Я иду на урок

КОНКУРС “Я ИДУ НА УРОК ИСТОРИИ”

Ирина ХРОМОВА

Русско-японская война. Портсмутский мир

Цели игры - расширение и активизация знаний учащихся о внешней политике России в начале ХХ в.; развитие умений логически мыслить, аргументировать свою позицию, искать оптимальный вариант решения проблем в конкретной исторической ситуации.

Подготовку к игре целесообразно начать за две недели до ее проведения. Учитель знакомит школьников с темой игры и заранее акцентирует их внимание на том, что участие в игре потребует знаний об успехах и недочетах в подготовке стран к войне, а также о проведении мирных переговоров, об обсуждавшихся в их ходе спорных вопросах и о результатах этих переговоров. Учащиеся разбиваются на две группы (команды), каждой из которых предстоит изображать соответственно русских и японцев. Оптимальное количество учеников в каждой группе - от 10 до 15 человек. Вполне допустима разбивка на команды по желанию самих учащихся, но при этом учитель должен обратить внимание на то, чтобы сложились коллективы с примерно равными интеллектуальными возможностями (в противном случае не получится полноценного состязания и интерес к игре может пропасть, особенно у более слабой команды). После определения состава команд им предлагается: подготовить материалы о предыстории и ходе русско-японской войны, о заключении Портсмутского мира. В качестве источников могут быть рекомендованы учебные книги для Х класса (учебники Л.Н.Мишиной и И.А.Жаровой “История Отечества. 1900-1940”, А.И.Уткина и В.П.Островского “История России. ХХ век”, пособие И.И.Долуцкого “Материалы по истории СССР. Россия в начале ХХ века” и др.). В классах с углубленным изучением гуманитарных предметов можно обратиться и к специальной литературе. Для проведения игры лучше выбрать сдвоенный урок и объяснить учащимся, что перерыва на перемену не будет, так как важно не выходить из сложившегося в ходе игры психологического настроя.

Первый этап игры. Учитель предлагает командам расположиться в противоположных углах класса и обращается к ним со следующим сообщением:

Господа! Наступил 1904 год. Уже ни для кого не секрет, что военное столкновение между Россией и Японией неизбежно. Сейчас главное - подготовиться к этой войне и добыть наиболее достоверные сведения о подготовке и планах противника. Итак, нужно составить донесение в штаб противника с описанием успехов и просчетов в подготовке своей страны к войне. Эту бумагу должен доставить один из членов команды, который объясняет причину своего появления у противников и дает ответы на вопросы по документу. Есть два варианта: подготовить истинную информацию или использовать ложные факты. Какой из них предпочесть - решайте сами. Затем нужно будет решить, что же принесли из штаба потенциальных врагов - правду или ложь? Вы имеете право обсуждать полученное сообщение и задавать перебежчику вопросы по тексту, перед тем как дать заключение.

Обеим группам дается 10-15 минут на составление текстов. При этом можно разрешить пользоваться любыми материалами. Роль учителя на данном этапе заключается в том, чтобы при необходимости поторопить команды, переключить их внимание с затянувшегося обсуждения мелкого, частного факта. Через 15 минут команды обмениваются донесениями. Текст такого донесения может выглядеть примерно так.

Секретное донесение в японский генеральный штаб По проверенным данным, Россия подготовлена к войне хуже, чем это кажется на первый взгляд. Сейчас на Дальнем Востоке у русских еще не сосредоточены все необходимые силы. Тихоокеанский флот России значительно уступает японскому по количеству крейсеров и миноносцев. Основные военно-морские силы базируются в крепости Порт-Артур. Сама же крепость еще не достроена и не укомплектована вооружением. По планам генерального штаба русских ее предполагается достроить только к 1909 г. Пока же здесь не хватает артиллерии, пулеметов и снарядов. Людские ресурсы можно оценить примерно в 100 тысяч человек. Но надо учитывать, что возможна переброска солдат из других районов дислокации русской армии (правда, по оценкам российских специалистов, на это потребуется не менее нескольких недель из-за недостроенности Сибирской магистрали). О силах и возможностях японской армии русские генералы имеют недостаточно сведений. Кажется, именно сейчас наиболее выгодный момент для начала боевых действий против России. Январь 1904 г.

Второй этап игры - работа с документом и вопросы принесшему его. Сразу необходимо определить время для вопросов и ответов, для обсуждения принесенной информации. Оптимальный вариант - 15 минут. Если же этот этап затягивается, учитель должен определить, когда наступает психологический перелом и начинает теряться интерес к происходящему. Может также возникнуть ситуация, когда внимание участников обсуждения всецело переключается на личность перебежчика, его вымышленную судьбу и мотивы предательства. В этом случае целесообразно перевести беседу на содержание донесения, чтобы не уводить игру в сторону.

Третий этап - выработка и обсуждение заключений о документах. Учитель, подводя итоги после выступлений представителей команд, оценивает правильность избранных решений и убедительность приведенных доказательств.

Четвертый этап игры посвящен переговорам в Портсмуте. Теперь роли несколько меняются: команда, изображавшая японский штаб, становится делегацией от Японии, а русский генеральный штаб - русской делегацией. Сам учитель берет на себя роль принимающей американской стороны (это дает ему право от имени нейтральных посредников вмешиваться в ход переговоров и корректировать их). Возможны персональные роли Комуры и Витте (руководителей делегаций) - при условии, что удастся избежать диалога этих персонажей без участия остальных участников. Переговоры, проходящие за общим столом (команды сидят друг напротив друга), открывает учитель. Он обращается ко всем участникам встречи с короткой речью.

Господа! Мы рады видеть и приветствовать вас за столом переговоров и выражаем надежду на то, что благодаря нашим общим усилиям удастся прервать губительную для России, Японии и всего мира войну. Мы призываем вас к взаимопониманию и надеемся, что разум и гуманность окажутся сильнее накопившихся обид и претензий друг к другу. Итак, господа, предлагается обсудить начальные условия прекращения этой войны.

Делегациям дается 10 минут на выработку условий, после чего выслушиваются предложения каждой стороны. Затем начинается обсуждение условий мира. Для большей четкости можно сразу предложить вести это обсуждение по пунктам:

- о владении островом Сахалин;

- о ловле рыбы во внутренних водах России;

- о выводе войск с территории Маньчжурии и т.д.

Учитель минимально вмешивается в ход переговоров, но следит за тем, чтобы они не зашли в тупик. В этом случае его задача - предложить обеим сторонам компромиссное решение. Учащимся же лучше сообщить заранее, что отказаться от всех предложений и компромиссных вариантов они не имеют права. В конце переговоров подводятся итоги. Учитель обращает внимание школьников на следующие моменты: дипломатическая форма выдвижения требований, их доказательность, умение добиться наилучших результатов и найти оптимальное компромиссное решение.

После завершения игры можно устроить разбор успехов и неудач команд, отметить наиболее отличившихся, интересные моменты. Школьники, как правило, ждут такого разбора и принимают в нем непосредственное участие.

Ирина УКОЛОВА

Реформы Солона

Ролевая игра проводится в течение одного или двух уроков при изучении истории Древней Греции в V или VI классе. В классе, работающем по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой “История древнего мира” (М., 1996), такая игра уместна после знакомства с темой “Земледельцы Аттики теряют землю и свободу” (§ 29). Если дети изучают историю по учебнику Н.Н.Трухиной “История древней Греции” (М., 1996), игру можно организовать перед уроком “Тираны”. Цель игры - реконструировать социальный конфликт между демосом и аристократией в Афинах VI в. до н.э., средствами ролевой дискуссии показать школьникам необходимость реформ, подобных Солоновым. Оснащение игры. Обязательное - песочные часы. Желательное - элементы древнегреческой одежды (накидки из однотонной ткани, склеенные из картона и фольги шлемы, воротники с древнегреческим орнаментом -меандром, броши и т.п.).

Подготовительный этап

Учитель заранее (на предшествующем игре уроке) делит класс на две группы: афинские аристократы и представители демоса. Во время домашней подготовки каждый ученик в рамках выпавшей ему групповой роли конкретизирует свою личную роль (имя, род занятий или должность, степень достатка, богатства), продумывает биографию персонажа (последняя сочиняется скорее для самонастроя - в ходе игры она не понадобится). Полезно изготовление карточек с именем и родом занятий (например, “Ксанф, гончар из Керамика”); карточки прикрепляются к одежде перед уроком. Я сознательно не доверяю детям самим решать, в какую из двух групп они попадут. Во-первых, случайность доставшейся роли способствует формированию умения понимать побуждения и аргументы любой из сторон конфликта. Возможно, что выпавшая ребенку роль покажется ему чуждой, не соответствующей особенностям характера; тем полезнее будет для школьника поиграть в другого. Во-вторых, в раннем подростковом возрасте, как известно, увеличивается агрессивность и возрастают амбиции детей; в классах начинают формироваться группы, зачастую конфликтующие. Добровольное распределение ролей может привести к тому, что группы составятся на основе личных симпатий и антипатий. В этом случае игровая ситуация может спровоцировать или обострить реальные споры и обиды (тем более что, увлекаясь, ребята часто чрезмерно отождествляют себя со своими персонажами). Помимо конкретизации роли, выполнение домашнего задания предполагает четкое осознание понятий демос и аристократия. (Типичная ошибка, допускаемая детьми, состоит в том, что в их представлении народ - это крестьяне, “потенциальные рабы с долговым камнем на поле”, и бедняки.) Школьники должны также представлять себе социальную ситуацию в Афинах VI в. до н.э.

Ход игры

Урок начинается вступительным словом Архонта (в этой роли выступает учитель, ведущий всю игру).

Сограждане! По праву главного в этом году архонта - архонта-эпонима - я открываю сегодня наше народное собрание. Давно не была площадь славных Афин такой многолюдной: вижу вас, пахари Приморья в запыленных сандалиях, - вы шли всю ночь; вижу гончаров из Керамика, оставивших свои мастерские на рабов; даже бездельник Ксенофонт красуется здесь в своей золотой цепи. Мне бы радоваться вашему вниманию к делам города - но нет: тяжело у меня на сердце. Не забота об общем благе, а вражда и ненависть привели вас сюда. Афины стоят на грани войны, самой страшной из возможных, - войны между своими. Постепенно, но неотвратимо мы шли к ней. Многие наши сограждане, что не могут похвастаться известностью своих предков, в последние годы преуспели. Они пускались в опасный путь к новым землям и выгодно продавали там оливковое масло и вино. Вместе с ними богатели и гончары, что лепили тару, и строители кораблей. Теперь эти простые афиняне не так просты, как их предки, и требуют уважения к себе и своим мыслям о том, как должен жить город: они сами хотят управлять собой и им. Другим из вас, жители Аттики, не так повезло: ваши доходы даже уменьшились. Ведь растет спрос на греческое вино и масло, и аристократы приобрели много ваших земель под свои сады. Ареопаг, где заседают главы знатных родов, принял законы о продаже в рабство неимущих должников: эллины порабощают эллинов! Многим из вас знаком тот леденящий ужас, который вызывает вид долгового камня, поставленного на участке. Но и знатные люди Афин не слишком радостно смотрят в будущее. Нарушаются традиции, обычаи старины, когда за покой и разумное управление отвечали прекрасные и добрые, с детства готовившие себя к этой сложной роли. “Куда заведет нас своемыслие черни?” - говорят знатные. Прав наш поэт, сказавший недавно:

Да, понимаю, и в сердце глубоко мне горе запало: Вижу, как клонится ниц бывшая первой страна Меж ионийских земель.

Но, видимо, Зевс не хочет гибели города любимой дочери Афины: он привел всех на сегодняшнее собрание. И мы должны сейчас наконец высказать друг другу свои претензии и сообща найти выход. Иначе - война.

Далее учитель предлагает представителям партий демоса и аристократии в течение нескольких минут обсудить (уточнить) свою программу, требования, претензии к оппонентам. Длительность этой части игры варьируется: если учитель видит, что дети неуверенно чувствуют себя в новой роли, выделяется дополнительное время; в хорошо подготовленном классе этот этап можно и вообще пропустить. Затем начинается основная часть игры - диалог противоборствующих сторон. Здесь учителю нужно быть крайне сосредоточенным: регулирование работы внутри каждой группы становится нереальным, количество активно выступающих ежеминутно возрастает, соответственно усиливается и стихийность происходящего в классе. От ведущего же требуется сделать дискуссию предельно информативной и содержательной, но не оказывать при этом давления на детей и не оценивать поведение играющих, т.е. не вступать в спор. Опыт показывает, что некоторая жесткость Архонту не помешает: так, необходимо строго придерживаться принципа: довод - контрдовод, выделяя (за редким исключением) не более одной минуты каждому оратору. Поэтому Архонт не выпускает из рук песочные часы или самодельную клепсидру. Кроме вопросов, упомянутых в речи Архонта, в ходе дискуссии могут быть обсуждены следующие проблемы. 1. Свободные греки превращаются в рабов. Допустима ли подобная участь для эллина? Как сказывается на обороноспособности Афин то, что обремененный долгами демос не может служить в войске? Может ли стать решением проблемы наемная армия? 2. Справедливо ли разделять людей по происхождению? Существует ли иной принцип разделения общества, уместны ли иные основания для претензий человека на участие в отправлении власти? 3. Возможно ли гражданское самоуправление? 4. Какие существуют способы выхода демоса из экономического тупика? Законен ли всеобщий передел земли? По истечении примерно 20 минут основные претензии и доводы будут уже высказаны, но споры не утихнут, а, напротив, лишь разгорятся, ибо от аргументов дети неизбежно перейдут к эмоциям. Поэтому предложение Архонта избрать примирительную комиссию для выработки окончательного соглашения будет выглядеть вполне естественно и психологически оправданно. Здесь у учителя две возможности. Он может положиться на волю случая и решение детей, предложив им выбрать в комиссию по 2-3 представителя каждой группы. Или же, используя заранее подготовленный прием, можно до начала игры втайне ото всех попросить нескольких учеников познакомиться с реформами Солона и распределить этих детей в разные группы. На уроке учитель, обосновав свой выбор (эти ребята были наиболее активны при дискуссии, они выбрали роли знаменитых и уважаемых афинян, представляют различные слои свободных жителей города и т.п.), назначит в комиссию именно этих школьников. В выборе решения придется положиться на интуицию: единственное условие - не разрушить игру слишком явными подтасовками. Комиссия, сформированная тем или иным способом, уходит на 5-7 минут вырабатывать законы, а аудиторию в это время занимает Архонт. Воспроизведу примерное содержание его речи. Сограждане! Жители великих Афин! Все вы одинаково дороги моему сердцу. И, хотя мой славный род идет еще от архейских вождей, победивших под Троей, мне близки и простые афиняне: я понимаю их нужды, я признаю их силу и их права. Вы избрали меня первым архонтом с широкими полномочиями эсимнета - посредника. И поэтому я не устаю повторять: наши противоречия достигли предела. Собрание показало, что страсти всё не утихают. Сейчас у нас должно хватить благоразумия спокойно встретить любое решение комиссии, если оно будет во благо города. Может быть, одним придется чем-то поступиться, другим - что-то стерпеть. Для этого требуется немало мудрости и мужества, но ведь в наше собрание пришли не дети, а воины. Здесь в толпе я слышал шутку о том, что справедливой жизни законами не создашь, ибо они как паутина: если попадется слабый и бедный, он запутается, а богатые и сильные вырвутся. Но ведь люди часто заключают между собой договор; он крепок, если выгоден обеим сторонам, - зачем же его нарушать?! Вот и нам следует принять такие законы и строго их соблюдать. Благоденствие Афин восстановится и слава их возрастет, если граждане начнут чувствовать друг друга как бы частями единого тела: нам ведь одинаково дороги и своя рука, и нос, и колени. Сейчас вернутся доверенные лица и сообщат решение комиссии. Но последнее слово всё же остается за собранием - за всеми вами. Произнося его, помните: Афины, разорванные враждой граждан, ослабнут, а это станет величайшей радостью наших врагов и соперников на Пелопоннесе, в варварских степях, на морских просторах. Когда-то Афина прекратила ссору Одиссея и женихов Пенелопы. Пусть же ныне она - Мудрость, рожденная из головы Зевса, - поможет и нам.

Последний этап игры - возвращение комиссии с выработанными законами, которые зачитываются классу. Теперь становится ясно, почему я предлагаю учителю сформировать комиссию из подготовленных школьников: в этом случае педагог сталкивается лишь с одной неожиданностью - реакцией класса (афинского общества) на подлинные законы Солона. Реакция, разумеется, будет неоднозначная, бурная, может быть, резко отрицательная; но так ведь и было в реальных греческих полисах. Остановив игру в этой точке, мы на следующем уроке обсуждаем: почему же обе группы не приняли предложений Солона? Чем остался недоволен демос? Что не понравилось аристократам? Если учитель в ходе объяснения нового материала рассказывает о греческой тирании (используя учебник Н.Н.Трухиной), то после знакомства с этой темой следует организовать беседу по вопросам: была ли в развитии греческих полисов неизбежна стадия тирании - ведь после Гиппия Афины не только вернулись к Солоновым законам, но и развивали их? Почему Писистрат обращался к Солону - ведь он правил, опираясь на силу, а не на законы? Каким Вам представляется Солон? Знаете ли Вы иные случаи, когда человека, государственного деятеля, не поняли современники, но высоко оценили потомки? Как Вы думаете, почему так происходит?

Впрочем, если учитель доверяет чутью и подготовленности своих учеников, он может на заключительном этапе игры рискнуть и понаблюдать, как в предварительно смоделированной исходной ситуации (два лагеря, достоверные роли) история воспроизведет саму себя. Или - не воспроизведет: ведь комиссия может предложить законы совсем не солоновские. Такой неисторический результат не стоит воспринимать как крах замысла игры: в любой детской выдумке будет проглядывать либо солоновский, правовой, вариант решения проблемы, либо силовой, тиранический (все равно, аристократы или народ возьмут верх в комиссии). Если дети до этого всерьез вжились в роли, комиссия никогда не предложит явного абсурда: вооружить всех рабов или прислать миротворцев из Спарты. Таким образом, задача учителя - детально проанализировать придуманные детьми законы и реакцию на них класса, а затем, на следующем уроке, построить беседу так, как описано выше, но с учетом особенностей игровой ситуации: например, разобрать, что было более вероятным в реальных Афинах VI в. до н.э. - появление аристократической тирании (если так получилось в игре) или народной?

TopList