Сюзанна КУТЦ

Ученические исследования:
определение темы и планирование работы

Несколько слов об авторе статьи:

Сюзанна Кутц — координатор публикаторской деятельности Фонда Кёрбера (с 1996 г.), преподаватель немецкого языка и истории в гимназии. С 1986 по 1995 г. работала в рамках программы школьных конкурсов по истории. Автор многих работ об исследовательском подходе к образованию, об истории окружающей среды, о миграционных процессах в Германии.

...Учеба идет своим чередом. Домашнее задание, классная работа... Темы, над которыми должны работать школьники, в основном определены и известны заранее — так уж повелось с давних времен.

И вдруг учитель предлагает:

— Напишите собственное исследование! Придумайте что-нибудь новое!

Или справшивает:

— Почему вы не участвуете в конкурсе?

Или призывает:

— Ищите себе тему!

Вроде бы понятно, что конкурсы, на которые ученики представляют работы, основанные на самостоятельных изысканиях, — дело полезное и перспективное. Но каким образом ученики (группа школьников, целый класс) найдут подходящую тему и осуществят замысел — провести историческое исследование?

 

Рамочные условия исследовательской работы

Обычно учитель все-таки не требует от школьников выбирать тему работы совершенно самостоятельно, руководствуясь только собственными интересами и пристрастиями. Чаще используются менее прямолинейные приемы и подходы; учитель в той или иной степени подсказывает тему, например:

— Мне кажется, было бы неплохо написать работу о проблемах меньшинств, существующих в нашем обществе. Кто возьмется?

— Не хотел бы кто-нибудь подготовить перечень вопросов для обсуждения на уроке, посвященном истории национал-социализма?

— Нет ли желающих написать небольшое исследование по истории нашей школы? Основным источником может стать школьная хроника...

Работа над подобными проектами строится с учетом особенностей конкретного класса; учитель ориентируется на возможности и интересы своих учеников, на сложившиеся в ходе предшествующей познавательной деятельности навыки сотрудничества. Подобные факторы определяют, насколько сложным и масштабным будет исследование, сколько времени ребята сумеют посвятить изысканиям, какие материалы и методы их анализа они смогут использовать.

Очертив контуры проекта, можно формулировать конкретную тему исследования. Выбор темы предполагает целенаправленный поиск, но зависит от очень многих субъективных факторов, в том числе и не вполне осознанных учениками, действующих на уровне подсознания.

Тема должна быть интересна настолько, чтобы возникло желание заниматься ею длительное время.

Ее формулировка должна звучать по-новому, не совсем обычно, но не чересчур экстравагантно — иначе возникнут проблемы и с поиском материала, и с его осмыслением.

Должно быть достаточное количество материала для всех работающих над темой, но его избыток не должен повергать детей в ужас.

Работа должна быть напряженной и изобиловать неожиданными поворотами, но группа при этом всё же должна всё время контролировать ход исследования.

Результаты исследования должны представлять интерес для школьной общественности и побуждать к дискуссиям.

Как видим, требования к теме исследования многочисленны и часто противоречивы. То же самое можно сказать и о чувствах, устремлениях школьников, работающих над этой темой.

Действительно, обнаружить что-то новое, поговорить со свидетелями исторического события, освоить новые формы деятельности вне классной комнаты, осмотреть места событий, посетить библиотеки, получив в итоге хорошо сделанную работу, — всё это чрезвычайно заманчиво.

Однако существуют ведь и занятия по другим предметам, а также десятки внеучебных дел и обязанностей. Наличие подобных внешних факторов тоже влияет на выбор темы и на процесс дальнейшей работы.

 

Первые шаги к теме

 

Итак, поиск темы для ученического исследования всегда обусловлен какими-то рамками — тематическими, временными, ситуативными. Кроме того, при некоторых обстоятельствах выбор ограничивается требованием искать тему в пределах региона собственного проживания.

При этом в условиях конкурсов нередко упоминаются и хронологические рамки (скажем, «Послевоенная история Германии, 1945—1989»), и тематические области поиска («Транспорт», «Свободное время», «Спорт»); иногда довольно точно очерчивается круг анализируемых общественно-политических проблем (например: «Как сосуществовали и сосуществуют приезжие и местные жители?»).

Контуры темы сразу же порождают в сознании детей какие-либо ассоциации. Обмен подобными ассоциациями, идеями, как правило, становится основой мозгового штурма. Ребята, которым предстоит вместе работать над проектом, вслух высказывают всё, что приходит им в голову; произнесенные ключевые слова заносятся на карточки (для каждого слова — своя карточка), помещаются в таблицу или пишутся на доске; обычно формулируются и вопросы.

Никакой самоцензуры: разрешено всё, что приходит в голову, даже если при ближайшем рассмотрении посылка или подход окажутся абсолютно ложными.

Иногда при первом упоминании рамочной темы на ум приходят начальные строки песен, сюжеты фильмов, названия книг или газетные статьи. Стоит фиксировать и подобные ассоциации. Возможно, перебирая первичные ассоциативные цепочки и идеи, высказанные в групповом обсуждении, мы придем к выявлению вопросов, которые представляют интерес для участников работы.

Если после первых размышлений и мозгового штурма та сфера, которая представляется интересной и захватывающей всем участникам, не выделяется, есть смысл вовлечь в обсуждение как можно больше людей, рассказать им о своих замыслах и сомнениях. Во время таких рассказов часто становятся более понятными собственные мысли. Возможно, ученикам удастся получить какой-нибудь полезный совет.

А может случиться и так: предложенные устроителями конкурса темы-девизы (например, «Окружающая среда имеет историю» или «Памятник: воспоминания, предостережение, негодование») порождают какие-либо зрительные образы; человек, размышляющий над ними, внезапно начинает замечать дорожные указатели, строения или памятники, мимо которых он раньше проходил, не обращая на них внимания.

Возникают вопросы, например: почему, собственно, улица называется У глиняного ручья, когда никакого ручья не видно? И вот прямо на улице обнаруживается тема историко-экологического проекта...

Импульс к работе ученики могут получить и в результате посещения публичной библиотеки. С помощью предметного каталога и благодаря консультациям с сотрудниками библиотеки можно быстро найти необходимую литературу, познакомиться с заголовками, полистать отдельные труды, просмотреть старые газеты; всё это также способствует выбору темы.

 

Наблюдение и опрос

Если кого-то поиски в библиотеке, на книжных полках бабушек и дедушек или беседы с друзьями и знакомыми всё же не навели на нужный путь, плодотворным исходным пунктом работы над исследовательским проектом могут стать окружающие нас многочисленные вещественные источники сведений о прошлом и настоящем. К некоторым таким источникам мы привыкли относиться как к части обыденного городского или сельского пейзажа, но далеко не всегда умеем извлекать из них полезную для исследователя информацию.

Памятники любого типа — от дерева, которое зарегистрировано как памятник природы, до фабричного здания, находящегося под защитой государства; от стоящих во многих немецких городах статуй рыцарей до графитти — также могут стать источниками идей и исходными пунктами для изысканий школьников.

Иногда можно выявить возможный круг тем для исследования, знакомясь с читательскими письмами, которые хранятся во многих ежедневных газетах. Такая корреспонденция зачастую помогает понять, почему идут столь ожесточенные споры о том или ином памятнике, о надписи на нем.

Личные переживания тоже нередко определяют взгляд на проблему. Например, Катя Фауссер, ученица, получившая в 1990/91 учебном году первую премию за работу «Наводка моста в Мюльхайме», рассказывает:

«Когда я узнала от моего учителя истории тему ежегодного конкурса по этому предмету: «Темп, темп — человек и транспорт в истории», — то сначала была в высшей степени разочарована. Первые ассоциации были связаны со скучными рассказами о технике и ее создателях. Но потом, будучи жительницей Кёльна, я пришла к мысли написать что-нибудь о строительстве моста. Повод к этому был абсолютно простой: во время поездки вдоль Рейна мы ошиблись дорогой и проехали много лишних километров именно потому, что не было моста, чтобы переправиться на другой берег, не теряя времени.

Тогда я впервые осознала, что не так уж это просто — пересечь реку — и что без моста она представляет собой неожиданно серьезное препятствие. Пришедшее осознание такого простого факта привело к тому, что тема о строительстве мостов не выходила у меня из головы».

Помочь нащупать тему могут также разговоры с родителями, бабушками и дедушками, с другими родственниками, со старшими соседями и знакомыми.

 

Везение и случайности

Настойчивость в поисках закономерно порождает случайности, которые наводят исследователей на правильный след. Иногда такая удача сама идет в руки уже тогда, когда тему только предстоит выбрать.

Одна школьница, Инна-Мария, еще до того как решила участвовать в конкурсе, познакомилась с бабушкиным дневником 1944—1946 гг., где были зафиксированы ее воспоминания о ночах под бомбежкой в Дрездене и о жизни в разрушенном городе. Такой материал может оказаться настоящим сокровищем, образовав ядро работы по местной истории.

Друг школьницы задолго до того, как Инне-Марии пришлось приступить к поискам темы, перевел письма Мариана Контека, поляка, оказавшегося в Германии на принудительных работах и описавшего свою историю (в 1942 г. пятнадцатилетний Мариан был отправлен на химическую фабрику Байер в Леверкузене). Когда письма были переведены, Инна-Мария прочла их с интересом, но далее она темой принудительных работ не занималась. Теперь же эти письма составили документальную основу ее проекта.

К удаче, которая пришла к Инне-Марии вместе с этими письменными источниками, добавилась и другая: школьница получила возможность расспросить их автора — Мариана Контека.

Запрос в Гамбургское ведомство культуры, не суливший вначале ничего особенного, принес школьникам из Газештадта захватывающую тему. Ребята, решившие избрать темой конкурсной работы историю какого-нибудь необычного памятника, осведомились, существует ли в Германии памятник дезертиру, и если такой есть, то где он расположен.

Один из сотрудников указал, что в районе города Бланкенезе такой памятник был установлен, но многократно разрушался. Этот факт позволил ребятам описать непростую историю конфликта, порожденного различным отношением к прошлому страны.

Таким образом, тему самостоятельной работы можно обнаружить и сформулировать благодаря самым разным обстоятельствам и в самых разных местах. Тут могут оказаться полезными архивы и объединения по интересам, чердаки и уличные щиты, старые планы городов и какая-нибудь деталь, бросившаяся в глаза по дороге в школу, проспекты и брошюры политических партий и благотворительных организаций, телефонные справочники и обувные коробки, адресные книги и газеты, библиотеки и подвалы, памятники и кладбища, руины в лесу и старые фабричные трубы, фотоальбомы и фильмы...

 

Уточнение темы

Когда уже вырисовывается тема и проступают контуры будущего исследования, необходимо уяснить: принесет ли работа то, что она, на первый взгляд, обещает?

Хотя в работу пока что вложено не так уж много сил, следует по возможности застраховаться. Иногда при проверке мечта лопается, но одновременно появляются хорошие альтернативы.

Полезно, когда школьникам оказывает квалифицированную помощь архивист, который при конкретизации темы способен дать указания, где искать материал.

Не менее полезно уже в начале работы уточнить, имеются ли публикации по избранной теме в школьной или в доступной ребятам публичной библиотеке. Если такие публикации обнаружатся, их следует просмотреть и выяснить: идет ли речь о работах, посвященных смежным проблемам, — или автор публикации уже провел то исследование, которое замыслили школьники?

В последнем случае следует изменить подход к теме и по-иному сформулировать задачи, так как исследование предполагает освещение неизвестного или забытого.

Имеет смысл подробнее изучить те книги, которые могут содержать важные сведения, связанные с избранной темой, или указания, помогающие наметить направления поиска.

Чтобы выяснить, может ли книга быть использована в работе, школьникам следует подробнее изучить оглавление, текст на суперобложке и заключение; если ребята найдут что-либо интересное, то книгу нужно пролистать, а затем, возможно, и прочесть.

Школьникам бывает полезно обсудить заинтересовавшие их вопросы с местными краеведами, с сотрудниками музеев, с бывшими работниками государственных органов. В таких беседах могут выявиться и определиться новые подходы к работе.

Даже тогда, когда создается впечатление, что находящаяся в поле зрения тема может быть интересной, не следует сразу хвататься за нее и уходить с головой в работу.

 

Формы работы и ее сроки

И индивидуальная, и групповая работа над проектом по истории имеет свои преимущества и недостатки.

Работающий индивидуально — сам себе хозяин, ему не нужно согласовывать с кем-то сроки, его не раздражает ненадежный партнер. Ему, однако, не с кем дискутировать, не с кем обсуждать идеи, проверять их, развивать или отвергать. Некоторым старшеклассникам, у которых, возможно, уже накоплен первый опыт работы над большими проектами, индивидуальное исследование может показаться привлекательным.

Другим же приятнее работать совместно. Не следует только забывать, что чем больше людей сотрудничают, тем важнее четко делить работу и организовывать продуктивное совместное обсуждение результатов. Для групповой работы требуется большая дисциплинированность, которая не может возникнуть сама по себе.

Все члены группы должны чувствовать ответственность за планирование работы и за координацию действий. При работе над проектом по истории потребуются как те, кто охотно пойдет в архивы, так и коммуникабельные «репортеры», которым легко дается общение с людьми. Полезными будут и аналитики, способные дать ценные указания сборщикам материала, обозначить плодотворные подходы к проблеме, и компьютерные фанатики, которые возьмут на себя основную работу при оформлении труда и создании научно-справочного аппарата.

Вопреки арифметике, перестановка слагаемых при групповой работе может дать совершенно иной конечный результат, создать новую сумму возможностей.

Группа от трех до пяти человек может собираться на частной квартире, но для класса в полном составе требуется школьное помещение, даже если собирается он во внеурочное время. Если над проектом работает весь класс, то целесообразно выделить в его составе подгруппы, которые будут разрабатывать отдельные направления исследования.

Подгруппы могут менять свой состав и сферу деятельности. Важно проявить организаторские способности и умение работать в команде: только в этом случае групповая работа даст каждому ее участнику положительный опыт.

В любом случае, планируя работу, следует помнить о ее сроках.

Какие вопросы должен задать себе каждый, если ему известен срок подачи проекта? Наверное, следующие:

— когда удастся окончательно сформулировать тему и задачи и распределить работу;

— когда, самое позднее, следует начинать фиксировать результаты в письменном виде;

— когда должны быть изготовлены копии источников и фотодокументы;

— сколько времени понадобится, чтобы систематизировать результаты исследований;

— в какие сроки надо уложиться со сбором материала;

— когда и как можно будет получить доступ в архив, чтобы отобрать источники;

— как долго придется ждать ответов при опросах, проводимых по почте;

— не придется ли куда-нибудь съездить для разысканий по теме;

— не разбежится ли группа в период каникул;

— не планируют ли ее участники каких-нибудь других трудоемких занятий?

Конечно, нельзя заранее предсказать все возможные случаи. Порой перед самой сдачей работы наталкиваешься на ценного свидетеля-современника или обнаруживаешь важный для работы источник. Ясно, что следовало бы включить в текст и эти материалы. Однако, чтобы иметь достаточно времени для сортировки и упорядочения материала, нужно определить сроки, в которые, например, следует вообще закончить всякие его поиски.

Имеет смысл своевременно подумать и о том, кто мог бы оказать содержательную и организационную помощь.

При решении технических или организационных вопросов (а возникнет их немало) помочь может каждый, кто хотел бы способствовать успеху проекта. Другое дело, если необходимы содержательные советы (например, при выборе темы, при оценке материала источников и т.п.).

Как правило, роль наставника берет на себя учитель. В этой роли могут также выступать педагог-архивист, старший член семьи, священник, руководитель молодежной группы.

Быстрая и действенная организация помощи извне в нужный момент тоже относится к планируемым мероприятиям.

Участники большинства школьных конкурсов по немецкой истории для составления работы имеют — теоретически — полгода: с 1 сентября до 28 февраля. Но, конечно, ни у кого из участников этого времени реально нет. Впрочем, такой срок, как правило, и не требуется.

Зато требуется еще на начальной фазе работы выяснить, каким временем располагает группа внутри отведенного срока, чтобы можно было реалистично спланировать свою деятельность.

Полезно иметь под рукой календарь, чтобы распределить работу по неделям и сразу же зафиксировать сроки, определяемые внешними обстоятельствами. Нужно учесть планируемые поездки класса; напряженные учебные периоды, которые не совместимы с работой; производственную практику...

Не следует рассчитывать на периоды напряженной учебы перед осенними каникулами или после них, а также на недели под Рождество.

Часто время осенних или рождественских каникул вполне подходит для поисковой деятельности, так как многие школьники проводят эти свободные дни дома.

Воспроизведем список дел, которые надо иметь в виду при планировании работы.

— периодические встречи группы;

— выявление основных идей и вопросов, уточнение темы;

— обсуждение;

— работа в архивах;

— предварительные исследования, проверка документальной основы исследования;

— определение структуры конечного продукта;

— распределение работы между ее участниками;

— сбор материала;

— встречи с заинтересованными и нужными лицами;

— сортировка и упорядочение материала;

— критический анализ и рецензирование работы;

— ее переработка, оформление, копирование;

— отсылка работы на конкурс;

— заключительное торжество;

— информирование общественности.

TopList