осмысление истории

Софья КИМ

Юлий Цезарь и римский цезаризм

Римская история настолько интересна и «литературна», что остается лишь сожалеть о ее скудном отображении в зеркале школьного курса.
Мы строим наши публикации о времени Цезаря, учитывая, что эта фигура не существует сама по себе, но является продолжением деятельности диктаторов времен республики и началом целого ряда образов императоров.
Вряд ли можно увидеть Цезаря без этого сравнения и вне литературной традиции, памятники которой мы предлагаем заинтересованному читателю.

«Я Цезарь, а не царь!»

Светоний

Оружие и вазы
Оружие и вазы

Слава человека, о котором пойдет речь в этой статье, пережила века. В чем же состоит феномен Цезаря?
На этот вопрос С.Утченко отвечает так: проблема Цезаря — это не проблема тирании, бонапартизма или идеального монарха, «но в большей степени проблема подготовки почвы для нового политического строя: Цезарь — необходимая жертва в общеисторическом плане. Продолжением дела Цезаря стал Август, творчески многое изменивший и, таким образом, создавший систему принципата»1.
У Н.Машкина читаем: «Путь Юлия Цезаря от вождя демократической партии до обожествленного монарха представляет интерес как один из последних этапов Римской республики».
Историю Юлия Цезаря изучали и излагали еще в древности, не забыт был Цезарь и в средние века. В новое время Цезарю уделяли внимание не только историки, но и философы (Бэкон, Монтень) и писатели (Шекспир). При этом сторонники просвещенного абсолютизма оценивали Цезаря весьма высоко, а идеологи Французской революции XVIII в. считали его тираном и поработителем.
Из многочисленных работ прошлого века до сих пор сохраняет свое значение «История Рима» Моммзена, в которой фигура Юлия Цезаря занимает центральное место. Историк характеризует Цезаря как гениального государственного деятеля и полководца2.
Цезарь сосредоточил в своих руках, как справедливо пишет Машкин, все важнейшие магистратуры, полномочия и титулы. Но этим Цезарь не удовлетворился. Он открыто стремился к монархической власти, к тому, чтобы его официально провозгласили царем3. Диктатор ничего не имел и против религиозного оформления своей власти, с гордостью подчеркивая божественное происхождение своего рода, что, как известно, противоречило римским традициям. Но монархические устремления Цезаря, считает историк, были порождены не только его честолюбием: Цезарь шел к единовластию потому, «что так понял интересы тех групп рабовладельцев, на которые он опирался»4.
В обширном эпистолярном наследии Цицерона, отмечает Утченко, просматривается отношение к Цезарю как к политическому интригану и авантюристу, как к человеку, стремящемуся ниспровергнуть существующий государственный строй, захватить единоличную власть5.
Р.Виппер считает, что Цезарь был вождем и выразителем «катастрофических колоссальных междоусобных войн 40-х гг.». Для развития социальных отношений «эти войны не дали ничего нового: императоры совершали экспроприации в пользу армии. Разбушевавшиеся военные элементы привели к власти младшего Цезаря [Октавиана Августа], который пошел на компромисс со старой Италией»6.

Римская семья в атрии богатого дома
Римская семья в атрии
богатого дома

Главной целью жизни Цезаря, пишет Г.Игнатович, было достижение высшей власти. На вопрос, во имя чего, ответа в книге нет. Цезарь, как считает историк, достиг высшей власти талантом полководца и своими победами. Благодаря ему римское военное искусство достигло высшей степени совершенства7.
В книге В.Дурова говорится о том, что монархические тенденции политики Цезаря ни у кого в Риме не вызывали сомнения. Признаки того, что этот политический деятель стремится стать монархом, были налицо. Цезарь не скрывал, что считает государственный строй республики не только устаревшим, но и попросту мертвым8.
Наполеон Бонапарт очень интересовался Цезарем. А его племянник Наполеон III написал трехтомный труд «История Юлия Цезаря»9.
Венгерский историк Е.Ференчи в статье «Юлий Цезарь и популяры» пишет: «Как Марий и Цинна, Цезарь — сторонник партии популяров, государственный деятель и гениальный полководец древности. Он был противником правления оптиматов и пришел к единоличному правлению на гребне демократического движения»10.
Цезарь, считал В.Друманн, с самого начала своей деятельности стремился к абсолютной монархии и всеми средствами добивался осуществления этой цели. Он вынашивал планы установления абсолютной монархии с юношеских лет, а завоевание Галлии было предпринято им как сознательная подготовка гражданской войны и захвата единоличной власти11.
Для Т.Моммзена Цезарь — беспримерный творческий гений. Он — великий полководец, оратор, писатель и государственный человек. «В свое время и песни, любовь и вино занимали место в его бьющей ключом жизни, но никогда они не проникали в самые сокровенные недра его существа». Он был рожден стать царем. Цезарь стал родоначальником всей современной европейской цивилизации, считает Моммзен. Он — идеальный монарх: «И, как работник и творец, живет еще после многих веков первый и в то же время единственный император Цезарь»12.
Для Г.Ферреро Цезарь — вообще не государственный деятель, а блестящий авантюрист. В начале своей политической карьеры Цезарь стремился добиться примирения между аристократами и демократами и установить умеренно демократический строй. После победы в гражданской войне положение Цезаря, полагает историк, оказалось непрочным. Восстановить государство он не смог. А его расчеты на войну против парфян как на предприятие, способное в корне изменить общую политическую ситуацию, были, конечно, совершенно фантастическими13.

Декоративные сосуды римской эпохи
Декоративные сосуды
римской эпохи

С точки зрения Э.Мейера, Цезарь стремился к превращению Рима в монархию эллинистического типа, т.е. к повторению дела Александра Македонского14. А вот Р.Сайм в книге «Римская революция» как раз опровергает мнение о стремлении Цезаря создать эллинистическую монархию. Историк не считает Цезаря революционером, хотя Цезарь и называл правление нобилитета анахронизмом. Цезарь вполне мог удовлетворяться и диктатурой, считает Сайм. Наследника же Цезаря, Октавиана, историк называет «революционным вождем»15.
Литература о Цезаре велика, концепции самые разные. Большое число работ посвятили этой проблеме французские исследователи, особенно роялистского и бонапартистского направлений.
Значительное влияние на историографию в новое время оказали немецкие историки (Друманн, Мейер и особенно Моммзен). В английской литературе, в «Кембриджской древней истории» тоже есть статьи о Юлии Цезаре. В итальянской историографии периода фашизма Цезарь изображался «великим итальянцем», создателем империи.
Определенный вклад в изучение проблемы цезаризма внесли русские и советские историки (Р.Виппер, С.Ковалев, В.Сергеев, С.Утченко, Н.Машкин).

Древнеримская керамика

Древнеримская керамика

Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н.э.) — выдающийся полководец, государственный деятель, дипломат, писатель и оратор. Его перу принадлежат такие сочинения, как «Записки о Галльской войне», «Записки о гражданской войне», «Об аналогии», «Против Катона» (или «Антикатон»)16, поэма «Путь».
О «Записках...» Цезаря Цицерон, по данным Светония, отзывался так: «Записки, им сочиненные, заслуживают высшей похвалы: в них есть нагая простота и прелесть, свободные от пышного ораторского облачения» (Svet. Jul. 56)17.
Цезарь происходил из старинного патрицианского рода, о чем с гордостью упоминал: «Род моей тетки Юлии восходит по матери к царям, по отцу же ... к бессмертным богам ... к богине Венере» (Svet. 6; Vell. Pat. II, XLI)18. Дошедшие до нас изображения Цезаря представляют его стройным человеком, высокого роста, худым, с заостренными чертами лица. «Говорят, — пишет Светоний, — он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен, лицо чуть полное, глаза черные и живые. Здоровьем он отличался превосходным: лишь под конец жизни на него стали нападать обмороки и ночные страхи... приступы падучей». Веллей Патеркул рассказывает: «Выделявшийся среди гpaждан внешностью, наделенный неукротимой силой духа, неумеренный в щедротах, вознесшийся духом выше всего человеческого, естественного и вероятного, величием помыслов, стремительностью в военных действиях, выносливостью в опасностях уподоблявшийся Великому Александру, но рассудительному, а не гневному» (II, XLI).
В 16-летнем возрасте Юлий Цезарь был избран жрецом верховного римского бога Юпитера. С установлением в Риме диктатуры Луция Корнелия Суллы (82—79 гг. до н.э.) положение Цезаря резко ухудшилось, так как он был женат (с 16 лет) на Корнелии, дочери политического противника Суллы — популяра Цинны, и поэтому вынужден был бежать из Рима19. Цезарь скитался по Сабинской области, скрываясь от преследований сулланских воинов, и только благодаря выкупу избежал смерти (Плутарх. I; Светоний. 13).
По данным Моммзена, характерной чертой Цезаря было полное отсутствие в его сознании всякой идеологии и недоверие ко всему фантастическому. Он был человеком страстным, так как без страстности немыслима гениальность; но страсти никогда не одерживали над ним верх.
Литература занимала его долго и серьезно. Цезарь был до мозга костей реалистом и человеком рассудка20. Он «всегда ставил на первом плане свою честь и ценил ее выше жизни»; это рассказывает Цезарь сам о себе (Caes. В.С. 1, 9)21. Историки сходятся во мнении о том, что он обладал необычайной энергией: мог одновременно слушать, читать и диктовать.
Дальновидный и смелый политик, поэт, филолог, Цезарь от природы был одарен способностями к красноречию и усердно развивал свое дарование. Слог Цезаря был изящным, голос звонким, движения и жесты пылкими, но приятными (Светоний. 55; Плутарх. III).
«В красноречии и военном искусстве он стяжал не меньшую, если не большую славу, чем лучшие их знатоки» (Светоний. 55). Вместе с тем Цезарь — свободный от всяких моральных устоев циник, одинаково презиравший и аристократию, к которой он принадлежал по происхождению, и демократию, которую возглавлял, и религию, хотя и был верховным жрецом.
О себе Цезарь рассказывает следующее: благо государства он всегда ставил выше личных отношений и, несмотря на свое высокое положение, должен был «в государственных интересах отказаться от своих партийных симпатий», не доводить до гнева противников: надеясь вредить им, он будет вредить государству.
Любитель роскоши и ценитель всего изящного, Цезарь тратил громадные средства на свои виллы, картины, статуи. О его распутстве распевали песенки даже преданные полководцу солдаты. «И в провинциях, — пишет Светоний, — он не отставал от чужих жен: это видно хотя бы из двухстишья, которое распевали воины в галльском триумфе:

Прячьте жен: ведем мы в город

лысого развратника,

Деньги, занятые в Риме, проблудил

ты в Галлии».

«На любовные утехи он, по общему мнению, был падок и расточителен. Он был любовником многих знатных женщин... Среди его любовниц были и царицы».

Авгуры — жрецы-птицегадатели
Авгуры —
жрецы-птицегадатели

О честолюбии Цезаря свидетельствует следующее сообщение Светония: будучи в Гадесе (современный Кадис, Испания), он «увидел в храме Геркулеса статую Великого Александра. Он вздохнул, словно почувствовав отвращение к своей бездеятельности: ведь он не совершил еще ничего достопамятного, тогда как Александр в этом возрасте (Цезарю было тогда 33 года — С.K.) уже покорил мир. И тотчас стал добиваться увольнения, чтобы затем в столице воспользоваться первым же случаем для более великих дел» (Светоний. 7; см. также: Плутарх. II).
Бесспорно, Цезарь всегда ставил перед собой цель возвыситься. Поэтому он охотно следовал популярному у римского плебса принципа обеспечения граждан хлебом и зрелищами. Так, будучи эдилом (эдилы ведали порядком в городе), Цезарь, по данным Светония, украсил форум. А на Капитолии выстроил временные портики. «Чтобы показывать свою щедрость», устраивал гладиаторские игры и травли, но так, что даже общие, совместные траты «приносили славу ему одному».
Цезарь, рассказывает Светоний, «стал домогаться сана великого понтифика с помощью самой расточительной щедрости» и добился избрания, опередив своих опасных соперников, «намного превосходивших его и возрастом и положением». Об этом же пишет и Плутарх, указывая еще и на связь Цезаря с народом: соперник Цезаря на выборах понтифика «предложил ему большую сумму денег, если тот откажется от соперничества. Цезарь, однако, ответил, что будет бороться, если даже придется для этого еще большую сумму взять в долг... На выборах Цезарь одержал верх и этим внушил сенату и оптиматам опасение, что он сможет повести за собой народ на любую дерзость».
Домогаясь вторичного консульства, сообщает Светоний, «он стал помышлять о большем и, преисполненный надежд, не упускал ни одного случая высказывать щедрость и оказать услугу кому-нибудь, как в государственных, так и в частных делах. На средства от военной добычи он начал строить форум... В память дочери он обещал народу гладиаторские игры и пир — до него этого не делал никто... Он готовил угощение не только у мясников, которых нанял, но и у себя на дому... Легионерам он удвоил жалованье на вечные времена, отпускал им хлеб без меры и счета ... а иногда дарил каждому по рабу из числа пленников».

Сосуд для смешивания вина и воды

Сосуд для смешивания вина и воды

«Всех друзей Помпея и большую часть сенаторов он привязал к себе, ссужая им деньги без процентов или под ничтожный процент. Граждан из других сословий он осыпал щедрыми подарками, не забывая и их вольноотпущенников и рабов... Наконец, он был единственной и надежнейшей опорой для подсудимых, для задолжавших». «С таким же усердием привлекал он к себе и царей и провинции по всему миру: одним он посылал в подарок тысячи пленников, другим отправлял на помощь войска куда угодно и когда угодно без одобрения сената и народа. Крупнейшие города не только в Италии, Галлии и Испании, но и в Азии и Греции он украшал великолепными постройками».
По данным Светония, «бескорыстия он не обнаруживал ни на военных, ни на гражданских должностях... В Галлии он опустошал капища и храмы богов, полные приношений, и разорял города чаще ради добычи, чем в наказание... В первое свое консульство он похитил из капитолийского храма три тысячи фунтов золота, положив вместо него столько же позолоченной меди».
Светоний рассказывает и следующее: «Он принимал почести сверх всякой меры: бессменное консульство, пожизненную диктатуру ... имя императора, прозвание отца отечества, статую среди царских статуй, возвышенное место в театре. Он даже допускал в свою честь постановления, превосходящие человеческий предел: золотое кресло в сенате и суде, священную колесницу и носилки при цирковых процессиях22, название месяца по его имени; и все эти почести он получал и раздавал по собственному произволу». «С ним, Цезарем, люди должны разговаривать осторожнее и слова его считать законом».
Получив диктаторскую власть, он сам назначал двух консулов. «С тем же своевластием он вопреки отеческим обычаям назначал должностных лиц на много лет вперед... Заведовать чеканкой монеты и государственными податями он поставил собственных рабов... Известны также и его изречения: “Сулла был младенцем в политике, коль скоро он сложил с себя диктатуру”. Или: “Республика — не что иное, как пустое слово без содержания и блеска”».
Светоний сообщает, что Цезарь «безмерно оскорблял сенат открытым презрением». Однажды он сидя принял сенаторов, которые явились к нему «в полном составе поднести ему многие высокопочетнейшие постановления». Но при этом он делал попытки «стряхнуть с себя позор стремления к царскому званию», заявляя: «Я Цезарь, а не царь!»

Женские золотые украшения

Женские золотые украшения

Женские золотые украшения

Цезарь был выдающимся полководцем и знатоком военного искусства. Античные авторы отмечают его личную храбрость, быстроту действий, присутствие духа, презрение к суевериям, его огромное влияние на солдат, умение обращаться с ними.
Утченко пишет: «Девять лет военных действий в Галлии принесли Цезарю, конечно, огромный опыт. Репутация выдающегося полководца прочно утвердилась за ним. Как полководец он обладал по крайней мере двумя замечательными качествами: быстротой действия и маневренностью, причем в такой степени, что, по мнению античных историков, никто из его предшественников не мог с ним соперничать»23.
Светоний свидетельствует: «Оружием и конем он владел замечательно, выносливость его превосходила всякое вероятие. В походе он шел впереди войска, обычно пеший, иногда на коне, с непокрытой головой, несмотря ни на зной, ни на дождь. Самые длинные переходы он совершал с невероятной быстротой, налегке, в наемной повозке, делая по сотне миль в день, реки преодолевая вплавь или с помощью надутых мехов так, что часто опережал даже вестников о себе». «Никогда никакие суеверия не вынуждали его оставить или отложить предприятие». «А лошадь у него была замечательная, с ногами, как у человека, и с копытами, расчлененными, как пальцы: когда она родилась, гадатели предсказали ее хозяину власть над всем миром».
«Воинов он ценил не за нрав и не за род и богатство, а только за мужество». «На сходках он обращался к ним не “Воины!”, а ласковее: “Соратники!” Заботясь об их виде, он награждал их оружием, украшенным серебром и золотом, как для красоты, так и затем, чтобы они крепче держали его в сражении из страха потерять ценную вещь».
Воинам, пишет Плутарх, Цезарь щедро раздавал подарки. Вторым средством воспитания его армии было то, что сам полководец «добровольно подвергался любой опасности и не отказывался переносить какие угодно трудности... Всех поражало, как он переносил лишения, которые, казалось, превосходили его физические силы».
О храбрости Цезаря свидетельствует эпизод его борьбы с самым воинственным племенем галлов. В количестве 60 тыс. человек, рассказывает Плутарх, противники неожиданно напали на армию Цезаря. Тогда Цезарь прорвался сквозь сражающихся и, рискуя жизнью, бросился на варваров. Подоспевший десятый легион сокрушил врагов. «Из шестидесяти тысяч варваров уцелели только пятьсот».
Плутарх продолжает: «Когда весть об этом пришла в Рим, сенат постановил провести пятнадцатидневные празднества и молебствия богам, чего не было раньше ни при какой победе, ибо и сама опасность казалась большой, когда восстали одновременно столько народностей, и любовь народа к Цезарю окружила его победы еще большим блеском».
Заслуживает внимания и поход Цезаря в Британию (55 г. до н.э.): «Поход против британцев, — пишет Плутарх, — обнаружил исключительную его смелость. Ибо Цезарь был первым, кто с флотом пустился в западный океан и переправился через Атлантическое море со своим войском, кто расширил римское господство за пределы известного круга земель, попытавшись овладеть островом столь невероятной величины».
Важнейшее значение в судьбе Цезаря, да и всего римского государства в целом, приобрела галльская кампания великого полководца (58—50 гг. до н.э.), которая ставила цель завоевать большую часть галльской территории (в I в. до н.э. римляне уже владели частью Галлии: Цизальпинской и Трансальпийской). Речь шла о покорении земель, на которых располагаются современные Франция, Бельгия, Швейцария, Голландии. Главным источником изучения этих войн является сочинение Юлия Цезаря «Записки о галльской войне» (8 книг).
В эпоху Цезаря в Галлии не было ни политического, ни этнического единства. Страну населяли различные племена, кельты и германцы, свыше 15 млн. человек. Привилегированный слой составляли племенная знать и жрецы-друиды.
Сельское хозяйство и ремесло находились в Галлии на достаточно высоком уровне. Были развиты внутренняя, транзитная и внешняя торговля. По мнению Утченко, «галльская материальная культура не только не уступала римской, но кое в чем и превосходила ее. Если она и может быть названа варварской, то вовсе не как отсталая, но как чуждая греческой и римской»24.
Итак, галльская война — масштабное событие в римской истории. По данным Плутарха, в завоевании Галлии Цезарь «показал себя не уступающим никому из величайших и удивительнейших полководцев и военных деятелей. Подвиги Цезаря превосходили их подвиги, если вспомнить суровость мест, где он вел войну, или размеры страны, или силу врагов, или гуманность к пленным, или численность убитых им врагов. За девять лет войны в Галлии он взял штурмом более восьмисот городов, покорил триста народностей, сражался за всё это время с тремя миллионами людей, из которых один миллион уничтожил во время битв и столько же захватил живыми в плен».
Военная добыча (пленные, скот, драгоценная утварь, золото) была неисчислима. Очень обогатился и сам Цезарь. Имущество галльских храмов расхищалось как самим Цезарем, так и солдатами в лагере полководца; солдатам он удвоил жалование.
По данным историка Веллея Патеркула, Цезарь взял в плен свыше 400 тыс. человек, по Плутарху — миллион.
Чтобы наводить страх на политических противников, Цезарь держал большое количество гладиаторов, свидетельствует Светоний. На свои деньги Цезарь в 55 г. до н.э. выстроил уже упоминавшийся новый, великолепно украшенный различными сооружениями Форум Юлия.
К концу 56 г. до н.э. Галлия была вся во власти Цезаря и должна была платить Риму ежегодную дань в размере 40 млн. сестерциев (около четырех млн. руб. золотом).
Галльская кампания не только увеличила популярность Цезаря, но и укрепила его демагогическую политику. Огромная — 500 тыс. км2 — и богатая страна Галлия стала еще одной римской провинцией.

Римская колесница в парной запряжке (реконструкция)
Римская колесница в парной запряжке
(реконструкция)

Итак, Юлий Цезарь вошел в историю как выдающийся полководец, государственный деятель, разносторонний гений. Но это еще не всё. Он — изобретатель цезаризма.
Здесь уместно вспомнить слова Ф.Энгельса: «Но если бы Наполеона не было, то роль его выполнил бы другой. Это доказывается тем, что всегда, когда такой человек был нужен, он находился: Цезарь, Август, Кромвель и т.д.»25
В чем же суть цезаризма? Ошибочно было бы сводить это понятие только к захвату единоличной власти: таких примеров в античной истории много (ранняя греческая тирания, например). Нельзя определять цезаризм и как военную диктатуру, устанавливаемую в целях примирения всех партий под эгидой надклассового властителя (в этом-то как раз сам Цезарь и потерпел фиаско). Вся деятельность Цезаря свидетельствует о том, что он был прагматиком, а не идеалистом и не стал бы захватывать власть ради реализации какой-то идеи.
Полагаем, что мы будем близки к истине в том случае, если режим Цезаря мы рассмотрим как результат развития социально-экономических отношений в стране и политической борьбы. Монархические устремления Цезаря — не только выражение его честолюбивых замыслов: они были социально обусловлены.
Таким образом, встает вопрос о социальной базе Цезаря, о его опоре. Как известно, политической программой Цезаря была борьба с сенатским правительством и защита исконных прав народа. Сам диктатор писал о желании «освободить себя и римский народ от гнета шайки олигархов» (Caes. В.С. I. 22). В связи с этим становится понятной политика популизма.

Декоративная ваза
Декоративная ваза

Будучи консулом (с 59 г. до н.э.), Цезарь завел под видом выполнения народной воли газету, первую в истории. «Деяния правительства» вывешивались на больших белых досках в разных частях города; в этой газете сообщались важные известия. Стали функционировать также народные общества и клубы26.
Учитывая, пишет Светоний, «народную ненависть», направленную против сенаторов осудивших на смертную казнь катилинариев — участников восстания Катилины против правительства в 63 г. до н.э.27, Цезарь, будучи претором, встал нa защиту мятежников и нагнал на сторонников «крутых мер» такого страхa, что консул «решился даже смягчить свое первоначальное мнение» (Светоний. 14).
Однако Сенат указом отстранил Цезаря от управления государством (в 65 г. Цезарь стал эдилом, а в 63 г. до н.э. — великим понтификом). Тогда, рассказывает Светоний, «к его дому сама собой, никем не подстрекаемая собралась огромная толпа и буйно предлагала свою помощь, чтобы восстановить его в должности». Даже тогда, когда Цезарь стал диктатором, он, по мнению Светония, продолжал считаться с народом. «За исключением соискателей консульства, половина кандидатов избиралась по желанию народа, половина — по назначению Цезаря».
В итоге Цезарь открыто примкнул к демократической партии (популяров) и тем самым снискал любовь народа — особенно тем, что «осмелился выставить во время похорон своей тетки Юлии — жены Гая Мария28 — изображения Мария», объявленного Суллой врагом государства. «И народ криком и громкими рукоплесканиями показал свое одобрение», свидетельствует Плутарх.
Далее Плутарх рассказывает: марианцы (сторонники Мария), «сразу появившиеся в большом количестве», подбодряли друг друга, «у многих из них выступили слезы радости при виде изображения Мария, и они превозносили Цезаря величайшими похвалами». В сенате сделали вывод: «Цезарь наступает на республику уже не путем подкопа, но осадными машинами».
Плутарх констатирует необычайную привязанность народа к Цезарю и тот факт, что сенаторы сильно опасались «восстания бедняков, которые, возлагая свои надежды на Цезаря, могут воспламенить и весь народ». Едва лишь Цезарь вступил в должность консула, как «из желания угодить черни внес ... законопроекты, предлагавшие вывод колоний и раздачи земель. В сенате все оптиматы высказались против этого» (Плутарх. XIV; Светоний. 20).
«Цезарь, который давно уже выжидал повода, поклялся громогласно, что черствость и высокомерие сенаторов вынуждают его против его воли обратиться к народу для совместных действий». Он привлек на свою сторону полководцев и своих союзников Помпея и Красса, пригрозивших мечом, что огорчило людей аристократически настроенных, «зато они очень понравились народу». Так рассказывает Плутарх.
А вот свидетельство Аппиана: «Цезарь же тем временем тайно вербовал себе большую дружину, вносил в сенат законы в пользу бедных, раздавал им земли», а лучшую землю предложил раздать людям, имеющим троих детей. Таких оказалось двадцать тысяч (Арр. В.С. II, 10)29.

Римская трирема (реконструкция)
Римская трирема
(реконструкция)

Итак, будучи консулом (59 г. до н.э.), Цезарь провел два аграрных законопроекта для раздела пустующих, а также купленных государством у частных лиц земель. Благодаря этому участками наделили ветеранов Помпея и упоминавшихся уже двадцать тысяч граждан, «у которых было по трое и больше детей», свидетельствует Светоний. Началось выведение колоний с получением участков, неотчуждаемых в течение двадцати лет.
В сенате законодательная деятельность Цезаря встретила резкую оппозицию. Тогда солдаты Помпея явились на форум со спрятанным под одеждой оружием. Аппиан сообщает, что сенаторы просили Бибула (второго консула) противодействовать законам Цезаря. На форуме «начались споры и беспорядки, завязалась уже свалка. Люди, вооруженные кинжалами, ломали фасции и знаки консульского достоинства Бибула, некоторые трибуны были ранены...» Тогда Цезарь провел свои законопроекты». Всего, по данным Светония, «восемьдесят тысяч граждан он расселил по заморским колониям».
По другой реформе Цезаря — антиростовщической — объявлялась отмена долговых обязательств (Светоний. 42. 2). В интересах должников Цезарь провел закон об отмене задолженности по квартирной плате за один год для тех, кто в Риме платил две тысячи, а в италийских городах — пятьсот сестерциев. По законопроекту Цезаря проценты зачислялись в счет долга: Цезарь, как пишет он сам, «обнародовал законопроект об уплате долгов без процентов в течение шестилетнего срока». Встретив сопротивление консула, он организовал нападение толпы на претора Требония и после кровопролитной схватки «прогнал его с трибунала»30.
Одновременно сторонник Цезаря, народный трибун Публий Клодий, действовал с целью усилить влияние будущего диктатора в низших слоях городского населения (Плутарх. 14).
В начале 58 г. до н.э. Клодий провел через комиции (народные собрания) четыре закона.
1. Была введена практика бесплатной раздачи хлеба малоимущему городскому населению.
2. Восстанавливались квартальные коллегии — своего рода политические клубы, запрещенные в 64 г. до н.э., в период борьбы с катилинариями.
3. Ограничивалась власть цензоров — составителей сенатских списков — с тем, чтобы избежать злоупотреблений.
4. Высшим магистратам запрещалось в дни комиций наблюдать за небесными знамениями (при объявлении их неблагоприятными принятые решения считались недействительными).
Клодий окружил себя отрядами рабов (300 человек) и городского плебса. По мнению Виппера, состав «цезарианской революции» был достаточно пестрым: «На верхней ступени стояли скинутые с высоты должностные лица, а на нижней — разоренные, безземельные и бездомные люди, беглые рабы»31.
Всадникам-откупщикам (они собирали налоги в провинциях) и прочим деловым людям были даны большие льготы, уменьшены откупные обязательства, что очень увеличило популярность Цезаря.
«Всадники, — свидетельствует Аппиан, — начали боготворить Цезаря, благодаря чему он приобрел новую группу сторонников, более сильных, чем народ».
Важные мероприятия были проведены Цезарем в интересах италийских жителей. Закон Юлия предоставлял муниципиям32 автономию в решении местных вопросов (выборы городских магистратов, привилегии ветеранам, ограждение личности должников). Был наведен порядок в налоговой системе.
Известен также закон против вымогательства в провинциях. Цезарь стремился привлечь на свою сторону господствующие группы провинциального населения и тем самым расширить свою социальную базу. Он щедро раздавал права римского гражданства не только отдельным лицам, но и целым городам.
В консульство Цезаря были утверждены также все распоряжения Помпея на Востоке и все цари, им там посаженные.

Шлемы римских офицеров

Шлемы римских офицеров

Шлемы римских офицеров

Очевидно, что Цезарь начал свою политическую деятельность как лидер демократии. По мнению Моммзена, Цезарь как глава партии популяров «высоко держал ее знамя в течение тридцати лет, никогда не меняя и не скрывая своих убеждений; он оставался демократом даже тогда, когда сделался монархом»33. Однако главной опорой Цезаря была все-таки армия.
«Демократия, — пишет Моммзен, — уже в течение ряда лет стремилась к передаче высшей магистратуры в руки одного из своих приверженцев, чтобы таким путем приобрести собственную военную силу»34. Опираясь на армию, Цезарю удалось достигнуть славы и богатства, захватить власть в государстве.
Популярность Цезаря, талантливого стратега и щедрого полководца, была в легионах необычайной. Представляется справедливым мнение Моммзена о том, что военная машина в Риме служила не какой-либо партии, а своему полководцу. Вот почему, считает историк, у Цезаря созрел «роковой замысел поставить эту военную машину на службу своим идеалам и создать путем насилия то гражданское общество, которое представлялось его умственному взору, он хотел ввести армию в сферу гражданского государства и подчинить ее гражданскому государству»35.
По данным Плутарха, Цезарь воспитывал в своих воинах мужество и любовь к славе тем, «что он щедро раздавал почести и подарки». Он убеждал солдат в том, что захваченное богатство «он собирает не для собственной роскоши», а «хранит это богатство как награду за воинские заслуги», «раздает его наиболее отличившимся из воинов».
Светоний свидетельствует: «Когда распространялись устрашающие слухи о неприятеле, он для ободрения солдат не отрицал и не преуменьшал вражеских сил, а, напротив, преувеличивал их собственными выдумками».
«Проступки солдат он не всегда замечал и не всегда должным образом наказывал. Беглецов и бунтовщиков он преследовал и карал жестоко». «Всем этим он добивался от солдат редкой преданности и отваги». Центурионы предлагали ему свои сбережения, «солдаты обещали ему служить добровольно, без жалования и пайка».
Случались в его войсках и мятежи, рассказывает Светоний. «Цезарь никогда не уступал мятежникам, а всегда решительно шел против них». «Когда солдаты десятого легиона с буйными угрозами потребовали увольнения и наград, Цезарь без колебания вышел к солдатам и дал им увольнение». Но когда полководец обратился к ним «Граждане!» (вместо обычного «Воины!»), то это изменило настроение солдат, и они добровольно последовали за Цезарем в Африку, где шла война. «Но и тут он наказал всех главных мятежников, сократив им на треть обещанную долю добычи и земли».
Известны бунты легионеров в 48 и 47 гг. до н.э. В 48 г. до н.э., в Испании мятежники так и не вернулись с повинной к Цезарю, они примкнули к другим полководцам, а в 45 г. до н.э. (в гражданскую войну) бились против Цезаря. В 47 г. до н.э. Цезарь решил избавиться от бунтовщиков: многих он направил на опасные посты — на погибель.

Римские ритоны
Римские ритоны

Рассмотрим этапы становления единовластия Цезаря. Несомненно, главным в его политике всегда оставалась антисенатская направленность. Если древние римские цари, пишет Моммзен, были повелителями свободной общины, то Цезарь ставил перед собой задачу «не упразднить свободу, но осуществить ее и прежде всего сломить невыносимый гнет аристократии»36.
Юлий Цезарь имел отношение к антиправительственному заговору Катилины (в 64—63  гг. до н.э. «он был объявлен сообщником Катилины»), что свидетельствует об оппозиционном отношении к сенатскому правительству, к нобилитету в целом.
Важнейшим этапом становления цезаризма следует считать возникновение в 60 г. до н.э. по инициативе Цезаря первого триумвирата — союза трех полководцев (Гнея Помпея Великого, Марка Красса — победителя Спартака — и Цезаря). Бесспорно, «союз трех» — не просто консолидация всех антисенатских сил: в Риме, по сути дела, возникло второе, неофициальное правительство. И в этом — историческое значение триумвирата.
Все демократические лозунги времени троевластия должны были лишь подготовить переход к открытой диктатуре. По мнению историка Веллея Патеркула, «союз ради могущества» оказался гибельным не только для Рима и мира, «но не в меньшей степени для них самих», триумвиров.
С точки зрения Плутарха, Цезарь «произвел незаметно для всех настоящий государственный переворот ... для уничтожения власти аристократии».
О кризисе Римской республики в середине I в. до  н.э. свидетельствует обострение внутриполитической обстановки в стране. По мнению Плутарха, «политические противники расходились часто лишь после того, как обесчестили ораторские трибуны кровью и трупами и погрузили государство в анархию... Многие уже осмелились говорить, что государство не может более быть исцелено ничем, кроме монархии».

Именно в такой обстановке Юлий Цезарь стал в 59 г. до н.э. консулом вместе с коллегой Марком Кальпурнием Бибулом. Судя по данным Светония, Цезарь стал фактически единоличным правителем: «Цезарь, став консулом, утвердился в той царской власти, о которой помышлял еще эдилом». И в другом месте: «С этого времени Цезарь один управлял в государстве».
Современники называли это время «консульством Юлия и Цезаря» вместо традиционного выражения «консульство Цезаря и Бибула».
Плутарх рассказывает: Цезарь благодаря дружбе с Помпеем и Крассом «добился успеха на выборах и с почетом был провозглашен консулом вместе с Кальпурнием Бибулом». Когда он «из желания угодить черни внес на рассмотрение законопроекты о раздаче земель, оптиматы высказались против этого. Цезарь вышел на форум, обратился к народу и за помощью к Помпею и Крассу против тех, кто противодействует законопроектам. Помпей заполнил форум вооруженными воинами и этим помог народу добиться утверждения законов, а Цезарь получил в управление на пять лет обе Галлии».

Римская квадрига (рельеф)
Римская квадрига (рельеф)

Цезарь отбыл в Галлию, а цезарианцы в Риме продолжили борьбу с оптиматами. Активно действовал, в частности, народный трибун Публий Клодий, о чем уже говорилось выше. По его настоянию из Рима были изгнаны враги Цезаря — республиканцы Марк Порций Катон (Младший) и Марк Туллий Цицерон37 — оратор, политический деятель, консул 63 г. до н.э.
Изгнание Цицерона продолжалось 17 месяцев (58—57 гг. до н.э.). А в Риме против него были совершены враждебные акции: его дом на Палатине разрушили и на этом месте выстроили храм Свободы, имущество конфисковали.
В связи с нападками сената на триумвиров Цезарь принял меры. Он собрал в 56 г. до н.э. знаменитое Совещание в Луке (в Северной Италии). Оно происходило торжественно: в город съехались сто двадцать ликторов и более двухсот сенаторов.
Права триумвиров были расширены: Цезарю продлен срок управления Галлией еще на пять лет, а Помпей и Красс получили на 55 г. до н.э. консульство. Однако ввиду окончания галльской кампании в конце 56 г. до н.э. сенат потребовал от Цезаря распустить армию и явиться в Рим в качестве частного человека.
Решению сената будущий диктатор не подчинился. Более того, находясь в Галлии, Цезарь потребовал продления своих полномочий и даже заочно выдвинул свою кандидатуру на консульство, что вообще противоречило римской конституции: претендент на должность консула должен лично домогаться ее в Риме.
Такое поведение Цезаря вызвало к нему в обществе недоверие и было расценено как стремление к единовластию. Один из военачальников Цезаря, посланный им в Рим, стоя перед зданием сената и услышав, «что сенат отказал продлить командование Цезарю, сказал, положив руку на рукоятку меча: “Ну, что ж, тогда это даст ему продление”».
Итак, в 55—50 гг. до н.э. Цезарь оставался в Галлии, а олигархическое правительство (партия оптиматов) продолжало борьбу с триумвирами. В Риме шли многочисленные политические процессы по делам о злоупотреблениях и подкупах, обострилась борьба во время выборов магистратов. Предвыборные собрания порой сопровождались вооруженными столкновениями на улицах Рима. В одном из таких столкновений в начале 52 г. до н.э. убили цезарианца Публия Клодия.
В связи с обострением в стране внутриполитической борьбы сенат предоставил Гнею Помпею чрезвычайные полномочия и назначил его консулом без коллеги, что привело Помпея к разрыву с Цезарем. Триумвират распался и в связи с гибелью Марка Красса в 53 г. до н.э. в Парфии.
По данным Диона Кассия, парфяне влили расплавленное золото в рот отрубленной головы Красса, «так как Красс, богатейший человек, был необычайно жаден к золоту» (Dio Cass. XL. 27).
Будучи консулом без коллеги, Помпей провел ряд законов, в том числе закон, затруднявший продление полномочий Цезаря и заочное избрание его консулом на 48 г. до н.э. Явиться же в Рим в качестве частного человека и самому выставить свою кандидатуру на консульство для Цезаря было небезопасно: политические противники могли привлечь его за злоупотребления в провинции. Да и сложить свои полномочия Цезарь отказывался.
Назревала гражданская война между Цезарем и Помпеем. Непосредственным поводом для нее стал переход Цезаря через реку Рубикон. Полководец шел с одним легионом (с 13-м). Это судьбоносное событие произошло 10 января 49 г. до н.э.
Тогда Цезарь произнес свою знаменитую фразу: «Жребий брошен!» («Jacta alea est».)
Когда полководец приблизился к реке, «его охватило глубокое раздумие», «он долгое время молча обдумывал свой замысел», «он понимал, каким бедствием для всех людей будет переход через эту реку». «Наконец, как бы отбросив размышления и отважно устремляясь навстречу будущему, он произнес слова: “Да будет брошен жребий!”» (Плутарх. XXXII).
Светоний рассказывает: «Еще не поздно вернуться, но стоит перейти этот мостик, и всё будет решать оружие». «Он еще колебался, как вдруг ему явилось ... видение... “Вперед — воскликнул тогда Цезарь, — вперед, куда зовут нас знаменья богов и несправедливость противников! Жребий брошен!”».
Цезарь начал свой поход на столицу. Помпей и консулы бежали, власти бездействовали, в городе царила паника. Рим, рассказывает Плутарх, «был затоплен потоком беглецов из окружных селений... Цезарь сделался в течение шестидесяти дней без всякого кровопролития господином всей Италии». Со своими противниками он обошелся гуманно, однако государственную казну захватил. Снова началась в Риме (в который раз!) гражданская война, продолжавшаяся четыре года, в 49—45 гг. до  н.э.

В 49 г. до н.э. произошли сражения между Цезарем и Помпеем. Войска Помпея сдались Цезарю при Илерде (Испания). Следующая битва была выиграна Цезарем при Фарсале (Греция) в 48 г. до н.э. Помпей бежал с поля боя, остатки его армии капитулировали. Помпей переправился в Египет, где в том же году был убит местными правителями.
Плутарх рассказывает: когда Цезарю преподнесли голову Помпея, тот «отвернулся, а взяв в руки кольцо с его печатью, пролил слезы».
Так называемая «Александрийская война» 47 г. до н.э. связана с участием Цезаря в династической борьбе между старшей дочерью царя Птолемея Авлета, Клеопатрой, и ее братом Дионисом.
В Александрии вспыхнуло восстание сторонников Диониса, в ходе которого Цезарь чуть не погиб. Во время пожара сгорела часть знаменитой Александрийской библиотеки Цезарь одержал победу и восстановил в правах царицы Клеопатру. Плутарх сообщает: «Что касается Александрийской войны, то одни писатели ... говорят, что она была опасной и бесславной для Цезаря из-за страсти к Клеопатре».
Клеопатра, как свидетельствует сам Цезарь, «сохраняла верность ему и всегда оставалась в его ставке» (Записки Юлия Цезаря. Александрийская война. 33)38.
Цезарь и Клеопатра совершили двухмесячное путешествие на корабле в верховья Нила. Их сопровождал флот, состоявший из четырехсот кораблей и лодок. Они доплыли до самых отдаленных южных областей — с тем чтобы осмотреть великие памятники египетской старины. Повсюду, где останавливался корабль, царицу и Цезаря приветствовало множество людей. Царица слыла олицетворением живого божества, и поэтому ей воздавали почести, в ее честь совершались жертвоприношения. Летом 46 г. до н.э. Клеопатра прибыла в Рим с годовалым сыном Цезаря — Цезарионом39.
Начиная с 49 г. до н.э., Цезарь несколько раз провозглашался диктатором. Это была диктатура не в традиционном для древнеримской республики смысле, а легализованная единоличная власть. Когда друг и соратник дикатора, консул Марк Антоний, однажды на форуме протянул ему корону, Цезарь отверг ее и отправил в храм, сказав: «В Риме один только царь — Юпитер». Народ зааплодировал, рассказывают Плутарх и Светоний.
Апологет Юлия Цезаря немецкий историк Моммзен считает: «Он был монархом, но никогда не разыгрывал из себя царя. Даже в качестве неограниченного властелина Рима он оставался в действиях своих вождем партии ... желал быть первым среди равных»40. Однако Цезарь правил страной независимо от сената — это во-первых; во-вторых, хотя освященные древностью оплоты народной свободы оставались неприкосновенными, это не мешало Цезарю принимать меры против того или другого строптивого народного трибуна, даже смещать его и вычеркивать из списка сенаторов.
Сенат удостоил Цезаря его титула «вечного диктатора» (dictator in perpetuum). Он же довел число сенаторов до 900 человек — естественно, за счет приверженцев нового режима. Сенат был фактически превращен в совет при монархе. Цезарь «твердо решил, что не даст своему совету руководить собой»41.
Хотя Цезарь и стал единоличным правителем, но его власть облекалась в традиционное республиканское название — диктатура. В 49—44 гг. до н.э. Цезарь ежегодно провозглашался диктатором. А в 44 г. до н.э. он, как уже упоминалось, был объявлен «вечным диктатором».

Римский орел
Римский орел

Цезарь справил пять триумфов42: галльский, александрийский, понтийский (победа Цезаря над царем Понта Фарнаком — сыном царя Митридата VI), африканский и испанский (победа над сыновьями Помпея в Испании в 45 г. до н.э., битва при Мунде). Первый триумф, посвященный завоеванию Галлии в 58—50 гг. до н.э., был самым блистательным.
В дни триумфов Цезарь раздавал солдатам большие подарки, а народу устраивал угощения и игры: единоборство гладиаторов, морские сражения. В августе 46 г. до н.э. празднества длились четыре дня. В триумфальном шествии вели закованных в цепи знаменитых пленников, в том числе и родную сестру Клеопатры — Арсиною. Несли сокровища, оцененные в 65 тыс. талантов, 2822 золотых венка весом в 20 414 фунтов, поднесенных Цезарю различными правителями и городами.
На Капитолии стояли статуи семи римских царей. Цезарь приказал соорудить рядом с ними восьмую, свою собственную. Он появлялся публично в облачении древних царей. Внешним признаком монархии служило изображение монарха на монетах. На них появилась и голова Цезаря43. Помимо этого Цезаря сопровождали теперь 72 ликтора, диктатору вручалась неограниченная цензорская власть, дававшая контроль над частной жизнью граждан.
Цезарь получил титул «отца отечества», титул императора вошел в состав его имени и указывал на личную связь правителя с войском.
Виппер пишет: «В Риме повелевал абсолютный монарх, которому предложили ходить в царской одежде и царских сапожках, носить венец, именоваться полубогом, сидеть на золотом табурете, возить в процессиях собственную статута, сделанную из слоновой кости»44.
В Риме было немало республиканцев (особенно среди нобилей) — противников Цезаря. Плутарх сообщает: «Стремление Цезаря к царской власти более всего возбуждало явную ненависть против него и стремление его убить». Вековые республиканские традиции в Риме были еще живы!
Цезарь был убит 15 марта 44 г. до н.э. (мартовские иды). В заговоре против него участвовало более 60 сенаторов, а главными заговорщиками и исполнителями убийства были Гай Кассий Лонгин, Марк Юний Брут и Децим Юний Брут.
Светоний рассказывает: заговорщики окружили диктатора, словно для приветствия; первый заговорщик схватил Цезаря за тогу. Когда же Цезарь «увидел, что со всех сторон на него направлены обнаженные кинжалы, он накинул на голову тогу». «Он был поражен двадцатью тремя ударами». Аппиан рассказывает: «В это время другой заговорщик поразил его мечом в бок, который в повороте открылся для удара. Кассий ударил его в лицо, Брут — в бедро, Буколиан — между лопатками; Цезарь, как дикий зверь, поворачивался от одного к другому, он упал перед статуей Помпея, заговорщики нанесли ему 23 раны. Многие в суматохе ранили мечами друг друга».

Поклонение домашним ларам
Поклонение домашним ларам

Причину появления цезаризма в римском обществе Моммзен видит в изменении характера самой демократии: в начале своей политической карьеры, когда Цезарь примкнул к популярам, демократия была только партией. Потом она стала практичнее и оставила высшую гражданскую и военную власть за собой. Теперь задача состояла в сосредоточении и пожизненном сохранении правительственной власти (imperium) в руках народного вождя, независимого от сената. Впоследствии за монархом был закреплен и императорский титул45.
М.Перепелкина пишет: «Существует традиционный рассказ античных авторов (Цицерона, Светония, Плутарха, Аппиана) о причинах заговора против Цезаря. Это — недовольство властью диктатора, стремившегося к царской власти. Анализ конкретных событий заговора позволяет заключить, что убийство Цезаря было осуществлено узким кругом заговорщиков, не имевших широкой поддержки среди различных слоев римского населения»46.
У заговорщиков не было позитивной программы. Почему же после убийства Цезаря не произошло восстановления традиционной сенатской республики? Во II в. до н.э. Рим перестал быть республикой, а превратился в крупнейшую средиземноморскую державу. Упрочение позиций цезарианцев и социально-политическое развитие римского общества было необратимо. Армия и после мартовских ид оказала решительное влияние на весь ход политических событий: цезарианские лидеры располагали огромной политической силой.
Итак, режим Цезаря (как и режим Августа) — результат внутреннего развития римского общества, социально-политической и классовой борьбы, а не только продукт деятельности исторических личностей. Несомненно, Август был продолжателем дела Цезаря. Но действовал очень осторожно, имея в виду печальный опыт своего дяди. Если Цезарь пользовался неограниченной властью персонально, то Август упорно работал над тем, чтобы создать аппарат власти, государственную систему.
Историческая заслуга создания политической системы ранней империи (принципата) принадлежит вовсе не Цезарю, а Августу. Режим Цезаря даже не имел никакого официального названия...

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976. С. 347. Принципат — ранняя империя.
2 См.: Машкин H.A. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. M., 1949. С. 58.
3 См. там же. С. 66.
4 Там же. С. 74.
5 См.: Утченко С.Л. Указ. соч. С. 7.
6 Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи. М., 1908. С. 258—259.
7 См.: Игнатович Г. Гай Юлий Цезарь. М., 1940. С. 86.
8 См.: Дуров B.C. Юлий Цезарь. Человек и писатель. Л., 1991. С. 125.
9 Napoleon III. Histoire de Jules Cesar. P., 1865—1866, vol. I—III.
10 Ferenczy E. Caesar und die Popularen // Klio. Berlin, 1991. Bd. 73. Hf. 2. S. 413—419.
11 См.: Drumann W. Geschichte Romas im Uebergange von der republikanischen zur monarchischen Verfassung. Berlin, 1834—1844.
12 Моммзен Т. История Рима. М., 1941. Т. III. С. 379—380, 385, 474.
13 См.: Ферреро Г. Величие и падение Рима. М., 1916. Т. II.
14 См.: Meyer E. Caesars Monarchie und das Prinzipat des Pomeius. В., 1922.
15 Syme R. Roman Revoluton. Oxford, 1939.
16 См.: Плутарх. Избранные биографии. М., 1941.
17 Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1966.
18 Цит. по: Немировский А.И., Дашкова М.Ф. «Римская история» Веллея Патеркула. Воронеж, 1985.
19 Цезарь был женат три раза. Свою 14-летнюю дочь Юлию он выдал замуж за 50-летнего Помпея. Последней возлюбленной диктатора была египетская царица Клеопатра, родившая сына Цезариона.
20 См.: Моммзен Т. Указ. соч. С. 380—381.
21 См.: Юлий Цезарь. Записки о гражданской войне. М., 1948.
22 На колеснице и носилках при цирковых процессиях должны были везти статую Цезаря вместе со статуями богов.
23 Утченко С.Л. Указ. соч. С. 188.
24 Там же. С. 120.
25 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. Ч. 1. С. 313.
26 «Цезарь искал приобрести расположение всего народа, чтобы еще более держать его в своей зависимости» (Дион Кассий. XXXVIII).
27 «Как известно, — пишет Плутарх, — Катилина намеревался не только свергнуть существующий строй, но и уничтожить всякую власть и произвести полный переворот».
28 Гай Марий (156—86 гг. до н.э.) — выдающийся римский полководец, популяр.
29 Аппиан. Гражданские войны. М., 1935.
30 Трибунал (tribunus) — возвышение, на котором восседали магистраты при исполнении служебных обязанностей.
31 Виппер Р.Ю. Указ. соч. С. 265.
32 Муниципии — завоеванные Римом города, получившие права римского гражданства.
33 Моммзен Т. Указ. соч. С. 392.
34 Там же. С. 168.
35 Там же. С. 170, 415.
36 Там же. С. 399.
37 См. Ким С.Р. Цицерон и его эпоха // История. Приложение к газете «Первое сентября». 1997. № 47.
38 Vandenberg Ph. Caeser und Kleopatra: Die letzten Tage der romischen Republik. Muenchen, 1986. 320 S.
39 Впоследствии Цезарион был уничтожен Августом. О Цезаре и Клеопатре см.: Кравчук А. Закат Птолемеев. М., 1973. См. также: Шекспир В. Цезарь и Клеопатра.
40 Моммзен Т. Указ. соч. С. 383.
41 Там же. С. 397, 403, 404, 407.
42 Триумф — в древнем Риме торжественное вступление в столицу полководца и его войска после окончания победоносной войны, в которой было убито не меньше 5000 врагов. Триумфа удостаивался по решению сената лишь тот, кто имел империй и вел войну в качестве главнокомандующего. Триумфальное шествие начиналось на Марсовом поле и направлялось к храму Юпитера на Капитолий.
43 См.: Моммзен Т. Указ. соч. С. 399.
44 Виппер Р.Ю. Указ. соч. С. 278.
45 См.: Моммзен Т. Указ. соч. С. 169—170.
46 Перепелкина М.С. Диктатура Цезаря и мартовские иды. M., 1978.

TopList