информация
Фараоны и бабочки
Что общего может быть у
древнеегипетских мумий и порхающих бабочек?
Мои размышления посвящены этому странному
сопоставлению. Кроме того, на уроках истории я
узнал, что проведение исторических параллелей
играет важную роль в понимании истории, и об этом
моё исследование
Начало третьего от Рождества Христова
тысячелетия, видимо, ознаменуется весьма важным
для исторической науки событием.
Из кругов, близких к Нобелевскому комитету, нам
стало известно, что отныне ученым-историкам
будет присуждаться отдельная премия за их
достижения.
Мы не хотим опережать события, но можно считать
установленным: эксперты рекомендовали вручить
новую почетную награду — впервые в ее истории —
московскому шестикласснику, совершившему
открытие в области египтологии.
Наши источники в Стокгольме, заслуживающие
полного доверия, сообщили даже имя будущего
лауреата, однако соображения безопасности не
позволяют нам ни назвать его публично, ни
поместить его фотографию.
В условиях активизации криминалитета мы
должны соблюдать полную секретность, ибо юный
гений может стать не только жертвой вымогателей
(премия составляет 100 тысяч долларов США), но и
попасть на удочку западных университетов,
направляемых вражескими спецслужбами, которые
жаждут отнять у России ее интеллектуальный
потенциал.
В связи с этим мы публикуем лишь краткий конспект
эпохального исследования, который, как нам стало
известно, ляжет в основу Нобелевской речи
первого лауреата-историка.
Преподавателям истории, всем отечественным
педагогам и школьным администраторам есть чем
гордиться. Успех нашего юного соотечественника
— еще одно свидетельство ведущих позиций
российской науки и школы.
Биология — наука о живых существах. Я
заинтересовался ей еще с шести лет. Теперь же я
занимаюсь биологией серьезно. Однажды, где-то к
началу III класса, я увлекся энтомологией,
особенно отрядом Lepidoptera, т.е. бабочками. Это очень
многочисленная группа насекомых. Видов бабочек
больше, чем всех видов позвоночных вместе взятых
— свыше 140 тысяч.
Я узнал о метаморфозе — превращении гусеницы во
взрослое насекомое, а также о процессах,
сопровождающих это преобразование.
В VI классе на уроках истории мы изучали Древний
Египет. Однажды я услышал мнение философа
Розанова о сходстве древнеегипетских мумий и
коконов бабочек. Это очень заинтересовало меня,
так как совпало с моим увлечением биологией. Я
взял в библиотеке книги о Древнем Египте и стал
изучать их, особенно те главы, в которых
говорится о представлении египтян о жизни после
смерти, т.е. о загробном мире.
В книге И.В.Рака «Мифы Древнего Египта» я
познакомился с древнеегипетскими мифами и
легендами. Я заметил, что в них подчеркивается
идея вечности жизни, при этом считается, что
земная жизнь длится всего лишь одно мгновенье.
Наверное, поэтому для строительства пирамид
(«домов вечности») использовали неподвластный
времени материал — камень, а для «временных»
земных жилищ — кирпич-сырец. В книге известного
французского египтолога Пьера Монте «Египет
Рамсесов» я прочитал об обряде погребения. О том,
как устроены царские гробницы, я узнал из книги
В.Перовского и А.Белого «Страна Большого Хапи
[бог Нила]». Подобную информацию я нашел и в книге
3.Косидовского «Когда солнце было богом». Также я
проанализировал древнеегипетское стихотворение
«Похвала смерти» из сборника «Поэзия и проза
Древнего Востока»:
Благолюбивые духи,
Гелиополя |
девять богов! |
Услышьте похвальное
слово |
«Отцу
божества». |
Был он саном возвышен |
и безупречен
душой. |
В городе Вечности он
сопричислен |
бессмертным
богам. |
Вы печетесь о судьбах
Посетителей этой гробницы
Мне песни известны, что издревле |
взывают со
стен усыпальниц, |
Бытие восхваляя земное
обители |
вечной в
ущерб. |
Зачем они сводят на нет
славу |
загробного
мира, — |
Страны справедливой,
блаженной, |
где страху
нет места, |
Обители успокоенья,
чьим жильцам |
омерзительны
распри, |
Где нечего ближних
бояться, |
ибо нету
вражды в этом крае? |
Наши предки покоятся
там |
со времен
мирозданья. |
Из тех, кто родятся на
свет |
во множестве
неисчислимом, |
Не осядет в Египте
никто:
В городе вечности всем поголовно |
приют
уготован. |
Разве долго продлится
пора |
гостеванья
земного? |
Время, как сон
промелькнёт,
И «Добро пожаловать!» — скажут
В полях Заката пришельцу. |
Неизвестный поэт говорит здесь о
мимолетности человеческой жизни: «...Разве
долго продлится пора гостеванья земного? Время,
как сон, промелькнет...». Он с восторгом
описывает прекрасную потустороннюю жизнь в «полях
Заката», куда обязательно должен попасть
человек после смерти («...Страны справедливой,
блаженной, где страху нет места, Обители
упокоенья, чьим жильцам омерзительны распри. Где
нечего ближних бояться, ибо нету вражды в этом
крае...»). Конечно, всё это поэтический домысел.
Но все-таки можно сделать вывод, что египтяне на
самом деле верили в это, иначе их поэты не слагали
бы такие стихи.
Надо отметить, что Египет всегда был и остается
страной, полной тайн и очарования. Особенно
поражают пирамиды, стоящие среди голой и
пустынной равнины.
Эти величественные и печальные сооружения
предназначались для хранения царской мумии, были
свидетельством божественности фараонов и
служили, согласно тогдашним верованиям,
лестницей, по которой поднимались на небо.
По
мнению египтян, человек состоял из шести
элементов: физического тела (Сах), из частей «Ка»
и «Ба», «сияния» и «тени» («Ах» и «Шуит», пока
исследованные слабо) и имени («Рен»).
Ка был двойником человека и его
ангелом-хранителем.
Одной из душ был Ба. Когда он покидает тело, люди
умирают и оживают после возвращения Ба к мумии.
Обеспечить загробную жизнь можно только при
сохранении тела — Сах — путем бальзамирования,
снабдив погребение продовольствием и всеми
предметами, необходимыми как в настоящем, так и в
загробном мире.
Существовал целый ритуал мумификации трупа,
который сопровождался чтением молитв. Тело
высушивалось и помещалось в саркофаг, состоявший
из нескольких частей.
Рассмотрим в качестве примера гробницу фараона
Тутанхамона, найденную Говардом Картером в 1922 г.
Вытесанный из желтого кварцита саркофаг лежал на
алебастровой плите и был закрыт крышкой из
розового гранита.
Внутри находился деревянный гроб, прикрытый
льняным саваном. Он имел форму мумии и был
украшен золотом, вмещая еще два футляра для
мумии.
Сама мумия оборачивалась в узкие длинные пелены,
лишь лицо и руки оставались снаружи и
прикрывались золотыми масками.
Здесь-то и появляется основная аналогия с
коконом бабочки (например, тутового шелкопряда).
Уже сам внешний вид саркофага напоминает кокон,
продолговатый и гладкий, а мумия фараона, словно
окуклившаяся гусеница: безжизненная и высохшая
на вид, завернутая в пелены, словно в шелковые
нити.
Невольно возникает мысль, что древние египтяне
интуитивно представляли себя в земной жизни копошащимися
гусеницами, которые не умирали, а окукливались.
Смерть была для них лишь переходной фазой к
счастливой посмертной жизни:
Из тех, что родятся на свет |
во множестве
неисчислимом, |
Не осядет в Египте никто:
В городе Вечности всем поголовно |
приют уготован... |
Тогда бабочку можно рассматривать как
душу этой гусеницы. Она и отправится затем в
царство великого бога Ра.
Конечно, такая счастливая участь ожидала только
фараонов и их приближенных, так как
«окукливание» было очень дорогим
«удовольствием». Рабы же и в загробной жизни
оставались рабами.
Надо отметить, что религия учила египтян очень
бережно относиться к своим мумиям. Ни в коем
случае нельзя было трогать их и нарушать покой.
Иначе бы, словно из поломанного и
растревоженного кокона, из нее никогда не
получилась бы бабочка, и наступила бы ужасная
«смерть без бытия».
Я думаю, что сопоставление жизни фараона (по
мнению египтян) и этапов развития бабочки можно
представить следующим образом (см. схемы).
Проведенная мною историческая параллель между
онтогенезом бабочки и этапами жизни фараона (по
представлению древних египтян) показывает, что
никакого полного совпадения здесь, конечно, быть
не может.
Например,
фараон «живет вечно», а бабочка — нет.
Но это — частности. В целом же найденная аналогия
высвечивает новый смысл, которого не было
отдельно ни в биологии, ни в истории.
Философ Розанов в своей книге «Уединенное»,
рассуждая о мышлении египтян и об их понятии
«загробного мира», писал:
«Главное, самое главное, что египтяне открыли, —
это “насекомообразную будущую жизнь”. И
увековечили...»
Я думаю, что, может быть, поэтому египтяне
сравнивали рай с цветущим садом, т.к. для бабочек
сад и цветы видятся «раем».
«Уж если где цветы, то — за гробом», — писали
они, имея в виду, что земные цветы ничто по
сравнению с небесными.
Так открытие состоялось ввиду возможности
пересечения биологии и истории.
|