Говардом Картером в 1922 г. Вытесанный из желтого кварцита саркофаг лежал на алебастровой плите и был закрыт крышкой из розового гранита.
Внутри находился деревянный гроб, прикрытый льняным саваном. Он имел форму мумии и был украшен золотом, вмещая еще два футляра для мумии.
Сама мумия оборачивалась в узкие длинные пелены, лишь лицо и руки оставались снаружи и прикрывались золотыми масками.
Здесь-то и появляется основная аналогия с коконом бабочки (например, тутового шелкопряда).
Уже сам внешний вид саркофага напоминает кокон, продолговатый и гладкий, а мумия фараона, словно окуклившаяся гусеница: безжизненная и высохшая на вид, завернутая в пелены, словно в шелковые нити.
Невольно возникает мысль, что древние египтяне интуитивно представляли себя в земной жизни копошащимися гусеницами, которые не умирали, а окукливались. Смерть была для них лишь переходной фазой к счастливой посмертной жизни:

Из тех, что родятся на свет

во множестве неисчислимом,

Не осядет в Египте никто:
В городе Вечности всем поголовно

приют уготован...

Тогда бабочку можно рассматривать как душу этой гусеницы. Она и отправится затем в царство великого бога Ра.
Конечно, такая счастливая участь ожидала только фараонов и их приближенных, так как «окукливание» было очень дорогим «удовольствием». Рабы же и в загробной жизни оставались рабами.
Надо отметить, что религия учила египтян очень бережно относиться к своим мумиям. Ни в коем случае нельзя было трогать их и нарушать покой. Иначе бы, словно из поломанного и растревоженного кокона, из нее никогда не получилась бы бабочка, и наступила бы ужасная «смерть без бытия».
Я думаю, что сопоставление жизни фараона (по мнению египтян) и этапов развития бабочки можно представить следующим образом (см. схемы).
Проведенная мною историческая параллель между онтогенезом бабочки и этапами жизни фараона (по представлению древних египтян) показывает, что никакого полного совпадения здесь, конечно, быть не может.
Например, фараон «живет вечно», а бабочка — нет.
Но это — частности. В целом же найденная аналогия высвечивает новый смысл, которого не было отдельно ни в биологии, ни в истории.
Философ Розанов в своей книге «Уединенное», рассуждая о мышлении египтян и об их понятии «загробного мира», писал:
«Главное, самое главное, что египтяне открыли, — это “насекомообразную будущую жизнь”. И увековечили...»
Я думаю, что, может быть, поэтому египтяне сравнивали рай с цветущим садом, т.к. для бабочек сад и цветы видятся «раем».
«Уж если где цветы, то — за гробом», — писали они, имея в виду, что земные цветы ничто по сравнению с небесными.
Так открытие состоялось ввиду возможности пересечения биологии и истории.

TopList