Е.М.Ашмарина, С.В.Белогорцев, В.В.Долинская, Л.А.Ефименко, С.С.Жолнерчик, М.Н.Козюк, Е.А.Лукашова, С.Ю.Макаров, А.М.Полиевктова, А.Н.Фонтанова, М.Н.Цепкова

О проекте "Правовое образование в школе"

Проект «Правовое образование в школе», осуществляемый Российским фондом правовых реформ (РФПР) при поддержке Министерства общего и профессионального образования РФ, действует с июля 1997 г. За полтора года разработана образовательная программа по праву для VII—XI классов, созданы соответствующие учебные пособия, методические материалы, учебные видеофильмы. Складывается система подготовки учителей к преподаванию права в школе (такую подготовку уже получили 65 человек; в ближайшее время на организуемые Фондом семинары будут приглашены еще около 200 учителей из различных городов нашей страны).

Обучающие семинары — основное звено упомянутой системы. Повысить квалификацию учителям помогают ведущие специалисты — правоведы, экономисты, психологи, методисты. При этом используется принцип поэтапного обучения, что позволяет постепенно переходить от традиционной теоретической подготовки к интерактивным методам обучения, затем осуществлять апробацию учебных материалов в практической деятельности учителя; завершает подготовку итоговая конференция.

Расширение состава участников проекта в будущем планируется за счет проведения региональных и выездных семинаров (в городах, где есть квалифицированные местные специалисты). Семинары подразделяются на стационарные (дневное обучение с отрывом от работы, в два-три этапа, примерно 180—200 часов) и очно-заочные (краткосрочный установочный семинар с преподаванием теории права — от 50 до
70 часов, затем заочное выполнение цикла заданий и заключительный итоговый семинар).

Перспективной задачей проекта является обучение обучающих. Для этого в ходе семинаров планируется повышение квалификации юристов, преподавателей обществоведческих дисциплин институтов и университетов, а также наиболее подготовленных учителей-практиков.

По разработанной участниками проекта программе обучаются почти 8 тысяч школьников из 45 школ, расположенных в 24 регионах России. Это школы различного типа, находящиеся в неодинаковой социально-культурной среде.

Перечислим пособия, созданные в рамках проекта и проходящие апробацию:

— «Право и лево» (учебник для VII класса);

— «Беседы о законе» (учебник для VII класса);

— «Основы правовых знаний» (учебник для VIII—IX классов);

— «Основы правовых знаний» (практикум для учеников VIII—IX классов);

— «Основы правовых знаний» (материалы для учителя к курсу, преподающемуся в VIII—IX классах).

Завершается работа над первой версией учебника для Х—XI классов «Экономика и право» и соответствующих методических пособий.

Авторы пособий стремились организовать учебный материал таким образом, чтобы облегчить практическое использование правовой информации. Разнообразие предлагаемых учителю учебно-методических инструментов дает возможность выбрать средства и способы представления материала с учетом особенностей региона, школы, класса.

Учебник для VII класса «Право и лево» (автор – С.Н.Ловягин) выстроен в форме диалогов, посвященных различным жизненным ситуациям. Диалоги призваны познакомить школьников с юридической терминологией, расширить их общую эрудицию. Учебник включает темы для обсуждения в классе, разделы «Прописные истины» и «Странички истории», игры, схемы, таблицы, картинки.

Автор учебника «Беседы о законе» (для VII класса) — А.Ф.Никитин. Книга написана в форме популярных бесед адвоката с семиклассниками — о том, что такое законы, чем они отличаются от моральных и иных социальных норм, как они регулируют нашу жизнь (в частности, рыночную экономику), как в конкретных ситуациях должны поступать участники имущественных и иных юридически значимых отношений. Учебник включает также подборки вопросов и заданий для самостоятельной работы, хрестоматийные материалы под рубрикой «Это важно знать» (афоризмы, цитаты из художественных и научных произведений). Пособием могут воспользоваться и учащиеся более старших классов, впервые приступающие к изучению права.

Учебно-методический комплект «Основы правовых знаний» для VIII—IX классов (учебник, практикум, материалы для учителя) создавался коллективом авторов, в который вошли Е.М.Ашмарина, С.В.Белогорцев, В.В.Долинская, Л.А.Ефименко, С.С.Жолнерчик, М.Н.Козюк, Е.А.Лукашова, С.Ю.Макаров, А.М.Полиевктова, А.Н.Фонтанова, М.Н.Цепкова.

Учебное пособие содержит сведения о праве и правоотношениях, усвоение которых позволяет перейти к изучению способов взаимодействия человека, общества и государства. Каждый параграф начинается с описания какой-либо ситуации из реальной жизни; затем следует теоретический материал, показывающий школьникам способы правомерных действий в этой ситуации. В учебник включены задачи (воспроизводятся и правильные варианты их решения), а также материал для самостоятельной работы.

Пособие-практикум тесно связано с учебником; оно содержит дополнительную информацию, юридические документы, задачи и вопросы к ним.

Материалы для учителя помогают очертить контуры уроков. Содержащийся в них дополнительный материал призван способствовать самообразованию преподавателей.

Экспертные оценки результатов проекта говорят о том, что разработанные программы и пособия после апробации и доработки могут применяться в массовой школе.

TopList