Конкурс Я иду на урок

Образование СССР

План-конспект урока

Предварительные пояснения

Урок проводится в Х классе в рамках изучения истории по линейной структуре. Предлагаемая схема урока может быть дополнена и несколько изменена. Так, одним из основных элементов работы может стать составление опорных конспектов, помогающих уяснить структуру созданного в 1922 г. псевдофедеративного государства и основные этапы его развития. Для проверки того, как усвоено изученное на занятии, можно использовать иные вопросы и задания, в том числе тестового типа. Известные коррективы в описанную схему следует вносить в зависимости от конкретных местных условий. Так, я проводил это занятие в классе, где обучаются 24 человека. Это определило некоторые формальные организационные приемы (например, разделение школьников на шесть групп по четыре человека в каждой). Кроме того, подобное занятие обязательно должно строиться с учетом региональной, национально-территориальной специфики. Я использовал материал, изучаемый в рамках курса “История Татарстана”.

Эпиграф урока:

     “Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего” (М.Горький).

Цели урока

Методическое оснащение:

Литература

Ход урока

В начале урока на доске записаны его тема, эпиграф и домашнее задание. Там же размещены упомянутые выше планшеты и карта “Российская Федерация и страны Ближнего зарубежья”. На столе учителя - изображения государственных символов СССР. В рабочей готовности находятся слайдоскоп с фрагментом диафильма. Назвав тему урока и обратив внимание школьников на эпиграф, учитель приступает к изложению нового материала.

1. Слово учителя. Союз Советских Социалистических Республик - так называлось государство, существовавшее на политической карте мира в течение почти 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР, и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по-новому вглядываясь в их особенности, в происходившие в те годы события. Сегодняшние оценки этих событий отнюдь не однозначны. Политические реформы последних лет и возникший благодаря им плюрализм мнений позволяют нам более объективно проанализировать многие явления и процессы. Вот цитата из издававшегося в 1950-1960-х гг. энциклопедического труда “Всемирная история”: “Великая Октябрьская социалистическая революция победила под знаменем пролетарского интернационализма. Закономерным результатом дальнейшего развития и укрепления ... связей между советскими нациями явилось образование Союза Советских Социалистических Республик, воплотившего в жизнь великую ленинскую идею добровольного союза равноправных народов... История знала немало случаев возникновения многонациональных капиталистических государств, но такие государства основывались на насилии и приходили к своему неизбежному крушению... Только на базе социализма удалось создать вполне жизнеспособное многонациональное государство”. А это цитата из вышедшего в свет в 1994 г. “Энциклопедического словаря юного историка”: “С начала ХХ века в СССР, а затем в странах Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и на Кубе предпринимались попытки создать принципиально новые демократические формы государства, обеспечивающие власть трудящегося народа. Были провозглашены такие демократические принципы, как верховенство представительных коллегиальных органов, участие трудящихся в управлении общественными делами, права наций на самоопределение и другие... Но демократические формы были извращены тоталитарными режимами, сложившимися на практике в этих странах”. Интересна и опубликованная в нынешнем школьном учебнике истории точка зрения профессора П.Гронского, занимавшегося проблемами национально-государственного устройства после 1917 г. Он, как и многие другие ученые в те годы, уехал за границу и там, анализируя статьи первой союзной Конституции, сделал вывод, что СССР нельзя назвать ни государством, ни федерацией, что такое образование может в любой момент исчезнуть. Сегодня мы попытаемся сделать выводы из опыта создания СССР (эта работа завершит наш урок). Основная же часть занятия будет посвящена изучению особенностей процесса образования Союза Советских Социалистических Республик.

2. Самостоятельная работа в группах и анализ ее результатов. Учитель делит класс на шесть групп и раздает им карточки с заданиями (см. ниже). На выполнение заданий отводится 8-10 минут. В течение этого времени учитель отвечает на возникающие у ребят вопросы; уместно пару раз напомнить школьникам о том времени, которым они располагают. По завершении самостоятельной работы лидер каждой группы, самостоятельно работая у доски, схематически (например, в форме опорного конспекта) записывает сделанные ребятами выводы. Затем он дает краткие пояснения, а учитель корректирует и дополняет выводы. После этого уместно выстроить обобщенный опорный конспект темы. Его каркасом может стать силуэт Спасской башни Московского кремля. Этот силуэт горизонтальными линиями делится на уровни, каждый из которых заполняется сокращенными записями и условными обозначениями. С учетом содержания самостоятельной работы в группах можно выделить такие уровни (перечисляются снизу вверх): - причины образования СССР;
                       - принципы, декларированные при создании нового государства;
                       - подходы лидеров большевиков к формированию этого государства;
                       - союзные республики, существовавшие в 1922 г.;
                       - формы автономий по первой Конституции СССР.

В опорном конспекте отмечаются также даты образования СССР, принятия его первой Конституции, создания Татарской АССР. Школьники рисуют упомянутые каркасы в тетрадях и заполняют схему (опорный конспект) по мере появления записей на доске.

3. Закрепление изученного и проверка усвоенного. На этом этапе урока ребята письменно выполняют задания (тесты) и отвечают на вопросы. Возможный перечень заданий приводится ниже. Можно раздать школьникам по два листа бумаги с копиркой между ними. Первые экземпляры работ сдаются учителю, а вторые остаются у ребят для самопроверки.

4. Подведение итогов. Подчеркивая актуальность темы, учитель цитирует В.Г.Белинского: “Источник всего нового есть старое”. После этого формулируется основной вывод: образование СССР стало важнейшим этапом становления новой модели государственности на территории распавшейся Российской империи и определило многие особенности последующего развития страны.

Карточки с заданиями для групповой работы

N1. Перечислить основные причины образования СССР.
Литература: Всемирная история / Под ред. И.И.Минца и др. - М.: Соцэкгиз, 1961. С. 543-545.

N2. Перечислить основные принципы советского национально-государственного строительства.
Литература: Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А.Тишков. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 15.

N3. Перечислить основные подходы советского руководства к решению национального вопроса.
Литература: Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900-1940: Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. М.: Просвещение, 1992. С. 255-259.

N4. Назвать основные законодательные акты об образовании СССР и даты их принятия. Перечислить союзные республики, вошедшие в состав СССР в момент его образования. Литература: Пятецкий Л.М. История России для старшеклассников и абитуриентов. ХХ век: Учебное пособие. М.: Московский лицей, 1996. С. 150.

N5. Перечислить формы и привести примеры национально-государственных образований, существовавших в составе РСФСР в 1922 г.
Литература: Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия / Гл. ред. С.С.Хромов; Ред. кол.: Н.Н.Азовцев и др. - М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 555.

N6. Перечислить государства, образовавшиеся в результате распада Российской империи и отстоявшие свою независимость.
Литература: Кредер А.А. Новейшая история. ХХ век: Учебник для основной школы. М., ЦГО, 1995. С. 85-91.

Контрольные задания

Согласны ли Вы со следующими утверждениями?
1. Создание СССР - результат долгого поиска новой формы национально-государственного устройства.
2. СССР - пример подлинно демократической федерации.
3. Создание СССР решило все национальные проблемы бывшей империи.
4. СССР сформировался как федеративное по форме, но унитарное по сути государство. 5. Последующее развитие советского гражданского общества подтвердило правильность так называемой ленинской национальной политики.

TopList