Атлеты

Игры атлетов были важной частью жизни греков. Каждый уважающий себя город имел стадион. Панэллинские игры в Олимпии были всего лишь самыми престижными из сотни других подобных им празднеств.
Всеобщая любовь к атлетике и к богам-патронам этих игр была источником чувства культурной общности обитателей политически разделенной страны. Атлеты (только мужчины) обычно состязались в десяти дисциплинах.
С VII в., когда один из участников состязаний случайно потерял во время бега одежды, соревнующиеся выступали обнаженными. Они были привычны к тяжелым тренировкам и ждали за свои выступления хорошего вознаграждения. Тариф вознаграждений за победу на празднестве в Афродисиаде в I в. дает нам представление о статусе каждого вида соревнований:

бег на длинные дистанции — 750 динариев;
пятиборье — 500 динариев;
бег в доспехах — 500 динариев;
спринт (бег на 1 стадий) — 1250 динариев;
панкрацион — 3000 динариев;
борьба — 2000 динариев;
ходьба (на 2 стадия) — 1000 динариев;
бокс (кулачный бой) — 2000 динариев.

Стандартный стадий (длина стадиона) составлял около 212 метров. Бегуны огибали шест на дальней от места старта оконечности стадиона.
Пятиборье состояло из пяти видов соревнований: прыжки в длину, метание диска, метание копья, ходьба, борьба.
В панкрационе, своего рода вольной борьбе, соревнующиеся стремились, как в дзюдо, любыми средствами подавить противника.
Практиковались также метание в цель и состязания на колесницах.
Атлеты и их родные города гордились победами на олимпиадах. Особенно выделялась Спарта. Афины выиграли Олимпиаду только четыре раза из 183 возможных. Самыми выдающимися были успехи Элиса на Пелопоннессе — родины первого победителя (из тех, о которых у нас имеются сведения), Коробуса.
Непревзойденным чемпионом был Милон Кротонский, который одерживал победы в соревнованьях по борьбе на пяти подряд Олимпиадах — с 536 по 520 гг. до н.э. Победив в последний раз, он пронес на плечах жертвенного быка по всему стадиону, а потом уселся, чтобы съесть его.
Играм посвящены дошедшие до нас оды Пиндара:

Есть племя людей,
Есть племя богов,
Дыхание в нас — от единой матери,
Но сила нам отпущена разная;
Человек — ничто,
А медное небо — незыблемая обитель
Во веки веков.
Но нечто есть
Возносящее и нас до небожителей, —
Будь то мощный дух,
Будь то сила естества, —
Хоть и неведомо нам, до какой межи
Начертан путь наш дневной и ночной Роком.

Дух этих спортивных игр сохранился и в христианские времена. Апостол Павел, без сомнения, был горячим болельщиком, если не участником их: «Я бился в хорошей схватке, — писал он, — я пробежал дистанцию. Я сохранил веру» (2 Tим., 4: 7).
Последние Олимпийские игры были проведены в 389 и 393 гг. н.э. последним известным победителем (victor ludorum) — в 385 г. — был армянин. Вопреки распространенному мнению, мы не можем утверждать, что император Феодосий I запретил эти игры — нет свидетельств. Скорее, поскольку христианское общественное мнение обратилось против всяческих языческих культов, то стало невозможным восстановить игры после вторжения в Грецию вестготов в 395 г. Игры в Антиохии в Азии, не прекращавшиеся до 530 г., были некоторой заменой Олимпийским.
Олимпийские игры были возобновлены в Афинах 6—12 апреля 1896 г. после перерыва более чем в 1500 лет. Инициатором и председателем-основателем Международного олимпийского комитета был французский спортсмен, барон Пьер де Кубертен (1863—1937). В XX в. игры проводились регулярно каждые четыре года в разных местах — за исключением времени мировых войн.
С 1912 г. к играм допускаются женщины. В 1924 г. в Шамоникс были организованы Зимние Олимпийские игры. Примечательно, что первым победителем в марафоне уже в новейшие времена (в 1896 г.) стал грек Луис Спиридон.

TopList