прошлое в эмблемах и знаках

Дмитрий БОРИСОВ

Государственная символика

Герб

Продолжение. См. № 48/2000, № 2/2001, № 3/ 2001.

Рис. 1 Герб России при временном правительстве Рис.2. Проект герба РСФСР. С.Чехонин. 1918 г. Рис.3. Проект печати Совнаркома. И.Пуни. 1918 г. Рис.4. Проект печати Совнаркома. С.Чехонин. 1918 г. Рис.5. Герб РСФСР. 1918 г.
Рис.1
Герб России при
временном
правительстве
Рис.2
Проект герба РСФСР.
С.Чехонин. 1918 г.
Рис.3
Проект печати
Совнаркома.
И.Пуни. 1918 г.
Рис.4
Проект печати
Совнаркома.
С.Чехонин. 1918 г.
Рис.5
Герб РСФСР.
1918 г.

Февральская революция привела к власти Временное правительство, которое, хотя и осознавало себя преемником правительства царской России, всё же старалось дистанцироваться от ненавистного самодержавия. Две эти тенденции столкнулись лбами при оформлении новой официальной символики.
Разрешить противоречие было призвано Особое совещание по делам искусств, созданное по инициативе Максима Горького, который тогда еще не был «великим пролетарским писателем», но наивно приветствовал демократические перемены в стране. Уже в марте 1917 г. к Особому совещанию присоединилась Комиссия при исполкоме совета рабочих и солдатских депутатов, выполнявшая те же функции руководства культурой. Объединенные структуры, действуя в лучших традициях отечественной бюрократии, создали подкомиссию «для разъяснения вопроса о государственном гербе». Возглавлял подкомиссию сам «буревестник революции», взявший в товарищи (официальное в царской России наименование заместителей) известных художников А.Н.Бенуа и Н.К.Рериха. К работе привлекли художника же И.Я.Билибина и геральдиста В.К.Лукомского. Билибину поручили создать рисунок нового герба для печати, а Лукомскому — дать его научно-историческое обоснование.
Такое нагромождение имен породило новый символ, для создания которого, по меткому и язвительному замечанию современника, «хватило бы гимназического учителя рисования». Лукомский, исходя из существования отдельного герба дома Романовых (созданного, как мы помним, только в XIX в.), доказал, что двуглавый орел принадлежит именно России, а не ее самодержцам. На всякий случай с птицы сняли короны, а из лап орла изъяли скипетр и державу, которые могли бы напоминать о ее недемократичном происхождении.
«Ускакал» с орлиной груди и Георгий Победоносец, хотя, если следовать геральдической логике, символом самодержавия не являлся.
Сама новая власть, совершенно справедливо рассматривая себя в качестве временной, скромно напомнила о себе лишь изображением Таврического дворца под орлом (рис. 1).
Созданная таким образом печать автоматически перешла к большевикам, которые без особых сомнений продолжали ее использовать вплоть до принятия нового герба Российской Федерации 24 июля 1918 г. (рис. 5).
Впрочем, жизнь «двоеглавцу» на насесте Таврического дворца стали портить значительно раньше. Вопреки разным ученым прислужникам капитала, новые хозяева четко ассоциировали орла с «проклятым прошлым».

Рис.6 Герб Российской СФСР Рис.7 Герб Украинской ССР Рис.8 Герб Белорусской ССР Рис.9 Пентаграмма Рис.10 Герб СССР. 1922 г.
Рис.6
Герб
Российской СФСР
Рис.7
Герб
Украинской ССР
Рис.8
Герб
Белорусской ССР
Рис.9
Пентаграмма
Рис.10
Герб СССР.
1922 г.

Уже 12 апреля 1918 г. было принято соответствующее постановление о ликвидации «орлиных гнезд». Выполнялось оно вяло, что дало В.И.Ленину повод раздраженно запрашивать Исполняющего обязанности народного комиссара по делам имуществ Республики П.П.Малиновского: «Почему, вопреки постановлению СНК ... не начаты в Москве работы: 1) по хорошему (так!) закрытию царских памятников? 2) по снятию царских орлов?»
Памятники, ввиду своей «приземленности», были сняты и «хорошо», и быстро, а вот орлы еще долго продолжали парить в небе пролетарской Москвы, пока наконец, в 1935 г., не слетели со Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башен Московского Кремля. Для этого потребовалось специальное постановление ЦК ВКП(б). Высокое начальство все-таки спохватилось, разумно заметив, что праздновать под орлами очередную годовщину Октябрьской революции как-то неудобно.
Мы же вернемся в 1918 г., когда взамен символики активно разрушаемого «до основания» старого мира, рождалась символика новая. Шел этот процесс довольно мучительно. Так, счастливая пара на проекте герба художника С.Чехонина подозрительно напоминала аллегорические «фигуры народа» с государственных облигаций как царской России, так и других европейских стран (рис. 2).
Совершенно новым был, но несколько диковатым выглядел для поклонников реалистического искусства эскиз И.Пуни. В нем справедливо углядели
«левый уклон», так что шансов у ЛЕФовцев сразу же не осталось.
Были представлены и другие варианты, один из которых стоит описать (изображения не сохранилось) словами известного скульптора Н.А.Андрева:
«Как-то раз, помню, — вспоминает член жюри конкурса, — приходит художник и приносит изумительный проект: взят тот же самый двуглавый орел, причем у орла повыщипаны перья, вместо маленьких корон на головах поставлены красные звезды, а вместо большой короны, которая высится над двумя головами орла, надета шапка красноармейца; в лапах вместо скипетра и державы — камень и палка».

Рис.11 Герб Грузинской ССР. 1922 г. Рис.12 Герб Армянской ССР. 1922 г.es) Рис.13 Герб Узбекской ССР. 1925 г. Рис.14 Герб Азербайджанской ССР. 1921 г. Рис.15 Герб Азербайджанской ССР.1931 г.
Рис.11
Герб
Грузинской ССР
1922 г.
Рис.12
Герб
Армянской ССР.
1922 г.
Рис.13
Герб
Узбекской ССР.
1925 г.
Рис.14
Герб
Азербайджанской ССР.
1921 г.
Рис.15
Герб
Азербайджанской ССР
1931 г.

С камнем и палкой неизвестный автор действительно погорячился. Олицетворением труда в
его «пролетарском» варианте к этому времени уже устойчиво служил молот. Сложнее было с символикой «крестьянской стихии». Уже на первых эмблемах Красной армии мы обнаруживаем плуг, однако этот предмет, хочешь не хочешь, частично скрывался от зрителя пластами вздымаемой земли. Подходила, разумеется, и коса, но уж больно явственно напоминала она о себе, как непременный атрибут символа смерти. В результате остановились на серпе, который вместе с молотом и солнцем в зените присутствует на рисунке печати Совнаркома того же С.Чехонина (рис. 4).
Эти мотивы бесспорно легли в основу принятого окончательного варианта герба Российской Социалистической Федеративной Республики (18 июня 1918 г.). Впоследствии этот герб мало изменился, получив лишь более четкое графическое решение (рис. 5, 6).
Историческому постановлению Совнаркома о гербе предшествовали различные любопытные обстоятельства. Так, самый его текст выглядел достаточно странно:
«а) Представленный проект утвердить.
б) Вопрос о мече, оставшийся спорным, решить после предварительного маленького совещания, имеющего быть завтра.
в) Если возможно, кроме надписи РСФСР, вставить надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Более того, не сохранились ни первоначальный эскиз, ни имя его автора. Позднейшим исследователям по сей день приходится довольствоваться разъяснениями тогдашнего секретаря Совета народных комиссаров В.Д.Бонч-Бруевича:
«В Управление делами Совнаркома поступил проект герба, сделанный акварелью и изображавший проект того герба, который мы сейчас имеем, в несколько измененном виде. Он был такой же круглый, с теми же эмблемами, но имевший посредине обнаженный длинный меч, как бы прикрывающий, стоящий на страже всего герба, уходивший рукоятью в перевязь снопов внизу герба и выходивший своим острым, всё сужающимся концом в лучи неба в верхней части всего орнамента.
Владимир Ильич был у себя в кабинете и беседовал с Я.М.Свердловым и Ф.Э.Дзержинским и некоторыми другими товарищами, когда я, получив рисунок герба, пришел к нему и положил его перед ним на стол.
— Что это?.. Герб!.. Интересно посмотреть... — И он устремился к рисунку, несколько наклонившись над столом. Мы все, окружив Владимира Ильича,
с интересом вглядывались в рисунок.
Внешне герб сделан был хорошо. На красном фоне сияли лучи восходящего солнца, обрамленные снопами хлеба, внутри которых отчетливо виднелся серп и молот, но над всем главенствовал, словно настораживая всех, отточенный, острый меч, сверкая своим лезвием.
— Интересно!.. — сказал Владимир Ильич. — Идея есть, — но зачем же меч? — И он посмотрел на нас всех.
— Мы бьемся, мы воюем и будем воевать, пока не закрепим диктатуру пролетариата и пока не выгоним вон из наших пределов и белогвардейцев и интервентов, но это не значит, что война, военщина, военное насилие будет всегда главенствовать у нас. Завоевания нам не нужны. Завоевательная политика нам совершенно чужда; мы не нападаем, а отбиваемся, и меч не наша эмблема. Крепко держать его в руках мы должны, чтобы защищать пролетарское государство до тех пор, пока у нас есть враги, пока на нас нападают, пока нам угрожают, но это не значит, что это будет всегда... Социализм восторжествует во всех странах — это несомненно. Братство народов будет провозглашено и осуществлено во всем мире, и меч —
не наша эмблема... Из герба нашего социалистического государства мы должны удалить меч...
И он карандашом зачеркнул его корректурным знаком, поместив этот знак и возле него, на чистом поле.
— А в основном герб хорош. Давайте утвердим проект, и потом посмотрим и еще раз обсудим в Совнаркоме, и поскорей.
И он подписал рисунок».

Рис.16 Герб Таджикской ССР. 1936 г. Рис.17 Герб Таджикской ССР Рис.18 Герб Туркменской ССР. 1926 г. Рис.19 Герб Азербайджанской ССР Рис.20 Герб Латвийской ССР
Рис.16
Герб
Таджикской ССР.
1936 г.
Рис.17
Герб
Таджикской ССР
Рис.18
Герб
Туркменской ССР.
1926 г.
Рис.19
Герб
Азербайджанской
ССР
Рис.20
Герб
Латвийской ССР

Читателя не должно настораживать отсутствие в тексте имени художника — автора нового герба нового государства во главе с партией нового типа. Не исключено, что живописец исчез вместе с «некоторыми другими товарищами», которым не повезло своевременно уйти из жизни, как оставшимся в рассказе Я.М.Свердлову и Ф.Э.Дзержинскому. А признавать, что эмблема социалистической страны создавалась то ли ранней «контрой», то ли позднейшим «врагом народа» — не хотелось.
Далее анонимный художник, согласно тем же воспоминаниям, герб «в свете указаний» исправил, но вновь не удовлетворил Владимира Ильича:
«Кругом серпа и молота, на фоне восходящего солнца была сделана виньеточка из растрепанных колосьев, которые торчали во все стороны, а внизу, как на виньетках, помещавшихся в былое время на колоннах стиля ампир, была завязана бантиком ленточка».
Дело непозволительно затягивалось, так что решили вопрос подручными — в полном смысле этого слова средствами. Именно под рукой оказался уже упоминавшийся скульптор Н.А.Андреев. Он как раз работал над портретом Ленина в его кабинете и был невольным свидетелем возникших затруднений.
В два дня Андреев «причесал» растрепанные колосья, «развязал» бантик, а «освободившиеся» ленты использовал для оформления «снопиков».
Герб, который был утвержден еще раньше, приобрел окончательные очертания и официальное описание:
«Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца — золотого серпа и молота, помещенных крест накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:
а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.
б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
В этом виде он лег в основу гербов социалистических Украины и Белоруссии, которые, впрочем, обошлись без андреевских перевязей (рис. 7, 8).
Внимательный читатель должен заметить, что социалистическая символика к 1918 г. ограничивалась серпом, молотом, колосьями и восходящим солнцем, не включая знаменитую пятиконечную звезду, подключенную к герботворчеству лишь в 1922 г.
Долгое время она существовала параллельно с государственной символикой, находясь на вооружении Красной армии. Звезда эта, как ехидно отмечали белогвардейцы, имела, казалось, чисто иудейское происхождение, будучи деталью знаменитой «пентаграммы Соломона» — правильного пятиугольника с соединенными вершинами (рис. 9).
Пентаграмма, согласно средневековым научным представлениям, активно и надежно препятствовала проникновению в помещение разного рода нечистой силы. Инструкцию по применению «Соломоновой звезды» содержит, в частности, сцена первого свидания Фауста с Мефистофелем в трагедии Гёте.
Вряд ли всё это было известно комиссарам РККА, которые в листовке 1918 г. приводили следующее «геральдическое обоснование» эмблемы:
«...Красная звезда Красной армии — это звезда Правды... Поэтому на красноармейской звезде и изображен плуг и молот.

Рис.21 Герб СССР Рис.22 Новый русский Герб
Рис.21
Герб СССР
Рис.22
Новый русский Герб

Плуг пахаря-мужика. Молот молотобойца-рабочего.
Это значит, что Красная армия борется за то, чтобы звезда Правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему, чтобы для них была воля и доля, отдых и хлеб, а не только нужда, нищета и беспрерывная работа...
Она есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих. Вот что означает красная звезда Красной армии».
В это время у молодой советской власти практически ничего кроме армии и не было. Следовало бы, конечно, упомянуть и мощные карательные органы, но они забрали себе тот самый меч, который зачеркнул В.И.Ленин и который стойко сохраняют до сего дня. Все успехи государства были связаны именно с армией, предназначенной «нести народам мира освобождение от капиталистического гнета».
Всё это предопределило появление звезды на гербе СССР, образовавшегося в 1922 г. путем объединения Белоруссии, России, Украины и Закавказской Федерации Советских Республик (рис. 10).
В нем звезда венчает обрамление из снопов, а серп с молотом удобно расположились на фоне земного шара, еще раз подчеркивая основополагающую идею мировой революции. Перевязи на колосьях несли традиционный девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», написанный на языках объединившихся народов.
С языками сразу не заладилось. По всем геральдическим правилам перевязей должно было бы быть четыре — по числу союзных республик в составе СССР. Но если с Россией, Белоруссией и Украиной всё получалось, то писать четвертую надпись по логике следовало на несуществующем «закавказском языке».
В 1922 г. опыта создания новых языков у коммунистов еще не было, так что народы Закавказской Федерации получили три ленты для азербайджанской, грузинской и армянской надписей.
Все последующие изменения в гербе СССР были связаны в основном с количеством перевязей: союзные республики присоединялись, образовывались и упразднялись, что сопровождалось соответствующими трансформациями символики. (Вспомним добавление гербов к двуглавому орлу.)
Постепенно герботворчество охватило периферию Страны Советов. В отличие от национальной и территориальной обезличенности гербов СССР, Белоруссии, России и Украины, местная геральдика охотно использовала природные и хозяйственные особенности республик.
Грузия и Армения включили в свои эмблемы изображения вершин Большого Кавказского хребта, причем на армянском гербе, согласно официальному описанию, можно увидеть гору Большой Арарат, которая находится на Турецкой территории (рис. 11, 12).
Любопытные изменения претерпела форма традиционного серпа в первом гербе Узбекистана (рис. 13).
Скромный герб Азербайджана уже в 1921 г. включил мусульманский полумесяц, а через 10 лет почти полностью изменился, украсившись буровой вышкой и общесоюзным восходящим солнцем (рис. 14, 15).
Одним словом, новые республики явно отдавали предпочтение собственной символике, отодвигая интернациональную на задний план.
Такое отступление от основополагающей идеи вскоре стало казаться нескромным, и центр начал борьбу с «местным национализмом», приводя гербы к некоему «общему знаменателю». Ярким свидетельством победы новой тенденции стала революция в таджикской символике. Канули в геральдическое небытие овечки, тракторы, река с гидростанцией и высокие горы. Остался лишь хлопок, заменяющий слева от зрителя общепринятые колосья пшеницы (рис. 16, 17).
Больше повезло туркменам. Их сложный четырехчастный герб (1926) с нетрадиционным расположением орудий труда, хотя и был полностью изменен,
но все же не полностью обезличен. Сохранив «хлопчатобумажные» и виноградные мотивы, он потерял старорежимного верблюда, зато приобрел черты современного промышленного пейзажа (рис. 18, 19).
Таким образом некоторые национальные или местные черты гербы все-таки сохраняли. Латвии, одной из последних «влившейся в дружную семью народов СССР», разрешили, не в пример прочим прибалтам изображение моря (рис. 20)...
С упразднением Карело-Финской Социалистической Республики обрел окончательный вид и союзный герб, благополучно доживший до 1991 г. (рис. 21).
К этому времени в недрах законодательных и исполнительных органов РСФСР зрели, под эгидой Б.Н.Ельцина, проекты, предусматривающие разной степени тяжести изменения государственной символики.
Обсуждались варианты сохранения атрибутики социализма, возвращения к символам дореволюционной России, и, наконец, создания чего-то совсем уж нового.
Последнее направление было изначально обречено на неудачу. Как считает нынешний главный герольдмейстер РФ Г.В.Вилинбахов, это было обусловлено тем, «что в советское время геральдике как научной дисциплине и геральдическому искусству не уделялось достаточного внимания ... “геральдическому художеству”... не обучали ни в одном художественном учебном заведении страны».
Думается, что дело было не только и не столько в указанных обстоятельствах. Опыт советского периода показал, что вопрос о государственной символике можно решать быстро и без особых затей, как это делали Ленин с подвернувшимся под руку скульптором Андреевым. Важно было, что авторы новых проектов не ведали, чего хочет начальство, и — главное — долго ли это самое начальство во главе достаточно эфемерной России продержится.
Вопросы сняли августовские события 1991 г., когда стали ясны вкусы и пристрастия Б.Н.Ельцина, а социалистическая символика автоматически исключилась.
Двуглавый орел был приватизирован командой президента, а противостоящий ему Верховный совет был вынужден довольствоваться символикой по «остаточному принципу». Исход великого противостояния определился в 1993 г.: Верховный совет разогнали, а герб — по рисунку художника Е.И.Ухналева — утвердили.
Сам Ельцин в обычной своей манере сообщил, что выбрал из предложенных ему орлов «самого доброго». Почему Георгий Победоносец снова стал «всадником» и развернулся в обратную сторону, президент не уточнил, да и вряд ли этим интересовался.
Завершилась геральдическая эпопея лишь в 2000 г., когда Дума отважилась окончательно утвердить новый герб, официальное описание которого гласит (рис. 22):
«Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона».

TopList