Я иду на урок истории

Лариса САПОЖНИКОВА

Франция

под властью якобинцев

Урок построен с использованием модульной технологии обучения, которая привлекает меня тем, что дает возможность организовать работу школьников с учетом их индивидуальных особенностей, создать в классе благоприятную психологическую обстановку. Работая в парах, в подгруппах, все дети оказываются втянутыми в творческую деятельность: анализ документов, поиск решения проблемы. При подготовке урока была использована следующая литература: Аверьянов А. и др. Методическое пособие по новой истории. 1640-1870. М., 1991. Карлейль Т. Французская революция. История. М., 1991. Молчанов Н. Монтаньяры. М., 1989. Пунский В., Юдовская А. Новая история. 1640-1870. М., 1994. Свобода. Равенство. Братство. Л., 1989. Черняк Е. Приговор веков. М., 1971.

Первый этап урока - вводная беседа, в ходе которой учитель формулирует цель занятия.

Я рассказываю, что именно в течение третьего периода Великой французской революции (2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г.) были проведены крупные преобразования, окончательно уничтожившие старый порядок. Однако якобинцы постепенно потеряли доверие народа и буржуазии, что сделало возможным их свержение пестрой коалицией соперников Робеспьера как справа, так и слева. Власть захватила умеренно настроенная буржуазия, превратившая Францию в республику богатых. Я говорю ученикам, что в ходе работы им предстоит узнать: - какие события привели к восстанию 31 мая-2 июня и установлению якобинской диктатуры; - как якобинцы организовали управление страной, какие мероприятия они проводили; - как раскол внутри якобинского блока и потеря социальной опоры привели к термидорианскому перевороту (27 июля 1794 г.) и падению якобинской диктатуры.

Второй этап урока - контроль усвоения событий и терминов. Я прошу учеников доказать, что в конце 1792 - начале 1793 г. Франция оказалась в глубоком социально-политическом кризисе. Затем детям предлагаются три задания (на выбор). Высшая оценка за выполнение первого задания - 3 балла, второго - 4, третьего - 5 баллов.

Задание 1

А. Расставьте события в их действительной последовательности:

Б. Кто из перечисленных ниже политических деятелей был жирондистом, а кто - монтаньяром:

В. Какое из перечисленных ниже решений не было принято Конвентом:

Г. Соотнесите термины и их определения.

Термины: "бешеные"; муниципалитет; санкюлот; эмигрант; декрет; монтаньяры; ассигнат; национальные имущества.

Определения: орган самоуправления; левые депутаты Конвента; бумажный денежный знак, введенный в 1789 г.; санкюлотская группировка; конфискованные имущества короны, Церкви и эмигрантов; человек, покинувший родину; решение законодательного органа; представитель плебейских масс.

Задание 2

Найдите в тексте исторические ошибки.

10 августа 1792 г. народное восстание покончило с монархическим режимом. Обострились противоречия внутри революционного лагеря. Жирондисты, получив подавляющее большинство министерских портфелей (только пост министра юстиции занял Робеспьер), тормозили дальнейшее развитие революции. И все-таки ее успехи впечатляют. 20 сентября 1792 г. у Флерюса были разбиты интервенты. 21 октября, на своем первом заседании, Конвент провозгласил Францию республикой. Король был помещен в тюрьму. Вопреки мнению монтаньяров, король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта были осуждены и казнены 21 января 1793 г. Франция была похожа на бурлящий котел. Французы терпели поражения на всех внешних фронтах. Назревал новый мятеж.

Задание 3

Письменно ответьте на вопросы.

Третий этап урока посвящен установлению того, каким образом 21 мая - 2 июня 1793 г. власть перешла в руки якобинцев. Детям предлагается выполнить либо только четвертое, либо четвертое и пятое задания. Задания выполняются устно и оцениваются соответственно по трех- и пятибалльной системе.

Задание 4

Познакомьтесь с событиями 31 мая - 2 июня по воспоминаниям Анаксагора Шометта. Каковы, по Вашему мнению, причины победы восстания и перехода власти в руки якобинцев?

Четыре года революции так и не смогли позволить нам испытать благотворного влияния завоеванной свободы и равенства. Непримиримые враги воспрепятствовали нашему счастью. Они рождались и множились в тишине, повергнуть же их могут лишь целительные бури восстания... Давно уже ораторы народных обществ оглашают трибуны речами, предупреждающими народ против грозящих ему опасностей. 30 мая комиссары 48 секций собрались в одном из залов епархии, чтобы договориться о мерах, необходимых для сохранения свободы и уничтожения заговоров партии, посягающей на нее... Патриоты отправляют в главный совет депутацию с объявлением восстания в Париже и уведомлением о первой предпринятой мере общественной безопасности - о закрытии городских ворот. Многие секции высказываются за присоединение к этому революционному постановлению... На следующий день в три часа повсюду разнесся гул набата и барабанный бой. Члены главного совета торопятся занять свои места.

Якобинский плакат

Якобинский плакат.

Радикальные революционеры

предложили гражданам выбор:

единство, целостность

республики, свобода, равенство,

братство – или смерть

Но стоит им открыть заседание, как перед ними появляются комиссары - представители 48 секций - и через своего представителя сообщают членам Конвента и муниципалитету, что с этого момента они лишают их доверенной им ранее власти... В Конвент отправляется множество делегаций с различными обращениями. В них ясно выражается воля народа. Особенно это заметно в последнем обращении, где, кроме прочего, выдвигается требование незамедлительной отставки Комитета двенадцати. Обвинение депутатов-изменников и список их имен также находятся в петиции. В это время Генеральный совет предпринимает все меры, которые были в его власти для поддержания общественного спокойствия. В едином порыве, который, бесспорно, не был кем-то инспирирован, но возник лишь благодаря присутствию гения свободы, все вооруженные парижане двинулись к месту заседания Конвента; возмущение и уважение одновременно написаны на их лицах... А когда Конвент узнал, что окружен огромной вооруженной толпой, то некоторые из делегатов, мечтающих только о кровопролитии, заявили об осаде Конвента, желая при помощи этого жуткого обвинения вызвать против мирных жителей возмущение представителей нации. Тогда весь Конвент до последнего человека поднимается и выходит к народу. Каковы бы ни были мотивы этого потрясающего поступка, каковы бы ни были чувства, подвигшие на него, нельзя было без удивления, даже без умиления смотреть, как вооруженные граждане опускают свое оружие при виде членов Конвента, предоставляют им проход среди плотно сомкнувшихся батальонов и, сохраняя гордый и республиканский вид, потрясают воздух восклицаниями: "Да здравствует Республика!", "Предателей к ответу!.." Бесчисленная вооруженная сила, поднятая по тревоге уже в течение трех дней, имевшая достаточно возможностей, чтобы уничтожить в мгновение ока своих хулителей и противников, - эта сила, снедаемая в течение долгого времени справедливым желанием отмстить, несмотря на множество причин, не запачкала и каплей крови свое оружие... Получив столь возвышенный урок, представители народа вернулись в зал заседаний и возобновили заседание. Пелена заблуждения и клеветы была разорвана, виновных признали все; было потребовано, чтобы 22 депутата, члены Комитета двенадцати и министры Клавьер и Лебрен были подвергнуты домашнему аресту. Таковой декрет был издан, и родина еще раз была спасена.

Задание 5

Сравните описание событий 31 мая - 2 июня в воспоминаниях Анаксагора Шометта с иными трактовками. Чем, на Ваш взгляд, различаются позиции авторов?

А. Сомнительно, чтобы какой-нибудь конвент на земле собирался при таких обстоятельствах, при каких собирается в этот день [2 июня] наш Национальный Конвент. Звонит набат; заставы заперты; весь Париж на улице, отчасти вооруженный. Людей с оружием насчитывается до 100 тысяч... Масса солдат под ружьем окружают Тюильри и сад... Национальному представительству, "уполномоченным державного народа", не мешает поразмыслить об этих обстоятельствах. Изгоните ваших двадцать два члена и вашу Комиссию двенадцати; мы будем стоять здесь, пока это не будет сделано! Депутация за депутацией являются с этим требованием, формулируемым в выражениях всё более и более резких... А безумие вооруженного мятежа заграждает наши двери, шумит у нашей решетки... Что предпринять? Вносится предложение - излишнее, как понятно всякому, - чтобы Конвент вышел в полном составе, дабы собственными глазами убедиться, свободен он или нет. Согласно этому предложению, из восточных ворот Тюильри выходит угнетенный Конвент... "Именем Национального Конвента, посторонитесь!" Анрио не сторонится ни на вершок: "Я не принимаю приказаний, пока не будет исполнена воля вашего и моего суверена". Конвент протискивается вперед: Анрио со своим штабом отскакивает шагов на пятнадцать назад. "К оружию! Канониры, к пушкам!" Он выхватывает свою саблю, штаб и гусары делают то же. Канониры размахивают зажженными фитилями, пехота берет ружья... но, увы, не на караул, а в горизонтальном положении, как для стрельбы! Эро, в шляпе, ведет свое растерянное стадо к воротам на противоположной стороне... Но из этих ворот также нет выхода. Пытаются пройти в другие, в третьи ворота - нет выхода ниоткуда. Мы бродим в отчаянии между вооруженными рядами, которые, правда, приветствуют нас криками: "Да здравствует Республика!", но также и криками: "Смерть Жиронде!" Другого такого зрелища заходящее солнце еще не видывало в первый год свободы. Смотрите: навстречу нам идет Марат, так как он не примкнул к нашему просительному шествию, а собрал около себя человек сто отборных патриотов и приказывает нам именем державного народа вернуться на наше место и сделать то, что велит нам наша обязанность. Конвент возвращается. "Разве Конвент не видит, что он свободен, что его окружают только друзья?" - говорит Кутон с выражением необыкновенной силы в лице. Конвент, наводненный друзьями и вооруженными членами секций, приступает к голосованию, согласно приказанию. Многие не хотят голосовать и безмолвствуют; один или два протестуют на словах; Гора проявляет полное единодушие. Комиссия двенадцати и обвиняемые двадцать два члена, к которым прибавляются экс-министры Клавьер и Лебрен, объявляются, с небольшими импровизированными изменениями (предлагаемыми разными ораторами, причем решает Марат), "под домашним арестом"... Тридцать два человека, известных и неизвестных нам жирондистов, "под охраной французского народа", а [на самом деле] под охраной двух жандармов каждый, должны мирно жить в своих домах вплоть до дальнейших распоряжений...

Б. Таким-то революционным путем пали жирондисты, и угасла их партия, возбуждая сожаление у большинства историков. Они были люди даровитые, с философской культурой, добропорядочного поведения; они не виноваты, что были только педантами и не имели лучших дарований; это не вина, а беда их. Они делали республику добродетелей, во главе которой стояли бы они сами, а получили республику силы, во главе которой стояли другие...

На четвертом этапе урока учащиеся узнают, как была организована якобинцами революционная власть и какие мероприятия она проводила.

Задание 6

А. Максимилиан Робеспьер в докладе о принципах революционного правительства, сделанном 25 декабря 1793 г., говорил: "Цель конституционного правительства - сохранить республику; цель революционного правительства - основать ее. Революция - это борьба свободы против ее врагов; конституция - это правление свободы, уже одержавшей победу и установившей мир..." Как обосновывает Робеспьер необходимость революционной диктатуры? Почему якобинцы не ввели в действие составленную ими конституцию 1793 г.? Считаете ли Вы их решение правильным?

Б. Изучите схему "Органы власти в буржуазной революционно-демократической диктатуре якобинцев" (учебник "Новая история. 1640-1870" под редакцией А.Л.Нарочницкого). Определите функции каждого органа власти.

В. Прочитайте в учебнике В.О Пунского и А.Я.Юдовской "Новая история. 1640-1870" разделы "Важнейшие мероприятия якобинцев", "Создание массовой революционной армии" и "Дехристианизация и культ мучеников свободы" (§ 18) и составьте перечень важнейших мероприятий, осуществленных якобинцами.

Задание 7

А. Требованиям каких слоев населения отвечали действия якобинцев? Чьим интересам они противоречили?

Б. По тексту учебника познакомьтесь с тем, как оценивают якобинскую диктатуру известные историки, и ответьте на вопросы. Какая точка зрения Вам ближе всего? Как Вы можете обосновать ее?

В. Как Вы оцениваете высказывание А.Токвиля (Старый порядок и революция. М., 1896), приведенное ниже? В большинстве великих политических революций, совершавшихся в мире до той поры, люди, нападавшие на установленные законы, уважали верования, а в большинстве религиозных переворотов нападавшие на религию не стремились в то же самое время изменить природу и порядок всех властей и уничтожить до основания прежний правительственный строй; так что среди величайших потрясений, переживавшихся обществами, всегда оставалась неподвижная точка. Во Французской же революции вследствие того, что законы религии были отменены одновременно с ниспровержением гражданских законов, человеческий ум совершенно потерял под собою почву: он не знал, чего держаться и где остановиться; появились революционеры невиданного типа, которые доводили смелость до безумия, не поражались никакими неожиданностями, не знали сомнений и никогда не колебались какого бы то ни было намерения. И не следует думать, будто эти новые существа были единичными и мимолетными порождениями известного момента, осужденными исчезнуть вместе с ним: с тех пор они образовали целую расу, которая размножилась и распространилась по всем частям цивилизованного мира, везде сохраняя одну и ту же физиономию, одни и те же страсти, один и тот же характер. Мы застали ее при зарождении, и до сих пор она у нас перед глазами.

Обсудите варианты ответов с соседом по парте, выберите одно из двух заданий для выступления.

На пятом этапе урока подводятся итоги. Ученикам вновь предлагаются задания.

Задание 8

Письменно ответьте на вопросы. Какой политический режим называется диктатурой? Какие обстоятельства могут способствовать установлению диктатуры?

Задание 9

Определите, что подготовило термидорианский переворот и крах санкюлотства. Сделайте устное сообщение о причинах этих событий.

Задание 10

А. Сформулируйте сущность расхождений "бешеных", радикальных якобинцев, "снисходительных" якобинцев и якобинского центра. Какие слои общества перестали поддерживать Робеспьера после расправы с лидерами конкурировавших левых группировок?

Б. Согласно современным данным о социальном составе жертв якобинского террора 1793-1794 гг., "враги нации" - дворяне - составляли 9% погибших, крестьяне - 28%, рабочие - 30%. К лету 1794 г. террор принял невиданные прежде размеры. Только с 10 июня по 27 июля Революционный трибунал отправил на гильотину 1375 человек. Порой выносили более 50 смертных приговоров в день. Как согласуются эти факты с задачей защиты революции, которая была поставлена перед Трибуналом?

В. Антуан Кристоф Мерлен писал: "Сперва его называли патриот Робеспьер, потом - неподкупный Робеспьер, потом - великий Робеспьер, затем настал день, когда великого Робеспьера назвали тираном". Как Вы считаете, чем обусловливалось такое изменение оценок? Мог бы Робеспьер, по Вашему мнению, стать героем трагедии?

Задание 11

9 термидора Робеспьер произнес свою знаменитую фразу: "Республика погибла! Настало царство разбойников". Какой смысл он вкладывал в эти слова? Как Вы считаете, было ли падение якобинской диктатуры случайным результатом умело спланированного заговора или исторически закономерным явлением?

После выполнения этих заданий учитель предлагает провести завершающий контроль, который позволит установить, удалось ли достичь поставленной в начале работы цели. На этом этапе урока ребятам предлагается выполнить в тетрадях одно из трех заданий (без использования учебника и другой литературы). Максимальная оценка за эти задания - соответственно 3, 5 и 8 баллов.

Контрольное задание 1

Дополните таблицу "Развитие Великой французской революции XVIII в.", включив в нее даты и названия основных событий 1793-1794 гг., а также краткое описание их роли в укреплении или ослаблении якобинской диктатуры.

Контрольное задание 2

Сочините дневниковые заметки от лица какого-либо человека, жившего в Париже при якобинской диктатуре. Этот человек может быть приверженцем или противником якобинцев, его взгляды могут быть неизменными или эволюционировать.

Контрольное задание 3

Знаменитый французский художник Э.Дега рассказывал, что, когда он был еще ребенком, мать однажды взяла его с собой навестить подругу, мадам Леба, вдову члена Конвента и монтаньяра, который 9 термидора застрелился, не желая умереть на гильотине. Визит заканчивался, мадам Дега уже стала прощаться, но вдруг внезапно остановилась, взволнованная. Она увидела на стене портреты Робеспьера, Кутона, Сен-Жюста и гневно воскликнула: - Как! Вы еще храните портреты этих чудовищ? - Замолчи, Селестина, - пылко откликнулась мадам Леба, - замолчи! Они святые! (Молчанов Н. Монтаньяры). Кем, на Ваш взгляд, были в действительности якобинцы - чудовищами или святыми? Попытайтесь обосновать Ваше мнение.

В конце урока учитель просит учеников оценить свою работу (как усвоили материал, со всеми ли заданиями справились, дружно ли работала группа) и высказать свои впечатления о прошедшем уроке.

TopList