А.П. ШЕСТОПАЛОВ

Великий князь Константин Николаевич

Среди деятелей эпохи реформ 1860—1870-х гг. особое место принадлежит брату императора Александра II — великому князю Константину Николаевичу.
Вокруг Константина Николаевича сплотилась группа прогрессивных политических деятелей (константиновцев, как их тогда называли). Вопрос о роли, которую великий князь сыграл в подготовке и проведении реформ 1860-х гг., представляет огромный интерес. Ответы на него важны для понимания целей и задач правительства, некоторых особенностей борьбы различных группировок и расстановки политических сил.

Константин Николаевич родился 9 сентября 1827 г. Воспитание великого князя было в основном ориентировано на предстоявшую ему деятельность — флотскую службу. В 1831 г. Константину Николаевичу было присвоено звание генерал-адмирала российского флота. Получив четырех лет от роду высший морской титул, великий князь впоследствии, в 1855 г., занял соответствующую должность. Стремительное производство в чины и должности было в то время обычным явлением в императорской фамилии. Необычным был сам молодой человек, разносторонне одаренный, уже в молодые годы имевший свои убеждения — и прослывший реформатором.

Константин Николаевич получил разностороннее образование. Особый интерес у второго сына Николая I вызывала история. По свидетельству А.В.Головнина, «во всё продолжение воспитания исторические науки всего более занимали великого князя»1. Педагоги отмечали, что великий князь был учеником способным и добросовестным. Он блестяще выдерживал экзамены, много и прилежно занимался, с детства был склонен к самокритичности.

В его дневнике, отрывки из которого приводит А.В.Головнин, встречаются интересные записи: «До сих пор я был просто дитя, потому что, как я веду себя и учусь, оно достойно десятилетнего дитяти. Пора не на шутку измениться. Если посмотрю назад на свою жизнь, то вижу, что всё искал только того, что забавляет меня, а работать, заниматься дельным, думать — это я очень редко… Первое, с чего мне надобно начать — это усердная учеба»2.

Став в 1845 г. председателем Русского географического общества, великий князь познакомился со многими общественно-политическими деятелями и учеными, влияние которых на мировоззрение Константина Николаевича существенно определило будущее направление его деятельности. Членами географического общества были, например, П.П.Семёнов-Тян-Шанский, упоминавшийся уже А.В.Головнин, Н.А. и Д.А. Милютины, К.Д.Кавелин.

Разностороннее образование великого князя и влияние на него либерального окружения подготовили цесаревича к политической деятельности. Константин Николаевич неизменно поддерживал сторонников преобразований, о чем свидетельствуют многие из его современников. Князь В.П.Мещерский, например, в своих воспоминаниях писал, что великий князь после 1855 г. «занимался исканием людей для своего брата, государя… Он мечтал тогда создать целую плеяду молодых государственных людей. И как только ему называли способного человека, он немедленно с ним знакомился»3. Действительно, великий князь привлек к работе в своем министерстве Д.А.Оболенского, Б.П.Мансурова; он покровительствовал М.Х.Рейтерну и А.В.Головнину, занявшим впоследствии министерские посты; в разное время брат Александра II оказал влияние на назначения Н.А.Милютина и С.И.Зарудного, которые стали авторами важнейших для России реформ.

*

Многие современники отмечали незаурядные способности великого князя. Е.М.Феоктистов, начальник Главного управления по делам печати, писал: «Я нашел в нем человека умного и обладавшего разносторонними сведениями. Он много читал и всё, что случилось ему прочесть, помнил до мельчайших подробностей — память его была поистине изумительной»4.

Пожалуй, самую интересную характеристику дал великому князю П.А.Валуев, человек язвительный и скептически относившийся к окружающим: «Он умен, но исполнен странных противоречий, имеет опыт в делах и порою изумительно незрел, обнимает быстро, понимает тонко и в некоторых вопросах почти детски наивен»5. Видимо, можно сделать вывод о некоторой поверхностности суждений Константина Николаевича, которая проистекала, вероятно, от его неуравновешенности и импульсивности.

Великий князь был человеком увлекающимся, энергичным, но одновременно резким и вспыльчивым, что, безусловно, влияло на отношение к нему окружающих. Понятно, что оценки такого человека отличаются некоторой противоречивостью.

«Я думаю, нет другого человека, на которого возводили бы столько клевет», — читаем мы в «Дневнике» госсекретаря Е.А.Перетца6. Впрочем, тот интерес, который вызывала к себе личность великого князя, свидетельствует о незаурядности его натуры.

По свидетельству В.П.Мещерского, Константин Николаевич сознавал тот вред, который часто наносил ему его характер: «Они, эти дурные черты, во мне сидят, как злой дух ; они сильны во мне, и вы не поверите, каких мне усилий требуется с ними бороться»7.

Вокруг Константина Николаевича ходило множество самых разнообразных слухов. Самым, пожалуй, распространенным среди них был слух о том, что великий князь оспаривал право на престол у Александра II. После смерти Александра Освободителя А.А.Бобринский, недолюбливавший Константина Николаевича, запишет в своем дневнике: «Великий князь Константин Николаевич сделался ненавистным. Некоторые прямо обвиняют его в том, что он стоял во главе убийц. Хорошенькая репутация!»8

Противоречивость натуры великого князя проявлялась во многих его действиях. Он часто поддавался влияниям; имея собственные зрелые убеждения, стремясь «выполнить свой долг», он внимательно следил за впечатлениями и отношением к себе.

«Либеральные убеждения сочетались у него с властолюбием и неумением терпеть возражения; поборник гласности, он мог осыпать редактора газеты площадными ругательствами за нелестные отзывы о политике его министерства, благородные устремления работать только на благо флота и отечества теряли свою искренность при его безмерном самолюбии и стремлении к популярности; страстная борьба с казнокрадством и взяточничеством не мешала ему самому участвовать в железнодорожных махинациях, которыми так увлекались великие князья»9.

Подобные мнения — как бы к ним ни относиться — не позволяют, однако, отрицать роль великого князя Константина Николаевича в процессе подготовки и реализации либеральных реформ второй половины ХIХ в.

*

Активная политическая деятельность великого князя началась в январе 1853 г., после вступления во временное управление Морским министерством (через два года он станет управляющим этим ведомством). С этого времени начинается почти 30-летний период деятельности Константина Николаевича в качестве главы русского флота.

В первые годы деятельность великого князя резко противоречила традициям административного управления, принятым в России. «Энергия генерал-адмирала ломала сложившуюся в течение десятилетий рутину административной работы. Он поднимал сразу десятки вопросов и заваливал своих подчиненных поручениями и запросами… Но рамки николаевской системы жестко определяли в эти годы сферу возможных преобразований. Реформы допускались лишь в виде частных улучшений, и надеяться на радикальные перемены при жизни Николая I не приходилось»10.

Серьезные преобразования в морском ведомстве начались с воцарением Александра II, в 1855 г. Одним из самых эффективных способов улучшить постановку дела Константин Николаевич считал гласность в делах управления. В журнале «Морской сборник» им было положено начало освобождению печати от предварительной цензуры.

Первые шаги в этом направлении были предприняты великим князем уже при разработке морских уставов: «Должно заметить, что великий князь передавал на общее рассмотрение собственные проекты, наравне с трудами других членов, требовал на них замечаний и соглашался с возражениями»11.

На страницах органа Морского ведомства впервые началось гласное обсуждение новых идей, связанных с функционированием флота. Константин Николаевич обратил внимание на слишком запутанную и крайне несправедливую процедуру военно-морского судопроизводства. Первыми шагами по реформированию судов явились несколько указов по линии Морского министерства: от 9 марта 1855 г., от 4 и 5 октября 1858 г. В этих документах впервые был сформулирован принцип гуманного отношения к подсудимым.

В военно-морских судах существовала волокита. 22 декабря 1858 г. Константин Николаевич принял проект реформы, призванной ускорить судопроизводство, и ввел новые правила письмоводства. Это были, однако, частные меры, которые не могли изменить общей системы судоустройства и судопроизводства в империи, но они послужили реальной основой для дальнейшего продвижения к реализации новых правовых идей.

*

С самого начала правительственной деятельности великого князя Константина Николаевича серьезно интересовала проблема крепостного права. «Великий князь, — писал П.П.Семенов-Тян-Шанский, — был одним из первых лиц русской интеллигенции, сознавших необходимость обширных реформ в русском государственном и общественном строе и убедившихся, что первою из этих реформ должно быть освобождение крестьян от крепостной зависимости»12.

Внимательно изучив положение военных поселян, находившихся в ведомстве Адмиралтейства, великий князь начал разработку вопроса об отпуске их на волю. 10 апреля 1858 г. охтинские поселяне были освобождены от крепостной зависимости. Через два года, на тех же основаниях, были освобождены крестьяне черноморских адмиралтейских поселений13.

Освобождение адмиралтейских поселян послужило как бы прологом Великой реформы — реформы, в которой Константин Николаевич сыграл отнюдь не последнюю роль.

К 1857 г., когда правительство серьезно решилось заняться проблемами крепостного права, у Константина Николаевича была сложившаяся система взглядов на этот вопрос, что позволило великому князю сразу же (после назначения 31 июля 1857 г. членом Секретного комитета по крестьянскому делу) включиться в законодательные работы.

Назначение царского брата в Секретный комитет значительно оживило работу этой инстанции, деятельностью которой за предшестовавший восьмимесячный период Александр II остался очень недоволен. В результате активных действий великого князя на заседаниях Секретного комитета 14 и 17 августа были приняты знаменитые три периода преобразования крестьянского вопроса; речь шла о постепенной отмене крепостного права.

Взгляды великого князя в августе 1857 г. были близки к умеренному либерализму. К осени 1858 г. позиция Константина Николаевича обрисовалась более определенно. В то время в Главном комитете по крестьянскому делу (Секретный комитет был переименован в Главный комитет) предстоял серьезный пересмотр первоначальной программы отмены крепостного права. Речь шла о признании права крестьян на выкуп полевой земли в собственность.

Константин Николаевич активно поддерживал новую программу, чем вызвал недовольство консерваторов. Для успокоения последних Александр II решил отправить великого князя в длительную поездку за границу, подальше от обострившейся политической борьбы.

*

За границей Константин Николаевич пытался следить за событиями. Его переписка с Я.И.Ростовцевым, С.С.Ланским и другими причастными к реформам государственными деятелями — лишнее тому подтверждение.

В то же время великий князь стремился пополнить свои знания по этой проблеме. Например, в октябре 1858 г. он встречался с бароном Гакстгаузеном, известным исследователем аграрных отношений в Пруссии и России: «Много с ним говорил про крестьянский вопрос». По возвращении в Петербург (в сентябре 1859 г.) Константин Николаевич вновь принял активное участие в работе Главного комитета (в октябре 1860 г. он был назначен председателем Главного комитета по крестьянскому делу вместо удалившегося от дел светлейшего князя
А.Ф.Орлова).

По словам П.П.Семенова-Тян-Шанского, Александр II не сомневался в сделанном выборе: «В своем высокоталантливом брате он нашел преданного исполнителя своих уже определившихся предначертаний, доказавшего предыдущей деятельностью в Главном комитете непоколебимое сочувствие великодушному намерению своего державного брата удержать за освобожденными крестьянами всю ту землю, которая при крепостной зависимости обеспечивала их существование»15.

Главный комитет под председательством великого князя работал с 10 октября 1860 по 14 января 1861 г. Это был завершающий этап разработки крестьянской реформы. Всего было проведено 45 заседаний.

*

В марте 1859 г. императором было создано специальное правительственное учреждение, занимавшееся составлением законопроектов крестьянской реформы, — Редакционные комиссии. Первым их председателем был назначен Я.И.Ростовцев; после его смерти в октябре 1860 г. эту должность принял граф В.Н.Панин.

Обсуждение проектов Комиссий проходило по пунктам, которые были утверждены на первом заседании, 10 октября 1860 г. Уже с первого дня работы обнаружились серьезные разногласия. Основными противниками вынесенного законопроекта были шеф жандармов В.А.Долгоруков, сенатор П.П.Гагарин, министр государственных имуществ М.Н.Муравьев, министр финансов А.М.Княжевич. В октябре 1860 г. обсуждались первые три пункта Положения:

«  1. Права, кои должны быть дарованы крестьянам по освобождении их от крепостной зависимости.
    2. Образование по этому случаю особых учреждений по крестьянскому вопросу.
    3. Порядок будущего управления крестьянских обществ и отношения их к помещику»16.

По первым двум пунктам возникли серьезные разногласия, однако Константину Николаевичу удалось склонить большинство членов Комитета в пользу проектов Редакционных комиссий, и основные идеи были одобрены. Но ожесточенная борьба, как это и предполагал великий князь, развернулась вокруг устройства поземельных отношений между освобождаемыми крестьянами и их бывшими помещиками. Много споров вызвал вопрос о размерах наделов и повинностей.

За проект Редакционных комиссий высказались четверо — Константин Николаевич, министр внутренних дел С.С.Ланской, главноуправляющий путями сообщения К.В.Чевкин, главноуправляющий Вторым отделением Императорской канцелярии Д.Н.Блудов; остальные были против.

В.А.Долгоруков, М.Н.Муравьев и А.М.Княжевич, отвергая проект по существу, предлагали предоставить губернским учреждениям право определять наделы в уменьшенных размерах, а также назначать повинности за них. Два члена комитета — П.П.Гагарин и В.Ф.Адлерберг — вообще отвергли проект, выступив за предоставление крестьянам дарственного надела. Граф В.Н.Панин, принимая в целом проект Редакционных комиссий, расходился с его авторами в некоторых деталях и частных вопросах.

В конце концов удалось составить большинство сторонников великого князя — из 6 человек (проект был поддержан также министром императорского двора В.Ф.Адлербергом и В.Н.Паниным). Великому князю удалось отстоять в Главном комитете проекты о дворовых людях, о заводских и фабричных людях, которые были приняты без изменений.

Последнее заседание Главного комитета под председательством великого князя прошло 14 января 1861 г. Утвержденный в Главном комитете законопроект поступил на рассмотрение в Государственный совет 28 января, где его обсуждение проходило до 17 февраля 1861 г.

Великий князь предполагал, что оппозиция реформе в Государственном совете будет сильна. И он не ошибся. Во время обсуждения многих вопросов Константин Николаевич и его единомышленники оказались в меньшинстве.

На помощь пришел сам император Александр II. В тех случаях, когда дело касалось основной концепции реформы, монарх не шел ни на какие уступки, утверждая порой мнение меньшинства. Немалую роль в этом сыграл великий князь Константин Николаевич, практически ежедневно встречавшийся со своим венценосным братом.

17 февраля 1861 г. проект Редакционных комиссий с незначительными изменениями был принят. Единственной существенной уступкой крепостникам стало согласие на предложение П.П.Гагарина разрешить помещикам передавать крестьянам, по «добровольному соглашению», надел «в дар» с последующим прекращением обязательных отношений. Дарованный надел остался в истории под именем нищенского, сиротского.

*

19 февраля 1861 г. государь написал на первой странице представленных документов крестьянской реформы: «Быть по сему». Великий князь Константин Николаевич так прокомментировал это знаменательное событие: «С сегодняшнего дня, стало быть, начинается новая история, новая эпоха России. Дай Бог, чтоб это было к вящему ее величию»18.

В тот же день рескриптом Александра II великий князь был назначен председателем вновь учрежденного Главного комитета об устройстве сельского состояния, контролировавшего реализацию крестьянской реформы. Вплоть до своей отставки в июне 1881 г. Константин Николаевич возглавлял этот правительственный орган, умело отстаивая и проводя в жизнь основные направления крупнейшей реформы ХIХ в.

*

На протяжении двадцати с лишним лет великий князь занимал самые высокие посты в правительственной иерархии. 27 марта 1862 г. он был назначен наместником Царства Польского. Император был обеспокоен подъемом национального движения в крае, но надеялся найти с поляками компромисс. Новому наместнику было предписано проводить «примирительную политику».

Однако компромисс найти не удалось. Покидая Варшаву в октябре 1863 г., отставленный Константин Николаевич горько заметил: «Теперь наступает время палачей».

Генерал-фельдмаршал Ф.Ф.Берг подавил Польское восстание летом 1864 г. «Примирительная политика» закончилась традиционно: ружейной пальбой и артиллерийской канонадой...

Польша стала для великого князя тяжелым поражением. Его открыто обвиняли в измене, в попустительстве националистическим устремлениям поляков. Давление было настолько сильным, что Константин Николаевич на некоторое время был вынужден отойти от дел и уехать за границу. Великий князь категорически отвергал обвинения: «Я свято исполнил данную мне программу. К глубокому сожалению, она не привела к доброму результату»19.

Шестнадцать лет, начиная с 1 января 1865 г., великий князь Константин Николаевич возглавлял Государственный совет — высшее законосовещательное учреждение России. 1865 год явился своеобразным рубежом в деятельности великого князя в пореформенный период.

С одной стороны, он занимал высокое положение и имел значительное влияние в правительстве, пользуясь расположением и доверием Александра II. Константин Николаевич участвовал во всех важнейших преобразованиях своего времени, был лидером либерального крыла в правительственных верхах. С другой стороны, именно с этого времени начинается спад в деятельности великого князя. Константин Николаевич потерял свое влияние, будучи наместником Польши, так как крах его политической линии, направленной на примирение с поляками, стал причиной широкомасштабного восстания.

Покушение на царя 4 апреля 1866 г. дискредитировало и политику гласности и законности, которую сменила политика более жестких полицейских мер. Большая часть ставленников великого князя в правительстве была вынуждена уйти в отставку (за исключением М.Х.Рейтерна — министра финансов). Хотя Константин Николаевич после двухлетней «ссылки» и приступил к обязанностям главы Государственного совета, ему не удалось восстановить утраченное положение.

*

Возвращение великого князя к государственной деятельности произошло в период резкой активизации дворянской партии, недовольной своим пореформенным положением в обществе. В новых условиях, когда политика правительства начала изменяться, выступления дворянства стали опорой для оппозиции в правительстве.

14 января 1865 г. императору был подан известный адрес московского дворянства «О созвании выборных людей от земли русской», в котором недвусмысленно было сформулировано требование о введении представительных начал для дворянства20.

Константин Николаевич отреагировал на адрес московского дворянства резко отрицательно: «Подобного скандала еще никогда не бывало. Это превосходит всякое воображение». Московское дворянское собрание было распущено.21

Наступило затишье. Но ненадолго. Уже в январе 1866 г. дворянские выступления возобновились (выступление рязанского дворянства, например). После адреса петербургского дворянства от 3 марта 1866 г., выступившего с прошением «иметь постоянных своих депутатов с правом голоса и в Совете, и в Сенате», председатель Госсовета серьезно задумался над проблемой соотношения верховной власти и выборного представительства22.

*

Дворянские выступления 1865 — 1866 гг. подтолкнули великого князя к мысли о необходимости составления собственного проекта введения представительских начал в делах управления. Справедливости ради отметим, что подобные мысли имели место и гораздо раньше.

Так, еще в 1848 г., задолго до правительственной деятельности, будучи за границей, великий князь записал в дневнике: «Здесь [в Вене] были бунты, и в результате вся Австрия получила конституцию. Итак, мы теперь остались одни в целом мире»23.

Это свидетельство дневника существенно дополняет взгляд на формирование проекта великого князя. По всей видимости, политические симпатии Константина Николаевича изначально были шире, чем у многих либералов, и сам великий князь не исключал введения конституционного режима.

Но симпатии брата императора не соответствовали политической обстановке того времени, — отсюда и ограниченный, по сравнению, например, с известным проектом П.А.Валуева 1863 г., характер великокняжеских предложений. Проект Константина Николаевича был составлен под нажимом оппозиционных выступлений, с учетом стремлений дворянской партии изменить в свою пользу Положения 19 февраля 1861 г.

К осени 1866 г. была написана «Краткая записка» — черновой вариант проекта; окончательный вариант был представлен Александру II 22 декабря 1866 г.24. Суть проекта сводилась к созданию при Государственном совете совещательного собрания из представителей земств и городов — для предварительного обсуждения тех или иных вопросов. Особенности проекта указаны в самой записке и сформулированы как основные соображения:

« 1) Для России в настоящее время и еще надолго конституционное правление было бы гибельно, потому что оно немедленно обратилось бы в олигархию и анархию. Мы должны всеми силами поддерживать самодержавие.
   2) Существующие сословные привилегии не должны быть нарушаемы или отнимаемы; такие меры произвели бы раздражение, но в видах уничтожения исключительности этих привилегий можно на деле сглаживать через распространение их на другие сословия.
   3) При допущении известной степени либеральности в формах, составляющих наружную сторону какого-либо мероприятия, не предстоит опасности, коль скоро сущность сохранена и удержана в надлежащей неприкосновенности.
   4) Развитие зародышей, хранящихся в отечественном законодательстве, должно быть предпочитаемо заимствованию иностранного»25.

Характеризуя проект и указывая на цели и возможности его принятия, Константин Николаевич заключает записку такими словами: «Все эти предположения имеют целью, с одной стороны, удовлетворить действительно общему желанию, чтобы голос сословий прямо доходил до престола, а с другой стороны, устранить именно поводы и предлоги к дальнейшему повторению превратного предположения, будто в настоящее время правде прекращен доступ к государю. В то же время эти меры, весьма либеральные по своей форме, должны успокоить многие высказывавшиеся в последнее время стремления, но в сущности в них нет ничего опасного, так как, во-первых, депутаты будут призваны не в состав Государственного совета, где участие их было бы сопряжено с некоторыми неудобствами, но они будут состоять при Государственном совете в виде представительных комиссий, во-вторых, председатели собраний будут назначаемы самим государем, в-третьих, в собраниях будут присутствовать министры, и, наконец, в-четвертых, при обсуждении дел голос собрания будет только совещательный и в решительный обращаться не может»26.

Проект Константина Николаевича явно не посягал на прерогативы самодержавной власти, он лишь несколько расширял или видоизменял то, что уже было предусмотрено законом. Но поданная великим князем записка была отвергнута. Иллюзия непоколебимости самодержавия в очередной раз одержала верх.

*

Как уже отмечалось, в 1866 г. наступил перелом в правительственной политике. Это прежде всего выражалось в новых назначениях 1866—1868 гг.:
А.В.Головнин на посту министра народного просвещения был заменен консерватором Д.А.Толстым; место прогрессивного министра юстиции Д.Н.Замятнина, руководившего ведомством в 1862 — 1867 гг., занял Д.Н.Урусов, вскоре смененный К.И.Паленом, открытым противником судебной реформы 1864 г.; П.А.Валуеву пришлось уступить пост министра внутренних дел бывшему начальнику штаба корпуса жандармов А.Е.Тимашеву.

Внутри правительства значительно усилился реакционный лагерь. В сложившейся ситуации Константин Николаевич вынужден был придерживаться осторожной политики, часто шел на уступки, всё более теряя свое былое влияние. Из лидера сильной либеральной группировки он превратился в занимающего высокое положение государственного сановника, имеющего опыт, но вынужденного в политической борьбе не определять направление, а лишь примыкать к той или иной группировке в решении различных вопросах государственной политики.

В январе 1880 г., в условиях острого политического кризиса, Александр II вновь выразил намерение рассмотреть проекты представительства, поданные в свое время П.А.Валуевым и великим князем Константином Николаевичем. Под председательством великого князя был создан Особый комитет для рассмотрения проектов. В заседаниях Особого комитета в январе 1880 г. оба проекта были отвергнуты, предложенные меры были признаны «несвоевременными».

«Совещались с Костей и другими, решили ничего не делать», — записал по этому случаю император27. После провала проекта великого князя положение Константина Николаевича уже невозможно было восстановить.

В феврале 1881 г. Александр II собрал совещание по обсуждению проекта министра внутренних дел М.Т.Лорис-Меликова. Проект этот был во многом схож с планом преобразования Государственного совета Константина Николаевича. В литературе по этой проблеме сложилось мнение о влиянии проекта великого князя на «конституцию» Лорис-Меликова.

Новый проект не успели утвердить: смерть Александра II (1 марта 1881 г. император был убит народовольцем И.Гриневицким) прервала карьеру многих реформаторов александровского времени.

С воцарением нового императора, Александра III, питавшего неприкрытую неприязнь к своему дяде, деятельность Константина Николаевича была обречена. Сам великий князь не питал на этот счет никаких иллюзий. «Кажется, мои акции плохи», — сказал он он Е.А.Перетцу 4 марта28. 13 июля 1881 г. великий князь Константин Николаевич был уволен со всех должностей с оставлением почетного звания генерал-адмирала и почетного председателя Государственного совета.

Последние годы жизни великий князь провел вне Петербурга, в полном политическом бездействии, деля свое время между Крымом и Европой. Умер Константин Николаевич в своем имении в Павловске 13 января 1892 г., в возрасте 64 лет. Смерть его осталась почти незамеченной.

*

Практически сто лет делб великого князя Константина Николаевича были лишь предметом исторических исследований. Широкому обществу выдающийся реформатор ХIХ в. был незнаком. Что ж, время всё расставило по своим местам, заполнило все исторические ниши, открыло массовому читателю имена многих крупных деятелей реформ 1860—1870-х гг. В числе последних заслуженно значится и имя великого князя Константина Николаевича. После Александра II, но рядом с ним.

_____________

А.П.Шестопалов — кандидат исторических наук, доцент, докторант Московского государственного университета сервиса.
1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 722. Оп. 1. Д. 928. Л. 14.
2 Там же. Л. 37.
3 Мещерский В.П. Мои воспоминания. Ч. 1. СПб., 1897. С. 99.
4 Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. М., 1991. С. 156.
5 Валуев П.А. Дневник П.А.Валуева, министра внутренних дел(1861—1876). Т. 1. М., 1961. С. 170.
6 Перетц Е.А. Дневник. М.; Л., 1927. С. 94.
7 Мещерский В.П. Указ. соч. С. 142
8 Бобринский А.А. Воспоминания / Каторга и ссылка. 1931. Кн. 3. С. 105.
9 Шевырев А.П. Русский флот после Крымской войны: либеральная бюрократия и морские реформы. М., 1990. С. 22.
10 Там же. С. 27.
11 ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Д. 928. Л. 99.
12 Семенов-Тян-Шанский П.П. Мемуары. Т. III. Пг., 1915. С. 224—225.
13 См.: Светлой памяти… // Морской сборник. 1912. № 3. С. 3.
14 Захарова Л.Г. Великий князь Константин Николаевич и его дневник // Вопросы истории. 1990. № 5. С. 117.
15 Семенов-Тян-Шанский П.П. Мемуары. Т. IV. Пг., 1916. С. 220.
16 Журналы Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу. Т. 2. Пг., 1916. С. 16—17.
17 См. там же. Т. 1. Пг., 1915. С. 135—140.
18 ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Д. 1153. Л. 12 об.
19 Цит. по: Перетц Е.А. Указ. соч. С. 28.
20 См.: История Москвы. Т. IV. М., 1954. С. 326—327.
21 ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Д. 1156. Л. 4 об.
22 Там же. Д. 1157. Л. 16.
23 Там же. Д. 88. Л. 26.
24 Записка и ее черновик хранятся в ГАРФ, в личном фонде великого князя Константина Николаевича (Ф. 722. Оп. 1. Д. 528). Записка опубликована в дневнике государственного секретаря А.А.Половцова (Т. 1. М., 1966).
25 Половцов А.А. Дневник государственного секретаря. Т. 1. М., 1966. С. 61.
26 Там же. С. 63—64.
27 ГАРФ. Ф. 678. Оп. 1. Д. 334. Л. 12.
28 См.: Перетц Е.А. Указ. соч. С. 44—45.

TopList